На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Пространство и темпоральность индивидуальности
Пространство и темпоральность индивидуальности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Человек не имеет существования, отдельного от мира: он существует в мире и мир представлен в нем. Человек связан с миром, а мир - с человеком, это - два полюса единого структурного целого, бытия-в-мире.
Согласно Л. Бинсвангеру бытие-в-мире имеет три модуса [5]:
1) Umwelt - ландшафт, физический мир, который разделяют с человеком все живые организмы;
2) Mitwelt - социальный мир, сфера общения с другими людьми, четко отделяемая от социального мира животных;
3) Eigenwelt - мир самости, присущий только человеку, это внутренний мир индивидуальности, основа, на которой выстраивается отношение к двум другим модусам.


Р. Мэй также говорит о трех модусах существования человека [18].
В первом - окружающем мире, среде обитания - человек сталкивается со всем многообразием природных сил и приспосабливается к ним.
Во втором мире - пространстве со-бытия - он встречается с другими людьми. Здесь речь идет не об адаптации, а о сосуществовании, предполагающем признание друг друга в качестве личностей.
Однако, полагает Р. Мэй, к этим модусам не может быть сведен собственный мир человека. Третий модус предполагает самосознание индивидуальности и выступает основанием для видения всех человеческих проблем; здесь раскрывается мир ценностей, значений и смыслов, мир, уникальный для каждого.
Особо отметим, что человек одновременно существует во всех трех измерениях, все три модуса взаимно проникают друг в друга. Для Р. Мэя бытие - это бытие-в-мире, совокупность смысловых отношений между двумя полюсами: индивидуальностью и миром. Здесь природа и общество существуют не сами по себе, они - природа и общество, какими они даны/явлены субъекту.
М. Бубер и П. Тилих, К. Ясперс и Э. Ван Дорцен говорили о четвертом, духовном измерении - Uberwelt. Это - идеальный мир верований и стремлений, область экзистенции, где человек обращается к ценностям и наделяет смыслом свое существование, создает значение для себя и придает смысл вещам. Духовный мир - Uberwelt - измерение целостного видения жизни, связанное с идеями, ценностями и принципами; оно определяет, как человек действует в других модусах.
В более поздних работах Л. Бинсвангера замечаем, что основополагающим в человеческом существовании является взаимность, совместное бытие (со-бытие, бытие-с): «Вместо того, чтобы выбирать между хайдеггеровским не аутентичным бытием с другими или аутентичным бытием одному, мы можем спасти себя и других посредством настоящей встречи в стиле Мартина Бубера» [Цит по: 10, С. 229].
Э. Ван Дорцен [10] предлагает увидеть в четырех модусах Бы- тия-в-мире четыре способа отношений, при помощи которых «Я» выстраивает свой контакт с миром.
Так, анонимную модальность отношений индивидуальность применяет во взаимодействиях с незнакомым и молчаливым совместным миром, который предъявляет к ней свои запросы и требования, и приводит ее в состояние отношений, сходных с отношениями к предметам и автоматам.
Множественная модальность отношений - формальные связи, в которых человек проявляет себя искусными и умелым, борется за влияние. Это измерение разделенного человека, разрывающегося между победой и поражением, захватом и уступкой.
Единичная модальность отношений - контакт с «Я»; интроспективные отношения, которые заключены внутри психики, они порождают состояние взаимосвязи с самим собой (от нарциссизма до внутренней гармонии).
Дуальная модальность отношений - это интимные отношения с Другим. Иначе говоря, пространственную характеристику Бытия можно постичь через призму отношения с Другим: «здесь» «Я» предстает как противоположность «там» Другого.
Существование человека всегда находится в процессе становления [22], его нельзя определить статически, оно развертывается во времени.
Время - это измерение, отличающее человеческую личность. «Время - это сердце существования» (А. Бергсон).
По М. Боссу время - это всегда время для чего-то, для того, чтобы что-то произошло: «Всегда, когда я имею время, я нахожусь в ожидании того, что должно прийти, осознаю, что сейчас есть (присутствует) и сохраняю то, что произошло» [Цит по: 11]. В каждый момент времени человек уникальным путем соединяет настоящее, будущее и прошлое; он производит и формирует мгновенную структуру времени, и так исполняет бытие-в-мире в его темпораль- ности. В этом смысле «имение времени» с позиции тройственности существования - есть способ человеческого бытия.
Если попытаться соединить, наложить друг на друга временные координаты и три модуса бытия-в-мире, то получим следующее.
Прошлое - это территория Umwelt, пространство случайных, природно-исторических, детерминирующих сил, действующих на человека. Прошлое - это не «сейчас, которое было», не набор отдельных событий, не статичное хранилище воспоминаний или прошлых впечатлений, эта - зона природной истории и, как говорит Л. Бинсвангер, пространство «заброшенности».
В Mitwelt, мире личностных отношений и любви, количественное время не соответствует значению переживаемых событий. В Mitwelt многие люди продают свое время, получают почасовую оплату, их жизнь проходит по расписанию. Вместе с тем, самые важные события в психологическом существовании индивидуальности «немедленны», они прорываются через привычное равномерное течение времени.
Eigenwelt - мир мгновенности и немедленности: инсайт происходит вдруг, он «рождается целиком» и момент осознания остается значимым во все времена. Человек воспринимает настоящее как определенный квант продолжительности (У. Джеймс). Реальное, правдоподобное настоящее является действием, сложным состоянием, которое индивидуальность постигает несмотря на его сложность и продолжительность, при помощи одного акта сознания.
«Подчинение времени», - то есть способность переводить прошлое в будущее, выходить за пределы настоящего момента, видеть переживания в далеком прошлом и нескором будущем, действовать и реагировать в этих измерениях, учиться у прошлого и формировать отдаленное будущее - является уникальной характеристикой человеческого существования.
Прошлое, настоящее и будущее индивидуальности образуют структурное целое, но каждое из них переживается по-разному. Прекрасный анализ такого целого представлен в работах Э. Мин- ковски [17].
Э. Минковски исследует время как нечто, переживаемое человеком (т.н. «проживаемое время»). Время это - живая последовательность и живая длительность, тогда как пространство - живая непрерывность.
По Э. Минковски будущее - есть основание и стержень направленности жизни, это наиболее устойчивая временная ориентация, которая придает жизни динамизм.


Исследуя то, как человек переживает будущее, Э. Минковски выделяет шесть феноменов, распределяя их по трем уровням:
1) деятельность и ожидание: в деятельности человек направлен в будущее, он стремится к нему, его существование расширяется; в ожидании существование сужается: человек видит будущее, движущимся навстречу и ждет, когда оно станет настоящим (ожидание связано с непосредственным будущим, а, следовательно, с тревогой и страхом, оно содержит элемент мгновенности: временные отрезки следуют друг за другом, личность и время исчезают);
2) желание и надежда - аффективно окрашены и связаны с положительными эмоциями; в желании будущее более обширно, оно теряет характер непосредственности (здесь возможны выходы за границы реальности и преодоление временных рамок);
3) молитва и моральный поступок: молитва - есть высший уровень надежды и ожидания, она защищает существование от угрозы, в ней человек обнимает поток, который двигает будущее, и сталкивается с вечностью; моральный акт неуловим и «парит» выше жизни.


Каждая из этих зон переживается особым образом, чтобы соответствовать нормальному чувству времени индивидуальности. Вместе с тем, как полагает Э. Минковски, возможны различные искажения. Так, в ссылке или при вынужденной длительной безработице - индивиды становятся неспособными переживать ближайшее будущее: между настоящим, средним и удаленным будущим образуется зазор, настоящее кажется застывшим, бессодержательным и человек не может организовать свою жизнь конструктивным образом [29].
Итак, индивидуальность существует в пространственновременном континууме, она одновременно движется по вертикали и по горизонтали.
Изучая проблему смысла существования, Е.Н. Трубецкой предлагает изобразить жизненный путь личности в виде креста: обе линии (плоскостная и восходящая) выражают два основных вектора стремлений человека, представляя собою причудливый и исчерпывающий рисунок всевозможных направлений бытия.


Дополнительная литература
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Санкт- Петербург: Питер, 2001. - 288 с.
Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Избранные статьи. Нидлмен Я. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ. -
Москва: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1999.
Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ / Пер. под ред. С. Римского. - Москва: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. - 272 с.
Ван Дорцен Э. Повседневные тайны. Экзистенциальные измерения психотерапии. - Москва: ИОИ, 2019. - 446 с.
Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. - Москва: Изд. Дом «Территория будущего», 2010. - 640 с.
Минковский Э. Проживаемое время. Феноменологические и психопатологические исследования. - Москва: ИД «Городец», 2018. - 496 с.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - Москва: Независимая фирма «Класс», 1999. - 144с.
Экзистенциальная психология. Экзистенция. - Москва: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с.


Вопросы и творческие задания для самопроверки
1. Назовите некоторые из основных различий между Umwelt - физическим миром и Mitwelt - социальным миром.
2. Приведите примеры, иллюстрирующие, как различается Mitwelt - социальный мир и Eigenwelt - мир отношения к себе.
3. Уточните, что вы узнали о Uberwelt - идеальном мире с его духовным измерением?
4. Как Р. Мэй объяснял бытие-в-мире?
5. В какой мере вы согласны с положениями Э. ван Дор- цен о четырех способах отношений, при помощи которых «Я» выстраивает свой контакт с миром? Аргументируйте ответ.
6. Предположите каким образом прошлое, настоящее и будущее влияет на поведение индивидуальности?
7. Назовите некоторые главные причины того, что прошлое - это территория Umwelt.
8. Чем отличаются основные зоны переживаемого времени по Э. Минковски?
9. Что, на ваш взгляд, имел в виду Э. Минковски, когда говорил, что время это - живая последовательность и живая длительность, а пространство - это живая непрерывность?
10. Согласны ли вы с Э. Минковски в том, что будущее - есть основание и стержень направленности жизни личности?


Творческое задание 4.


Прочтите приведенную ниже цитату из фильма «Матрица: Перезагрузка» (The Matrix Reloaded, 2003, реж. Лана и Лилли Ва- човски).
Меровинген: Вы здесь потому, что так сказали. Вы только исполняете чужую волю. Так уж устроен наш мир. В нем лишь одна постоянная величина и одна неоспоримая истина. Только она рождает все явления, действия, противодействия. Причина, потом следствие.
Морфеус: Всегда есть выбор.
Меровинген: Чушь! Выбор это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть и теми, у кого ее нет. Взгляните на эту женщину. Боже, только посмотрите на нее. Она такая незамысловатая, серая, но пытается изменить под себя весь мир. Посмотрите, вот я послал ей кое-что на десерт. Это очень необычный десерт. Эту программу я создал. Начинается она очень просто, но каждая следующая строка вызывает все новые реакции, как поэзия. Сначала она краснеет, ей становится жарко, сердце бьется чаще. Ты видишь это, Нео, не так ли? Она не знает, что происходит. Может это из-за вина? Нет. Что же это? В чем же причина? Но вскоре это теряет значение. Вскоре она забывает, что была какая-то причина. Ее волнуют ощущения - следствие. Такова природа вселенной. Мы это отрицаем, пытаемся бороться, но все это лишь притворство и ложь. За нашей успокоенностью скрывается истина: мы абсолютно не контролируем свою жизнь, не научились еще. Следствия. От них нет спасения. Мы навсегда их рабы. У нас есть лишь шанс обрести согласие с миром, научиться искать причину. «Причину», вот в чем разница между нами и ими, вами и мной. Единственный источник власти - умение видеть «причину».
Отталкиваясь от размышлений Меровингена и Морфеуса о причинно-следственных отношениях, постарайтесь установить роль последних в пространственно-временном континууме существования главного героя книги М. Эмиса «Стрела времени или Природа преступления».


Творческое задание 5.


Прокомментируйте 10 цитат, опираясь на сюжетную линию фильма «Жизнь за один день» (Het leven uit een dag, 2009, реж. Марк Де Хлоя).
Как вы думаете, о чем каждая из приведенных ниже цитата и каким образом эти идеи продемонстрированы в фильме?
Цитаты
Ценности и идеалы непосредственно связаны с культурой, воплощаясь в ее продуктах. Продукты культуры представляются как «резервуары», в которые человек на протяжении истории откладывает, сохраняя, все лучшее. Человечество - это совокупность людей, связанная продуктами культуры, их деятельности, каждый из которых имеет свой смысл лишь во взаимодействии.
Но было бы заблуждением, если не ошибкой, сводить все ценности человеческой истории к прошлому, культуре, всему, достигнутому человечеством. Необходимо увидеть величие в том, что кажется малым, - вот она - мудрость сердца. Хрупкость человеческой жизни: ранимость, уязвимость человека: терзания и муки человеческого сердца, тщетность, суетность стольких его устремлений... Сколько усилий и мук и часто - из-за чего? Одна нелепая, ничтожная случайность, и конец всему.
И вместе с тем - какое величие! Сколько дерзновения: какое мужество, какая всепроникающая и всепокоряющая сила мысли - главное - какая способность (вот оно - настоящее величие) перед лицом бесконечного нагромождения космических громад, среди рокота стихийных сил, способных в слепом своем бурлении не оставить следа от человечества, - неустанно вновь и вновь с неугасимым сознанием того, что в самом деле значимо, обращаться сердцем, исполненным нежности, и ширящей грудь радости к каждому проявлению того, что засветится в человеческом существе великодушного и милого. Да, в этом, в этом больше всего, настоящее величие человека. В связи с этим же существенны не только прошлые достижения, но проблемность, удивительность бытия, мир как чудесный мир, и малость и величие в нем человека.
Ценность этого в своем чистом, концентрированном виде - радость бытия. Радость не от этого или другого, а радость вообще - радость от самого факта своего существования. Но основное противоречие - есть противоречие морали как ограничения (нормы, запрета) и жизни. Каждое общее положение (имплицитно) предполагает какие-то типовые генерализованные условия. Применение их в конкретной ситуации, которая в чем - то существенно для данной нормы отклоняется от имплицитно предположенного в общем моральном положении, неизбежно делает это общее моральное положение (всякое общее моральное положение) неадекватным данному частному случаю, значит, не дающим морального разрешения заключенного в данной ситуации конфликта. Противоречия между жизнью и любой моральной системой таким образом всегда, неизбежно (закономерно) возникают. Прогресс, развитие может заключаться в
том, какие это будут противоречия, на каком уровне они будут возникать и как, на каком уровне сниматься.
Каждый человек в конкретной ситуации со своей позиции видит мир и по-своему относится к нему. Плюрализм воплощения истин, их равноправность - это выражение не релятивизма, а утверждение конкретности истины - добра.
С.Л. Рубинштейн, Человек и мир
Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет наново вернуться к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности, - также и этот паук и этот лунный свет между деревьями, также и это вот мгновение и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова - и ты вместе с ними, песчинка из песка!
Ф. Ницше, Так говорил Заратустра
Чудо, которого человек за свой долгий век не дождется, - стать другим, а при этом остаться тем же, кем был и кем больше не являешься.
М. Павич, Вывернутая перчатка
Чем больше в человеке внутренняя раздробленность, чувство слабости, неуверенности и страха, тем сильнее стремление к чему- то, что вернет цельность, даст уверенность и веру в себя.
А. Кемпински, Экзистенциальная психиатрия
Личностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Они ассимилируются в структуру личности, как это было описано выше, и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через потребности человек переживает свои отношения с миром «один на один», через ценности он переживает свою принадлежность к социальному целому; в своих потребностях человек всегда одинок, в ценностях, напротив, он всегда не один. Если потребности представляют в структуре мотивации живое, динамичное, ситуативно-изменчивое, то ценности - стабильное, «вечное», не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное.
Д.А. Леонтьев, Психология смысла
Мир слепоты, где никто никого не видит, и где наше соприкосновение в лучшем случае является неловким движением пальцев по телу другого человека в попытке представить себе, как он выглядит, попытке, обреченной на неудачу по причине непроглядной тьмы.
Р. Мэй, Любовь и воля
Действительность можно выдержать, если она не вся целиком дана нам в опыте. Либо дана неоднозначно, доходит до нас фрагментарно, в обрывках реализации. Лишь мысль о ней стремится собрать ее, остановить и понять.
З. Налковска, Медальоны
Мы видим во встречном человеке преимущественно то, что по поводу встречи с ним поднимается в нас, но не то, что он есть. А то, как мы толкуем себе встречного человека, предопределяет наше поведение в отношении его, а значит, и его поведение в отношении нас.
А. Ухтомский
В широком смысле слова «жизненная линия» - способ жизненного движения, изменения, развития. Жизненной линии присуща пролонгированность и ценностность. Она может иметь прогрессивно-поступательный или возвратно-застойный характер.
К.А. Абульханова, Психология и сознание личности
Утрата Мира сопровождается утратой Я.
Л. Бинсвангер, Бытие-в-мире

Источник: Шпунтова, Виктория Владимировна Психология индивидуальности: учебное пособие / В.В. Шпунтова, - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 112 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.