Страница 4 из 4
2.4. Зрелая и инфантильная личность
Для определения личностной зрелости необходимы критерии. Согласно работам Ф. Перлза о личностной зрелости человека свидетельствуют два важнейших критерия: 1) он определяет свои границы в социальном окружении — не растворяется в социуме и не замыкается в себе, а именно определяет границы и «умеет обращаться с собой и со своей средой»; 2) он опирается только на себя— не бросается на поиск внешней поддержки, а изыскивает ресурсы в себе самом, чтобы жить, действовать и решать встающие перед ним задачи (это можно объяснить и так: тот, кто чувствует контактную границу между собой и обществом, умеет отделять, что принадлежит ему, а что — окружающей среде, тот находится в равновесии, которое и формирует личностную зрелость) . Психологический инфантилизм — это детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях личности, не соответствующие возрастным требованиям к человеку (к ребенку, подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку). Инфантилизм психический и инфантилизм психологический отличаются друг от друга не внешними проявлениями, а причинами возникновения. В отличие от психического инфантилизма, где детские черты — следствие задержки в развитии психики, при психологическом инфантилизме ребенок имеет вполне здоровую и без отставаний психику. Такой ребенок может быть для своего возраста достаточно взрослым — может теоретически, а практически этого нет. Психологически инфантильные дети несамостоятельны и привыкли к тому, что другие все решают за них. Взрослый человек с психологическим инфантилизмом — это человек-ребенок. Дети растут правильно, когда в их воспитании присутствует и материнское (женское), и отцовское (мужское) начало. Сегодня в российском обществе явный перекос в женское начало, и, как следствие, пышно расцветает инфантилизм. Профилактика инфантилизма и воспитание взрослости Психологический инфантил — это человек, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда. Чтобы этого не происходило, родители должны быть сильнее ребенка и последовательны в своих требованиях. Психологический инфантил — это человек, которого родители приучили к тому, что он только и исключительно ребенок. Чтобы этого не произошло, у родителей должна быть программа развития ребенка, приучения его к самостоятельной и взрослой жизни. Психологический инфантил — это человек, которого родители или общество соблазнили к игре «я — маленький ребенок». Чтобы этого не случалось, общество и родители должны быть заинтересованы в воспитании по-настоящему взрослых людей. Основные внутренние возможные причины развития у ребенка (и далее — у взрослого) психологического инфантилизма: — неумение быть взрослым (нет умения, опыта и навыков); — отсутствие привычки быть взрослым (умение есть, а привычки может не быть); — отсутствие желания быть взрослым (быть ребенком интереснее и легче). Основные внешние возможные причины психологического инфантилизма: — сдерживание самостоятельности ребенка в то время, когда он самостоятельности хотел; — нежелание человека быть самостоятельным и разрешение ему близкими (вольное или невольное) быть несамостоятельным. Такое возможно в любом возрасте. Чтобы этого не происходило, родителям требуется быть сильнее ребенка и уметь добиваться выполнения им предъявляемых к нему требований; — отсутствие необходимости быть взрослым и самостоятельным. Жизнь такая, что ни за что не отвечающим ребенком прожить легко, взрослеть ни смысла, ни нужды нет. Люди начинают вести себя как взрослые, когда: — они имеют для этого необходимый опыт, умения и навыки; — взрослое поведение для них стало привычным; — у них есть интерес или выгода вести себя по-взрослому; — у них имеется убеждение, что взрослым быть надо, взрослым быть хорошо; — у них есть убеждение (верование), что в данной ситуации именно так и следует себя вести; — у них выработана соответствующая личностная самоидентификация («Я — взрослый человек! У меня получается быть самостоятельным и ответственным!»); — взрослое поведение ребенка получает подкрепление и поддержку. Воспитание самостоятельности Для того чтобы молодые люди взрослели не только физически, но и социально (психологически), нужно создавать для них ситуации, в которых самостоятельность: — возможна и им по силам; — престижна и привлекательна; — обязательна или даже вынуждена. «Учить ребенка плавать, бросая его в воду» — тактика ошибочная. Этапы становления у ребенка навыка самостоятельности выглядят так: 1) ребенок участвует в деле, которым заняты родители, помогая им и под полным их контролем; 2) ребенок участвует в деле совместно с родителями; 3) ребенок делает, родители ему помогают; 4) ребенок делает все самостоятельно! Важнейший вопрос — разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких — ставить его перед необходимостью самому решать свои проблемы? Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужны три условия: 1) его собственное желание; 2) препятствие на пути к предмету желания, которое можно преодолеть; 3) длящееся вознаграждение. Для развития у ребенка навыка самостоятельности необходимо придерживаться изложенных ниже рекомендаций. 1. Приучить к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вырастить своего ребенка самостоятельным, если вначале приучить его слушаться родителей. 2. Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут красивые и яркие примеры самостоятельных, успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим. 3. Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и ребенку по силам. Отдать ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые, непривычные для него действия. Как эти области наметить, например, для ребенка пяти лет? Записать, что он должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее... Тем самым ребенку будет создана возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать свое умение до состояния, когда эту область новых для него действий он сможет контролировать полностью сам. 4. Создавать ситуации, показывающие, что самостоятельность престижна и привлекательна. 5. Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. Коррекция психологического инфантилизма Основные меры коррекции — лишение психологического ин- фантила привычных для него уюта и удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, предъявление к нему все нарастающих требований. Например, следует прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (ходить в магазин, готовить себе еду, прибирать за собой вещи), заботиться о близких и родных. Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь, и именно выполнение этих требований начинает превращать инфантила во взрослого человека. Вопреки распространенному мнению свободное воспитание, предоставление взрослеющему человеку полной самостоятельности вовсе не приводят к ее развитию. Ребенок, которому предоставлена полная самостоятельность, — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. Психологическая зрелость Личностной зрелости предшествует зрелость психологическая. Психологическая зрелость — это полное, состоявшееся психологическое развитие человека, способность свободно и гибко пользоваться основным личностным инструментарием. Укажем некоторые (далеко не все) более-менее общие критерии, которые говорят о психологической зрелости. 1. Умение быть самопричиной в разных жизненных ситуациях, т. е. умение жить и действовать исходя из своих собственных ценностей, правил и убеждений, моральных и этических норм, но обязательно при этом соотносить их с законами и нормами, имеющимися в данном обществе, стране, культуре. 2. Осознание человеком своей личной ответственности за свои поступки плюс понимание их смысла, способность отдавать себе отчет, ради чего он совершает (или не совершает) то или иное в своей жизни. И, соответственно, принятие «на свой счет» всех последствий совершенных поступков (и тех, которые его удовлетворяют, и тех, которыми он недоволен) — как порожденных в первую очередь самим человеком, его желаниями, мыслями, стремлениями, а не кем-то посторонним, внешним окружением, правительством, некими неподвластными ему высшими силами и т. п. 3. Понимание относительности своего мировоззрения, равно как и мировоззрения других людей. Отсюда толерантное отношение к иным точкам зрения при одновременном умении не отказываться от своей без особых на то причин. А также готовность к изменению своих знаний, своей картины мира. 4. Гибкость, т. е. готовность (но не обязательность!) к изменению своего поведения в соответствии с имеющимся окружением и наличными условиями, чтобы быть более адекватным данному моменту (и, в том числе, чтобы лучше понимать происходящее). 5. В эмоциональной сфере — владение одновременно двумя умениями — умением быть всегда в нужном состоянии и умением отделять себя от своих состояний и настроений (когда нужно — я есть эмоция; в другой же ситуации моя эмоция — это одно, а я — это другое). 6. В рациональной сфере — аналогично. Человек должен четко осознавать: есть мои мысли, мои размышления, моя позиция, мое мнение, они принадлежат мне, а не я — им; более того, многое мне было навязано или «попало» ко мне случайно, и поэтому я могу это при необходимости изменить, дополнить, отказаться от этого. Такой подход вырабатывает иммунитет против закостеневания, ригидности мышления, догматизма, фанатизма и прочих «измов». Личностная зрелость Личностная зрелость формируется медленно, на всем протяжении молодости, и к тридцати годам человек начинает демонстрировать ее признаки: — развитое чувство ответственности; — потребность в заботе о других людях; — способность к активному участию в жизни общества, к психологической близости с другими людьми; — умение эффективно использовать свои знания и возможности, решать различные жизненные проблемы на пути к полной самореализации; — высокий уровень общей жизнедеятельности; — толерантное отношение к трудностям и способность их преодолевать. Сама личностная зрелость определяется как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к наивысшему развитию духовных, интеллектуальных и физических сил. Немаловажное значение для достижения личностной зрелости имеет высокий уровень общей жизнедеятельности, обусловливающий образ жизни человека. Образ жизни определяет особенности повседневной жизнедеятельности людей и непосредственно связан с тем, каким образом происходит конвергенция (сближение) социального контроля и саморегуляции в поведении и развитии личности. Стабилизация образа жизни наступает, как правило, при достижении челвеком 30-летия, когда он определяется с решением личных и профессиональных проблем. Деятельность, быт, досуг, способы удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения — все эти составляющие образа жизни приобретают относительно устойчивый характер. Если в молодые годы образ жизни строится в соответствии с образом жизни родителей или, наоборот, по не- гативистской модели, противопоставляется им, то к зрелости он формируется как собственно индивидуализированный, отражающий сущностные характеристики самого человека. Достижение личностной зрелости иногда связывают с кризисом среднего возраста, или кризисом середины жизни. Следует заметить, что хронологические рамки кризиса середины жизни, в зависимости от контекста изучения, охватывают примерно десятилетие. В то же время между исследовательскими подходами к вопросу о конкретизации возраста кризиса середины жизни, или кризиса среднего возраста, существуют значимые различия. Можно ограничивать данный кризис хронологическими рамками от 35 до 40 лет; можно выделять два кризиса, которые имеют совершенно разные социальные возможности и последствия, — кризис тридцати (новые выборы) и кризис сорока (подведение определенных итогов). Э. Эриксон тоже выделяет два кризиса: первый кризис, свойственный молодым взрослым людям, связан с поиском близости и приобретением данного опыта или с изоляцией и уходом в себя (близость против изоляции и одиночества); второй кризис (сорока лет) связан с развитием чувства сохранения рода и с продуктивной деятельностью или, наоборот, с застоем (генеративность против стагнации). Нет сомнения в том, что молодость весьма продуктивна для различных направлений жизнедеятельности. Если в период молодости человек конструктивно решает стоящие перед ним проблемы, то он тем самым создает оптимальные условия для дальнейшего своего развития. ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Найдите черты инфантилизма у сказочных героев. Как «лечится» у них инфантилизм? 2. В чем разница между психическим инфантилизмом и психологическим инфантилизмом? 3. Составьте в качестве основания для сравнительного анализа таблицу «Черты зрелой и инфантильной личности».
Источник: Крутько, И. С. Психотехнологии в работе с молодежью : учеб. пособие / И. С. Крутько ; [науч. ред. А. В. Пономарев] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 188 с.
|