Общие психологические теории
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Бихевиоризм

Название этого направления происходит от английского слова bihavior — поведение. Основатель направления — Дж. Уотсон. Бихевиористы считали, что сознание человека, его мысли, чувства, переживания — слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изучать можно лишь то, что можно точно наблюдать в поведении и фиксировать. Психология стала пониматься ими как наука о поведении.
Основная схема поведения была описана в символах «S — R: стимул — реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией — любое ответное действие. Чаще всего поведение определяется сложной совокупностью стимулов, которые определяются как окружающая среда, или ситуация. Реакция также может быть простой (отдергивание руки от горячего предмета) и сложной (прием пищи, написание текста и т.д.).


Психоанализ.

Основатель этого направления З. Фрейд обратил внимание, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детском возрасте и связанными с реальными или воображаемыми сексуальными домогательствами со стороны близких взрослых противоположного пола. Представители этого направления заметили, что симптомы заболеваний исчезают, когда пациент вновь вспоминает и переживает травмирующее событие. Обращение к детскому опыту для понимания переживаний взрослого человека было важнейшим открытием З. Фрейда.
Представление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, возникшими в результате либо подавления, вытеснения, либо недопущения в сознание определенных влечений, переживаний, мотивов, произвело переворот в представлениях о человеческой психике. Таким образом, ключевые понятия психоанализа — «сознание» и «бессознательное». Последнему была отведена особо важная роль в объяснении человеческого поведения.
В первые годы своей работы З. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Позднее З. Фрейд утверждал, что личность (психика) состоит из трех основных компонентов:
1) «Оно» («ид») — наиболее примитивная и недоступная сознанию часть психической жизни. Именно здесь находятся инстинкты.
2) «Я» («эго») — служит своеобразным посредником между «оно» и внешним миром, сдерживает импульсы, идущие от «оно», находит косвенные пути их удовлетворения.
3) «Сверх-Я» («супер-эго») — развивается из «эго» в процессе усвоения ребенком тех норм поведения и ценностей, которые воспитывают у него родители.


Гештальтпсихология.

Название этого направления происходит от слова «гештальт» (нем.) — форма, образ структура. Основатели гештальтпсихологии — М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер. Психика, считали представители этого направления, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов). Центральным для них явилось представление о том, что основные свойства гештальта нельзя понять путем суммирования свойств отдельных его частей. Целое принципиально не сводимо к сумме отдельных его частей, целое — это совсем другое, чем сумма его частей. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей.
По мнению К. Коффки, система внутренних условий совместно с системой внешних условий определяет наше поведение. Поэтому развитие заключается не только в созревании, но и в обучении. Поведение только тогда будет полностью описано, когда будут известны обе его стороны, и только такое описание позволит перейти к объяснению поведения. Надо изучать не только то, что делает ребенок, его внешнее поведение, но и его внутренний мир — мир переживаний.


Гуманистическая психология.

Возникла в 50—60-е годы XX столетия в американской психологии. Представители этого направления — А. Маслоу, К. Роджерс и др. Гуманистическая психология провозгласила в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека, признание приоритета творческой стороны в человеке. Новое понимание природы человека: по самой природе в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, каждый человек способен выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Теория личности А. Маслоу провозглашает положения, характерные для гуманистической психологии: жизнь человека можно понять, лишь приняв во внимание его наивысшие стремления — рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, саморегуляции, наличие уникальности и огромного личностного потенциала к развитию.

Вопросы для контроля:
1. Дайте характеристику схемы поведения в бихевиоризме.
2. Назовите ключевые понятия психоанализа.
3. Перечислите уровни психической жизни человека (по З. Фрейду).
4. Раскройте компоненты личности (по З. Фрейду).
5. Определите основную идею гештальтпсихологии.
6. Раскройте идеи гуманистического направления.
7. Назовите известных представителей перечисленных психологических направлений (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология).

Тест для самоконтроля:
Инструкция: приведите в соответствие направления психологии и предмет их исследования.
1. Фрейдизм
2. Гештальтпсихология
3. Бихевиоризм
4. Гуманистическая психология А) Самореализация личности Б) Психика
В) Бессознательное Г) Познание
Д) Целостные структуры психики Е) Поведение Ж) Функции сознания


Задания для самостоятельной работы:
1. Изучите подробно психологические направления (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психо-ло- гия) и определите, на ваш взгляд, положительные идеи данных направлений, актуальные в современном мире. Как их можно использовать в жизни современного человека? Опишите.
2. Подумайте над вопросом: какой вклад внесли перечисленные направления в развитие психологической науки?

Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с.

Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.