На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Путь взросления: новообразования и проблемы молодости. Зрелая личность - Новообразования молодости
Путь взросления: новообразования и проблемы молодости. Зрелая личность - Новообразования молодости
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Путь взросления: новообразования и проблемы молодости. Зрелая личность
Новообразования молодости
Проблемы взросления в молодости
Зрелая и инфантильная личность
Все страницы


2.2. Новообразования молодости

Самым важным новообразованием молодости можно считать достижение социальной зрелости. Понятие зрелости употребляется в психологии часто, но понимается по-разному. Мы полагаем, что это обусловлено тем, что не существует универсальной зрелости для людей разных возрастов, ее содержание как раз и должно определяться задачей развития в том или ином возрастном периоде. Поскольку в период молодости человек впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, то, как уже говорилось, главным для него становится решение социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи. Таким образом, молодой человек, в отличие от подростка, не только в своем сознании включает себя во взрослую жизнь, но и начинает принимать в ней реальное участие. Поэтому под достижением социальной зрелости нужно понимать, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой — принятие ответственности за собственную жизнь, за свои решения и поступки на самого себя. Иными словами, социальная зрелость —это овладение полным комплексом социальных функций взрослого человека, формирование новой взрослой идентичности. Субъективно достижение социальной зрелости ощущается молодым человеком как появление у него чувства взрослости.
Для некоторых молодых людей достаточно сложным становится столкновение с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют их собственным представлениям. Если у молодого человека есть иллюзии, не соответствующие действительности, то сразу наступают и проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, с негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — это не только счастье и удовольствие. Запускается процесс распада его детской веры и оптимизма. Нередко он довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями. Как писал К. Юнг, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия . Но основатель аналитической психологии не рассматривал вопрос о том, как же все-таки молодой человек преодолевает застревание на детской ступени сознания. Мы считаем, что это происходит лишь тогда, когда он в силу тех или иных обстоятельств вынужден перейти в отношении внешнего мира с позиции «дайте мне, я хочу» на позицию «я отдаю, я могу». Под «я отдаю» понимается отдача в широком смысле этого слова, т. е. создание материальных и культурных ценностей, необходимых обществу. Следует, однако, отметить, что позиция «я отдаю, я могу» не является сегодня общекультурным символом взрослости. Для современной России таким символом можно назвать финансовые достижения, т. е. сферу материальных благ и сферу власти. Но и этот символ не определяет субкультуру молодости. Скорее, он транслируется миром более старших поколений, т. е. происходит так называемая межпоколенческая передача «эгоизма». Может быть, поэтому некоторые специалисты указывают, что массовый
инфантилизм — это одна из характерных черт современного российского общества. И наша страна во многом состоит из детей разных возрастов, стремящихся укрыться от ответственности либо в лоне государства, либо в семье. Интересно, что наличие у человека позиции «я отдаю, я могу» рассматривается Э. Фроммом как необходимая составляющая умения любить. «Любить, — писал он, — это прежде всего давать, а не брать! В этом воплощается сила человека, его духовное богатство. Способность давать, таким образом, является высшим проявлением жизнеспособности человека. Она приносит радость, потому что позволяет почувствовать себя нужным другим» . По мнению Э. Фромма, «человек, не умеющий бескорыстно давать, не способен к любви» . Поэтому на необходимость смены в молодости позиции «дайте мне, я хочу» на «я отдаю, я могу» нужно смотреть не только в аспекте взросления человека, но и через призму возможности любить и быть любимым, без чего невозможно человеческое счастье.
Для достижения социальной зрелости молодому человеку нужно, чтобы у него сформировалось еще одно новообразование переживаемого им периода — чувство личностного самоопределения.
Эта проблема имеет многовековую историю. Еще в известном литературном памятнике Древнего Вавилона — «Сказании о Гильгамеше» звучала тема смысла жизни человека и его взаимоотношений с другими людьми. Необходимость представления человеком своего места в мире подчеркивалась древнекитайскими философами. А Сократ не только отмечал важность проблемы самоопределения человека в этом мире, но и указал на его предпосылку. По его мнению, это познание самого себя, без которого самоопределение становится невозможным.
Автор теории идентичности Э. Эриксон писал, что формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. При переходе с одной стадии, характеризующейся определенной формой идентичности, на другую неизбежно возникает кризис идентичности. Таким образом, кризис идентичности проявляется на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в молодости. Тем более что молодые люди часто пребывают в состоянии неустойчивости идентичности, которая находится в процессе формирования. Поэтому они столь часто испытывают сомнения в своем тождестве самим себе. Следует еще раз подчеркнуть, что, согласно Э. Эриксону, для кризиса идентичности нормален и, более того, необходим период так называемой спутанности идентичности, т. е. потери ориентиров в самом себе. А результатом кризиса идентичности в юности является приобретение взрослой идентичности .
Формирование идентичности в молодости дополняется или же последовательно сменяется кризисом интимности, т. е. развития истинной открытости, близости в межличностных контактах. Нужно отметить, что неуверенность в своей идентичности, т. е. неполное разрешение кризиса встречи со взрослостью, может привести к формированию изолированности, невозможности установления устойчивых близких контактов с другими людьми, что необходимо для ощущения жизненного счастья. «Образ Я» оказывается не настолько прочным, чтобы соединиться с другим. Человек как бы боится потерять свою идентичность, вступая в близкую связь с кем-либо. Возникает особого рода напряжение, не выдерживая которого, молодой человек «изолирует» себя или же вступает в формальные связи.
Однако ряд авторов полагает, что необходимым условием разрешения кризиса интимности является не только успешное разрешение кризиса встречи со взрослостью, но и наличие определенных характеристик в «образе Я». Как утверждал Дж. Пауэл, эти характеристики можно описать, используя различные термины: «самопринятие», «положительное самоотношение», «положительная Я-концепция», «любовь к себе» и т. д. Он приводит описание этого феномена, данное Р. Фексом, по мнению которого так называемая любовь к себе — это «чувство собственного достоинства, собственной ценности», осознание собственной уникальности и вера в свои возможности .
По мнению Э. Фромма, себялюбие не только не тождественно любви к себе, но и обусловлено именно отсутствием последней.
Себялюбец любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, вернее, он ненавидит себя. С этим положением хочется не просто согласиться, но и подчеркнуть его особую значимость. Себялюбие действительно исключает какой-либо искренний интерес к другим людям, т. е. оно несовместимо с любовью к другим. Реальная же любовь к себе и любовь к другим, как утверждает Э. Фромм, коренным образом взаимообусловлены.
Успешному разрешению кризиса интимности, т. е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах, должна предшествовать серьезная внутренняя работа по принятию самого себя.
Межличностные отношения могут при этом стать стереотипными, а сам человек — оказаться в состоянии психологической изоляции. Особое значение приобретает в этот период чувство одиночества. Нужно отметить, что это именно чувство, а не фактическое одиночество. Вокруг молодого человека может быть много друзей, родных и даже любимый (любимая), но при этом он ощущает себя оторванным от людей и мира. И он, с одной стороны, глубоко страдает от одиночества, а с другой — всячески стремится к нему. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности. Молодой человек при этом то и дело задает сам себе вопрос: «Нужен ли я кому-нибудь сегодня, завтра, послезавтра?»
В этот период изменяется отношение к одиночеству — оно перестает тяготить и рассматривается как необходимое условие для того, чтобы пообщаться с самим собой.
Многие по-новому открывают богатство самих себя. Можно сказать, что в молодости происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, осознание своего собственного пути: личностного, профессионального, социального, своих стремлений и надежд.
Появляется умение осмысливать происходящее, складывается индивидуальное мировоззрение, впервые не заимствованное у кого-либо.
Меняется отношение и к жизни в целом. Теперь уже молодой человек понимает, что происходит не подготовка к жизни, а сама жизнь. По-другому воспринимается и прошлое, и будущее. Уходит желание казаться взрослым, стыд проявить детские черты. Наоборот, просыпается интерес к собственному детству, а детская непосредственность реакций расценивается как достоинство.
Приходит понимание того, что ты сам строишь свою жизнь и твое будущее начинается уже «здесь и сейчас».
Естественно, что несколько по-другому складываются отношения с друзьями, которых теперь уже не хочется переделать. Они принимаются такими, какие они есть. Становится интересным не только то, что в тебе, но и то, что в других. Коренным образом меняются отношения с родителями.
Меняется позиция в общении со взрослыми разных возрастов. Если раньше оно осуществлялось с детской позиции, то теперь это общение взрослого со взрослым. Поначалу новая позиция может затруднять и удивлять молодого человека, но потом она становится привычной и приносит чувство удовлетворения.
Итак, итогом «встречи со взрослостью» является обретение взрослой идентичности. Поиск личностной идентичности — центральная задача периода взросления. Проблемной ситуацией в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.
Ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Роль специалиста по работе с молодежью — способствовать интеграции новых устойчивых ощущений идентичности.
На протекание периода молодости и формирование ее новообразований напрямую влияют итоги развития в подростковом возрасте. Д. Марсиа выделял четыре основных варианта (статуса) формирования идентичности в подростковом возрасте: предре- шенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности . Оптимальным результатом прохождения подросткового кризиса является достижение идентичности, задержку его разрешения называют мораторием. Однако часть подростков по разным причинам кризис идентичности не проходит. Некоторые некритично следуют предписаниям родителей, значимых взрослых, не проходя через период принятия самостоятельных решений (статус предрешенности). Другие же просто не ставят перед себой вопросов, характерных для кризиса идентичности, ориентируясь в основном на получение удовольствия от жизни доступными им способами (статус диффузии). Схема Д. Марсиа позволяет понять, что кризис встречи со взрослостью будут переживать лишь те молодые люди, что достигли в подростковом возрасте идентичности или все еще находятся в статусе моратория, т. е. продолжают поиск самих себя. Причем последние будут переживать этот кризис наиболее остро. И, возможно, именно этим молодым людям потребуется психологическая поддержка, поскольку им придется решать проблемы двух кризисов одновременно. Таким образом, кризис встречи со взрослостью свойствен, вероятнее всего, молодым людям, решившим или поставившим в подростковом возрасте проблемы поиска собственной идентичности.
Важнейшим новообразованием молодости является не просто позитивное разрешение противоречий, принятие изменений в себе и нового себя, а появление готовности к изменениям в течение всей последующей жизни, предвосхищающее принятие всех своих будущих изменений. Более того, именно в этот период начинает активно и осознанно формироваться психологическая приспособляемость к стрессовым ситуациям, которая в позднем зрелом возрасте обеспечит отсутствие психосоматических заболеваний, а еще позже станет основой здорового и счастливого старения.
Еще одно важное достижение и новообразование периода молодости — обретение личностной рефлексии, которая представляет собой целостное, поступательно развивающееся психологическое образование, состоящее из ряда взаимодействующих компонентов: когнитивного, аффективного, оценочно-регулятивного.
Когнитивный компонент определяется характеристиками уровня сформированности когнитивной сферы личности включая уровень сформированности мыслительной деятельности, мышление в понятиях. Основу когнитивного компонента составляют знания о себе, приобретаемые человеком посредством личностной рефлексии. Знания человека могут быть отчетливыми и неотчетливыми (широта самоописания), глубокими и поверхностными (глубина самоописания), предполагающими умение строить прогноз последствий своего поведения, видеть проблемы, возникающие в жизни, и своевременно их анализировать.
Аффективный компонент представлен аутосимпатией и самообвинением. Аутосимпатия, в отличие от самоуважения, интегрального самоотношения и самоуверенности, связанных с процессами самооценивания, представляет собой эмоционально-ценностное отношение субъекта к себе, которое определяется смыслообразующими мотивами и практически не зависит от успехов и неудач субъекта . В основе аутосимпатии лежит самопривязанность (чувство привязанности к актуальному образу Я, удовлетворенность собой, общее положительное отношение к себе), самоценность (заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемой ценности своего Я для других) личности, выражающие те или иные чувства или переживания в адрес собственного Я. Согласно В. В. Столину аутосимпатия отражает враждебность-дружелюбность собственного Я . В содержательном плане она объединяет одобрение себя в целом и в существенных частях, доверие к себе и позитивную самооценку. Аутосимпатии противоположно самообвинение, т. е. видение в себе преимущественно недостатков, готовность к самопорицанию, сопровождающемуся такими эмоциональными реакциями на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров.
Оценочно-регулятивный компонент состоит из интегрального самоотношения, самоуважения, самоуверенности, самопринятия, представляющих его оценочную составляющую, и оценки результата, планирования, моделирования, программирования, общего уровня саморегуляции, отражающих регулятивную составляющую. Интегральное самоотношение представляет собой глобальное самоотношение как внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя, принятия-непринятия своей персоны. Самоуважение предполагает процесс обобщенной оценки себя в сравнении с некоторыми социально значимыми критериями, нормами, эталонами (целеустремленностью, успешностью и пр.), т. е. с представлениями о благополучном и эффективном индивиде, заложенными в идеальном образе Я субъекта. Самоуверенность характеризуется удовлетворенностью своими возможностями, ощущением силы собственного Я, отношением к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать. Интегральное самоотношение, самоуважение и самоуверенность сочетаются с самопринятием как чувством симпатии к себе, согласием со своими внутренними побуждениями, безусловным принятием себя таким, какой Я есть. Регулятивная составляющая этого компонента представлена четким и развернутым планированием собственного поведения в различных ситуациях, осознанием преград, которые могут возникнуть на пути достижения намеченной цели, программированием собственных действий с учетом этих препятствий, объективной и реалистичной оценкой результатов собственной деятельности.
Рефлексия в молодости выполняет большую духовную работу, именно с ее помощью совершается самое главное открытие этого периода — открытие внутреннего мира. Развитая рефлексия молодого человека полифонична: она дает возможность и тонко отобразить игру собственных чувств и переживаний, и с холодной логикой просчитать меру искренности чувств кого-то другого по отношению к себе, и с философской отстраненностью балансировать мыслью на проблеме бренности своего существования . Рефлексия заполняет все пространство внутреннего мира, делая его динамичным, живым, а порой и драматичным. В итоге она выступает инструментом, в результате воздействия которого у молодого человека формируется некий план жизни.
Согласно определению Б. Г. Ананьева, жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения . При построении собственной жизни человек пользуется теми моделями, которые предлагает ему социум. Он познает их в рамках семейной социализации, в общении с другими людьми, впитывает со школьной программой. Эти люди «разбросаны» в культурном наследии, активно транслируются обществом через средства массовой информации, пропагандируются субкультурами. Некоторые образцы становятся «модными», другие
активно порицаются. Зависит это от исторической, политической, социальной ситуации, от того конкретного периода, в котором живет человек, от тех задач, которые стоят перед педагогикой и системой воспитания.
Сознательный или бессознательный выбор образца для идентификации, жизненного замысла в период с 18 до 30 лет человек осуществляет в разных видах деятельности, через установление контактов; процесс выбора носит пока предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью жизненного замысла молодого человека являются надежды — эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Рассмотрим основные образцы, паттерны, лежащие в основе жизненного замысла человека.
1. Молодой человек рассуждает с позиции длительной перспективы. Для него впереди «еще три раза по столько же», а сейчас он находится в начале пути, что позволяет пробовать, рисковать, пытаться. Ощущением большого временного запаса часто объясняется довольно типичная модель «черновика» жизни, который «пишется» в молодости, а потом начнется настоящая, истинная, «чистовая» жизнь. Это свидетельствует о большом жизненном потенциале, большом запасе энергии, который молодость готова использовать для жизненных достижений, для преодолений и свершений.
Таким образом, можно говорить о том, что у молодых людей довольно популярен образец преодоления, готовности бороться и достигать, открыто смотреть в глаза опасности и не пасовать перед
неприятностями. Все эти характеристики воплощаются в архетипе героя, основного персонажа русского фольклора, сказок и литературных произведений. Данный сценарий самопостроения носит название «путь героя».
2. Сильная тенденция к самоактуализации, достижению внутреннего единства и согласованности, желание обрести независимость порождают некое пограничное состояние, противоречивое по своей сути, поскольку чувство взрослости уже появилось, а независимости еще нет. Студенчество является той порой, когда молодые люди еще не могут похвастаться ни материальной, ни жилищной, ни личностной автономией. Родительские установки и поведение часто носят опекающий и ограничивающий характер, что противоречит внутреннему ощущению молодости.
Здесь проявляется некое Идеальное Я, приближение к которому лелеет большинство индивидов. Некоторые готовы достигать своего идеала всю жизнь, другие, потерпев ряд неудач или разочаровавшись в жизни и в себе, оставляют попытки. Вероятно, для молодости более типичен первый вариант.
Итак, можно подчеркнуть ценность для современной молодежи самосовершенствования, самовыражения, обретения идентичности, раскрытия своего внутреннего Я, достижения Эго-идеала, что мы условно обозначим как «путь личности».
3. Сфера учения и учебы — одна из самых актуальных для людей молодого возраста. На данный момент это то, что определяет их жизнь, область интересов, задачи, требующие решения. Можно предположить, что новые знания не ограничиваются для молодых людей рамками учебы или учения, а выходят за их пределы: в жизнь, в интересующие области, в сферу опыта и житейских знаний. Вероятно, такая тенденция говорит о значимости когнитивного развития как такового, расширении кругозора, совершенствовании эрудиции, лучшем понимании жизненных закономерностей и т. п. Мы назовем этот образец как «путь ученика», которому интересно все новое.
4. Проблемы выстраивания отношений с другими людьми в молодости весьма актуальны. Молодой индивид психологически нуждается в другом человеке, в социальной взаимности. Важными являются проблемы групповой принадлежности, товарищества, дружбы. Многие заявляют о желании «уметь общаться», легко устанавливать контакты и заводить связи. Иными словами, можно говорить о нацеленности молодежи на новые контакты, об открытости новым дружеским связям, что соответствует «пути друга». Именно в молодости человек готов к переживанию братской любви, предполагающей уважение, знание другого человека, ответственность и заботу, желание помочь.
5. Образец «путь семьянина» видится молодежи менее привлекательным и менее значимым по сравнению с описанными выше («путь героя», «путь ученика», «путь личности», «путь друга»), хотя с точки зрения возрастной психологии именно в молодости решаются задачи создания собственной семьи, сепарации от родителей, освоения ролей мужа/жены и родителя. Именно на данном этапе сформировавшейся идентичности молодому человеку уже не угрожает диффузия в результате слияния с другим. Однако процесс личностной зрелости еще не достиг своего апогея, и молодой человек сосредоточен именно на нем, другой индивид может быть опасен для формирования зрелой идентичности.
6. Образец «путь богача», основывающийся на значимости материального достатка и комфорта, связанный со стремлением к их достижению, признается молодыми людьми как желаемый, но при этом не является актуальным, главенствующим. Можно отметить желание материальных благ без готовности подкреплять его действиями (во всяком случае, собственными).
7. Сфера духовности, веры, религии носит ценностный характер, и молодые люди ждут от происходящего с ними в большей степени духовного удовлетворения, но их собственное поведение и жизнь не организуются ими с целью достижения духовности. «Путь праведника», похоже, не свойственен современным молодым людям, хотя при этом бездуховное отношение к жизни ими не приветствуется.
8. В отношении деятельности, работы, карьеры образец «путь профессионала» для молодых людей актуален, но на данный момент он не автономен и смыкается с ученичеством. В настоящее время стратегия поведения молодежи — скорее брать (знания, умения, навыки, опыт и пр.), нежели продуцировать, создавать, отдавать.
9. Самая значимая для молодых людей потребность — это потребность в признании, что говорит о важности таких сфер, как власть, слава, популярность, влияние и пр. Назовем этот образец жизненного замысла как «путь влиятельного».
Молодые люди проявляют большую склонность к индивидуализму, нежели к коллективизму. Хотя традиционно русский этнос характеризуется как культура коллективистическая, в настоящее время можно предполагать сдвиг в сторону индивидуализма, что ведет к преобладанию мотивации к достижениям над мотивацией принадлежности к группе.
10. Достаточно оптимистичное отношение к жизни, а точнее, избегание пессимистичного, высокая надежда на удачу и почти единодушная ее желательность позволяют выделить в качестве паттерна молодости «путь счастливчика». Он предполагает ориентацию на удачу, традиционные для русских «авось, небось и как-нибудь», надежду на счастливое стечение обстоятельств. Так, молодежь невысоко оценивает вероятность выигрыша, но желание возникновения данного события в жизни высказывает большинство.
Данная стратегия у современных молодых людей популярна, как и для большинства русских, она находится в сфере мечтаний. В глубине души русские надеются на чудо.
11. Как распространенную модель построения жизни в молодости можно отметить «путь странника». Молодые люди желают путешествовать, находить новое в иных местах, также их привлекают сама идея поиска, встреч, опасностей и расставаний и самосовершенствования на этом пути.
12. В модель жизненного замысла в молодости не включен паттерн «путь немощного». Данный вариант пути предполагает страдания, ожидание помощи от других, ощущение ограниченных возможностей, невысокий уровень притязаний, оправдательную стратегию и пр.
Например, болезнь — это событие, которым трудно управлять и которое достаточно трудно прогнозировать, особенно если специально не заниматься этим вопросом.
Низкая доля вероятности появления болезни в ожиданиях от жизни у молодых людей объясняется: 1) «верой в справедливой мир» (мир справедлив, поэтому все плохое, что случается с другими, не может приключиться со мной); 2) работой защитных механизмов, таких как вытеснение и отрицание. Желанность болезни как будущего события сводится к нулю.
13. В жизненном замысле молодости прослеживается образец отношений с законом; при этом перевес симпатий молодых людей — на стороне несоблюдения законов, возможности обойти их. Вообще, для русских понятие «закон» относится к разряду особенных, так же, как и понятие «государство», которое, собственно, эти законы и устанавливает. Наблюдаемая тенденция свидетельствует о присутствии в жизненном замысле молодых людей черт архетипа трикстера; возможно включение в «путь героя» деятельности, присущей трикстеру, плуту, шуту и обманщику, тому, кто готов использовать самые разные средства, в том числе и противоправные, для достижения своих целей. Условно данный образец можно обозначить как «путь трикстера».
Таким образом, построение замысла собственной жизни, выступающее смыслообразующим новообразованием молодости, имеет несколько основных вариантов: это «путь героя», сложный, трудный, но благородный, который, возможно, перекликается с «путем трикстера» и носит его черты; «путь личности», заключающийся в раскрытии своей внутренней сущности; «путь ученика», ищущего новых знаний и открытого для нового опыта; «путь друга», готового для общения и новых контактов. Можно констатировать также преобладание стремления к самореализации и саморазвитию с отсроченным решением задач образования семьи.
Итогом происходящих процессов и системным новообразованием молодости выступает личностная зрелость человека.
Личностная зрелость — это совокупность характеристик, формируемых у человека в разные периоды его развития, позволяющая организовать его жизнь таким образом, чтобы он успешно смог проявить себя в период взрослости.
Тезаурус личностных черт семантического поля «зрелый», «взрослый» включает в себя следующий набор характеристик: разумный, самостоятельный, компетентный, объективный, логичный, реалистичный, дальновидный, цельный, волевой, целеустремленный. Психология зрелой личности рассматривается нами далее.
Личностная зрелость без формирования осознанности невозможна.
Осознанность человека жестко связана с компетентностью — только так формируется научение, в результате которого приходит осознанность. Этот процесс представляет собой четырехстадийный переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности (см. помещенную далее схему).

Компетентность

 

 

Бессознательная компетентность

← Осознанная компетентность

 

 

Бессознательная некомпетентность →

↑ Осознанная некомпетентность

 

 

Осознанность

Стадии взросления и осознания

Бессознательная некомпетентность. При бессознательной некомпетентности человеку не известно, что он чего-то не знает или не умеет делать что-либо (стадия «я не знаю о том, что я не знаю»). Возможно, практически он не испытывает потребности или нужды в приобретении этого знания или умения и поэтому еще не осознал дефицит собственной компетентности. Так, например в раннем детстве ребенок при переезде на автомобиле из одного места в другое осознает факт путешествия, но не понимает, что сам он машину водить не умеет, и, таким образом, остается в неведении по поводу собственной некомпетентности.
Осознанная некомпетентность. При осознанной некомпетентности человек приобретает знание о своем «незнании». Обычно это происходит вследствие появления потребности или желания совершить то или иное действие. Это стадия «я знаю о том, что я не знаю». Пример: подросток, не умеющий водить машину, постоянно вынужден просить кого-нибудь, чтобы его подвезли, и остро переживает свою некомпетентность в вождении.
Осознанная компетентность. Для того чтобы стать осознанно компетентным, человеку нужно пройти через обучение (либо формальное, либо неформальное). Часто на этой стадии он в точности копирует действия своего учителя (если это позволяет память). В каждый момент человек осознает то, что делает, ибо он находится в стадии «знаю о том, что я знаю». Например, успешно окончив курсы и получив права, 17-летний водитель в течение некоторого времени все еще будет шептать себе: «Зеркало, сигнал, поворот», испытывая потребность напоминать себе, как правильно вести машину.
Бессознательная компетентность. При бессознательной компетентности знания и умения в силу частого использования становятся «привычками». Выполняя то или иное действие, человек уже не испытывает нужды в продумывании каждого последующего шага, ибо алгоритм этого действия заложен в бессознательное (или подсознательное). Такой человек может сказать: «Я не знаю о том, что я знаю». Скажем, имеющий многолетний опыт вождения человек управляет машиной на «автопилоте». А теперь представим, например, что водитель со стажем учит вождению своего ребенка. Показывая ему тот или иной прием, он не осуществляет скрупулезного анализа своих действий, ибо они «впитались» в его сознание.
Процесс взросления тоже проходит эти 4 стадии; задача специалистов — обеспечить адекватную поддержку на каждой из них.
Несомненно, развитие можно рассматривать в виде прогрессии, последовательного перехода с одной стадии на другую. Но движет развитием именно усвоение новых знаний, приобретение нового понимания, овладение новыми навыками и моделями поведения.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Попытайтесь провести краткий рефлексивный анализ своей молодости. Какое место занимает рефлексия в развитии вас как личности? В каких формах находила выражение рефлексивная ориентация вашего сознания?
2. Побеседуйте со взрослым человеком о том, кто повлиял на его личностное и профессиональное самоопределение.
3. Перечислите главные новообразования молодости. Проанализируйте их проявления у себя и у своих друзей.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.