Понятие характер в психологии |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание темы:
|
Рисунок - 2. Структура характера
В отечественной психологии под характером понимают индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм); 3) к порученному делу (трудолюбие или лень, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость); 4) в характере выражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную или физическую боль.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках.
Черты характера проявляют направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающему миру и представляющие собой индивидуальные способы осуществления этих отношений.
Принято выделять три основные группы черт характера:
1. Волевые (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность) - определяют, насколько способен человек осуществить свои цели.
2. Интеллектуальные (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность) - связаны с индивидуальными различиями в мыслительной деятельности человека.
3. Эмоциональные (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие) - связаны со спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона, который сопровождает поступки человека.
Среди свойств характера принято выделять общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают влияние на широкую сферу поведенческих действий.
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
- отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
- противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус);
- признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
- признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.
Однако, как считает Б. Г Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Специализация воспитания, например меланхолика, могла бы привести лишь к тому, что он превратился бы в гипермеланхолика, в мимозоподобное существо. Культивирование свойств флегматика могло бы стать следствием создания тяжелого стиля умственной деятельности, отсутствия гибкости и т.п. Этого не происходит, поскольку по мере развития личности и нарастания влияния социального окружения взаимоотношения характера и темперамента изменяются. Овладевая на основе развития характера и воли своими потребностями, чувствами, мыслями, человек начинает воздействовать на проявление своего темперамента, преобразовывать его.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.
В конечном счете черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.
Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение «человек с характером» рассматривалось как синоним выражения «волевой человек». Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего, проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, ее направляющее, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется; волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой - нередки случаи, когда слабовольного человека называли «бесхарактерным». С точки зрения психологии это не совсем так - и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия «бесхарактерный» означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.
ПОНЯТИЕ АКЦЕНТУАЦИИ
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета К. Леонгард. Им разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
В работах К. Леонгарда используются сочетания «акцентуированная личность» и «акцентуированные черты характера». В работах К. Леонгарда специально подчеркивается, что акцентуированные люди не являются ненормальными. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.
ГИПЕРТИМНЫИ ТИП
Гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность. Однако лишь в очень редких случаях возбудимость в детстве бывает столь сильной, что заставляет обратится к врачу.
Главная черта гипертимных подростков - почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Оно гармонично сочетается с прекрасным самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон. Хотя спят они чаще немного, но по утрам встают бодрыми. При тяжелых физических нагрузках, недосыпании, в напряженной ситуации, требующей активности, энергии, находчивости, они довольно долго сохраняют силы. Однако душевное напряжение в сочетании с вынужденным бездельем переносится плохо.
Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях. Они бывают на высоте и в организации развлечений, и в любых чрезвычайных ситуациях, где требуются быстрота, смелость и находчивость, и в обстановке трудового подъема, «аврала», «штурма» - всего, что создает благоприятную возможность для раскрытия положительных сторон характера.
Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы.
Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает показать себя, предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью. Отвергается склонность бежать от неудач, хотя обычно это нередко случается.
ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП
Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного завершается, возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раздражительностью. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны 1-2 нед. (Озерецковский С. Д., 1974). Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид снова превращается в гипертима, стремится в компании заводит знакомства, претендует на лидерство и обычно наверстывает то, что было упущено в учебе и работе в субдепрессивной фазе. Периоды подъема случаются реже, чем субдепрессивные фазы, и бывают не такими яркими. По наблюдению Ю. А. Строганова (1972), иногда лишь обычно несвойственные рискованные шутки над старшими да стремление везде и всюду острить могут бросаться в глаза окружающим.
У циклоидных подростков имеются свои места «наименьшего сопротивления». Они различны в субдепрессивной фазе и в период подъема. В последнем случае выступают те же слабые места, что при гипертимном типе: непереносимость одиночества, однообразной и размеренной жизни, кропотливого труда, Неразборчивость в знакомствах и т.д. В субдепрессивной фазе ахиллесовой пятой становится коренная ломка жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные состояния на первых курсах высших учебных заведений.
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное различие от сходного по названию типа «неустойчивых», где основной дефект падает на волевую сферу, где неустойчивость касается поведения, поступков. О формировании лабильного типа можно говорить, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати начавшийся дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач.
Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, к похвалам и поощрениям - все м доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны погрузить в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты и несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.
Реакция эмансипации выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Тяга к группированию со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, в плохие - избегают общений. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, а более ищут эмоциональные контакты. Они охотно довольствуйся положением любимца и баловня, которого опекают и защищают более стенич- ные приятели.
АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
При астено-невротической акцентуации иногда с детства обнаруживаются признаки невропатии - беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п.
Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются непереносимыми. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются обследования и осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце.
Стремление к эмансипации от старших или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомляемости, могут исподволь подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, побуждать к обвинению близких в том, что они не уделяют должного внимания их здоровью, или даже порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и от крыто.
К товарищам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или общения с близким другом.
СЕНСИТИВНЫЙ ТИП
С детства обнаруживаются такие черты характера, как пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. Чтению многие из них предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном к ним отношении или суровом обращении с ними. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».
Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке со стороны старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются.
Реакция группирования со сверстниками, как и реакция эмансипации, получает мало внешних проявлений. В отличие от шизоидов, сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и неспособны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая компания ужасает их царящим в ней шумом, грубостью, развязностью.
Увлечения сенситивных подростков можно разделить на истинные, гармонирующие с их характером, и на контрастные их натуре и обусловленные реакцией гиперкомпенсации. Первые относятся в основном к интеллектуально-эстетическим хобби. Они весьма разнообразны и зависят от уровня общего развития, определяются примерами старших, индивидуальными наклонностями и способностями. Здесь встречается и увлечение разными видами искусства: музыкой (обычно классической), рисованием, лепкой, шахматами. Здесь же часто фигурируют разведение домашних цветов, певчих птиц, аквариумные рыбы, приручение мелких животных. Удовлетворение здесь приносит сам процесс занятий: возможность прочесть интересную книгу на иностранном языке послушать любимую музыку, порисовать, решить сложную шахматную задачу, полюбоваться растущими цветами, покормить рыбок и т.п. Эти увлечения начисто лишены желания привлечь к себе внимание окружающих или добиться поражающих результатов. Даже реальные успехи самими подростками оцениваются весьма скромно.
ПСИХОАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий - навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.
Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходной черты астено-невротического и сенситивного типов. Страхи и опасения психастеника целиком адресуются к возможному, хотя и мало вероятному в его будущем (футуристическая направленность мнительности и тревоги): как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее - с теми близкими, к которым они обнаруживают страстную, порою патологическую привязанность. Опасности реальные и невзгоды уже случившиеся пугают куда меньше. У подростков особенно ярко выступает тревога за мать - как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье не внушает никому опасений, как бы не погибла под транспортом, не попала в катастрофу. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.
Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально придуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить все люки, не наступать на их крышки, то «не провалишься», отвечая уроки, на экзаменах и т.п.; если не дотрагиваться до ручек дверей, то не заразишься и не заболеешь; если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим выдуманное заклинание, то с нею ничего плохого не случится.
Подростковые поведенческие реакции при психастеническом типе характера бывают выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи - у мальчиков чаще к матери. Возможно, эта привязанность питается нерешительностью и тоже служит психологической защитой. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах - места в подростковой группе им обычно не находится, если только не посчастливится попасть в компанию юных интеллектуалов. Увлечения, как правило, относятся к области интеллектуально - эстетических хобби. Даже собирание коллекции у подростков этого типа более питается этими потребностями, чем страстью накопительства («Я собираю марки разных стран, чтобы изучить географию», - заявил 12-летний мальчик с психастеническим типом характера).
ШИЗОИДНЫЙ ТИП
Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Недостаток интуиции проявляется отсутствием «непосредственного чутья действительности», неумением проникнуть в чужие переживания, угадать желания других, почувствовать неприязненное отношение к себе и наоборот, симпатию и расположение, уловить тот момент, когда не надо навязывать свое присутствие и когда, наоборот, надо выслушать, посочувствовать, не оставлять собеседника с самим собой. К недостатку интуиции следует добавить тесно с ним связанную неспособность к сопереживанию - неумение разделить радость и печаль другого, понять обиду, почувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда эту особенность обозначают как слабость эмоционального резонанса.
Шизоид скорее раскрывается веред людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими его прихотливому выбору. Но он может навсегда оставаться скрытой, непонятной вещью в себе для близких или тех, кто знает его много лет. Богатство внутреннего мира свойственно далеко не всем шизоидным подросткам и, конечно, связано с определенным интеллектом или талантом.
Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному распорядку жизни, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, фантазий, увлечений. Вместе с тем реакция эмансипации может легко оборачиваться социальной нонконформностью - негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешек над распространенными идеалами, интересами, злопыхательством по поводу «отсутствия свободы». Подобного рода суждения могут долго и скрытно вынашиваться и неожиданно для окружающих реализоваться в публичных выступлениях или решительных действиях. Зачастую поражает прямолинейная критика других лип без учета ее последствий для самого себя.
Реакция группирования внешне выражена довольно слабо. Как правило, шизоидные подростки стоят особняком от компаний сверстников. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию
Увлечения у шизоидных подростков обычно выступают ярче, чем все другие поведенческие реакции этого возраста. Увлечения нередко отличаются силой, устойчивостью и необычностью. Чаще всего приходится встречать интеллектуально-эстетическое хобби. Большинство шизоидных подростков любят чтение, книги поглощают запоем, чтение предпочитают другим развлечениям. Выбор для чтения может быть строго избирательным - только определенный жанр литературы, только определенен эпоха из истории, определенное течение в философии и т.п.
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП
Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфории и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженность инстинктивной сферы, иногда достигающая аномалии влечений, а также вязкость, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей.
Отличает злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Все же, чем спокойнее обстановка вокруг, тем легче протекают дисфории и в одиночестве скорее достигается успокоение.
Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков может протекать очень тяжело. Дело доходит до полного разрыва с родными, в отношении к которым выступают крайняя озлобленность и мстительность. Эпилептоидные подростки не только требуют свободы, самостоятельности, избавления от власти, но и «прав», своей доли имущества, жилища, материальных благ. При конфликтах с матерью и отцом они могут держаться бабушек и дедушек, если те их балуют и им потакают. В отличие от представителей других типов эпилептоидные подростки не склонны распространять реакцию эмансипации с родителей на все старшее поколение, на существующие обычаи и порядки. Наоборот, перед начальством они бывают готовы на угодничество, если ждут от него поддержки или каких-либо выгод для себя.
Реакция группирования со сверстниками тесно сопряжена со стремлением к властвованию. Поэтому охотно выискивается компания из младших, слабых, безвольных, неспособных дать отпор. В группе эпилептоидные подростки желают установить свои порядки, всегда выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними. Они нередко могут чувствовать себя на высоте в условиях строго дисциплинарного режима, умея угодить начальству, добиться преимуществ, завладеть положением, дающим в их руки определенную власть над другими подростками, установить над ними жесткий диктат и извлекать себе выгоду из своего положения Их боятся, но постепенно против них зреет бунт, в какой- то момент их «подводят», и они оказываются низринутыми со своего начальственного пьедестала.
Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточно ярко. Почти все эпилептоидные подростки отдают дань азартным играм. В них легко пробуждается почти инстинктивная тяга к легкому обогащению.
ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП
Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие - только не перспектива остаться незамеченным («жаждущие повышенной оценки»). Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не «льют воду на мельницу эгоцентризма». Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.
Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков, которые служат причиной обращения к психиатру, на первое место следует поставить суицидальные демонстрации - они послужили причиной направления в подростковую психиатрическую клинику в 80% случаев истероидных психопатий и акцентуаций характера. Первые суицидальные демонстрации, по нашим наблюдениям, у акселерированных подростков чаще падают на возраст 15-16 лет. Способы «суицида» при этом избираются лишь безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки) либо рассчитанные на то, что серь- ная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т.п.). Обильная суицидальная «сигнализация» нередко предшествует демонстрации или сопровождает ее: пишутся прощальные записки, делаются «тайные» признания приятелям, записываются на магнитофон «последние слова» и пр.
B качестве причины, толкнувшей истероидного подростка на «суицид», им самим чаще всего называется «неудачная любовь». Однако обычно удается выяснить, что это - только лишь романтическая завеса или просто выдумка, направленная на то, чтобы «облагородить» свою личность, создать вокруг себя ореол исключительности. Действительной причиной обычно служит уязвленное самолюбие, утрата ценного для данного подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно отвергнутая любовь, разрыв, а особенно появление соперника или соперницы наносит чувствительный удар по эгоцентризму истероидного подростка, если к тому же все события развертываются на глазах приятелей и подруг.
Другой причиной суицидальной демонстрации может служить необходимость выпутаться из опасной ситуации, избежать серьезных наказаний, вызвав сочувствие, жалость, сострадание.
Сама же суицидальная демонстрация с переживаниями окружающих, суетой, скорой помощью, любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение истероидному эгоцентризму.
Подростковые поведенческие реакции также бывают окрашены этой главной истероидной чертой. Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления - побеги из дома, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т.п.
Однако по сути дела настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа - от внимания и забот близких они вовсе не жаждут избавиться. В итоге эмансипационные устремления часто сползают на рельсы детской реакции оппозиции.
Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство или, во всяком случае, на исключительное положение в группе. Не обладая ни достаточной стенич- ностью, ни бестрепетной готовностью в любой момент силой утвердить свою командную роль, подчинить себе других, истероидный подросток рвется к лидерству доступными для него путями. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, еще назревающих в ней и порою еще неосознанных желаний и стремлений, истероиды могут быть их первыми выявителями, выступать в роли зачинщиков и зажигателей. В порыве, в экстазе, воодушевленные обращенными на них взглядами, они могут повести за собой других, даже проявить безрассудную смелость. Но они всегда оказываются вожаками на час - перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор. Главное, приятели вскоре распознают за внешними эффектами их внутреннюю пустоту. Это осуществляется особенно быстро, когда лидерская позиция достигается другим и более доступным для истероидного подростка путем - пуская «пыль в глаза» историями о своих былых удачах и приключениях. Все это ведет к тому, что истероидные подростки не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подростковой группе и охотно устремляются в другую, чтобы начать все сначала. Если от истероидного подростка слышишь, что он разочаровался в своих друзьях, можно не сомневаться, что именно те уже раскусили его.
Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби. Увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими. Если есть способности, то художественная самодеятельность открывает здесь наибольшие возможности. Всегда предпочитаются те виды искусства, которые в данное время наиболее модны среди подростков своего круга (в наш период - эстрадные ансамбли) или могут поразить своей необычностью (например, театр мимов).
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
В детстве они отличаются непослушанием, часто непосредственностью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. За ними все время приходится следить. С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, но всегда ищут случай отлынивать от занятий.
Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице, днями, ничего не делая, торчат в местах, где обычно собираются подростки. Подстрекаемые более энергичными сверстниками, могут сбежать из дому.
Реакция эмансипации у неустойчивых тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них - лишь источник средств для наслаждений.
Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять здесь положение лидера. Обычно они становятся послушным орудием этих групп. В групповых правонарушениях им приходится «таскать каштаны из огня», а плоды пожинают лидер и более стеничные члены группы.
КОНФОРМНЫЙ ТИП
Представители конформного типа - это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило - жить «как все», думать, поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» - от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформная личность - полностью продукт своей микросреды. В хорошем окружении - это неплохие люди и исполнительные работники. Но, попав в дурную среду, они постепенно усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и поведение, как бы это ни противоречило всему предыдущему в их жизни и как бы пагубно ни было.
Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорится в привычном для них окружении, все, что они узнают через привычный для них канал информации, - для них и есть истина. И если через этот же канал начинает поступать сведения, явно не соответствующие действительности, они по-прежнему долго принимают их за чистую монету.
Конформные подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Они не склонны менять по своей инициативе одну группу на другую. Переезд на другое место жительства, смена школы - для них поначалу большая встряска. Нередко решающим фактором в выборе учебного заведения после 8-го класса является то, куда идет большинство товарищей; невозможность следовать за «всеми» воспринимается как психическая травма. Но одна из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует, - это когда привычная подростковая группа почему-то изгоняет их. Лишенные собственной инициативы, конформные подростки легко могут быть втянуты в алкогольные компании, в групповые правонарушения, подбиты на побег из дому или науськаны на расправу с чужаками.
Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформной подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию быть «как все» его ровесники, перенять распространенные в его группе моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его группой и модой времени.
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП
Главная особенность демонстративной личности - потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементами этого поведения являются самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.
ВОЗБУДИМЫЙ ТИП
Особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.
ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП
Дистимическая личность есть противоположность гипер- тима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.
ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП
Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким их внешним выражением.
ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП
Хорошо заметными внешними признаками этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется, то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту для них характерна добросовестность.
ТРЕВОЖНЫЙ ТИП
Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ ТИП
Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются и не редкими и не случайными.
В гипертимической фазе поведение типичное - радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.
ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ТИП
Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.
ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП
Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основание: переживания аффекта часто сочетаются с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легко уязвимыми, но в контексте вышесказанного.
ЭМОТИВНЫЙ ТИП
Главной особенностью эмотивной личности являются высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость («глаза на мокром месте»).
Рассмотренные классификации, как легко увидеть, не являются тождественными. Вместе с тем между ними имеется определенное соответствие (табл. 7).
Таблица 2 - Сравнительно-сопоставительный анализ классификации акцентуированной личности (по К. Леонгарду) и классификации акцентуаций характера (по А. Е. Личко)
Тип акцентуаций, по К. Леонгарду |
Соответствие типов, по А. Е. Личко, классификации К. Леонгарда (по мнению А. Е. Личко) |
Анализ соответствия двух классификаций |
1 |
2 |
3 |
Демонстративный |
Истероидный |
Истероидный |
Педантичный |
Психастенический |
Нет прямого соответствия. Частично психастенический и сенситивный. Не основные элементы эпилептоидного |
Застревающий |
|
Соответствия нет. Частично эпилептоидный |
Возбудимый |
Эпилептоидный |
Эпилептоидный (не полное соответствие) |
Гипертимический |
Гипертимный |
Гипертимный |
Дистимический |
— |
— |
Циклотимический |
Циклоидный |
Циклоидный. Частично лабильный |
Экзальтированный |
Лабильный |
Нет прямого соответствия. Частично лабильный |
Эмотивный |
Лабильный |
Не прямое соответствие - лабильный и сенситивный |
Тревожный |
Сенситивный |
Не прямое соответствие - сенситивный и психастенический |
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в своем теоретическом исследовании определяют характер «как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для него способы поведения». Далее уточняется, что к характеру «относятся не все относительно устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке», а только те, «которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности». На тесную связь черт характера с соответствующим отношением человека к миру указывал и С. Л. Рубинштейн; он писал, что под характером «обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям».
Близкую позицию в определении характера занимает и В. Н. Мясищев. Он писал, что «характер - это единство отношений и способа их осуществления в переживаниях и поступках человека». При этом сами отношения он представлял как «целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания».
Можно отметить, что во всех приведенных определениях характера указывается на то, что к нему относятся те свойства личности, которые выражают отношения человека к окружающему миру и особенности его взаимодействия с ним. В. Н. Мясищев, указывая на единство отношения и взаимодействия, говорил, что именно отношение, отражая сложившиеся сознательные связи человека с окружающим миром, внутренне определяет характерные способы его взаимодействия с ним. Эта важная роль отношений в единстве свойств характера особенно явно проявляется в описаниях процесса его образования.
Изучая генезис характера, С. Л. Рубинштейн указывал на то, что его основу закладывают ситуативно возникающие у человека мотивы и побуждения: «побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, - это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив - это свойство характера в его генезисе. Для того, чтобы мотив (побуждение) стал свойством личности, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характера - это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях. Таким образом, согласно С. Л. Рубинштейну, побуждения, мотивы, являясь одними из основных характеристик действий и особенностей поведения человека, при повторении генерализуются, закрепляются и переходят в типичные для него способы реагирования на уровне уже характера.
Анализируя приведенное положение, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев добавляют, что в побуждениях и мотивах, основывающих характер, выражается отношение человека к окружающей действительности: «Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в его действиях, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты и свойства характера». Таким образом, отношение, выражаясь в побуждениях и мотивах человека, фактически составляет с ними единство, которое при определенных условиях перерастает в единство отношения человека к миру и взаимодействия с ним в чертах характера. И если С. Л. Рубинштейн при описании процесса образования характера делает акцент на закреплении способов реагирования (или взаимодействий), то вышеупомянутые авторы - на закреплении соответствующего отношения.
К определению С. Л. Рубинштейна, можно сказать, что свойства характера в его генезисе являются не только ситуативные мотивы и побуждения, но и ситуативные отношения, которые в них выражаются.
В. Н. Мясищев еще более усиливает значение отношений в процессе образования характера. Он пишет, что становление характера представляется «творческим процессом новообразования отношений». Сами отношения по мере развития ребенка меняются от «условно-рефлекторной» и «конкретно-эмоциональной» стадий до уровня принципиальных внутренних позиций, и «черты характера в процессе развития делаются устойчивыми в силу обобщенности и внутренней устойчивости принципиальных позиций».
Таким образом, внутренняя личностная позиция подростка, выражающаяся и характерных особенностях его взаимодействия с окружающим миром, генетически связана с теми ситуативными отношениями, которые появлялись у него в детском возрасте при установлении новых связей с окружающей действительностью. Именно на это положение автор опирался при эмпирическом отслеживании процесса становления акцентуаций характера у детей.
Когда ребенок попадает в иную социальную среду, с иным типом взаимоотношений, то наверное можно говорить о возникновении у него каких-то преобладающих эмоциональных отношений к новому окружению, к конкретным ситуациям с позиции своего уже накопленного жизненного опыта, включающего прежде всего жизнь в своей семье. Возникшее преобладающее отношение, очевидно, может во многом определять мотивы и побуждения в поведении ребенка и оказывать существенное влияние на становление его характера.
Если говорить о том, какие аспекты новых жизненных условий преимущественно оказывают влияние на появление у ребенка определенного отношения к окружающей действительности, то в практике консультаций были выявлены следующие: уровень требований и особенности системы взаимоотношений с окружающими. Иногда влияния этих двух условий на появление у ребенка нового отношения к новой ситуации тесно переплетаются.
Таким образом, на становление характера ребенка в определяющей степени оказывает влияние различие условий, в которых он воспитывался дома и в которые попадает при выходе из семьи. Поэтому для образования позитивных свойств характера ребенку важно принять окружающий мир таким, какой он есть, и достаточно комфортно чувствовать себя в нем, успешно осуществляя активную деятельность. Чтобы это произошло, при воспитании детей важно ориентироваться на те конкретные условия, в которые они попадут при выходе из семьи. Вместе с тем нельзя считать, что формирование характера полностью детерминировано условиями вхождения ребенка в детский сад или школу. На консультациях нередко встречаются случаи, когда, по словам родителей, какие-то особенности поведения ребенка являются для него характерными с самого рождения. По-видимому, условия вхождения ребенка в окружающий мир только тогда оказывают влияние на становление его характера, когда у него при выходе из лона семьи формируется определенное преобладающее устойчивое отношение к этому миру, и только в этом случае, наверное, можно ожидать каких-то соответствующих изменений в характере ребенка в подростковом возрасте.
Задания для самостоятельной работы
1. Вопросы для самоконтроля
1. Какая зависимость существует между характером и темпераментом?
2. Охарактеризуйте структуру характера. Какие индивидуально-своеобразные психологические свойства человека можно назвать свойствами или чертами характера?
3. Дайте определение понятия «акцентуация характера». Можно ли фактический успех человека связывать с типами акцентуаций?
2. Определите, для какого типа акцентуации в следующих ситуациях могут возникнуть конфликты:
1. Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки.
2. Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба.
3. Проблемы болезни членов семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства.
4. Необходимость быстрого реагирования на изменения обстановки, менять способ работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми.
5. Несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми.
6. Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации.
7. Ситуация лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда.
8. Уличение в несправедливом отношении к миру, сомнение в ценности идей и привязанностей.
9. Требования самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке.
10. Возможность раскрытия игры и обмана, недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой», равнодушие.
3. Определите, какие типы акцентуаций проявят себя наиболее полно в следующих ситуациях:
1. Возможность устроить «шоу», быть на сцене в широком смысле слова, торговать, распоряжаться, «заботиться» о других.
2. Возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки, стабильность отношений.
3. Ситуация признания заслуг, поощрения привязанностей, следования примеру.
4. Индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни.
5. Возможность иметь «пищу» для чувств, работа «на износ».
6. Однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные, точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения.
4. Из перечисленных ниже качеств выпишите те, которые характеризуют гипертимный тип, эмотивный, дистим- ный, возбудимый, тревожный, экзальтированный, циклоидный, застревающий, педантичный, демонстративный тип:
(Обратите внимание, что вам предложены как «+», так и «-» качества. Кроме того, качества могут повторяться в различных типах).
«+» Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность, деловитость, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным, добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность, серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости, обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбие, постоянство, выразительность оценок и действий, нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности, принципиальность, несгибаемость, хозяйственность, чувство долга, самопожертвование, обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость в выражении чувств.
«-» Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, уход в болезнь, «занудливость», буквоедство, формализм, ненужная перепроверка себя и других, нерешительность в определенных ситуациях, спонтанность привязанностей и обид, мстительность, самонадеянность, непомерное требование к окружающим, погруженность в свой собственный мир, субъективность оценок, несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм, тенденция «прилипать» к обстоятельствам и людям, неумение дать отпор, рассеянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие с несправедливым, но привычным течением событий, инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, неумение радоваться с окружающими, неумение поддержать группу, крайняя впечатлительность, неумение видеть главное, увязание в деталях, раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности в других, безудержность в увлечениях, необдуманность поведения и высказываний, необязательность, ленность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе.
Источник: Жабакова, Татьяна Викторовна Общая психология. Индивидуально-типологические особенности личности : учебное пособие / Т. В. Жабакова ; - [Челябинск] : Библиотека А. Миллера, 2022. - 95 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |