1. Какие психические процессы относятся к памяти? Варианты ответов: а) понимание, осознание, восприятие, мышление, б) запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, в) различение, объединение, анализирование, синтезирование, абстрагирование. Наиболее правильный ответ: б)
2. Какое значение память имеет в жизни человека? Варианты ответов: а) благодаря памяти, человек обучается, сохраняет накопленный жизненный опыт, передает его из поколения в поколение, избавляется от совершенных в прошлом ошибок, б) память людей избавляет их от необходимости, сталкиваясь с новыми задачами, каждый раз находить их решения, в) память, будучи связанной с мышлением, повышает общий уровень интеллектуального развития человека. Наиболее правильный ответ: а)
3. По каким критериям память человека делится на виды? Варианты ответов: а) по содержащейся в памяти информации, по легкости обращения к ней со стороны человека, по связям памяти с темпераментом, характером и другими психологическими особенностями человека, б) по интересам человека, по видам деятельности, с которыми память человека связана, по ее динамическим особенностям и другим, в) по органам чувств, длительности хранения информации, участию воли и мышления в процессах памяти, использованию мнемотехнических средств и другим. Наиболее правильный ответ: в)
4. В чем заключается основной вклад немецкого ученого Г. Эббингауза в изучение памяти? Варианты ответов: а) он создал первую в истории психологии теорию памяти, б) он разработал методы опытного (экспериментального) изучения памяти, открыл и описал многие ее законы, в частности закон забывания, в) он доказал, что память человека тесным образом связана с многими другими его познавательными процессами. Наиболее правильный ответ: б)
5. В чем проявляются индивидуальные различия по памяти у людей? Варианты ответов: а) в зависимости памяти от других психологических свойств: темперамента, характера, воли, чувств и потребностей, б) в достоверности сведений, хранящихся в памяти человека; в осознанности или неосознанности процессов памяти, в) в видах памяти, к которым люди чаще всего обращаются, в приемах, используемых ими для запоминания, сохранения или припоминания материала. Наиболее правильный ответ: в)
6. Что такое кратковременная память? Варианты ответов: а) это память, способная сохранять информацию в течение 14-30 сек. после ее первичного (однократного) восприятия; она имеет ограниченный объем, равный семь плюс - минус два объекта, б) это память, в которой информация может сохранять самое короткое время, в) это память, которая действует у человека в течение короткого времени, а затем перестает функционировать. Наиболее правильный ответ: а)
7. Какую память называют долговременной? Варианты ответов: а) это память, в которой хранится информация, долго и с трудом запоминавшаяся человеком, б) это память, которая хранит события, происходившие в жизни человека в течение длительного времени; в) это память, в которой информация может сохраняться в течение длительного времени, ограниченного только жизнью человека; к ней человек может обращаться неоднократно, Наиболее правильный ответ: в)
8. Что представляют собой непосредственная и опосредствованная память? Варианты ответов: а) непосредственная - это память к использованию которой человек может сразу и легко обратиться; опосредствованная - память, использование которой человеком связано с преодолением определенных трудностей, б) непосредственная память - это память, основанная на прямом воздействии информации на органы чувств человека; опосредствованная - память, в процессах которой используются мнемотехнические средства, в) непосредственная - это осознаваемая память; опосредствованная - это не осознаваемая память. Наиболее правильный ответ: б)
9. Какую память называют произвольной и непроизвольной? Варианты ответов: а) произвольная - память, в процессах которой участвует воля человека; непроизвольная - память, работающая без участия воли, б) произвольная - это память, в которой события запоминаются, сохраняются и припоминаются случайно; непроизвольная - избирательная память, в которой события запоминаются, сохраняются и припоминаются целенаправленно. в) произвольная - это память, которая работает сама по себе, и которой человек управлять не может; непроизвольная - память, подчиняющаяся определенным законам, и ею человек, согласно этим законам, может управлять. Наиболее правильный ответ: а)
10. Как связаны между собой кратковременная, оперативная и долговременная виды памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину? Варианты ответов: а) информация, воспринятая органами чувств, вначале поступает в хранилище кратковременной памяти и или вытесняется (если она человеку не нужна), или переходит в оперативную память и используется для решения текущей задачи. При необходимости эта информация далее может перейти и сохраниться в оперативной долговременной памяти человека. б) кратковременная, оперативная и долговременная память человека связаны между собой следующим образом. То, что хранится в долговременной памяти, может быть лишь частично представлено в оперативной памяти. Примерно такие же отношения существуют между оперативной и кратковременной памятью: оперативная память по объему и содержанию шире, чем кратковременная память, в) между кратковременной, оперативной и долговременной памятью человека никаких особых отношений нет: они существуют и функционируют независимо друг от друга. Наиболее правильный ответ: а)
11. Какие существуют теории памяти? Варианты ответов: а) природная, социальная, инстинктивная, генетическая, б) ассоциативная, психоаналитическая, гештальтпсихологическая, деятельностная, когнитивная, в) гуманистическая, универсальная, специальная, мультимодальная. Наиболее правильный ответ: б)
12. За что подвергалась критике ассоциативная теория памяти? Варианты ответов: а) за то, что она не могла объяснить все процессы памяти, б) за отсутствие объяснений избирательности и целенаправленности процессов памяти, игнорирование связей, существующих между памятью, мышлением и мотивацией человека, в) за то, что в ней не усматривалось различий, существующих между памятью людей и животных. Наиболее правильный ответ: б)
13. Что утверждается в законе забывания Г. Эббингауза?? Варианты ответов: а) забывание зависит от интереса человека к запомненному материалу, от времени, затраченного на его запоминание и частоты практического использования данного материала, б) забывание материала происходит в следующей последовательности: сначала забывается то, что было выучено первым по порядку, а затем - то, что было выучено последним, в) процесс забывания идет неравномерно. В первые дни и часы забывается большая часть выученного материала. Затем процесс забывания замедляется и, спустя примерно месяц, останавливается на уровне 19-20% от объема первоначально выученного материала. Наиболее правильный ответ: в)
14. Какова основная идея закона (эффекта) Б. В. Зейгарник? Варианты ответов: а) если с запоминаемым материалом связать определенные эмоциональные переживания, то такой материал запомнится человеком лучше, чем тот, который не связан с эмоциональными переживаниями, б) чем чаще человек использует в своей деятельности определенный материал, тем лучше этот материал запоминается и дольше сохраняется в его памяти, в) информация, связанная с незавершенными делами и до конца не решенными задачами, сохраняется в памяти человека лучше, чем информация, относящаяся к завершенным делам и решенным задачам. Наиболее правильный ответ: в)
15. Что называют реминисценцией? Варианты ответов: а) случайное, непроизвольное припоминание чего-либо, давно забытого, б) припоминание чего-либо, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, в) припоминание человеком не одного, а целой последовательности каких- либо событий. Наиболее правильный ответ: а)
16. Какие изменения происходят в памяти человека с возрастом? Варианты ответов: а) память человека с возрастом улучшается, поскольку он приобретает большой опыт запоминания, сохранения или припоминания разнообразного материала, б) механическая, природная память (память как низшая психическая функция) постепенно ухудшается, человек переходит к использованию памяти как высшей психической функции, его память становится избирательной, в) с возрастом память человека постепенно ухудшается по всем параметрам из-за старения мозга и организма в целом. Наиболее правильный ответ: б)
17. Каковы возможные причины плохого запоминания, забывания и трудного припоминания материала? Варианты ответов: а) особенности самого запоминаемого или припоминаемого материала, обстановка, в которой он запоминается или припоминается, б) помехи, которые создаются человеку в процессе запоминания или припоминания материала, вытеснение из сознания человека запоминаемого или припоминаемого материала, неустойчивое внимание, невысокий уровень общего интеллектуального развития, в) недостатки в приемах и методах запоминания или сохранения материала, неблагоприятное физическое или психологическое состояние человека, отсутствие интереса к запоминаемому или припоминаемому материалу. Наиболее правильный ответ: в)
18. Какие виды памяти последовательно появляются у людей в процессе ее филогенетического развития по П. П. Блонскому? Варианты ответов: а) эмоциональная, двигательная, образная, логическая, б) кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая, в) непроизвольная, произвольная, послепроизвольная. Наиболее правильный ответ: а)
19. Как, согласно учения Л. С. Выготского, формируется и развивается память человека в филогенезе? Варианты ответов: а) сначала у людей появляется память на действия, затем - на социальные события и после этого - на мысли, б) вначале у людей развивается память, связанная с удовлетворением их биологических потребностей, а затем - память, касающаяся удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей, в) ее формирование и развитие идет по пути постепенного превращения памяти как низшей психической функции в память как высшую психическую функцию. Наиболее правильный ответ: в)
20. Каковы основные закономерности развития памяти у детей, установленные А. Н. Леонтьевым? Варианты ответов: а) лучшее запоминание в детстве конкретных предметов и событий, а не абстрактных идей; внешних данных людей, а не их психологических особенностей. б) преобладание в детстве памяти как низшей психической функции и последующее развитие у них, начиная с подросткового возраста, памяти как высшей психической функции, в) изменение с возрастом используемых детьми мнемотехнических средств, их постепенное усложнение. Наиболее правильный ответ: б)
Источник: Немов Р. С., Романова Е.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Р. С. Немов, Е. С. Романова. - Ч. II. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. — 558 с. |