Общие психологические теории |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология |
Бихевиоризм Название этого направления происходит от английского слова bihavior — поведение. Основатель направления — Дж. Уотсон. Бихевиористы считали, что сознание человека, его мысли, чувства, переживания — слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изучать можно лишь то, что можно точно наблюдать в поведении и фиксировать. Психология стала пониматься ими как наука о поведении.
Основатель этого направления З. Фрейд обратил внимание, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детском возрасте и связанными с реальными или воображаемыми сексуальными домогательствами со стороны близких взрослых противоположного пола. Представители этого направления заметили, что симптомы заболеваний исчезают, когда пациент вновь вспоминает и переживает травмирующее событие. Обращение к детскому опыту для понимания переживаний взрослого человека было важнейшим открытием З. Фрейда.
Название этого направления происходит от слова «гештальт» (нем.) — форма, образ структура. Основатели гештальтпсихологии — М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер. Психика, считали представители этого направления, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов). Центральным для них явилось представление о том, что основные свойства гештальта нельзя понять путем суммирования свойств отдельных его частей. Целое принципиально не сводимо к сумме отдельных его частей, целое — это совсем другое, чем сумма его частей. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей.
Возникла в 50—60-е годы XX столетия в американской психологии. Представители этого направления — А. Маслоу, К. Роджерс и др. Гуманистическая психология провозгласила в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека, признание приоритета творческой стороны в человеке. Новое понимание природы человека: по самой природе в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, каждый человек способен выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Теория личности А. Маслоу провозглашает положения, характерные для гуманистической психологии: жизнь человека можно понять, лишь приняв во внимание его наивысшие стремления — рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, саморегуляции, наличие уникальности и огромного личностного потенциала к развитию.
Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с. Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |