На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Путь взросления: новообразования и проблемы молодости. Зрелая личность - Проблемы взросления в молодости
Путь взросления: новообразования и проблемы молодости. Зрелая личность - Проблемы взросления в молодости
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Путь взросления: новообразования и проблемы молодости. Зрелая личность
Новообразования молодости
Проблемы взросления в молодости
Зрелая и инфантильная личность
Все страницы


2.3. Проблемы взросления в молодости


Взросление в любом периоде жизни человека может быть литическим, а может — критическим. Критические фазы взросления в ряде случаев сопровождаются не только качественными новообразованиями, позволяющими перейти на следующий уровень
развития, но и симптомами застревания на предыдущем уровне — негативными новообразованиями. Проявления последних встречаются у современной молодежи нередко. Рассмотрим их.
Личностный инфантилизм
Достижению личностной зрелости как системному новообразованию молодости препятствует ряд причин, среди которых выделяются влияние родительских моделей, социальные и личностные трудности созревания. В данном случае можно говорить о «застревании» процесса личностного созревания и формировании либо незрелой личности, либо личности с проблемами в развитии.
Рассмотрим признаки незрелой личности и личности зрелой .
1. Незрелая личность пытается изменить других людей, приспособить их к себе. Зрелая же личность пытается изменить себя, переходит на саморегуляцию.
2. При конфликтах незрелая личность говорит: «Надо мной издевались!» Зрелая личность утверждает: «Я позволил над собой издеваться».
3. Незрелая личность пытается изменить обстоятельства, зрелая — приспособиться к ним. Предположим, два человека одновременно отдыхали на море. Один вернулся с убеждением, что отдохнул отвратительно, так как на море все время были волны. Второй же посчитал, что отдохнул отлично, так как на море все время были волны. Понятно, что второго человека можно отнести к зрелым личностям.
4. Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая и знает, и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает. 
5. Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом — дела. В результате не удается ни то ни другое, и такой человек попадает в зависимость от других людей. Зрелая личность в первую очередь налаживает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь устраивается сама по себе.
6. Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует потребности зрелой личности, увеличивая их масштабы (пример чему — потребности великовозрастных детей, сидящих на шее своих стареющих родителей).
7. Незрелая личность думает о результате, а зрелая — о деле.
8. Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, а в итоге нередко теряет и то, что у нее есть. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает.
9. Незрелая личность хочет, чтобы ее дела ей устроил кто-то, а зрелая устраивает их сама.
10. Незрелая личность надеется, зрелая действует.
11. Незрелая личность пытается управлять другими людьми, а зрелая управляет собой.
12. Незрелая личность — декорация, которая хочет стать фигурой. Зрелая личность — фигура, которая не задумывается, как она выглядит.
13. Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет под принятое решение факты (отсюда подозрительность незрелой личности). Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает решение (отсюда — открытость зрелой личности).
14. Незрелая личность хочет занять высокое положение, не работая над личностным ростом. Зрелая личность заботится о личностном росте. Высокое положение приходит само по себе.
Понятию «зрелый» противостоит понятие «инфантильный». Инфантилизм включает в себя незрелость, легкомысленность, легковерность, бездумность; инфантильный — значит непутевый, недотепа и т. д.
Установлено, что инфантильная личность характеризуется психической и интеллектуальной незрелостью, которая проявляется, в частности, в постоянном использовании в жизни незрелых критериев оценки, на основе которых строится поведение; в снижении уровня самокритики и в низкой степени самоконтроля.
Типичны также ограниченность суждений, интересов и взглядов; конкретный образ мышления, функционирующий по типу «черное — белое»; упрямство; склонность к преувеличению, лжи и привлечению внимания к собственной персоне; погоня за сильными ощущениями; трудность сосредоточения внимания; ситуационно обусловленные обманы памяти и резкие, часто неожиданные перемены настроения.
Вся сфера познания, поведения и чувств инфантильной личности обнаруживает отчетливую стереотипность. Эмоциональные переживания довольно просты, бедны, интенсивны, кратки, непосредственны, быстро забываются и т. д.
По И. Ялом, в основе инфантильности помимо нежелания и неспособности человека брать на себя ответственность зачастую лежат также детские убеждения: с одной стороны, убеждение в своей исключительности, рассматриваемое как нарциссизм и эгоцентризм, а с другой — поиск «спасителя», на которого естественным образом можно перенести ответственность буквально за все .
Причины инфантилизма и незрелости возникают вследствие отставания в психическом развитии ребенка: происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития эмоциональной и волевой сфер. Эмоционально-волевая сфера — это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным ребенком».
По мнению психологов, инфантильность — это качество не врожденное, а приобретенное в процессе воспитания. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?
Психологическая несепарированность
Сепарация — отделение взрослеющего человека от родительской семьи, его становление как самостоятельной, независимой личности.
Когда мы говорим о сепарации, речь идет о родителях и их детях, перешагнувших 18-летний рубеж. Часто повзрослевшие дети продолжают жить с родителями или с одним из родителей и, соответственно, — с братьями, сестрами, другими родственниками. Отделения не происходит вследствие отсутствия соответствующего побуждения у молодого человека либо разрешения со стороны родителей. То есть либо идет инициатива «снизу», либо «сверху» дается соответствующее «благословение» на самостоятельную жизнь. Парадокс же в том, что некоторые, даже покидая родительское гнездо и живя автономно, все равно не в состоянии по-настоящему отделиться от родителей. Речь идет о психологической, эмоциональный, интеллектуальной, духовной зависимости.
Если молодой человек не стремится к автономии, а продолжает придерживаться ценностей оберегающих его родителей, сепарация начнется у него позже и будет проходить с большей болезненностью (хотя у многих сепарация не происходит и до конца дней). Тем не менее именно поиски автономии и есть первый шаг по направлению к независимости. Разумеется, со временем, молодой человек может вернуться к родительским идеалам, переработав много информации и дойдя до них собственным умом, воспринимая их уже в качестве своего личного капитала.
Часто родители сами проявляют инициативу и не отпускают детей в самостоятельную жизнь. Существуют исторические причины этого: в аграрной России испокон веков было принято жить большими семьями, общинами. Лояльность семье обеспечивала выживание и взаимную поддержку на фоне потенциальных опасностей. Это означает, что родители, имеющие «под рукой» выросших детей, отчетливо ощущают свою власть и авторитетность, пребывая на вершине иерархической семейной пирамиды. Ребенок при этом играет подчиненную роль. Отсюда родители виртуозно манипулируют ребенком, по желанию включая или выключая чувство вины, совестя и пристыживая просто с помощью интонации, взгляда или пантомимы. При необходимости эти «механизмы» включаются моментально.
Осуществляют это родителя для того, чтобы сохранить свою власть, а значит, ощущать себя значимыми, сильными и могущественными. Пока длится срок подобного «президентства», представители старшего поколения могут позиционировать себя как относительно молодые активные родители, полные энергии, у которых еще многое впереди. От ребенка, пусть уже и повзрослевшего, требуется лишь лояльность, следование родительскому сценарию и соответствующим предписаниям.
Помимо этого родители, отказывающие ребенку во взрослении и сепарации, удерживающие его рядом с собой, часто заглушают таким образом свои экзистенциальные страхи: одиночества, покинутости, смерти и другие. Наряду с этим к родителям приходит и понимание того, что если ребенок отделится, то им придется остаться наедине друг с другом и решать собственные задачи, расставлять иные приоритеты, корректировать отношения. Альтернативой этому может стать ангажирование выросшего ребенка в качестве посредника в семейных коммуникациях. Другой вариант — попытаться перевалить на ребенка заботы по дому или сделать ответственным за свои проблемы.
Таким образом, переход в мир взрослых может быть отягощен самыми разными обстоятельствами. Чтобы приобрести самостоятельность, детям приходится перерубать «пуповину», а это чревато осуждением. Нередко решивший отделиться ребенок предается семьей «анафеме» как не оправдавший ожиданий. В случае неполной семьи инфантильный родитель может пытаться получить от взрослеющего ребенка дефицитное для него тепло. Сохраняя лояльность своего взрослого сына или дочери, родитель может компенсировать имеющийся у него психологический дефицит, продолжая «есть зубами ребенка», т. е. повторно и паразитарно проживая вместе с ним вторую молодость. Иными словами, он решает свои проблемы за счет ребенка.
Часто родители говорят, что они в детей «вкладывают», надеясь на получение дивидендов. Что стоит за этим родительским шантажом? А вот что:
— надежда на то, что старость не придется встречать в одиночестве.
— попытка реализовать свои перфекционистские амбиции за счет детей.
Другой аспект этой проблемы — взрослые дети, не желающие сепарироваться. Часто это происходит из-за прививаемого «вируса» вины и безынициативности (как правило, «шантажные» стратегии поведения наследуются, переходя из поколения в поколение). И рано или поздно ребенок понимает, что ему попросту удобно жить с родителями, которые заботятся о нем. А если ребенку «сухо и комфортно», он может десятилетиями жить в отчем доме, где к стираным носкам и рубашкам прилагается свежесваренный борщ. Так удобства быта побеждают возможные риски небезопасной жизни.
Инфантилизм, нежелание взрослеть и принимать ответственность зачастую поощряются родителями, которые быстро решают все возникающие у ребенка проблемы. Принимая такие условия игры, взрослые дети жертвуют своей личной жизнью, любовью, близкими отношениями, возможностью иметь семью и детей. Можно сказать, что потребительский подход формируется на протяжении ряда лет. К тому же всегда можно сослаться на особенности местной ситуации — не каждый в 20 лет может позволить себе снимать жилье. Стоит ли говорить, что выбор, на что потратить потенциально заработанные деньги, часто склоняется в сторону компьютерных игр/видео или развлечений. Также существует еще одно обстоятельство, которое позволяет откладывать сепарацию, — это страх конкурентной борьбы с другими. Если же отделение все- таки происходит, молодые люди часто ощущают нестабильность, испытывая субъективное ощущение того, что родители перестали быть поддержкой для них.
Родитель взрослых отделившихся детей:
— лишается ощущения нужности, чувствует себя немолодым и одиноким. Он утрачивает власть над ребенком и остается один на один с проблемами супружеских отношений, теряет структурированность своего бытия, оказывается в новом мире с массой освободившегося времени и нерастраченных душевных сил. Нужно выстраивать новые приоритеты, находить новые интересы в жизни, а это страшит своей неизвестностью;
— испытывает чувство исполненного родительского долга и гордость за своего ребенка. В его жизни становится больше свободы, можно начинать какие-то новые проекты. Открывается возможность заниматься тем, что действительно интересно, без каких-либо ограничений. Отделившийся ребенок тоже получает свободу и возможность жить самостоятельной жизнью. Перед ним раскрываются новые перспективы для развития, а ответственность становится вполне конкретным понятием.
Если рассматривать вопрос о помощи на данном этапе и родителю, и ребенку, отметим следующее. Сначала нужно осознать наличие проблемы, ощутить от несепарированности дискомфорт. Первыми проблему осознают взрослые дети. Выстраивая новые отношения с родителями, им необходимо строго отстаивать границы своей автономии. Но это должно происходить не резко, по-подростковому, а плавно, чтобы родитель не чувствовал себя обделенным, несчастным, заброшенным и покинутым. Можно постепенно ограничивать вмешательство родителей в собственную жизнь, при этом подтверждая свои добрые чувства. Речь идет о соблюдении взрослых равноправных паритетных отношений (см. далее параграф 3.4).
Комплекс неполноценности
Кроется данный комплекс в компенсационном убеждении молодого человека в собственной полноценности и необыкновенности. А когда восприятие его другими людьми с этим убеждением не совпадает, результатом становятся страдания и униженность.
У такого человека существует страх быть отраженным негативно. Он зависит от отражения и постоянно беспокоится о том, чтобы быть воспринятым другими согласно своей идее о собственной полноценности. Если его полноценность отражена, он человечен, если нет, если кто-то воспринимает его не так, как он хочет, то у него возникают злость, защитная ненависть, бравада, такой человек начинает конфликтовать.
Формируется комплекс неполноценности только тогда, когда происходит отказ от самого себя. Это случается в раннем возрасте, когда ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми, когда родители, учителя, воспитатели провоцируют ребенка на такое сравнение: «Вовочка лучше, чем ты, — он аккуратен, а ты неаккуратен. Он отличник, а ты троечник, он усидчив, а ты нет».
Взрослые, воспитывая ребенка на сравнениях («другой хороший, а ты — плохой»), делают его невротиком. Пока ум ребенка не навели определенным способом, он сам не будет сравнивать себя с другими, обязательно должен появиться кто-то, кто подскажет идею данного сравнения. По сути, это неприятие родителями собственных детей, которое маскируется под воспитание. И вот таким образом, сверяя собственных детей с другими детьми, с достижениями других детей, взрослые приговаривают ребенка к ощущению своей неполноценности.
Ребенок полноценен, невинен и простодушен. Ему обязательно будут доступны все его внутренние богатства, весь его внутренний потенциал, однако для этого требуется время. Взрослые же сразу делают ребенка невротичным, чтобы можно было им управлять, манипулировать и обладать. При этом у ребенка теряется уникальность, она безвозвратно уходит. И ребенок уже не сможет узнать самого себя, свою индивидуальность, свой талант, он теперь не встретится с собой, если не начнет свое самопознание. Так теряется каждый ребенок... Он мог бы мягко и постепенно раскрывать свой собственный потенциал, то, что так необходимо человечеству, но он не в силах этого сделать, потому что ему не дают возможности развиваться согласно его природе.
Искажение начинается очень рано. Сознание ребенка формируют так, чтобы он сравнивал, чтобы ребенком можно было манипулировать, чтобы он жил все время в страхе. И в результате у маленького еще человечка возникает комплекс неполноценности. А что такое неполноценность? Это наш страх сделать что-нибудь «не так», это неуверенность в себе, это робость, это смущение, это постоянная тревога о том, так ли мы одеты, так ли мы выглядим.
На самом деле речь должна вестись не о полноценности, а о целостности. Полноценности как таковой не существует, полноценность — это претензия. Есть целостность, и человек обязательно станет целостным, если не сломать его в самом начале. Как же вырастить целостную личность? Для этого к ребенку нужно относиться с любовью, действительно любить его, а не ограничиваться лишь старанием накормить, одеть и обуть. За ребенком требуется осознанно и внимательно наблюдать, направлять его на нужный путь. Идти за ним следом и подсказывать, как сделать правильно.
Если из целого выбирается лишь фрагмент, то целое упускается. Не живя в целостности, человек отказывается от своей судьбы. Именно целостность позволяет нам реализовать наше собственное предназначение на земле.
Акцентуации характера
В случаях социальной дезадаптации, возникающей при несбалансированном прохождении подросткового и юношеского возраста, у молодых людей формируются определенные особенности личности и поведения, ярко различимые в период пубертата и постепенно компенсирующиеся в период молодости, и тогда говорят о наличии у человека акцентуаций характера.
Ниже рассматриваются свойственные различным акцентуациям характера черты, определяющие доминирующие мотивы и направленность личности. Будучи присущи именно акцентуациям, указанные черты приобретают выраженную заостренность. В то же время, проявляясь в виде всего лишь тенденций и склонностей, они определяют структуру характера молодого человека и наиболее свойственные ему особенности мотивации.
Каждая акцентуация и каждая тенденция характера имеют как положительные, так и отрицательные аспекты. Причем в случае акцентуаций более сильно проявляются отрицательные, а в случае тенденций — положительные свойства личности .
1. Демонстративный (истероидный) тип. Главной чертой представителей данного типа является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Характерны поверхностность эмоциональных проявлений, их направленность на внешний эффект, стремление позировать, не быть, а казаться. Отмечаются непостоянство привязанностей, неразвитость духовной сферы, склонность к ревности и зависти. Характерна повышенная внушаемость.
В прямом смысле благоприятные для развития сущностных мотивов черты не отмечаются. Тенденцию к ним можно предполагать в высокой значимости отношения к себе окружающих и в характерной для истероидов способности к перевоплощению.
Проявления сущностных связей с миром не характерны, «увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими» . Доминирующий мотив демонстративных личностей — слава во всех ее значениях и всех возможных проявлениях, от детского желания привлечь к себе внимание любой ценой и тяги иметь модные и престижные вещи, одежду, прическу до жажды широкой известности в той или иной сфере деятельности.
Стремление к первенству, карьере, власти также опосредствует этот главный мотив.
2. Сенситивный (тревожный) тип. Представители данного типа обладают весьма широким набором черт, благоприятных для развития сущностных отношений. Это способность к сильным и глубоким чувствам, постоянство привязанностей и увлечений, их широта и многообразие; естественная (внутренняя) склонность к высоким нравственным нормам в оценках и в поведении; легкая, естественная усвояемость социальных ценностей, восприимчивость к интересам, обычаям, вкусам старшего поколения. Важной положительной чертой является склонность к интуитивному восприятию и мышлению.
Одновременно представителям сенситивного типа свойствен и ряд черт, неблагоприятных для сущностных связей с миром. К ним относятся повышенная впечатлительность, тревожность и боязливость, трудности с контактностью, склонность к чувству собственной неполноценности, сильное переживание неудач, повышенная утомляемость. Увлечения в основном интеллектуальноэстетические, в них привлекает сам процесс занятий.
Доминирующие мотивы у людей данного типа связаны с духовно-нравственными ценностями. В то же время становление сущностной формы жизни, возможной лишь при определяющей роли сущностных связей в общем ее содержании, затруднено вследствие вышеуказанных отрицательных черт.
3. Гипертимный тип. У представителей этого типа также отмечается целый ряд черт, благоприятных для обретения сущностных связей с миром. Прежде всего, это встречающееся почти исключительно у людей данного типа оптимистическое отношение к своему будущему, а также постоянно приподнятое настроение, «солнечность». Соответственно самочувствие у них, как правило, хорошее. Следует отметить общительность, стремление быть в компании, уверенность в своих силах, живой интерес ко всему новому, стойкость к неудачам, богатство и разнообразие увлечений. К положительным чертам относятся также целеустремленность, активность и предприимчивость, малая утомляемость, способность рисковать, отходчивость, умение легко прощать обиды.
Значимыми недостатками, затрудняющими развитие сущностных отношений, являются непостоянство, отвлекаемость (в том числе и в увлечениях), беззаботность, нечеткое видение грани между дозволенным и недозволенным, стремление к лидерству, командованию, нехватка основательности, легкомыслие, непереносимость критических замечаний в свой адрес.
Доминирующие мотивы у гипертимов могут быть самыми различными. В благоприятных условиях, способствующих преодолению непостоянства, отвлекаемости и других отрицательных черт, они будут связаны с сущностными сторонами жизни. При таком развитии мотивации определяющая роль сущностных связей и соответственно становление сущностного жизненного мира облегчаются свойственной гипертимным личностям оптимистическим отношением к жизни. В менее благоприятных условиях развития доминирующими могут стать мотивы первенства (престижная мотивация), карьера, власть и даже гедонистическая установка — удовольствия и развлечения как основной мотив.
4. Астеноневротический (дистимный) тип. Представителям данного типа свойствен ряд крайне неблагоприятных черт — склонность к пессимизму, ощущение непрочности жизненной радости, повышенная утомляемость и раздражительность, ипохондричность, пониженное настроение. Характерны недостаток уверенности в себе и напряженность при преодолении трудностей.
В то же время у астеноневротиков имеются черты, благоприятствующие развитию сущностных жизненных отношений, — потребность в близких друзьях и в общении с окружающими, отзывчивость (хотя и избирательная), вдумчивость, склонность к творческому мышлению, ответственность в работе. К. Леон- гард указывает, что «личности этого типа по натуре серьезны», в связи с чем им свойственны «тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом». Кроме того, «серьезная настроенность ведет к формированию серьезной этической позиции» .
У личностей дистимного типа есть все предпосылки для доминирования сущностных мотивационных отношений и общей ориентации на духовно-нравственные ценности. Однако свойственные им отрицательные черты, прежде всего пессимизм, сильно затрудняют становление сущностного жизненного мира.
5. Эпилептоидный (возбудимый) тип. У представителей эпилептоидного типа резко преобладают черты, неблагоприятные для сущностного развития. Такие люди тяготеют к властолюбию, к сведению отношений, в основном к выяснению, кто выше, кто важнее. Соответственно у них имеется склонность подчиняться тем, кто сверху, к лести, к лицемерию и ханжеству. Отмечаются злопамятность, мстительность, предрасположенность к дисфориям, к ссорам. Типично грубое преследование личных интересов. Характерны также ревнивость, мелочность, придирчивость. Эпи- лептоиды обычно четко проводят грань, делящую мир на «мое» и «не мое».
Положительные черты в связи с проведением вышеуказанной грани в аспекте развития сущностных мотивов также приобетают отрицательный оттенок. Да, эпилептоидам свойственны основательность, способность всегда найти пользу, но именно свою пользу. Аккуратность, бережливость тоже проявляются по отношению к своему — своим вещам, своим порядкам. В известном смысле к положительной черте можно отнести скрупулезность, если ее очистить от мелочности и тенденции превращаться в самоцель.
А. Е. Личко отмечает у эпилептоидов тягу к спортивным занятиям, позволяющим развивать физическую силу, а также возможность увлечений прикладным искусством, ювелирной работой. Он указывает, что многие эпилептоиды любят музыку и пение, получая от занятий ими удовольствие .
Доминирующие мотивы эпилептоидов — карьера, власть, возможность первенствовать. Кроме того, для них значимы материальные стороны жизни — достаток, богатство, ценные вещи, все формы владения и собственности (часто они тоже становятся доминирующими мотивами). Сущностные мотивы возможны, но их развитие, особенно в сфере отношений между людьми, обычно затруднено свойственными личностям этого типа чертами. При достаточной выраженности данной тенденции характера общая ориентация на духовно-нравственные ценности маловероятна, жизненный мир остается для эпилептоида сложным и трудным.
6. Психастенический (осторожный) тип. Для представителей данного типа характерно сочетание как благоприятных, так и неблагоприятных в плане развития сущностных мотивов черт. К положительным чертам относятся сильная привязанность к близким, легкая усваиваемость социально-нравственных норм, широкий круг интеллектуальных интересов и увлечений. Однако указанные благоприятные черты сопровождаются весьма существенными неблагоприятными — тревожной мнительностью и впечатлительностью, предрасположенностью к обсессиям, пессимизмом, футуристической направленностью мнительности и тревоги, недоверием к себе, к своим собственным решениям и действиям, нерешительностью, склонностью к сомнениям и колебаниям, трудностями с контактностью.
Увлечения, как правило, интеллектуально-эстетические. А. Е. Личко отмечает «потребность» в них .
Доминирующие мотивы личностей психастенического типа связаны с сущностными сторонами жизни. Вместе с тем при общей ориентации на духовно-нравственные ценности переход к сущностному жизненному миру затруднен свойственными психастеникам отрицательными чертами, в первую очередь это пессимизм и тревожная мнительность.
7. Лабильный тип. Представители этого типа характеризуются многими чертами, благоприятными для развития сущностных мотивов, и в то же время противоречивостью, наличием затрудняющих их развитие отрицательных свойств. Среди благоприятных характеристик отмечаются способность к глубоким чувствам, к искренней и постоянной привязанности, преданной дружбе; повышенная синтонность; общительность, тяга к компании, легкая контактность, причем склонность к эмоциональным контактам; способность интуитивно чувствовать отношение окружающих и отвечать открытой и искренней взаимностью.
Неблагоприятными чертами являются крайняя изменчивость настроения, непостоянство увлечений, легкая внушаемость, исключительная тяжесть переживания неприятностей и несчастий, зависимость отношения к своему будущему от настроения.
Увлечения обычно ограничиваются общением с товарищами, художественной самодеятельностью, домашними животными. Ни одно не длится долго и быстро сменяется другим. В то же время этим личностям свойственны глубокие, стойкие чувства привязанности.
Доминирующими обычно являются мотивы, связанные с духовно-нравственными ценностями. Однако отрицательные черты характера сильно затрудняют становление сущностной формы жизни.
8. Шизоидный (застревающий) тип. Представителям данного типа свойственны черты, сильно затрудяющие развитие сущностных мотивов. К ним относятся замкнутость, отгороженность от окружающего, сниженная потребность в общении, низкая синтонность и низкий эмоциональный контакт с окружающими, отсутствие «внутреннего единства», холодность и сдержанность.
В то же время людям шизоидного типа свойствен и целый ряд черт, весьма благоприятных для развития сущностных сторон жизни. Это богатство внутреннего мира, способность к сильным привязанностям, сила и постоянство увлечений, их широта, богатство и значимость, высокая потребность в самовыражении, способность к творчеству, созиданию. Кроме того, характерны целеустремленность и склонность к организаторской деятельности.
Доминирующие мотивы этих индивидов нередко связаны с сущностными сторонами жизни, особенно в сфере увлечений и глубоких интересов (эстетические и познавательные мотивы). При этом сущностные отношения с людьми весьма затруднены. Даже сильные постоянные привязанности, любовь часто остаются неразделенными (т. е. несущностными) вследствие замкнутости, отгороженности, низких синтонности и контактности. Постоянство отношений обусловлено в таких случаях не сущностностью, а застреваемостью. Сущностная форма жизни весьма затруднена свойственными этим личностям отрицательными чертами (отгороженностью от окружающего, сниженной потребностью в общении и т. д.).
Следует иметь в виду, что тенденции характера, как и резко проявленные акцентуации, чаще всего образуют различные сочетания из особенностей двух или трех типов. Предрасположенность к проявлению любой тенденции в той или иной степени заложена в каждом человеке и может реализоваться в соответствующих условиях. Например, эпилептоидная тенденция в крайне жестких внешних условиях (война, криминальная среда и т. п.) проявляется даже у тех, в ком степень расположенности к ней весьма слаба. Таким образом, даже сильно выраженные задатки той или иной тенденции при определенных условиях развития могут быть затушеваны, не найти возможностей для проявления, и, наоборот, слабо выраженные задатки — развиться.
Девиантное поведение и маргинализм
Девиантное поведение может быть и созидательным (социальная инновация, нововведение), и разрушительным (асоциальным). Границы между ними подвижны, ибо меняются идеалы и ценности, нормы и правила. Если отклоняющееся поведение членов общества становится стойким, то обществу следует переоценить социальные нормы. В то же время следует расширить доступ к законным способам социализации личности молодого человека, соблюдать социальное равенство всех членов общества, постоянно совершенствовать законодательство, стремиться к адекватности наказаний.
С одной стороны, особенность нашего времени — увеличение числа молодых людей, вынужденных рисковать в условиях усложненной реальности и возрастания частоты встречаемости неизвестных ситуаций. Практика показывает, что все больше девиантное поведение становится рациональным — это сознательный выбор риска при опоре на профессионализм и творческую интуицию. В этом случае девиантное поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Как показывают данные института Бехтерева, основные причины мотивационных конфликтов, вытесненных в подсознание, определяются в настоящее время социальными факторами, жестким регулированием каналов социальной мобильности, что и ведет к переписыванию сценария социально-ролевых интеракций.
С другой стороны, девиантное поведение и преступность связаны с маргинальностью, с феноменом состояния личности, которая подвергается определенным испытаниям, вызванным переходом индивида из одной социокультурной среды в другую, когда и возникает состояние отчужденности, отверженности от общества. К маргиналам относятся не только бродяги, алкоголики, проститутки, наркоманы, социально не адаптировавшиеся субъекты, но и, в определенном смысле, молодежь.
В настоящее время под маргиналами понимаются личности, социальные слои или группы, находящиеся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций.
Маргинальность свойственна молодым людям на стадии незавершенной социализации, особенностью которой является изменение, развитие личности в социальном времени. Молодой человек, будучи внешне прикреплен к определенным социальным общностям (к семье, школе, малым группам дворовых, спортивных и других товариществ), вместе с тем внутренне испытывает духовно-нравственную нестабильность, неопределенность, пребывает в процессе поиска самого себя и своего места в социуме и в его конкретных подсистемах. Эта внутренняя изменчивость, вовлеченность, связанная со взрослением, и есть тот возрастной, молодежный маргинализм, что порождает основную массу проблем.
В условиях морально-правового конфликта молодому человеку чаще всего нелегко совершать выбор и принимать решение, которое бы отвечало необходимым нравственным критериям. Постоянно вторгающиеся в мотивационную сферу разнообразные факторы имморального, эгоистического и корпоративного характера препятствуют его действиям, отвечающим нравственным и правовым предписаниям. Молодой человек, находящийся в конфликтогенной ситуации, требующей от него взвешенного самоопределения, может реагировать на требования внешних обстоятельств, выбирая: адаптивное поведение (подчиниться и приспособиться), дезадаптивное (проявить пассивность) и контрадаптивное (принять волевое решение).
Дезадаптивное поведение наблюдается в том случае, когда молодой человек еще не совершил выбора, переживает внутреннее конфликтное состояние сомнений, колебаний, борьбы мотивов. Процесс принятия решений затормаживается, личность как бы застревает перед альтернативой: либо смирение и покорность, либо опасный конфликт, чреватый непредсказуемыми последствиями. Это поведение ведет не к разрешению проблемно-конфликтных ситуаций, а к их усугублению.
Так, наркомания среди молодежи служит показателем ее дезадаптивности. Стремление к активному познанию окружающего мира и себя, сам процесс социализации, адаптации к жизненным условиям, утверждение себя в среде и возникновение в связи с этим проблем, непонимание окружающими, попытка вызвать сочувствие к себе, действия «назло», «от нечего делать» приводят к наркотикам. Необходима работа по профилактике психотравмирующих ситуаций, возникающих в процессе социализации молодого человека в семье, в учебном заведении, в группах сверстников и т. д., которые и толкают его к наркотикам, а также целенаправленное разъяснение молодежи ее противоправных действий в этой сфере. Лавинообразное распространение наркомании можно оценить как психоэпидемический феномен, который по причине исходящей от него угрозы для общества требует адекватного реагирования со стороны государства, социума, личности. Проблема наркомании навязывается нам и обусловлена экономическими и политическими интересами различных политических групп, находящимися как в нашей стране, так и за рубежом.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Как вы понимаете утверждение маркиза де Сада, что человек, научившийся быть равнодушным к чужим страданиям, становится нечувствительным к своему собственному страданию?
2. Какие проявления девиантного поведения возможны в молодом возрасте?
3. Проведите диагностику и определите собственный тип акцентуации по классификации К. Леонгарда; для этого необходимо использовать опросник Г. Шмишека (Приложение 5).



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.