На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Путь взросления: новообразования и проблемы молодости. Зрелая личность
Путь взросления: новообразования и проблемы молодости. Зрелая личность
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Путь взросления: новообразования и проблемы молодости. Зрелая личность
Новообразования молодости
Проблемы взросления в молодости
Зрелая и инфантильная личность
Все страницы

2.1. Кризис молодости «на выходе»

При выходе из периода молодости (равно как и при входе в него), т. е. в возрасте около 30 лет, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях — даже в разрушении прежнего образа жизни.
А. В. Толстых отмечает, что у человека «на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение... Оглядываясь на пройденный путь, на свои достижения и провалы, он видит, как при уже сложившейся и внешне благополучной жизни несовершенна его личность, сделано мало, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потрачено "напрасно", насколько мало он реализовал свои способности и возможности. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности».


Кризис тридцати иногда называют вторым переходным (после подросткового) возрастом. Но лучше его назвать кризисом достижений: к этому времени человек, как правило, активно осваивает социальное пространство, строит семью, карьеру и, прожив уже половину активной жизни, начинает задаваться вопросами: «Что получилось? Что я смог сделать и чего не сделал? Что, пока не поздно, можно исправить?» Эти вопросы и выступают индикатором кризиса, а его содержание связано с реализацией жизненного замысла.
Возможны различные сроки наступления кризиса, но, как правило, он протекает в период с 28 до 33 лет. Время начала кризиса зависит от наличия семьи, возраста детей, профессиональных и карьерных успехов, и главное — от отношения к себе.
В чем проявляется кризис? Практически все переживающие кризис люди ощущают бесцельную потерю собственного времени: «жизнь уходит, а я все делаю не так», «я стою, а все меня обгоняют», «не вижу вариантов, как жить дальше».
Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходят «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут «сковывать» семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обязательно) сузиться реальное поле отпущенных человеку возможностей. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которого могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.
В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной неразвитости, — даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.
Что же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно В. Франклу «смысл — это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа» . Эта формулировка хорошо согласуется с феноменологией смысла, вытекающей из психологической теории деятельности. Смысл как психологический феномен возникает тогда, когда в составе деятельности появляются операции и соответствующие им цели, не совпадающие с мотивом. Напомним, что операция — это действие, выполняемое определенным способом в зависимости от условий (ситуации). Составляющие операцию действия, в отличие от деятельности, обычно направлены не на сам предмет потребности (мотив), а на цели, которыми опосредствуется его достижение. Достижение цели опосредствует, или, по В. Фран- клу, «имеет в виду» достижение мотива. Подчеркнем, что речь идет не о самом мотиве, а именно о его достижении, ведь словосочетание «имеет в виду» в данном случае означает опосредствование мотива целью. Смысл, таким образом, это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).
Отсюда следует, что проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального — смысла жизни, — возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т. е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т. е. жизненный замысел.
В действительности, следовательно, мы имеем проблему не смысла как такового, а проблему депривации мотива. Она возникает из-за неверно поставленных целей, достижение которых по замыслу должно было реализовать мотив. Но что же это за мотив, депривация которого вызывает проблему смысла жизни?
Человек обретает способность быть самим собой, согласие с миром только в сущностных сторонах жизни. К целостности личности, общему согласию с миром он приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие интересы и т. п. начинают определять ее основное содержание.
При гедонистической направленности личности в ее крайнем выражении, при отсутствии каких-либо иных мотивов и при непосредственном удовлетворении мотивов удовольствий и развлечений (паразитическом существовании) тоже в известном смысле можно говорить о согласии с миром, но на самом первичном, по существу, — допсихическом уровне мотивации. Но даже в этом случае согласие с миром весьма относительно, ведь это атавистическая форма жизни, человек и при полной личностной неразвитости подвержен пресыщению всем тем, что подконтрольно принципу удовольствия. Появление же при данной направленности личности хотя бы одного потенциального (нереализованного) мотива иного характера приводит к «экзистенциальной фрустрации», потере смысла жизни.
Во всех других случаях (при эгоистической направленности личности, промежуточной между нею и гедонистической, духовнонравственной, а также промежуточной между духовно-нравственной и эгоистической) человек со сложным и трудным или сложным и «как бы легким» жизненным миром стремится к своей личностной целостности, вследствие чего появляется жизненный замысел.
Жизненный замысел представляет собой совокупность целей, направленных на оптимальный (с точки зрения субъекта) вариант жизни, на преодоление сложности внутреннего мира и (если она есть) трудности внешнего, т. е. на максимально возможную гармонизацию жизни. По существу, речь идет о целях, направленных на обретение согласия с миром и способности быть самим собой, хотя и в субъективном их понимании, далеко не всегда адекватном развитию сущности человека.
Согласие с миром, способность быть самим собой — тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни («экзистенциальный вакуум») возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласию человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.
Эгоистические мотивы, как и мотивы удовольствий, неадекватны согласию с миром, ведь они входят в структуру сложного и обычно трудного жизненного мира, для которого характерны внутренние противоречия и внешние трудности. Кроме того, они подвержены пресыщению. Исключение составляют случаи, когда тот или иной эгоистический мотив приобретает гипертрофированную, несопоставимую с другими побуждениями значимость. Это случаи патологического «опрощения» жизненного мира — он превращается в простой и трудный, без внутренних ограничений. Сложность (внутренние препятствия) исчезает, но возрастает значимость трудности, с которой связан страх потери предмета потребности (вспомним последние годы, да и всю жизнь обладавшего огромной властью диктатора Сталина).
В зависимости от личной истории прохождения взросления в период молодости у некоторой части молодых людей выход из кризиса может затягиваться. В этом случае кризисные явления становятся постоянными спутниками жизни взрослеющего человека. Далее, согласно законам диалектики, количество неизбежно переходит в новое качество, и кризис перерастает в те или иные личностные или психосоматические расстройства; человеку при этом может потребоваться психологическая помощь.
Подробное рассмотрение технологий психологической поддержки в период кризиса будет представлено в третьей главе, а здесь отметим: часто молодому человеку достаточно лишь узнать о том, что его неустойчивое состояние нормально и именуется кризисом, и он сможет самостоятельно помочь самому себе.
Необходимо учитывать, что затянувшийся кризис в молодости может протекать настолько остро, болезненно, мучительно, что приводит к невозвратным психическим реакциям, например к самоубийству. Как отмечал Н. А. Бердяев, «молодость более склонна к меланхолии, чем это принято думать, но это не есть меланхолия от бессилия и изжитости, как меланхолия старости. Самоубийство в молодости бывает результатом бурных душевных кризисов, в которых силы человека не находят исхода» . По его мнению, потеря детской веры, кризис миросозерцания могут породить бурные душевные процессы и вызвать меланхолию, что заставляет с особой бережностью подходить к кризисам молодости.
Схожая точка зрения и у известного суицидолога Э. Гроллмана. Он отмечает, что молодежь в настоящее время сводит счеты с жизнью почти в эпидемических масштабах, и в 2000-х годах частота суицидов в молодости возросла в три раза. И ведущим фактором при суициде, пишет Э. Гроллман, является не какая-то конкретная причина, а чувство безнадежности, беспомощности, когда проблемы кажутся непреодолимыми, а душевная боль — нестерпимой . Суицидальная молодежь на самом деле хочет не умереть, а уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми. Исследователи указывают, что молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувство ненужности, малоценности, хотя внешне это может быть и незаметно. Усугубить ситуацию могут острое переживание собственного несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих, а также дефицит доверительных отношений со значимыми людьми.
Мужчины и женщины по-разному реагируют на кризис. К женщинам социум лояльнее: чтобы считать себя реализованной, женщине достаточно хотя бы раз побывать замужем и родить ребенка. Как правило, к 30 годам большинство представительниц слабого пола уже выполняет данную «программу», а остальные в этом возрасте стараются завести ребенка, пусть и внебрачного. Мужчины же в большинстве своем переживают кризис молодости «на выходе» намного болезненнее, поскольку общество ожидает от них социальных достижений: определенного профессионального, статусного и финансового положения, которых достигают далеко не все. Кстати, женщины с «мужским» характером также могут остро переживать кризис молодости «на выходе».
Решение кризиса зависит и от индивидуальных особенностей человека, от особенностей ситуации (предшествующей, настоящей). Разрешение профессионального кризиса молодости возможно несколькими путями:
1) стабилизация на имеющемся уровне, ограничение притязаний и смещение основных мотивов на другие сферы жизни;
2) конструктивное решение — найти новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий уровень;
3) деструктивное разрешение — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала .
У проходящего через кризис 30-летия человека романтические ценности (любовь, творчество) сменяются более практичными (семья, здоровье, материальное благополучие). Уверенность в собственных силах и осознание собственной компетентности, с одной стороны, и признание ограничений и установление адекватного уровня притязаний на основе жизненного опыта — с другой обеспечивают человеку ощущение целостности и удовлетворенности. Люди перестают верить в чудо, и их действия во всех сферах жизни мотивируются следующим образом: «Мой успех напрямую связан с тем, сколько сил я готов на него потратить».
Еще раз отметим, что этот кризис ожидаем и нормален. Прохождение через рубеж 30-летия позволяет человеку изменять свою жизнь, чтобы в дальнейшем иметь перед собой ясные цели и приоритеты. Это возраст расцвета личности, время, когда корректировка жизненных целей позволяет осуществлять самые смелые замыслы.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Какие симптомы могут свидетельствовать о наступлении кризиса 30 лет у мужчин? У женщин?
2. Смоделируйте сюжеты, при которых кризис 30-летия проходит болезненно.
3. Подберите литературных героев, киногероев, находящихся в кризисе 30 лет. Опишите их состояние и пути выхода из него.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.