1. Что такое сознание? Варианты ответов: а) наличие у человека таких же знаний, которыми вместе с ним обладают другие люди, б) психическое состояние, находясь в котором, человек наиболее правильно воспринимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него, в) то же самое, что состояние бодрствования человека. Наиболее правильный ответ: б)
2. Каковы основные признаки наличия сознания у человека? Варианты ответов: а) правильное восприятие происходящего, способность принимать разумные решения, контролировать свое поведение. Соответствие поведения человека сложившейся ситуации, б) способность человека общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, в) способность человека читать, писать и слушать. Наиболее правильный ответ: а)
3. В чем заключаются основные трудности, связанные с опытным (экспериментальным) изучением сознания? Варианты ответов: а) ученым не известны методы, с помощью которых можно было бы изучать сознание человека экспериментальным путем, б) сознание человека изменчиво, и по этой причине о нем невозможно получить опытным или экспериментальным путем точные и достоверные данные, в) нет точного и однозначного определения сознания, неизвестны его анатомо-физиологические основы, по соображениям права и морали не рекомендуется проводить эксперименты с сознанием людей. Наиболее правильный ответ: в)
4. Что входит в структуру сознания? Варианты ответов: а) знания человека о себе и об окружающем мире, б) самосознание и сознание, обращенное к внешнему миру. В свою очередь, самосознание включает такие составляющие, как самооценка, образ Я и Я-концепция, в) слова и выражения, которыми человек пользуется для описания существующей действительности. Наиболее правильный й ответ: б)
5. Каковы основные виды сознания человека? Варианты ответов: а) детское и взрослое, б) нормальное и аномальное, в) индивидуальное и коллективное, самосознание, ноэтическое, аноэтиче- ское и автоноэтическое сознание. Наиболее правильный ответ: в)
6. Что такое индивидуальное и коллективное сознание? Варианты ответов: а) индивидуальное - это сознание отдельно взятого человека; коллективное - это сознание всех или отдельных групп людей, б) индивидуальное - это уникальное сознание человека, отличающее его сознание от сознания других людей; коллективное - это сознание человека, соединяющее его с остальными людьми, в) индивидуальное сознание - это то, как данный человек воспринимает окружающий мир; коллективное сознание - то, как все люди воспринимают окружающий мир. Наиболее правильный ответ: а)
7. Какое сознание называют ноэтическим и аноэтическим? Варианты ответов: а) ноэтическое - это сознание, которое видит и способно выделять новое в воспринимаемом; аноэтическое - это сознание, не способное на это, б) ноэтическое - это сознание, которое возникло у людей на протяжении истории их существования; аноэтическое - это сознание, которое было у людей в доисторический период их существования, в) ноэтическое - это сознание, которое характеризуется не только восприятием действительности, но и пониманием причин происходящего; аноэти- ческое - это сознание, ограниченное простым восприятием действительности, без понимания причин происходящего. Наиболее правильный ответ: в)
8. Что представляет собой автоноэтическое сознание? Варианты ответов: а) это сознания, способное к познанию самого себя, б) это сознание, которое включается и действует автоматически, в) это сознание отдельно взятого человека. Наиболее правильный ответ: а)
9. Из каких частей состоит самосознание человека? Варианты ответов: а) осознание человеком своего тела, своих физических и психологических особенностей, б) самооценка, уровень притязаний, образ Я и Я-концепция, в) сознание человеком себя в прошлом и настоящем. Наиболее правильный ответ: б)
10. Что называют самооценкой и уровнем притязаний? Варианты ответов: а) самооценка - это оценка самим человеком того, что происходит с ним и вокруг него, в отличие от оценки этих же вещей другими людьми, б) самооценка - это то, что отличает оценки, даваемые данным человеком, от оценок, предлагаемых другими людьми. в) самооценка - это оценка человеком себя; уровень притязаний - успехи, на которые человек рассчитывает, исходя из самооценки и сложившееся ситуации. Наиболее правильный ответ: в)
11. Что такое образ «Я»? Варианты ответов: а) безоценочное представление человека о себе, б) то, каким образом человек воспринимает себя в зеркале, в) то, как данного человека воспринимают окружающие его люди, Наиболее правильный ответ: а)
12. Что называют «Я» - концепцией? Варианты ответов: а) идеальное представление человека о себе, как о личности, б) теоретическое представление человека о психологическом образовании, обозначаемом как «Я», в) обобщенное представление человеком себя в прошлом, настоящем и вероятном (возможном) будущем. Наиболее правильный ответ: в)
13. Что такое бессознательное? Варианты ответов: а) собственные психические явления, которые человек не может контролировать с помощью воли, б) психические явления, которые человек в самом себе неправильно воспринимает и понимает, в) неосознаваемые, актуально не представленные в сознании человека собственные психологические и другие свойства. Наиболее правильный ответ: в)
14. Как соотносятся между собой сознание, мышление, речь и воля человека? Варианты ответов: а) сознание, мышление, речь и воля - это практически одно и то же, б) человек, находящийся в состоянии сознания, одновременно обладает мышлением, речью и волей, в) мышление, речь, сознание и воля человека друг с другом никак не связаны. Наиболее правильный ответ: б)
15. Как понимал структуру сознания А. Н. Леонтьев? Варианты ответов: а) он выделял в речевом сознании человека такие образования, как значения и смыслы слов, б) он выделял в сознании человека истинные знания и заблуждения, в) он выделял в сознании человека то, что обнаружено им самим и заимствовано у других людей. Наиболее правильный ответ: а)
16. Каковы условия возникновения и начала развития сознания человека в филогенезе по А. Н. Леонтьеву? Варианты ответов: а) появление религии, письменности и различных видов искусств, б) возникновение коллективной трудовой деятельности, распределение обязанностей между людьми, появление языка и речи, в) появление научных знаний и науки, как отдельной сферы жизнедеятельности людей. Наиболее правильный ответ: б)
17. Что представляют собой уровни существования (проявления) сознания? Варианты ответов: а) растительный, животный и человеческий, б) полусознание, обычное состояние сознания и апперцепция (высший уровень существования сознания), в) разумный, неразумный, поверхностный, глубокий. Наиболее правильный ответ: б)
18. Как возникает, формируется и развивается самосознание человека в онтогенезе? Варианты ответов: а) вначале возникает осознание себя, затем - окружающего мира, в заключение - людей и человеческих отношений, б) вначале ребенок осознает свое физическое существование, затем -свое поведение, в заключение - собственные психологические особенности, в) вначале появляется самооценка, затем - уровень притязаний, образ Я и Я-концепция. Наиболее правильный ответ: в)
19. Какие отношения, согласно 3. Фрейду, существуют между сознанием и бессознательным? Варианты ответов: а) антагонизм, несовместимость, б) взаимная дополняемость, совместимость, в) они являются независимыми друг от друга. Наиболее правильный ответ: а)
20. В чем заключается современное решение проблемы соотношения сознания и бессознательного, вытекающее из теории многоуровневой динамической регуляции движений Н. А. Берштейна? Варианты ответов: а) сознание и бессознательное - это психологические мифы. С физиологической точки они представляют одни процессы, происходящие в мозге. б) сознание и бессознательное - это психологическая характеристика разноуровневых мозговых процессов. Сознание связано с процессами, происходящими в коре головного мозга, а бессознательное - с процессами, происходящими в подкорке и глубинных мозговых структурах. в) сознание и бессознательное - это уровни существования психического и регуляции поведения, взаимно дополняющие друг с друга, способные со временем переходить друг в друга. Наиболее правильный ответ: в)
Источник: Немов Р. С., Романова Е.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Р. С. Немов, Е. С. Романова. - Ч. II. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. — 558 с. |