1. Что такое внимание? Варианты ответов: а) это - то, в чем выражается интерес человека в данный момент времени, б) это - то, на чем основаны все остальные познавательные процессы человека, в) это - психический процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, переработки и использования информации. Наиболее правильный ответ: в)
2. Какие доводы ученые приводят в пользу утверждения о том, что внимание является самостоятельным познавательным процессом? Варианты ответов: а) то, что в психологии внимание изучают отдельно от других познавательных процессов человека, б) возможность изменения внимания относительно независимо от того, чем человек занимается в данный момент времени; наличие у внимания собственных свойств и собственной анатомо-физиологической основы, в) то обстоятельство, что проблемы, возникающие у человека в связи его вниманием, отличаются от проблем, связанных с другими познавательными процессами. Наиболее правильный ответ: б)
3. Каковы основные свойства внимания? Варианты ответов: а) устойчивость, распределение, концентрация, переключаемость и объем, б) активность, пассивность, сила, слабость, в) узость, широта, объемность, изменчивость, постоянство. Наиболее правильный ответ: а)
4. Какие виды внимания выделяются в психологии? Варианты ответов: а) устойчивое, неустойчивое, сконцентрированное, рассеянное, колеблющееся, б) активное, пассивное, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное, непосредственное, опосредствованное, природное, социально обусловленное, в) поверхностное, глубокое, мнемическое, перцептивное, рациональное, иррациональное. Наиболее правильный ответ: б)
5. Что такое активное и пассивное внимание? Варианты ответов: а) активное - это внимание, регулируемое сознанием и волей человека; пассивное - внимание, не управляемое волей и сознанием человека, б) активное - такое внимание, при котором человек за единицу времени выполняет большую по объему работу; пассивное - внимание, в условиях которого человек работает медленно. Это также внимание, которое способно быстро концентрироваться и переключаться с одного объекта на другой; пассивное - внимание, при котором все эти процессы происходят относительно медленно. в) активное - это внимание, которое производит большие изменения в том объекте, на который оно направлено; пассивным называет внимание, порождающее сравнительно небольшие изменения в объекте, на который оно в данным момент времени направлено. Наиболее правильный ответ: б)
6. Что называют непроизвольным и произвольным вниманием? Варианты ответов: а) произвольное - это внимание которое быстро может переключаться с одного объекта на другое; непроизвольное - внимание, которое медленно или с трудом переключается с одного объекта на другой, б) произвольным называется внимание, не зависящее от других познавательных процессов; непроизвольное - внимание, связанное с другими познавательными процессами человека, в) произвольное - это внимание, управляемое волей человека; непроизвольное - внимание, не регулируемое волей человека. Наиболее правильный ответ: в)
7. Как определяются непосредственное и опосредствованное внимание? Варианты ответов: а) непосредственное - это внимание, напрямую направленное и регулируемое тем объектом, с которым оно связано; опосредствованное - внимание, регулируемое не объектом, с которым оно связано, а каким-либо другим объектом, и непосредственно в данный момент времени направленное на него, б) непосредственное - внимание, результат влияния которого на деятельность, выполняемую человеком, проявляется сразу и быстро; опосредствованным называется внимание, результат работы которого проявляется не сразу, а спустя некоторое время, в) непосредственное - внимание, на которое человек не тратит большие ресурсы (средства); опосредствованное - внимание, связанное с большими затратами (средствами). Наиболее правильный ответ: а)
8. Что представляет собой внимание как низшая и высшая психическая функция? Варианты ответов: а) внимание как низшая психическая функция - это слаборазвитое внимание; внимание как высшая психическая функция - высокоразвитое внимание, б) внимание как низшая психическая функция - то внимание, которое встречается у животных и маленьких детей; внимание как высшая психическая функция характеризует взрослых людей, в) внимание как низшая психическая функция - это природное, непосредственное и непроизвольное; внимание как высшая психическая функция - социально обусловленное, опосредствованное и произвольное. Наиболее правильный ответ: в)
9. Каковы основные функции внимания? Варианты ответов: а) поддержание сознания, мышления и других познавательных процессов человека на достаточно высоком уровне, б) обеспечение избирательности познавательных процессов и активизация деятельности, в) мотивация и обеспечение целенаправленности деятельности человека. Наиболее правильный ответ: б)
10. Что представляют собой основные подходы к научному изучению внимания? Варианты ответов: а) подход, основанный на интроспективном анализе субъективных переживаний, связанных с состояниями внимания; подход, ориентированный на исследование различных характеристик деятельности человека, зависящих от внимания; когнитивный подход, рассматривающий внимание не как отдельный познавательный процесс (отдельную психическую функцию), а как один из моментов деятельности сложно устроенной системы восприятия и переработки информации человеком. б) ассоциативный подход, гештальтпсихологический подход, психоаналитический подход, бихевиористический подход, в) функциональный подход, процессуальный подход, генетический подход, структурный подход, историко-культурный подход. Наиболее правильный ответ: а)
11. В чем заключаются основные положения аффективно-моторной теории внимания Н. Ланге - Т. Рибо? Варианты ответов: а) внимание зависит от аффектов человека и проявляется в движениях, совершаемых под влиянием аффектов, б) внимание связано с переживаниями (эмоциями) человека и регулируется со стороны совершаемых им движений, в) анатомо-физиологические основы внимания те же самые, которые характеризуют эмоции (аффекты), и управляют совершаемыми человеком движениями. Наиболее правильный ответ: б)
12. В чем состоит точка зрения Д. Н. Узнадзе на природу и проявления внимания? Варианты ответов: а) внимание - это процесс, который регулирует деятельность человека, возникшую под влиянием установки, б) установка определяет внимание человека к определенному аспекту выполняемой деятельности, в) внимание связано с явлением, называемом объективацией. Наиболее правильный ответ: в)
13. Как понимается внимание в соответствие с теорий поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперину? Варианты ответов: а) внимание - это процесс, управляющий формированием умственных действий у человека, б) внимание - это внутренняя, психологическая ориентировка человека в выполняемой им деятельности, в) внимание, как процесс, проявляется только на первом этапе формирования умственных действий. Наиболее правильный ответ: б)
14. Каковы основные идеи когнитивно-психологических теорий внимания? Варианты ответов: а) внимание обеспечивает эффективную работу других познавательных процессов человека, б) внимание способствует лучшему познанию человеком окружающего мира, в) внимание выполняет в познании человеком себя и окружающего мира функции отбора, фильтрации, усиления сигналов и распределения информации между разными «каналами» ее восприятия. Наиболее правильный ответ: в)
15. Как развивается внимания человека в филогенезе? Варианты ответов: а) путем перехода от внимания, как низшей психической функции, к вниманию, как высшей психической функции, б) за счет перехода от пассивного к активному вниманию, в) за счет превращения внимания в один из основных познавательных процессов человека. Наиболее правильный ответ: а)
16. Как формируется и развивается внимание человека в онтогенезе? Варианты ответов: а) оно формируется и развивается путем постепенного привлечения внимания человека к новым объектам, б) оно формируется и развивается за счет соединения внимания человека с его сознанием, мышлением и речью, в) природное, непосредственное и непроизвольное внимание человека постепенно превращается в социально обусловленное, опосредствованное и произвольное внимание. Наиболее правильный ответ: в)
17. Кто из известных российских ученых исследовал процесс развития внимания у детей? Варианты ответов: а) А. Н. Леонтьев и Л. С. Выготский, б) Г. И. Челпанов и С. Л. Рубинштейн, в) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. Наиболее правильный ответ: а)
18. Каковы основные недостатки, связанные с развитием и функционированием внимания? Варианты ответов: а) узость внимания, невысокая его концентрация и негибкость, б) рассеянность, неустойчивость, отвлекаемость, в) замедленность развития, ригидность, низкая концентрация. Правильный ответ: б)
19. Через какое количество стадий проходит развитие внимания у детей согласно Л. С. Выготскому? Варианты ответов: а) оно проходит через семь стадий, б) оно проходит через две стадии, в) оно проходит через четыре стадии. Наиболее правильный ответ: а)
20. Какие структуры мозга человека связаны с вниманием? Варианты ответов: а) таламус и гипоталамус б) теменные отделы коры головного мозга и мозжечок, в) нейроны-детекторы новизны, ретикулярная формация. Наиболее правильный ответ: в)
Источник: Немов Р. С., Романова Е.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Р. С. Немов, Е. С. Романова. - Ч. II. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. — 558 с. |