На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Коррекция конфликтного поведения субъектов образовательной среды как психолого-педагогическая проблема
Коррекция конфликтного поведения субъектов образовательной среды как психолого-педагогическая проблема
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Коррекция конфликтного поведения субъектов образовательной среды как психолого-педагогическая проблема
Особенности конфликтного поведения субъектов образовательной среды
Теоретическое обоснование модели психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения субъектов образовательной среды
Все страницы

1.1 Понятие конфликтного поведения в психолого-педагогических исследованиях

Проблеме конфликтов посвящены работы ряда известных и выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, социологов таких как: А.Я Анцупов, К.Боулдинг, Л.С. Выготский, П.О. Гриффин, Е.М. Дубовская, Г. Зиммель, Д.П. Зеркин, Л. Козер, В.А.Кременюк, К.Лоренс, К. Левин, Б.Т. Лихачев, О.В. Левин, У. Мак-Дуглас, М.И. Могилевский, К. Маркс, Л.А.

Петровская, Г. Спенсер, И.Ф. Смолянинов 3.Фрейд, А.И. Шипилов и другие [3, c. 111].

Конфликты с давних пор привлекали к себе внимание людей. Первоначальные упоминания о конфликтах встречаются во множествах дошедших до нас памятниках литературы. К примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса»; в библии можем прочесть предание о ссоре между братьями Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы, также во многих русских былинах можно отыскать примеры конфликтов.

Сам слово «конфликт» пришло в русский язык из латыни и стало применяться с начала 19 века. В самом общем виде конфликт определяют как разногласия между двумя и более сторонами – лицами или социальными группами (воспринимаема несопоставимость действий, целей и другие противоречия) [34, c.6].

Древнекитайский философ Конфуций еще в VI в. до н. э. в своих изречениях заявлял, что злобу и напыщенность, а с ними и конфликты, порождают неравенство и непохожесть людей. Он наставлял людей на то, что необходимо совершенствовать нравы, обычаи, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы «тяжбы не велись» [34, c. 9].

Одними из первых, кто пробовал рационально понять конфликты, были древнегреческие философы. Так, древний философ-диалектик Гераклит хотел объединить свои размышления о войнах и социальных разногласий с общей системой представлений о природе мироздания.

Конфликтам уделяли внимание и такие ученые, как Платон и Аристотель (V–IV вв. до.н. э.). Они полагали, что индивид по своей натуре существо социальное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого общества; заложенное в человеческой природе начало придает ему способность к взаимопониманию, взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми. Так же они не исключали и стремление к вражде, злобе и насилию. Согласно суждению самого Аристотеля, источники распрей заключаются в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страже, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других [цит. по 34, c. 11].

В.Л. Цветков выделяет семь основных этапов в становлении науки о конфликтах – конфликтологии (табл.1) [57, с.78].

Таблица 1 – Этапы становления науки о конфликтах

Эпоха

Характеристика

1.Древнейшие времена

Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношения людей[34, c. 9]

2.Средние века

Конфликтологические идеи носят в основном религиозный характер

3.Эпоха Возрождения

Идеи пронизаны верой в силу, разум и гармонию человека, способность преодолеть конфликты

4.Новое      время      и       эпоха
Просвещения

Появление предпосылок к системному подходу в познании и изучении конфликтов [57, c. 79]

5.Первая половина XIX в.

Появление по-настоящему научного подхода к изучению конфликтов

6.Вторая         половина             XIX– начало XX в.

Становление        конфликтологии        как         относительно
самостоятельной теории

7.Новейшее время (XX            –
начало XXI в.)

Дополнительная конкретизация теории конфликтов, четкие  очертания ее проблематики [7, с.6]

Таким образом, вплоть до 20 годов XIX в. конфликт рассматривался либо в самом общем плане, как одно из проявлений противоречия, либо в плане рассмотрения единичных видов столкновений, например, конфликты разных классов, военные конфликты [34, с.11].

Но далеко не все ученые принимали конфликт категорией социологических концепций, однако все без исключения соглашаются в том, что конфликты захватывают значительное место в жизни общества и осуществление теоретических исследований в данной области следует с целью разрешения конфликтных ситуаций [1, с. 103].

Со временем, конечно, изучение конфликтов начало принимать практическую направленность. На первый план выступает вопрос о средствах и способах урегулирования конфликтов.

Психология конфликтов складывается на основе психологии личности, социальной психологии, психологии общения. Огромный вклад в исследование психологии конфликта принесли работы К.Томаса, который выделил пять основных типов поведения людей в конфликтной ситуации (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество) и разработал тестовую методику с целью установления склонностей людей к какой-либо стратегии.

В педагогике же конфликты исследуются на разных возрастных этапах социализации личности [3, с.100]:

– в дошкольном возрасте (А.А. Рояк, Т.И. Юферова);

– в школьном возрасте (В.М. Афонькова, Л.С. Савина); – в подростковый период (Т.В. Драгунова, Е.В. Первышева);

– в юности и в студенческом возрасте (В.М. Басова, А.И. Шкиль).

Можно найти различные определения конфликта, однако, все без исключения делают акцент на наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если имеется в виду взаимодействие людей.

Приведем в пример более популярные определения понятия «Конфликт» в психологической науке. В психологии конфликт понимается как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. То есть, основу конфликтных ситуаций в группах ил между разными интересами, мнениями, суждениями, целями.

Отталкиваясь от вышесказанного, можно предположить иное определение конфликта. Конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок, идей, которое люди стараются разрешить с помощью убеждений или действий на фоне эмоциональных проявлений [34, с.22].

С точки зрения А.Г.Здравомыслова, конфликт – это вид отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых определена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [цит. по 37, с.5].

Н.В. Гришина рассматривает конфликт как явление биполярное, т.е. противоборство двух начал, которое выражается в активности сторон, сосредоточенной на преодолении противоречий, при этом каждая из сторон конфликта показана активным субъектом (субъектами) [13, с. 64].

Р.Дарендорф понимает данное понятие как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности.

В «Психологическом энциклопедическом словаре» конфликт понимается как сложно разрешимое противоречие, которое сопряжено с острыми эмоциональными переживаниями [27, с. 206].

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов дают подобное определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых разногласий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся отрицательными эмоциями» [цит. по 41, с. 174].

Большинство изученных трудов позволяют выделить четыре типа конфликтов:

1.Внутриличностный. В этом случае сторонами конфликта выступают 2 или более элементов одной личности. В данном случае мы имеем столкновение выборочных свойств личности и поведения человека.

2.Межличностный. Этот конфликт проявляется между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается столкновение из-за разных потребностей, целей или установок.

3.Личносто-групповой конфликт проявляется нередко по причине несоответствия действий одной личности с условиями группы.

4.Межгрупповой. В данном конфликте может реализовываться

столкновение стереотипов поведения, общепринятых норм, целей или ценностей различных социальных групп.

В рамках исследования мы изучаем конфликты в малой подростковой группе. Это могут быть межгрупповые конфликты или конфликты между личностью и группой. Последний конфликт считается одним из непростых видов конфликта, т.к. в этом случае будут явно демонстрироваться отрицательные результаты конфликта по отношению к личности, реже к группе.

Конфликты так же могут быть скрытыми ли явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Конфликты могут выполнять как позитивные

(конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции [37, с. 25].

Конструктивные функции:

– конфликты могут служить с целью эмоциональной разгрузки, ослабления психического напряжения, удовлетворения потребностей, адаптации, самореализации и самоутверждения (терапевтическая функция);

– конфликт дает возможность более основательно познать участниками конфликта друг друга и самих себя, помогает развитию личности и межличностных отношений (функция развития);

– улучшение качества деятельности и принимаемых решений, активизация социальной активности (коммуникативная функция);

– конфликт ликвидирует противоречия в функционировании коллектива, может помочь сплочению группу (интегративная функция);

– обозначение и актуализация существующих проблем и недостатков (сигнальная, диагностическая функция);

– стимуляция поиска и принятия решения существующей проблемы

(генерирующая и стимулирующая функции) [7, с. 17]; Деструктивные функции:

– переживание стресса, изменение в худшую сторону настроения, самочувствия, снижение работоспособности, формирование и развитие психологических проблем и комплексов;

– конфликт может содействовать ухудшению либо даже разрушению межличностных отношений, социально-психологического климата, качества совместной деятельности, понижению сплоченности группы и уровня достижимости целей;

– провокация насилия, подстрекательство, агрессии и даже гибель людей;

– фиксирование социальной пассивности личности, её аморальности и насильственных способов решения проблем [22, с. 38-39].

В зависимости от того, какие структурные элементы конфликта рассматриваются, ученые создавали свои классификации конфликтов (табл.2)

[37, с. 9].

Таблица 2 – Классификации конфликтов

Автор (авторы)

Виды конфликтов

К.Боулдинг

  • между отдельными личностями;
  • между личностью и группой;
  • между личностью и организацией;
  • между группой и организацией;
  • между разными типами групп и организаций

С.Чейз

  • конфликтные            явления          внутриличностного и межличностного уровня;
  • конфликты между государствами, нациями [цит.по 37,c.

9]

А.Г. Здравомыслов

  • межиндивидуальные конфликты
  • межгрупповые конфликты:

– между группами по интересам;

 

 

  • группами этнонационального характера;
  • группами, объединенными общностью положения; •           конфликты между ассоциациями;
  • внутри и межинституциональные конфликты;
  • конфликты между секторами общественного разделения труда;
  • конфликты между государственными образованиями;
  • конфликты между культурами и типами культур [37,c. 11]

А.Я.   Анцупов, Шипилов

А.И.

  • внутриличностные конфликты;
  • социальные конфликты: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами;
  • международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями [4, c. 62].

Разрешение конфликта – это совместная деятельность участников, которая ориентирована на окончание противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Работа по разрешению конфликтов включает в себя:

1) анализ и выявление причин конфликта и его сторон;

2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода; 3) реализацию принятого решения.

Суть разрешения конфликта заключается в воздействии на его первопричины и участников. Разрешение конфликта подразумевает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Кроме того, для решения конфликта необходимо изменение самих участников, их позиций, которые они отстаивали. Зачастую разрешение конфликта базируется на изменении отношения оппонентов к объекту конфликта или друг к другу [37, с. 15].

Конфликтное поведение обладает своими основными принципами, стратегиями и тактиками. Главные принципы конфликтного поведения: концентрацию сил; координацию сил; причинение удара по более чувствительному месту в месторасположении врага; экономию сил и времени и др. Стратегия действия в конфликте рассматривается точно как направление личности или группы согласно взаимоотношению к конфликту, установка на конкретные формы поведения в условиях конфликтной ситуации [5, с. 58].

Имеется много описаний различных стилей поведения в конфликте – как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Одним из подобных описаний является двухмерная модель урегулирования конфликтов, которую предложил К. Томас [13, с. 97].

Двухмерная модель Томаса – Килменна демонстрирует способы урегулирования и стили поведения людей в условиях конфликтной ситуации.

Основными измерениями в данной модели являются:

• кооперация – человек выражает внимание к интересам других людей, вовлеченных в конфликт;

• напористость – внимание человека сосредоточено только на защите собственных интересов.

Для наиболее результативного решения конфликта подобрать выбрать определенный стиль поведения. Под стилем поведения в конфликте подразумевают направленность личности по отношению к конфликту, установку на определенные формы поведения в конфликтной ситуации [26, с. 153]. Кроме того, психологи К. Томас и Р. Килменн определили пять возможных стилей поведения в конфликтных ситуациях:

1.Сотрудничество – совместная выработка решения, которая удовлетворяет интересы абсолютно всех сторон, требующая интеграции позиций субъектов взаимодействия [37, с. 17];

2.Компромисс – урегулирование разногласий посредством уступок сторон конфликта друг другу;

3.Избегание (уход) – уклонение от конфликта, желание выйти из конфликтной ситуации, никак не решая её;

4.Приспособление – преуменьшение своих стремлений и принятие позиции оппонента;

5.Соперничество – это открытая борьба за свои интересы, жесткое отстаивание своей позиции [37, с. 18].

Особенный интерес при оценке моделей и стратегий поведения в конфликте необходимо уделить значимости для человека межличностных отношений с противоборствующей стороной. Так, к примеру, в случае если для одной из сторон конфликта межличностные отношения не представляют никакой ценности, то поведение этой стороны в конфликте будет принимать деструктивные формы – принуждение, борьба, конкуренция. В случае если межличностные отношения ценны для субъекта конфликтного взаимодействия, то он будет стремиться к проявлениям адекватного поведения и иметь нацеленность на компромисс, сотрудничество, уход или уступку [13, с. 201].

Таким образом, при изучении литературы, мы выяснили, что существуют разные описания определения конфликта, но все они указывают на противоречия, которые приводят к разногласиям во взаимодействии между людьми. Психологи выделяют четыре вида конфликта: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой. Конфликтное поведение состоит из противоположных действий субъектов конфликта. Также конфликтное поведение имеет и свои принципы: концентрация сил, координация сил, нанесение удара по уязвимому месту противника, экономия сил и времени. Можно выделить стратегии конфликтного поведения: соперничество, компромисс, избегание, сотрудничество, приспособление.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.