Страница 1 из 2 2.1. Психология межличностных отношений
Общая характеристика понятия «отношение». - Особенности межличностных отношений: виды межличностных отношений, динамика развития межличностных отношений, механизм развития межличностных отношений, компоненты межличностных отношений.
Человек - это узел отношении и только отношения важны для него.
Антуан де Сент-Экзюпери
Общая характеристика понятия «отношение». Понятие «отношение» может иметь два значения - широкое и узкое. В широком значении оно относится к общественным отношениям. Здесь отношение выступает индикатором и средством выражения социальных действий человека. Например, вы являетесь представителем какого-то социального класса. К вам и относятся первоначально в соответствии с тем положением, которое занимает этот класс в обществе. Понятие «отношение» в узком смысле подразумевает, что оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком материальными и идеальными вещами и явлениями. В этом случае отношение эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми. Понимание категории «отношения» в узком смысле подразумевает доминирующее значение категорий «экономические отношения», «общественные отношения». Категория «отношения» может рассматриваться и как предрасположенность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект-объект», «субъект-субъект». В первом случае понятие «отношение» сливается с понятием установки как готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от потребности, актуально проявляющейся у человека, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Готовность в этом случае понимается только как возможность раскрытия связи. Во втором случае отношения в рамках «субъект-объект» и «субъект-субъект» не являются идентичными. Субъект-объектные (однонаправленные) отношения - это все отношения личности к действительности и к другим людям, исключая отношения между ними и самоотношение. Субъект-субъектные (взаимонаправленные) отношения включают в себя не только отношения человека к другому человеку, но и отношение к самому себе под влиянием социального окружения, т. е. самоотношение. Субъект-субъектные отношения характеризуются как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что обусловливается активностью обеих сторон. Межличностные отношения - всегда субъект-субъектные связи. Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые. Последний вид отношений близок к такому психологическому феномену, как привязанность, которая выступает устойчивым отношением, характеризующимся зависимостью от чего-либо и кого-либо. Привязанность может быть к вещам, природе, людям, ко всему, с чем связан человек. Привязанность как система отношений стабилизирует положение личности, индивидуальности. Негативной стороной является инертность связей и отношений, а, следовательно, и развития личности, ее индивидуальности. Отношения - это взаимосвязи между людьми как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни и как личностями (индивидуальностями)
Особенности межличностных отношений
Виды межличностных отношений. Между людьми в обществе складываются самые разнообразные отношения. В малой группе, коллективе выделяют: - общественно-политические взаимоотношения, возникающие и функционирующие в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе; - служебные взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей; - внеслужебные взаимоотношения, складывающиеся между членами группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т. д. В сложной системе разнообразных отношений между людьми в обществе принято выделять общественные и межличностные отношения. Общественные отношения - это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи; являются ведущими в регулировании всех видов отношений. Виды общественных отношений: политические, идеологические, социальные, экономические; виды классифицируются в соответствии со сферой их рассмотрения: классовые, национальные, групповые, семейные, производственные, учебные и т. д. Специфика их заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например, политических партий). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения (статуса), занимаемого каждым в системе общественных и межличностных отношений. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей. Социальная роль - это совокупность прав и обязанностей, форм поведения и социальных действий, предписываемых человеку, занимающему в обществе определенное положение. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется социальная роль «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. При этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит роль. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений - межличностных. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Представляют собой систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку. Их называют психологическими или экспрессивными. Межличностные отношения (синоним - взаимоотношения) людей - это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Они формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе. Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения. Оценочный компонент межличностных отношений предполагает определение человеком того, что ему нравится или не нравится во взаимодействии с другими людьми. Эмоциональные переживания порождают определенный настрой психики партнеров по взаимоотношениям. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа, которая означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу (аффекты, эмоции и чувства). Эмоциональные проявления могут быть конъюктивными (выражать объединяющие чувства) и дизъюнктивными (выражать разъединяющие чувства). А их поведение отражает или определяет дальнейшие перспективы продолжения или прекращения сотрудничества. Параметры, задающие содержание межличностных отношений: дистанция между партнерами или степень их психологической близости (близкая, далекая); оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная); позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство); степень знакомства. Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как «злой преподаватель», как «хитрый торговец» и т. д. Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет «чистых» общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т. д.
Выделяют: - социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т. д. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами и обычаями; - межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый). Многие из них определяются индивидуальными особенностями человека; - активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке); - латентные роли не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновременно, он имеет большое количество латентных социальных ролей.
Предписанные роли определяются возрастом, полом, национальностью, а приобретенные усваивают в процессе социализации. Существует сложная система зависимости некоторых параметров межличностных отношений от характерологических, мотивационных, интеллектуальных и нейродинамических особенностей личности. Выявлено влияние сходства-различия реальных личностных характеристик партнеров (ценностных ориентаций, интересов, мотивации, характера, интеллекта, темперамента, нейродинамики) на образование и развитие парных дружеских отношений. Необходимо также учитывать три мотивационных компонента в регулировании межличностных отношений: «я хочу», «я могу», «надо». Еще одной характеристикой межличностных отношений является их привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности-непривлекательности относятся: симпатия-антипатия и притяжение-отталкивание. Если симпатия-антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим, то притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний. Таким образом, можно выделить различия между общественными (социальными) и межличностными (психологическими) отношениями: - общественные отношения характеризуют общество в целом или отношения между различными социальными группами; носят объективный характер; существуют относительно независимо от самих людей; описываются через понятие «социальная роль»; - межличностные отношения - это отношения между отдельными людьми; являются субъективными, связаны с эмоциями и переживаниями конкретных людей; не существуют отдельно от людей, они выражают внутренний мир человека; характеризуются с помощью терминов «социальная установка» и «личное отношение». Рассмотрим виды межличностных отношений. Официальные (формальные) отношения возникают на должностной основе и регулируются уставами, постановлениями, приказами, законами. Это нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах и имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками. Такие отношения реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете. Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива. Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов, ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу. Персональные взаимоотношения проявляются в таких отношениях, как аффилиация, дружба, любовь, привязанность, альтруизм, эгоизм, вражда, агрессивность, одиночество, беспомощность, власть, уважение, зависть, ревность. Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды. Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. Паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности. Первичные взаимоотношения - это основные, базовые, долгосрочные и устойчивые отношения, основанные на сильных, глубоких эмоциональных связях, существующих на чувстве личной привязанности или преданности. Вторичные взаимоотношения - это относительно кратковременные, поверхностные отношения, характеризующиеся ограниченным опытом взаимодействия и отсутствием четких правил взаимодействия. Производственные взаимоотношения складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Бытовые взаимоотношения складываются на отдыхе и в быту. Критерии для различения межличностных отношений: глубина отношений, избирательность в выборе партнеров, функции отношений. Главный критерий - мера, глубина вовлечения личности в отношения. Наибольшее включение личности происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие социальным статусом, национальностью, образованием, профессией. Второй критерий - степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую - отношения знакомства. Третий критерий - различие функций (целей, назначения) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров. Дополнительными критериями также можно считать: дистанцию между партнерами, продолжительность и частоту контактов, участие ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта. Каждое из описанных взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и другими факторами. Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития. Динамика развития межличностных отношений. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Выделяют следующие этапы: - знакомство: возникновение взаимного контакта, восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает характер взаимоотношений (осуществляется в зависимости от социокультурных норм общества); - приятельские: возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном и эмоциональном уровнях (формируют готовность к дальнейшему развитию отношений); - товарищеские: сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (характеризуются доверием); - дружеские отношения (отражают общность интересов, целей деятельности). Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия (сопереживание, сочувствие, понимание психологических состояний других людей). Включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты и имеет три уровня: 1 уровень - когнитивная эмпатия - понимание психического состояния другого человека без изменения своего собственного состояния; 2 уровень - эмоциональная эмпатия - сопереживание и сочувствие; 3 уровень - включает все компоненты эмпатии, реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки, предполагает межличностную идентификацию (мысленную - воспринимаемую и понимаемую; чувственную - сопереживаемую). На характер межличностных отношений влияют механизмы восприятия: проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация, этноцентризм, первое впечатление, идентификация. Условия восприятия: нормальные, затрудненные, экстремальные. Совокупность основных особенностей объекта: антропологические особенности физического облика, физиологические характеристики, функциональные особенности, паралингвистические особенности, социальный облик. Компоненты межличностных отношений: когнитивный (гностический, информационный): восприятие и понимание людьми друг друга; аффективный (эмоциональный): межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); поведенческий (практический, регулятивный): взаимодействие и поведение (ролевое). Когнитивный компонент - «образ Я» - характеризует содержание представлений человека о себе (о своих способностях, отношениях, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности). Происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание благодаря адекватности (точности психического отражения воспринимаемой личности) и идентификации (отождествлению индивидом своей личности с личностью другого индивида). Эмоциональный компонент включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми (симпатии и антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой, эмпатию: сопереживание - сочувствие - соучастие). Поведенческий компонент включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим.
|