На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Современные научные концепции одаренности
Современные научные концепции одаренности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Современные научные концепции одаренности
Концепции одаренности
Рабочая концепция одаренности
Современные тенденции научных исследований феномена одаренности
Все страницы

Современные научные концепции одаренности

3.1. Проблема одаренности в психологических исследованиях

Необходимость развития и поддержки молодых талантов в современных условиях - это факт, который невозможно отрицать, с одной стороны, и стратегическая задача любого государства, с другой стороны [95]. Дискуссии об одаренности, разные аспекты ее изучения и разные определения этого концепта как в зарубежной науке, так и российской, имеют очень давнюю историю. Однако сложности в определении одаренности, в изучении ее предикторов и дескрипторов оставались не разрешенными, что обусловлено, с одной стороны, множеством взглядов, подходов и теорий одаренности. С другой стороны - наличием дискуссионных вопросов о взаимосвязи теоретических конструктов понятий «способности» и «одарённость» [100]; модели одаренности, ее диагностики и идентификации [53]; выявлении, развитии, воспитании и обучении одаренных детей [106] и т.п.

В связи с этим возникла четвертая волна целевого внимания к проблеме одаренных детей (В. И. Панов. Экопсихологический взгляд на природу одаренности // Теоретический ZOOM-семинар по проблемам одаренности. ЯрГу. 09.02.2021г.) и сформировалась тенденция к поиску согласованных точек зрения на одаренность, одаренных и талантливых детей [102]. Результатом поиска ответов на многочисленные вопросы по проблеме одаренности стала формулировка научного факта, что одаренность всегда связана с индивидуальной спецификой психического развития [92]. Этот факт позволил выделить современные идеи в решении проблемы одаренности, которые и стали предметом современных исследований:
• признаки одаренности могут обнаружиться у каждого ребенка;
• развитие одаренности обусловлено множеством факторов в том числе и фактором случая;
• существует эффект инверсии развития одаренности [94];
• развитие по типу гетерохронии и диссинхронии, трудности установления коммуникативных контактов, развитие одаренности по типу скрытой, феномен «снятия» одаренности с возрастом [11, 82];
• интеллектуальная одаренность как развивающаяся компетентность [85] и др.
В связи с этим основной задачей в решении проблемы одаренности определено создание условий для возможности одаренных детей стать одаренными взрослыми [94], в том числе в условиях цифровизации социальной среды.
Возникает вопрос: как спрогнозировать положительные и отрицательные эффекты в развитии одаренности; гармоничный или дисгармоничный тип развития?
Наблюдения психологов (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин и др.) показывают, что у многих детей, чаще у девочек, утрачиваются незаурядные возможности по разным причинам. Исходя из исследований Е. И. Щеблановой, на начальном этапе обучения (в начальной школе) общество теряет примерно 30 % учащихся, познавательные потребности и возможности которых значимо превышали средний возрастной уровень [103].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить внутренние и внешние ресурсы как предикторы нарушений положительного прогноза в развитии одаренности (табл. 13).


Таблица 13
Предикторы нарушений положительного прогноза в развитии одаренности

Предикторы

Причина нарушений

Автор

Успешность одаренности равняется потенциалу минус помехи

Самые разнообразные помехи

Т. Голлуэй

«Усреднение» одаренного ребенка

Психологическая драма

В. С. Юркевич

«Синдромом бывшего вундеркинда»

Снижение общего интеллектуального и творческого потенциала, наличие выраженных невротических симптомов. Ощущение творческой несостоятельности, «зацикленность» на прошлом, болезненные амбиции и т.д.

Утрата «чудо-ребенком» своей «особости», исключительности

Эмоциональные травмы

 

 

 

Зачисление детей в «группу риска»

Психологические, психосоматические и другие проблемы

Д. Б. Богоявленская

Ошибки распознавания признаков одаренности (видимость того, что потом не подтверждается)

Возрастные особенности (дошкольники, например, рисуют; юноши и девушки пишут стихи)

Б. М. Теплов

Нарушение условий семейного воспитания и детско-родительских отношений

Сверхтребования и противоречивые требования взрослых, угрозы, крик, поведение «наседки» и др.

В. С. Юркевич

«Звёздная болезнь»

Психологический кризис

Е. С. Романова

Неприятие сроков и ограничений

«Глубокий мыслитель» (глубина проникновения в проблему)

F. Heylighen

Трудности в принятии решений и построении карьеры

Толерантность к неопределённости и сложности

«Быстрый мыслитель»

Разочарование в тех, кто мыслит медленно

Множественность интересов

Берутся за многое, не доводят дела до конца, утрачивается интерес

Дистанцируемость от группы, превосходство над другими

Завышенная самооценка


Таким образом, выделяются (В. М. Воскобойников) три группы психологических барьеров в развитии одаренности:
1) контрсуггестивные, выражающие в проявлении предубеждений и неверия в свои силы;
2) тезаурусные, возникающие при недостаточном уровне образованности или недоступности информации;
3) интеракционные, проявляющиеся в неумение планировать и организовывать деятельность собственную и других людей.
Предупреждение всех барьеров в развитии одаренности посредством зарубежных и отечественных подходов направлено на решение основной задачи в работе с одаренными детьми: реализация возможности одаренных детей стать одаренными взрослыми.


Вопросы для самоконтроля
1. Назовите авторов, внесших большой вклад в изучение барьеров в развитии одаренности.
2. В чем заключается содержание психологической формулы успешности развития одаренности?
3. Опишите и обоснуйте такой предиктор нарушений развития одаренности, как «Усреднение» одаренного ребенка.
4. Опишите идею «Синдрома бывшего вундеркинда» как предиктора нарушений развития одаренности.
5. Опишите предиктор нарушений в развитии одаренности «Утрата «чудо-ребенком» своей «особости», исключительности».
6. Обоснуйте ситуацию зачисления детей в «группу риска» как предиктора нарушений в развитии одаренности.
7. В чем угроза ошибок распознавания признаков одаренности в процессе ее развития?
8. Обоснуйте нарушение условий семейного воспитания и детско-родительских отношений как предиктора нарушений в развитии одаренности.
9. Как «звёздная болезнь» ребенка может повлиять на развитие его одаренности?
10. Как дистанцируемость от группы или превосходство над другими может повлиять на развитие его одаренности?
11. Обоснуйте множественность интересов ребенка как предиктор нарушений в развитии одаренности.
12. Назовите и охарактеризуйте группы психологических барьеров в развитии одаренности.
13. Назовите современные идеи в решении проблемы одаренности.
14. Обоснуйте взаимосвязь взаимосвязь внутренних и внешних ресурсов как предикторов нарушений положительного прогноза в развитии одаренности.
15. Обоснуйте, почему в начальной школе происходит уменьшение количества детей с познавательными потребностями, превышающими их средний возрастной уровень?



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.