На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Авторство личности в построении жизненного пути
Авторство личности в построении жизненного пути
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Согласно С.Л. Рубинштейну [23], человек есть часть бытия, конечное сущее, реальность, в которой идеально представлено то, что находится за пределами этой конечности. Отсюда возникает субъектное отношение человека к миру. Эта субъектность дает возможность человеку быть причиной самого себя, сохраняя при этом достигнутый уровень подлинности и целостности. Она позволяет личности совершать поступки, в которых общекультурные ценности становятся реальностью бытия человека. Будучи субъектом, личность «примеряет» мир на себя, соотносит бытие с ценностями собственного существования.

Она означивает окружающую действительность, формирует интерпретационные координаты, которые составляют конструкты внутреннего мира и имеют ценностный характер [2]. Как субъект интерпретации личность использует значимые события, вызывающие во внутреннем мире определенные изменения. Последние не исчерпывают процесс развития личности: в некоторых случаях неблагоприятные условия и препятствия могут переживаться человеком как вызов, требующий мобилизации его сил, формирования конструктивных условий собственного развития, но эти же неблагоприятные обстоятельства могут восприниматься как помехи для благополучной жизни, и человек может отказаться противостоять им.
С другой стороны, мир предстает как объект познания, и человек, будучи включенным в мир, противопоставляет себя ему, мысленно выходит за пределы ситуации, чтобы осознать происходящее. Своими действиями он как бы взрывает, изменяет ситуацию, выходит за пределы самого себя. Этот выход, по мнению С.Л. Рубинштейна [23], есть становление и реализация сущности личности. Осознавая несовпадение своего «Я» и объективно разворачивающегося жизненного процесса, она мысленно отделяет себя от действительности, от событий, которые реально происходят. Личность глубже заглядывает в бытие, постигает смысл реальности; осознание помогает ей выйти за пределы ситуации: она обретает способность мысленно увидеть позицию со стороны. По С.Л. Рубинштейну, это решающий, поворотный момент: «Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению, или другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе» [23, С. 366]. Выступая как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни, осознание позволяет выработать более целостное отношение к миру и занять позицию над реальностью для вынесения суждения о ней.
По замечанию А.М. Лобка, активное и осознанное взаимодействие с миром является наиболее «естественным и единственно возможным типом отношения, которое может предъявить рождающийся человек» [15, C. 119]. Выступая в качестве субъекта, личность реализует и выражает, утверждает и воплощает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, но и в порядке встречного, противостоящего и преобразующего ситуацию и саму жизнь отношения - своего решения. Вместе с тем, человек способен выступить в роли объекта в бытии: он рассматривает себя с позиций статического, «застывшего» времени, количественной системы ценностей, общественных норм, постигая существование с позиции внешней действительности. С одной стороны, он следует ожиданиям и обычаям, предписываемым его непосредственному окружению, принимает готовые нормы общества, встраивая их в структуру своей личности, и, с другой стороны, действует в соответствии со своими ценностями, чувствами и желаниями, осуществляет вклады в развитие и формирование социума.
На протяжении жизненного пути личность находится между двумя полюсами: активного субъекта и пассивного объекта. Это состояние создает потенциальную возможность выбора. Однако свобода личности заключается не в способности быть все время чистым субъектом, а в способности выбирать либо один, либо другой вид существования, переживать себя либо в одном, либо в другом качестве и диалектически двигаться от одного к другому [23]. Иными словами, пространство свободы личности - это дистанция между состояниями субъекта и объекта.


Наиболее значимыми характеристики личности как субъекта жизненного являются: 1) осознанность и рефлексия; 2) активность и авторство; 3) ответчивость (термин Н.Я. Большуновой). Рассмотрим их подробнее.
1) Осознанность и рефлексия - данная проблема исследовалась такими авторами как Н.А. Деева (2003, 2005), А.В. Карпов (2003), И.Н. Семенов (1992), В.И. Слободчиков (1994), И.А. Теп- ленева (2002), А.С. Шаров (2000, 2004) и др. Так, В.И. Слободчи- ков определяет рефлексию как специфически человеческую способность, которая позволяет субъекту сделать свои мысли и эмоциональные состояния, действия и отношения предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования [25, C. 21]. А.С. Шаров [28] видит в рефлексии смысловой (регулятивный) центр человеческой реальности и говорит о том, что личность, воздействуя на себя, изменяет себя, координирует собственную деятельность, эмоции и мысли в соответствии со своими ценностно-смысловыми основаниями и общечеловеческими ценностями.
По мысли Дж. Бьюдженталя [9], осознание информирует человека о том, насколько эмоции и глубинные ощущения, испытываемые им, соответствуют его внутренней природе. Выражая свое существование в процессе осознания, человек «прикасается» к своему внутреннему миру, получая возможность проявить себя в действительности. Д.А. Леонтьев отмечает, что осознанность характеризует степень «рефлексивного выделения себя личностью из потока собственной жизни» [13, C. 298]. Взирая на себя со стороны, переживая моменты выбора, действия, субъект не просто видит собственное бытие, но и сам является видением. Благодаря рефлексии непрерывный процесс существования прерывается, становится дискретным, личность мысленно оказывается над реальностью.
Наиболее близкой нам является позиция С.Л. Рубинштейна [23]: рефлексия прерывает непрерывный процесс жизни и мысленно выводит человека за ее пределы; она обнажает истинное положение вещей/предметов. Когда человек овладевает рефлексией, научается вести диалог с собой, он начинает чувствовать и отдавать себе отчет в том, что он есть, на что способен, как должен поступать, выбирать, отвергать, настаивать. Постигнув что-либо, человек меняется, и эти изменения затрагивают и его ценностносмысловое отношение к действительности. Однако если человек не имеет сил, либо возможности встроить осознанное в свой внутренний мир, его жизнь может стать настоящей трагедией. Заниженная самооценка, критическое отношение к себе, тревожность и пр. не позволяют личности пережить подлинность отношения к себе, что также может привести к невозможности достижения подлинной жизни. Ограничивая время-пространство своей активности, человек сковывает себя осторожностью, неверием в собственные силы. Он сомневается в своих поступках, в избранном направлении жизненного пути; у него может возникать ощущение, что упущен «шанс», оптимальный момент, период самореализации. В таком случае личность сама сужает и сокращает время- пространство жизненного пути, будучи не в силах преодолеть свои сомнения.
2) Активность - это условие возникновения изменений и преобразований, это механизм самотождественности личности, расширения, углубления и обогащения преемственности, субстанциональной основы развития (Л.И. Анцыферова). Личность воздействует на внешний мир, на себя, других людей через различные формы внешней и внутренней активности. Она инициирует и творит свой внутренний мир (авторство), контролирует чувства и вырабатывает жизненные стратегии, разрешает трудные ситуации, ставит важные задачи и вырабатывает способности взаимодействовать с людьми, создает условия для своего развития.
Согласно определению К.А. Абульхановой, активность - это моделируемое личностью коммуникативно-когнитивное или семантическое пространство, которое обладает разной степенью структурированности - аморфности, фиксируемости - регулируемости в зависимости от установочности или проблемности сознания личности [1, С. 60]. С помощью активности личность сообщает особое движение системе социальных связей, и в этом созидании начинают намечаться контуры ее внутреннего мира, берут истоки характерологические свойства.
По А. Адлеру, одним из компонентов активности является креативная сила человека. Инициируемая им самим, эта сила изначально направлена на оценку и интерпретацию не только окружающего мира, но и собственных возможностей [3]. А. Адлер подчеркивал, что человек выступает как субъект своих действий и ценностно-смысловых отношений к миру, как ваятель себя. Таким образом, содержательность, масштабность и историческая значимость личности зависят от ее собственной активности и степени креативного/авторского отношения к жизни.
3) Ответчивость - это отклик человека на значимые для него события, явления. Данный феномен представляет собой избирательный и опосредованный смыслом ответ на систему ценностей и требования собственной «природы» как меры, с которыми соизмеряются выборы, опосредующие поступок. В ответчивости человек выходит за границы социальной востребованности и социальных ожиданий в пространство культуры, где происходит «встреча» конечности человеческой жизни и бесконечности Духа, начинается индивидуальность (душа), «духовное «Я» [7, C. 15]. В этом аспекте активные действия, поступки личности представляют собой момент воплощения, реализации абсолютных ценностей в конкретном пространстве бытия, где они выступают актом связи человека с миром (во внешнем бытии), деянием, которое может быть рассмотрено как событие, как момент достижения человеком своей целостности, подлинности и утверждения онтологичности ценностей в контексте авторского отношения человека к собственной жизни и судьбе.


В работе «Время личности и время жизни» К.А. Абульханова- Славская и Т.Н. Березина [2] рассматривают два уровня функционирования личности как субъекта жизненного пути: 1) обыденный и 2) мировоззренческий.
Первый уровень охватывает систему личностных ценностей: субъект накладывает ценностную сетку координат на определенные жизненные дилеммы и воспринимает бытие сквозь призму собственных знаний о мире.
На втором уровне личность оперирует общечеловеческими ценностями, которые по сути своей являются конкретизирующими абстракциями. Эти абстракции таковы, что дают возможность субъекту порождать множество конкретных интерпретаций, достигать конструктивности в интерпретации конкретных проблемных ситуаций. Функционирование личности на обыденном уровне замыкает индивидуальное пространство. Субъект остается в рамках собственных отношений к миру, продолжает вращаться в кругу обыденных, знакомых предметов/вещей. Мировоззренческий уровень выводит личность в общечеловеческое, ценностное время- пространство, превращает интраперсональное бытие в интерперсональное. Подобное расширение интерпретационного пространства предоставляет субъекту особую глубину и способность концентрации сознания.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что условием поступательного развития личности является ее субъектная позиция: рефлексивное отношение к себе, способность творчески относиться к прошлому и настоящему, соединять их с будущим сквозными динамическими тенденциями - ценностями. Реальный жизненный путь личности - лишь частичная реализация ее возможностей.


Дополнительная литература
Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. - 304 с.
Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Royal, 1997. - 288 с.
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологические защиты // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 1. С. 3-9.
Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - Москва, 1989. С. 426-433.
Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2005. - 324 с.
Бьюдженталь Дж. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности // Эволюция психотерапии: сб. статей. Т.3. «Let it be...»: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия / Под ред. Дж. К. Зейга. - Москва: Независимая фирам «Класс», 1998. С. 180-207.
Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы // Дисс. ... канд. психол. наук. - Омск, 2005. - 187 с.
Деева Н.А. Рефлексивные механизмы функционирования ценностно-смысловой сферы // Ежегодник РПО: Матер. III Всерос. съезда психологов 2003 г. В 8 т. - Санкт-Петербург: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2003. Т.3. С. 38-41.
Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. Вопросы психологии. 1991, № 2. С. 15-36.
Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления // Дисс. ... докт. психол. наук. - Москва, 1992. - 284 с.
Тепленева И.А. Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека // Ав- тореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2002. - 18 с.
Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - 358 с.

Вопросы, упражнения и творческие задания для самопроверки
1. Что вы думаете о роли рефлексии в построении жизненного пути личности?
2. Сравните процессы рефлексии и осознанности; где начинается рефлексия?
3. Как вы считаете, нужно ли осознание для рефлексии?
4. Как вы думаете, рефлексия - это активный или пассивный акт? Почему? Приведите примеры.
5. Укажите на общее и различное в активности и авторстве.
6. В чем заключается принцип самодетерминизма в психологии индивидуальности?
7. Согласны ли вы, что автору нужна активность? Может ли авторство быть пассивным актом?
8. В чем различие между ответчивостью и ответственностью? Аргументируйте ответ.
9. Приведите примеры свободы и ответственности человека.
10. Можете ли вы сказать, чем отличаются человек и мир? Кто является автором, а кто творением? Обоснуйте ответ.

Верно или неверно?
1. Сознание не может рассматриваться как отношение к действительности. В таком качестве оно замещает реальнодействующего субъекта чистым самосознанием.
2. Сознание имеет индивидуальное существование или индивидуальное представительство.
3. В качестве объекта рефлексии выступают отражение мира, мышление о нем, основания и способы регуляции человеком собственного поведения, действий, поступков, сами процессы рефлексии и личное, сознание.
4. Бытийный слой сознания согласно теории В.П. Зинченко образуют биодинамическая ткань живого движения, действия и чувственная ткань образа.
5. Рефлексивный слой сознания согласно теории В.П. Зинченко образуют ценности и смыслы.
6. Активность личности - это социально обусловленное качество, формирующееся под воздействием культурных условий и не проявляющееся вне опыта человека, вне особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек.
7. Согласно К.А. Абульхановой, активность личности - это способ самовыражения и самоосуществления, при котором обеспечивается или сохраняется автономность и субъектность индивидуальности.
8. Активность зависит от задатков, направленности и моральных качеств человека.
9. Активность обеспечивает зависимость человека от сил природы, от противоречивых требований социума.
10. Активность формируется в деятельности, а проявляется в поступках и чувствах.

Упражнение 5.
Сравните между собой два вида бытия, два основных способа существования человека и его отношения к жизни по С.Л. Рубинштейну и К.А. Абульхановой.
Проиллюстрируйте примерами каждый вид.

Творческое задание 3.
Схематично опишите и проанализируйте жизненный путь личности (здесь необходимо выбрать один из вариантов, а или б):
а) Бернадетт - героини фильма «Куда ты пропала, Бернадетт?» (Where'd You Go, Bernadette, 2019, реж. Ричард Лин- клейтер);
б) Любы героини фильма «Юрьев день» (2008, реж. Кирилл Серебренников).

Примерная структура анализа:
- охарактеризовать Героя: его цели, ценности, потребности, действия и поступки, мировоззрение;
- перечислить особенности жизненного пути Героя: роль внешних и внутренних факторов, влияние исторического контекста, экономической и политической ситуации на становление и развитие Личности, роль «Духа времени»;
- описать окружение героя: конфликты и способы выхода их них, окружение, вербальная коммуникация, ориентация во времени и пространстве, отношение к миру и пр.;
- анализ - Ваши рассуждения, профессиональный взгляд, рефлексия (избегать оценок и простого пересказа сюжета).

Источник: Шпунтова, Виктория Владимировна Психология индивидуальности: учебное пособие / В.В. Шпунтова, - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 112 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.