На главную Лекции и практикум по психологии Тесты и рекомендации для студентов Тест самоконтроля Методы научных исследований в педагогике и психологии
Тест самоконтроля Методы научных исследований в педагогике и психологии
Лекции и практикум по психологии - Тесты и рекомендации для студентов

1 ...................- целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений.


2. С точки зрения структуры организации исследования наблюдение противопоставляется:
а) опросу;
б) тестированию;
в) эксперименту;
г) беседе.

 


3. Наблюдение, проводящееся в условиях, естественных для жизни наблюдаемого объекта:
а) включенное;
б) внешнее;
в) полевое;
г) лабораторное.


4. Наблюдение, предполагающее полное отстранение наблюдателя от изучаемого объекта:
а) включенное;
б) внешнее;
в) полевое;
г) лабораторное;
д) спровоцированное.


5. Последовательность этапов процедуры наблюдения от начального до завершающего:
а) проведения наблюдения;
б) разработки схемы наблюдения;
в) обработки и интерпретации результатов;
г) подготовки.


6 ........................- такие единицы описания, которые получают свое
понятийное значение только в определенной системе теоретических взглядов исследователя.


7 - совокупность возможных понятий, фиксируются свойства наблюдаемого явления.


8 - наблюдение, сводящееся не только к вычленению путем восприятия тех или иных «единиц», но обязательно включает этап осмысленного подведения их под категорию, т. е. обобщения в самом процессе наблюдения.


9 - такая совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса.


10 - количественная оценка результатов наблюдения.


11. Наблюдение, при котором исследователь регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений:
а) периодическое;
б) однократное;
в) нестандартизированное;
г) стандартизированное.


12. Наблюдение, проводящееся в течение длительного времени, как правило, нескольких лет:
а) люнгитюдное;
б) периодическое;
в) полевое;
г) включенное.


13 - наиболее применяемая форма записи в ходе периодических наблюдений, как правило, проводимая непосредственно в ходе наблюдения.


14 - форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении.

15....................  - письменные или устные, непосредственные или


16. Устный опрос иначе называется:
а) анкетирование;
б) интервью;
в) тестирование;
г) социометрия.

 

17 - группа испытуемых, принадлежащих к определенной категории.


18 - небольшая группа, точно отражающая какую-либо более крупную совокупность.


19. Последовательность этапов опроса:
а) достижение поставленной цели;
б) адаптация;
в) снятие напряжения.


20. Соответствие типа вопросов его функции:
1) укрепление мнения респондента о значимости его участия в опросе;
2) проверка данных, искренности ответов;
3) выявление отношения респондента к группе опрашиваемых людей;
4) снятие напряжения


21. Вопросы, при которых объект интереса исследователя совпадает с содержанием вопроса:
а) прямые;
б) косвенные;
в) открытые;
г) закрытые.


22. Вопросы, предполагающие любой ответ:
а) закрытые;
б) косвенные;
в) открытые;
г) прямые.

23. Метод, предполагающий получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей:
а) беседа;
б) анкетирование;
в) наблюдение;
г) тестирование.


24 - беседа, предполагающая стандартизированную
постановку вопросов и регистрацию ответов на них.


25. Метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений:
а) беседа;
б) анкетирование;
в) наблюдение;
г) тестирование.


26 - лицо, проводящее сбор материала с помощью
анкетирования.


27 - человек, отвечающий на вопросы интервью или
анкеты.


28. Основная часть анкеты содержит:
а) цель и мотивировку анкетирования;
б) изложение правил заполнения анкеты;
в) перечень вопросов;
г) социальное положение опрашиваемого.


29. Последовательность этапов разработки анкеты:
а) выбор нужного типа вопросов;
б) определение ее содержания;
в) определение числа и порядка вопросов.


30. Оптимальное количество вопросов в анкете:
а) 7-10;
б) 10-12;
в) 12-15;
г) 15-20.


31. Вопросы, содержащие строку, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса:
а) открытые;
б) закрытые;
в) полузакрытые;
г) вопросы-фильтры.


32 - вопросы, направленные на выявление их значимости для респондента.


33. Разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей:
а) беседа;
б) анкетирование;
в) наблюдение;
г) интервью.


34 - исследовательский метод, который позволяет
выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.


35 - стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.


36. Одна из методик психодиагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками:
а) тесты интеллекта;
б) тесты достижений;
в) проективные тесты;
г) личностные тесты.


37. Методики психодиагностики, направленные на выявление уровня владения знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий:
а) тесты креативности;
б) тесты достижений;
в) проективные тесты;
г) критериально-ориентированные тесты.


38. По методике выполнения теста выделяют:
а) рефлективные тесты;
б) вербальные тесты;
в) верификационные тесты;
г) невербальные тесты.


39. Задания, направленные на распознавание, с выбором верного ответа из нескольких данных альтернатив, установление логической или иной связи:
а) элективные;
б) инвентивные;
в) верификационные;
г) критериально-ориентированные.


40. Соответствие уровня конструирования педагогических тестов используемым тестам (В.П. Беспалько):
1) тесты-подстановки, конструктивные тесты, типовые задачи;
2) задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий;
3) проблемные ситуации, решение которых сопровождается получением объективно новой информации;
4) нетиповые задачи на применение знаний в реальной практической деятельности


41. Критерий качества результатов тестирования, характеризующийся корреляцией между результатами, полученными двумя оценивающими лицами:
а) объективность;
б) надежность;
в) валидность.


42. Последовательность этапов составления тестов академической успеваемости от начального до завершающего:
а) выверка;
б) конструирование заданий;
в) анализ заданий;
г) подготовительное планирование;
д) анализ учебных программ и учебников.

43 - средний показатель выполнения того или иного
теста большой совокупностью людей, принадлежащих к определенной культуре, с которым сравниваются показатели каждого испытуемого, полученные в результате выполнения данного теста.


44 - исследовательский метод, заключающийся в создании исследовательской ситуации, получении возможности ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления.


45. Эксперимент, проводящийся в специальных помещениях, в которых имеются необходимое оборудование и регистрационные приборы:
а) естественный;
б) формирующий;
в) лабораторный;
г) констатирующий.


46. Эксперимент, ориентированный на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности:
а) естественный;
б) формирующий;
в) лабораторный;
г) констатирующий.


47. Эксперимент, в котором исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра:
а) естественный;
б) формирующий;
в) констатирующий;
г) лабораторный.


48. Эксперимент, в котором испытуемым объявляются его задачи:
а) разведочный;
б) контрольный;
в) закрытый;
г) открытый.

49 ................- совокупность способов усовершенствования
эксперимента, которые приближают его к безупречному.


50. Эксперимент, организуемый в том случае, когда изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует:
а) пилотажный;
б) многофакторный;
в) простой;
г) сложный.


51......................... - явление или достоверно зафиксированные связи
между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.


52. Эксперимент, осуществляемый с целью дополнительной проверки каких-либо зависимостей:
а) разведочный;
б) контрольный;
в) пилотажный;
г) сложный.


53 - группа испытуемых, не подвергающихся экспе
риментальным воздействиям и служащая для сравнения во время эксперимента.


54. По логической структуре доказательства гипотезы различают следующие эксперименты:
а) линейный;
б) классический;
в) параллельный;
г) многофакторный.


55. Последовательность этапов педагогического эксперимента:
а) контрольный срез;
б) подбор контрольного и экспериментального классов;
в) определение цели эксперимента;
г) продумывание методик;
д) проведение формирующего эксперимента;
е) теоретическая обработка материала;
ж) описание результатов, характеристика условий.


56 - научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения.


57 - характеристика исследовательской методики,
отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.


58. Эксперимент с ограниченными формами контроля:
а) идеальный;
б) квазиэксперимент;
в) комплексный;
г) интраиндивидуальный.


59. Тип валидности, оценка проведенного эксперимента с точки зрения степени соответствия методик задания и измерения переменных, использованных в исследовании, понятиям «независимая переменная», «зависимая переменная», «дополнительная переменная»:
а) внешняя;
б) внутренняя;
в) операциональная;
г) популяционная.


60 - критерий классификаций психолого-педагогических экспериментов с точки зрения соответствия выбора методик, типа психологических показателей и возможностей последующих обобщений.


61. Тип валидности, оценка правомерности распространения обобщений, полученных на основании использования в исследовании ограниченного числа испытуемых, на более широкие выборки:
а) внешняя;
б) внутренняя;
в) операциональная;
г) популяционная.

62 - гипотеза, включающая содержательную интерпретацию взаимосвязи между независимой и зависимой переменными.


63 - процесс и способы определения степени развития личностных качеств, трудностей в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности.


64. Переменная, измеряемая в эксперименте, изменения которой причинно обусловлены действием независимой переменной:
а) независимая;
б) зависимая;
в) латентная;
г) сопутствующая.


65 - способы выявления смешений измеряемых переменных с побочными.


66. Мысленный образец эксперимента, в котором на зависимую переменную влияют только уровни независимой переменной:
а) идеальный;
б) квазиэксперимент;
в) комплексный;
г) интраиндивидуальный.


67 - система правил, согласно которым осуществляются статистические решения.


68. Схема или план эксперимента с одним испытуемым, которому в определенной последовательности предъявляются все уровни независимой переменной:
а) идеальный;
б) квазиэксперимент;
в) комплексный;
г) интраиндивидуальный.


69 - лицо, включенное в эксперимент и поставляющее какую-либо информацию в виде ответов на вопросы исследователя.


70 - связь между явлениями, при которой одно изних входит в число причин, определяющих другие, либо при наличии общих причин, воздействующих на данные явления.


71. Типы валидности, оценивающиеся в любом эксперименте:
а) внутренняя;
б) внешняя;
в) операциональная;
г) конструктная;
д) популяционная.


72. Тип валидности, оценивающийся в естественном эксперименте:
а) внутренняя;
б) внешняя;
в) операциональная;
г) конструктная;
д) популяционная.


73 - способ вероятностной оценки достоверности экспериментального эффекта.


74. Тип валидности, оценивающийся при проверке теоретических гипотез:
а) внутренняя;
б) внешняя;
в) операциональная;
г) конструктная;
д) популяционная.


75 - схемы психолого-педагогического эксперимента, согласно которым специально отобранным эквивалентным группам испытуемых предъявляются разные уровни независимой переменной.


76. Тип корреляции, при которой, зная значение одной переменной, можно точно предсказать значение второй:
а) полная;
б) неполная;
в) положительная;
г) отрицательная;
д) нулевая.

77 - схема интраиндивидуального эксперимента, предполагает последовательное воспроизведение одного и того же порядка условий независимой переменной.


78. Тип корреляции, при которой между двумя переменными существует только более или менее систематическая связь:
а) полная;
б) неполная;
в) положительная;
г) отрицательная;
д) нулевая.


79 - схема позиционно уравненной последовательности предъявления уровней независимой переменной, предполагает наличие прямого и обратного ему порядка.


80. Тип корреляции, при которой две переменные никак не связаны друг с другом:
а) полная;
б) неполная;
в) положительная;
г) отрицательная;
д) нулевая.


81 - экспериментальный план, при котором варьируется местоположение уровней независимой переменной в их общей последовательности.


82. Тип корреляции, при которой обе переменные изменяются в одном направлении:
а) полная;
б) неполная;
в) положительная;
г) отрицательная;
д) нулевая.


83 - организация проведения эксперимента в соответствии с мысленным образцом.


84. Тип корреляции, при которой изменения переменных противоположны:
а) полная;
б) неполная;
в) положительная;
г) отрицательная;
д) нулевая.


85 - число, показывающее степень тесноты корреляции.


86. Переменная, не поддающаяся измерению в исследовании, но в модели связи между переменными характеризующая неучтенные влияния, которые воздействуют на измеряемую переменную:
а) независимая;
б) зависимая;
в) латентная;
г) сопутствующая.


87............................... - план организации многоуровневого эксперимента, в котором вторым экспериментальным фактором выступает определенный порядок предъявления условий независимой переменной.


88. Переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную:
а) независимая;
б) зависимая;
в) латентная;
г) сопутствующая.


89 - характеристика выводов психолого
педагогического исследования, заключающаяся в подмене понимания психолого-педагогической причинности принципами объяснений, свойственными другим наукам.


90. Вид репрезентативности, основной аспект оценки популяционной валидности:
а) репрезентативность методики;
б) репрезентативность выборки;
в) репрезентативность переменных;
г) репрезентативность результатов;
д) репрезентативность эксперимента.

91 - вариант факторной схемы эксперимента, в ко
торой переменные «вложены» друг в друга, т. е. характеризуют одних субъектов или условия.


92. Вид репрезентативности, представленность в операционали- зируемых способах задания переменных подразумеваемого психологопедагогического процесса, заданного отношением между независимой переменной и зависимой переменной в гипотезе:
а) репрезентативность методики;
б) репрезентативность выборки;
в) репрезентативность переменных;
г) репрезентативность результатов;
д) репрезентативность эксперимента.


93.....................  - статистическая гипотеза, предполагающая от
сутствие различий между условиями по измеряемому параметру или отсутствие связи между выборочными значениями переменных.


94. Вид репрезентативности, соответствие измеряемых психологопедагогических показателей тем реальным условиям, которые данные показатели представляют в фиксируемых показателях методики:
а) репрезентативность методики;
б) репрезентативность выборки;
в) репрезентативность переменных;
г) репрезентативность результатов.


95 .............................- любая реальность, наблюдаемые изменения ко
торой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале.


96. Вид репрезентативности, оценка полученных данных с позиции правильности планирования исследования, обоснования представленности в показателях зависимой переменной, обоснования сделанного выбора типа ситуаций:
а) репрезентативность методики;
б) репрезентативность выборки;
в) репрезентативность переменных;
г) репрезентативность результатов.


97. Вид репрезентативности, степень представленности в эксперименте изучаемой психологической реальности или теоретического представления о ней:
а) репрезентативность методики;
б) репрезентативность выборки;
в) репрезентативность переменных;
г) репрезентативность эксперимента.


98 ..................- смешение уровней независимой переменной и уровней побочной переменной, при котором существует регулярность в сочетании активных и неактивных уровней этих переменных.


99...................  - представленность тех ситуаций, условий, попу
ляции в выбранных переменных и используемых схемах экспериментального контроля, на которые будут обобщены полученные в исследовании данные.


100. Переменная, определяющая смешение основного результата действия экспериментального фактора с воздействием способа предъявления его условий:
а) независимая;
б) зависимая;
в) латентная;
г) сопутствующая.

Источник: Белых, И.Н. Методы научных исследований в педагогике и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Белых, А.Г. Миронов; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2022. - 214 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.