Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, поведения. По определению Я. Щепаньского: «Конфликт - это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации» [44]. Конфликтология представляет собой науку, изучающую появление, развитие и разрешение конфликтов. Объектом изучения конфликтологии являются все виды конфликтов, предметом - изучение поведения личности или группы, приводящего к конфликтам.
Изучением конфликтов занимались ученые с древнейших времен. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни обществ. Первые попытки рационального осмысления природы социальных конфликтов принадлежат древнегреческим философам. Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских социологов, выполненные в конце XIX-начале XX веков: Г. Зиммеля, Л. Гумпловича, К. Маркса, Д. Смолла, У. Самнера и др. Наиболее известным из них является Г. Зиммель, автор функциональной теории конфликта. В середине 60-х годов XX века немецкий ученый Р. Дарендорф выступил с теорией социального конфликта, получившей впоследствии название «конфликтная модель общества». На рисунке 6 представлена «сетка Томаса-Килменна» стилей разрешения конфликтов, в основу которой положены различные уровни направленности на интересы соперника и на собственные интересы.
Стили разрешения конфликтов: 1. Уклонение, шутка (15%). 2. Отступление (предупреждение взрыва, 10%). 3. Компромисс (двухсторонние уступки, 17%). 4. Сотрудничество (совместный выбор решения, 11%). 5. Доминирование (37%).
Рассмотрение конфликта как нормы социальных отношений было проведено в работах Л. Козера, К. Болдинга, Дж. Бернарда и других. Л. Козер предложил теорию позитивно-функционального кон фликта. Попытка создания единой теории конфликтов с применением математического аппарата была предпринята и в нашей стране - В.В. Дружининым и Д.С. Конторовым [22].
Практикум
Задание 1. «Конфликт между личностью и группой» (проводится методом анализа и обсуждения конфликтных ситуаций).
Цель задания. Закрепление знаний студентов по основным характеристикам групповых конфликтов, развитие у них навыков анализа конфликтов типа «личность - группа» и формирование умений по управлению ими.
Ситуация 1. В конструкторском бюро не сложились отношения начальника отдела с коллективом. Начальник отдела был назначен на должность два месяца назад. До этого он работал в другом отделе, имел хорошую репутацию как специалист. Имеет большое количество изобретений, один из научных проектов, руководителем которого он был как ведущий инженер по предыдущей должности в другом отделе, получил высшую оценку на международной выставке. Проанализируйте, какие причины могли лечь в основу конфликта между новым начальником и коллективом. Решение
Ситуация 2. На собрании творческого коллектива обсуждался вопрос о представлении к почетному званию «Заслуженный деятель науки» сотрудника А. Вопрос о представлении к такому званию по соответствующему Положению мог решаться либо открытым, либо тайным голосованием. После короткого обсуждения кандидатуры сотрудник Б. внес предложение: процедуру выдвижения произвести тайным голосованием. Понятно, в результате итоги голосования оказались не в пользу А. Дополнительная информация: 1) инициатором представления А. к почетному званию выступил руководитель коллектива; 2) руководителю были известны негативные высказывания в адрес А. некоторых сотрудников коллектива по поводу якобы имевших место незаслуженных продвижениях по работе (А. до смены руководителя коллектива, которое произошло за два года до представления его к почетному званию, несмотря на успехи в научноисследовательской деятельности, не находил должной оценки со стороны бывшего руководителя М. С приходом нового руководителя С. А. был назначен на вышестоящую должность); 3) численность коллектива, в котором трудился соискатель почетного звания, была небольшая (10 человек); в их числе были четверо сотрудников, имевших почетное звание, и трое претендовавших на него. Проанализируйте данную ситуацию на предмет ее конфликтности. Решение
Ситуация 3. Бригада слесарей-лекальщиков (шесть человек) всегда держалась очень сплоченно. Члены бригады, несмотря на существенную разницу в возрасте, часто проводили вместе и свободное время. Старшие к младшим относились покровительственно, младшие к старшим - с уважением. Когда один из членов бригады ушел на пенсию, в нее был принят молодой слесарь Акимов, года два или три назад окончивший ПТУ. Вначале к нему отнеслись настороженно. Но через месяц-два между ним и бригадой сложились вполне дружеские отношения, он был принят в коллектив, стал «своим». Еще месяца через два положение изменилось. Акимову как молодому и не очень опытному работнику поручили изготовление крупной серии стандартных лекал. Используя традиционную технологию, он имел бы заработок на среднем для бригады уровне. Однако Акимов быстро догадался, как можно рационализировать работу. Он брал десяток заготовок и приваривал их друг к другу. Получался пакет. Затем он вырезал нужную форму сразу же на всем пакете, шлифовал торцы, разъединял пакет и обрабатывал поверхность каждого лекала. Вскоре Акимов перекрыл нормы выработки в три-пять раз, заработок его стал быстро расти и в полтора раза превысил заработок бригадира. На Акимова в бригаде начали коситься и замечать в его поведении множество изъянов: то отлучился неизвестно куда, то навязался с непрошеным советом, то, наоборот, молчал, когда все старались подать полезные советы товарищу. Наконец, наступил полный разрыв отношений. Акимов попросил начальника цеха перевести его в другую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят его принимать к себе. Через месяц Акимов уволился с завода. Проанализируйте данную ситуацию на предмет конфликтности. Решение
Ситуация 4. Группа переводов отдела научно-технической информации опытно-конструкторского бюро состояла из пяти женщин и начальника группы Миронова. Он старался не вмешиваться во взаимоотношения переводчиц, которые обычно самостоятельно распределяли работу между собой. Оснований для беспокойства не было: группа не только справлялась с работой, но и значительно перевыполняла норму выработки. Отношения в группе были хорошие. Переводчицы - молодые женщины примерно одного возраста - помогали друг другу. Никаких трений, а тем более конфликтов, между ними не возникало. В конце каждой недели проходило традиционное совещание группы, на котором Миронов обычно отмечал хорошую работу всех переводчиц и сообщал о предстоящих переводах. Сами переводчицы предлагали для перевода дополнительный материал, интересный с их точки зрения. В группе объектом всеобщей опеки была Зеброва, не имевшая достаточного опыта и квалификации. Эта опека ее немного раздражала, но она с благодарностью принимала помощь. Однажды на традиционном совещании Зеброва предложила для перевода большую серию статей, содержащих материал по устройству, разработка которого в данный момент в конструкторском бюро явно зашла в тупик. Миронов, убедившись в ценности материала, велел Зебровой отложить в сторону остальные переводы и немедленно приняться за эту серию. Зеброва взялась за работу всерьез, не жалея ни времени, ни сил, трудилась в субботы, воскресенья и вечерами. Первые же переводы помогли конструкторам существенно продвинуться в разработке устройства. Деятельность Зебровой была замечена руководством конструкторского бюро. Миронов на совещаниях несколько раз отмечал полезную инициативу Зебровой, указывая на высокое качество ее переводов. Объем работы, выполненный Зебровой, оказался значительно больше, чем у любой другой переводчицы. По прошествии примерно двух месяцев обстановка в группе резко изменилась. Миронов, заходя в комнату переводчиц, часто видел, что Зеброва сидит с заплаканными глазами, а в комнате - тягостная тишина. Иногда его приход обрывал громкие споры. По всему стало видно, что переводчицы изменили свое отношение к Зебровой. Сначала они молча не одобряли ее рвение. Затем начали в ее присутствии обмениваться колкими замечаниями по поводу ее внешности. Потом открыто стали обвинять Зеброву в желании выделиться из коллектива, сделать карьеру. Обстановка все ухудшалась. Общий объем переводов в группе явно уменьшился. Если раньше кое-кто из переводчиц засиживался вечерами, то теперь все, кроме Зебровой, находились на работе строго положенное время и переводов домой не брали. Иссякла и инициатива на традиционных еженедельных совещаниях - все сидели молча и ждали указаний Миронова. Тот пытался было устыдить переводчиц, показать, что они несправедливо относятся к Зебровой, выразить неудовольствие понизившейся выработкой, но натолкнулся на глухое неодобрительное молчание. Отношения в группе стали улучшаться, когда, договорившись с руководством группы технической информации, Миронов пересадил Зеброву в другую комнату. Теперь переводчицы стали довольно часто встречаться и во внерабочее время. Однако объем переводов продолжал снижаться и затем стабилизировался, хотя и на неплохом, но несравненно более низком уровне, чем раньше. Это было замечено начальником отдела. Миронов на совещании группы поднимал вопрос о понизившейся выработке и ставил в пример Зеброву. Переводчицы апеллировали к существующим нормам перевода. Действительно, норма неукоснительно выполнялась всеми. Тогда Миронов добился введения премиальной системы, поставив премию в зависимость от перевыполнения нормы перевода и его качества. Оклады были изменены таким образом, что переменная часть заработной платы могла составить до 30% ежемесячного заработка. Результат оказался неожиданным - все четыре переводчицы положили на стол Миронова заявления об увольнении. Уговоры не помогли: через две недели в группе переводов осталась одна Зеброва. Проанализируйте мотивы и причины возникновения конфликта. Решение
Задание 2. Игра «Поведение в конфликте».
Цели игры: - сформировать понятие о видах поведения в конфликте; - показать основные психологические факторы, определяющие конфликт; - учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в поведенческой системе межличностного взаимодействия. Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом: Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть». Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю». Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте. Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы: - Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников? - Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников? - Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте? - Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?
Задание 3. Игра «Конфликт и транспорт».
Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов. В кабинете ставят стулья: два - рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один - впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий - втайне от двоих. Задача двоих: «воити в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна», и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание. Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы: - Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место? - Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место? - Какие чувства испытывали играющие? - Чей способ решения проблемы самый успешный? - Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?
Задание 4. Тест: «Как вы действуете в условиях конфликта?»
Инструкция. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 - весьма типично, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - совсем не типично. Внесите свои оценки в таблицу и подсчитайте общую сумму баллов. 1. Худой мир лучше доброй ссоры. 2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете. 3. Мягко стелет, да жестко спать. 4. Рука руку моет. (Почеши мне спину, а я тебе почешу.) 5. Ум хорошо, а два лучше. 6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит. 7. Кто сильнее, тот и правее. 8. Не подмажешь, не поедешь. 9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок. 10. Правда та, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают. 11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день. 12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов. 13. Убивай врагов своих добротой. 14. Честная сделка не вызывает ссоры. 15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить. 16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой. 17. Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу. 18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого. 19. Ты - мне, я - тебе. 20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу от истин, которыми обладают другие. 21. Кто спорит - ни гроша не стоит. 22. Кто не отступает, тот обращает в бегство. 23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - ни одной. 24. Кто дарит - друзей наживает. 25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет. 26. Лучший способ решать конфликты - избегать их. 27. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 28. Кротость торжествует над гневом. 29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках. 30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы. 31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора. 32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные. 33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты. 34. Взаимные уступки прекрасно решают дела. 35. Копай и копай без устали - и докопаешься до истины.
1 - черепаха
|
2 - акула
|
3 - медвежонок
|
4 - лиса
|
5 - сова
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
Итого
|
Итого
|
Итого
|
Итого
|
Итого
|
Интерпретация результатов:
У каждого человека есть две жизненные заботы - достижение личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные или маловажные), сохранение хороших взаимоотношений с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий. Тип 1. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа от достижений личных целей и участия во взаимоотношениях с окружающими. Уход от проблем. Тип 2. «Акула» - силовая стратегия. Цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй. Главное - цель. Стратегия доминирования, подавления. Тип 3. «Медвежонок» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели - нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями. Стратегия приспособления, снять напряжение. Тип 4. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно - и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения. Поиск вариантов. Тип 5. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации, сотрудничества. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Дойти до сути, докопаться. Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используется две стратегии.
Задание 5. Тест «Вы не конфликтная личность?»
Данная методика поможет вам определить, тактичный или конфликтный вы человек. Для этого вы должны отметить один из трех вариантов ответа, в наибольшей степени характеризующий вас. 1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете: а) избегаете вмешиваться; б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав; в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения. 2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки: а) нет; б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему; в) всегда критикуете ошибки. 3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который кажется вам нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше: а) если другие вас поддержат, то да; б) вы обязательно будете поддерживать свой план; в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных и т.п. 4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями: а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваших отношений; б) да, но только по принципиальным, важным вопросам; в) вы спорите со всеми и по любому поводу. 5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваши действия: а) считая, что и вы не хуже его, пытаетесь обойти очередь; б) возмущаетесь, но про себя; в) открыто высказываете свое негодование. 6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые предложения, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите: а) выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта; б) выделите положительные стороны работы и предложение предоставить возможность продолжить ее; в) вы станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок. 7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости бережливости, экономии, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете: а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие; б) говорите, что эта вещь безвкусная; в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого. 8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете: а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за плохо воспитанных чужих озорников?»; б) делаете замечание; в) если это происходит в общественном месте, то вы их отчитаете. 9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас: а) в таком случае вы не даете ему чаевых, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно; б) просите, чтобы он еще раз посчитал сумму; в) это будет поводом для скандала. 10. Вы в доме отдыха. Администратор сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности, не следит за уборкой в комнатах, разнообразием меню. Возмущает ли это вас: а) да, но полагаете, что даже если вы и выскажете ему какие-то претензии, вряд ли это что-то изменит; б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы; в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале - уборщицах, официантках. 11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Вы признаете свою ошибку: а) нет; б) разумеется, признаете; в) какой же у вас авторитет, если вы признаете, что были не правы.
Интерпретация результатов: За каждый вариант ответа «а» - 4 балла. За каждый вариант ответа «б» - 2 балла. За каждый вариант ответа «в» - 0 баллов.
Сумма от 30 до 44 баллов. Вы тактичны, не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, избегаете конфликтных ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе и в глазах других? От 15 до 29 баллов. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как отразится это на вашем положении. И вас за это уважают. От 10 до 14 баллов. Вы ищете поводов для споров, большая часть из которых излишня, мелочна. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если вы не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?
Источник: Юферев СС. Психология общения [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.С. Юферев, А.Г. Миронов; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2022. - 158 с. |