1. Что представляют собой основные этапы (периоды) истории развития психологических знаний? Варианты ответов: а) период Античности, Эпоха Средневековья, Эпоха Возрождения и Новое Время, XIX и XX века, б) рабовладельческий, феодальный, капиталистический, современный, в) донаучный период, философско-научный период, естественнонаучный период. Наиболее правильный ответ: а)
2. Какие функции приписывались душе в древнейших психологических учениях? Варианты ответов: а) быть источником разума, б) быть источником переживаний (эмоций), в) быть источником жизни и всяких движений (изменений), наблюдаемых в мире. Наиболее правильный ответ: в)
3. Кому (чему) в древнейших учениях считалась присущей душа? Варианты ответов: а) всему существующему на Земле, б) только людям, в) человеку, растениям и животным. Наиболее правильный ответ: а)
4. Кто подвел итоги античного учения о душе и опубликовал первый обобщающий научный труд, посвященные душе? Варианты ответов: а) Демокрит, б) Анаксагор, в) Аристотель. Наиболее правильный ответ: в)
5. Что произошло с учением о душе в Эпоху Средневековья? Варианты ответов: а) оно было радикально преобразовано за счет полного отказа от тех идей о душе, которые возникли в Эпоху Античности, б) оно сохранилось в том виде, в каком сложилось еще в Эпоху Античности, но оказалось соединенным с религиозно-мистической философией, в) ничего существенно нового в учении о душе в этом время не было внесено. Наиболее правильный ответ: б)
6. Какие изменения наметились в учении о душе в Эпоху Возрождения? Варианты ответов: а) за счет возрождения естественных наук учение о душе в это время стало приобретать естественнонаучную окраску и избавилось от религиозной мистики Эпохи Средневековья, б) никаких существенных изменений в учении о душе в это время не произошло, в) ученые полностью отказались признавать существование души, и стали объяснять поведение людей и животных на основе естественнонаучных представлений о строении тела. Наиболее правильный ответ: а)
7. В чем заключался вклад Р. Декарта в развитие учения о душе? Варианты ответов: а) в создании механистической статуи человека, наделенной функциями души, б) во введении в научный оборот понятия рефлекса, отрицании существования души у животных и наделении душой только человека, в) в определении психологии как науки о поведении. Наиболее правильный ответ: б)
8. Когда психология превратилась в самостоятельную, отдельную от философии науку? Варианты ответов: а) в XX столетии, б) в XVII веке, в) в XVIII веке. Наиболее правильный ответ: в)
9. Каков был вклад английских ученых в развитие психологических знаний в XVIII веке? Варианты ответов: а) ими были разработаны научные основы ассоциативной психологии, б) ими были созданы механистические статуи человека и предложено объяснение его поведения на механистической основе, в) они впервые приступили к экспериментальным психологическим исследованиям. Наиболее правильный ответ: а)
10. Где и кем была основана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория? Варианты ответов: а) в США У. Джемсом, б) в России В. М. Бехтеревым, в) в Германии В. Вундтом. Наиболее правильный ответ: в)
11. Какие события способствовали превращению психологии в естественно-научно ориентированную область знаний? Варианты ответов: а) достижения физиологии органов чувств и успехи психофизики, в) признание настоящими науками только тех, в которых организуются и проводятся эксперименты, г) потребность в практическом использовании психологических знаний. Наиболее правильный ответ: а)
12. В чем заключалась суть дискуссии по вопросу о том, кому и как разрабатывать психологию, состоявшаяся во второй половине XIX века? Варианты ответов: а) в решении вопроса том, где и как готовить профессиональных психологов, б) в решении вопроса об ориентации психологии на философию или естественные науки, в) в решении вопроса о том, какой оставаться психологии: теоретической или экспериментальной наукой. Наиболее правильный ответ: б)
13. В чем заключался вклад Ф. Гальтона, Р. Фишера и Ч. Спирмена в превращении психологии в точную науку? Варианты ответов: а) в разработке и внедрении в практику научных исследований психологических тестов, б) в организации психологической лаборатории в Лондоне на международной промышленной выставке, в) в разработке методов математической статистики. Наиболее правильный ответ: в)
14. В чем проявилось влияние теории эволюции Ч. Дарвина на развитие психологии? Варианты ответов: а) в психологическом сближении людей и животных и появлении в связи с этим новых психологических наук, б) в признании естественного происхождения человека и его психологии, в) в доказательстве врожденного характера психологических свойств и форм поведения человека. Наиболее правильный ответ: а)
15. Какую роль в преобразовании психологических знаний в XIX веке сыграли научные труды немецких физиологов Г. Гельмгольца и других? Варианты ответов: а) в том, что ими впервые были исследованы ощущения и восприятие человека, б) во внедрении физиологических теорий и методов исследования в психологию, в) в том, что, благодаря их исследованиям, психология превратилась в экспериментальную науку. Наиболее правильный ответ: б)
16. Какова роль И. М. Сеченова в превращении психологии в физиологически ориентированную научную дисциплину? Варианты ответов: а) он открыл и описал физиологические основы многих психических явлений. б) он разработал методы физиологического исследования психических процессов и явлений, в) он доказал, что психические процессы выступают как часть рефлекторной деятельности организма, и тем самым способствовал переориентации психологии с философии на естественные науки. Наиболее правильный ответ: в)
17. Какие новые отрасли психологии появились и стали разрабатываться под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина? Варианты ответов: а) психофизиология, психогенетика, б) зоопсихология, сравнительная психология, в) эволюционная психология, естественнонаучная психология. Наиболее правильный ответ: б)
18. Когда возникла, и где поначалу разрабатывалась культурно-историческая психология? Варианты ответов: а) она возникла в середине XIX века в Германии и поначалу также разрабатывалась во Франции, б) она возникла в XX столетии в России и преимущественно разрабатывалась в ней, в) она возникла в Англии в XVIII века и в основном разрабатывалась английскими психологами. Наиболее правильный ответ: а)
19. Кто из российских ученых активно занимался разработкой проблем психологии во второй половине XIX века. Варианты ответов: а) Г. И. Челпанов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, б) И. П. Павлов, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, П. К. Анохин, в) К. Д. Кавелин, Г. Г. Шпет, М.М. Троицкий, М.И. Владиславлев. Наиболее правильный ответ: в)
20. Что представляла собой психология, как наука и практика, в конце XIX века? Варианты ответов: а) это была в основном психология, ориентированная в исследованиях на философию, гуманитарные и социальные науки, б) это была наука, разделенная на ряд фундаментальных и прикладных отраслей, и ориентированная как на философию (теоретическая психология), так и на естественные науки (экспериментальная психология), в) это была новая наука, успешно перестроившаяся под влиянием достижений естественных наук. Наиболее правильный ответ: б)
Источник: Немов Р. С., Романова Е.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Р. С. Немов, Е. С. Романова. - Ч. II. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. — 558 с. |