Страница 1 из 5 Понятие «исполнительность» в психологических и педагогических словарях практически отсутствует, не смотря на то, что об исполнительности ребенка и взрослого, о необходимости выполнения заданий говорится в различных разделах возрастной и педагогической психологии. Более того, в педагогике, по сути дела, на исполнительности, а не ответственности до сих пор (к сожалению) строится весь процесс обучения и воспитания. Качество исполнительность необходимо отличать от рассматриваемого в психологии труда исполнительного действия, которое связывается с умением решать трудовую задачу. Как компонент структуры деятельности исполнительное действие может быть и целью и средством достижения цели. Для его осуществления необходимо выработка двигательных навыков. Исполнительность не надо также путать с подчиненностью – зависимостью от другого лица, которая, тем не менее, влияет на процесс исполнения задач, распоряжений.
Исполнитель лишен права выбора и решения о начале исполнительского действия. В этом смысле оно изначально экстернально по своей природе. Вместе с тем, исполнитель может нести ответственность в виде наказания за качество его выполнения и за конечный результат перед лицом, давшим это задание, то есть нести наказание за узкий промежуток работы, а не за целостный акт деятельности. В этом смысле, с юридической точки зрения, ответственность несет лицо, отдавшее распоряжение на реализацию действия. Под исполнительностью мы понимаем подчинение требованиям и командам других лиц, процесс реализации поставленных ими задач и целей. Исполнительность может проявляться при удовлетворении потребностей других лиц (сфера обслуживания), при обучении и усвоении навыков в различных видах деятельности, при выполнении приказов и требований со стороны отдельных лиц и общества в целом. Отношение к исполнительской деятельности может быть разнообразным в зависимости от инстанции ставящей цели, личности руководителя (пола, возраста, опыта, авторитета и т.д.), направленности поставленных целей и мотивации исполнителя.
Многомерно-функциональная диагностика исполнительности (ИСП–1К)
Инструкция для исследователя. Для исследования исполнительности мы считаем необходимым, как минимум, применять многомерно-функциональный подход разработанный профессором А.И. Крупновым (Москва, РУДН) для диагностики отдельных свойств и качеств личности. В соответствии с этим подходом необходимо рассматривать исполнительность с позиции в большей мере обусловленных врожденных компонентов психики (динамики – активности и пассивности исполнительности; эмоциональности – стенических и астенических эмоций сопровождающих исполнительность; регуляции – интернальной и экстернальной составляющей исполнительности) и в большей мере прижизненно сформированных образований (мотивации – социоцентрической и эгоцентрической составляющих; когниции – осмысленности и осведомленности о самом качестве и о процессе исполнительности; результате – предметном, направленном на общественные цели, и субъектном – в большей мере отражающем личные, эгоцентрические интересы). Опросник можно проводить как индивидуально, так и с группой. В бланке для ответов рядом с № выставляете свой номер протокола (по алфавитному списку, с учетом пола и т.п.). В «возрасте» испытуемый указывает не только количество полных лет, но точную дату рождения (в скобках).
Инструкция для испытуемого. В протоколе после каждого из 210 высказываний надо отразить свою точку зрения выраженную в баллах. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Ориентируйтесь на первую мысль, которая придет вам в голову. Шкала оценок: 7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 баллов – да, согласен; 5 баллов – возможно да, более согласен, чем не согласен; 4 балла – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать); 3 балла – возможно нет, более не согласен, чем согласен; 2 балла – нет, не согласен; 1 балл – безусловно нет, полностью не согласен. ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. Мне нравится выполнять трудные поручения. 2. При удачном выполнении задания мною овладевает чувство глубокого удовлетворения. 3. Берясь за выполнение поручения, я рассчитываю только на собственные силы. 4. Исполнительность – это беспрекословное выполнение приказов начальника. 5. Я охотно берусь за исполнение задания из-за желания оказать помощь коллективу (бригаде). 6. Меня воодушевляет то, что своими действиями я вношу существенную лепту в конечный совместный результат. 7. Я вполне ответственный человек и не хочу, чтобы меня контролировали. 8. Окружающие знают, что задание будет выполнено, если за него берусь я. 9. Я счастлив, когда при исполнении заданий удается сделать все, даже отдельные мелочи. 10. Если в процессе выполнения распоряжения происходит сбой, то обвиняю в этом я только сам себя. 11. Исполнительность – это умение держать свое слово. 12. Желание быть полезным коллективу повышает мою требовательность к себе при выполнении поручений. 13. Вначале я выполняю общественно важные поручения, а потом необходимые для себя. 14. Я предпочитаю принимать продуманные, взвешенные, ответственные решения, а не полагаться на мнение других людей. 15. У меня хватит энергии преодолеть препятствия, которые могут возникнуть на пути исполнения задания. 16. Мною овладевает чувство гордости, когда я исполняю приказ точно и в срок. 17. Только я несу ответственность за конечный результат выполнения задания. 18. Исполнительность – это достижение обещанного. 19. Мои желания не влияют на выполнение общественных поручений, т.к. я твердо убежден, что общественное – выше личного. 20. Я честолюбив и хочу многого достичь, однако необходимость достижения общественно полезного результата у меня стоит на первом месте. 21. Простой исполнительности я предпочитаю ответственность. 22. У меня возникает недоумение, как могут люди, исполняющие поручения, проявлять пассивность. 23. Выполнение заданий с лицами противоположного пола только поднимает мое настроение. 24. Выполняя поручения я предъявляю требования прежде всего к себе, а не к партнерам. 25. Исполнительность – это выполнение своих функциональных обязанностей на работе. 26. Стремлюсь к тому, чтобы мое убеждение о необходимости выполнения распоряжений поддержали и окружающие, потому что без этого не будет общественного прогресса, а будет анархия. 27. Меня не надо подстегивать, я прилагаю максимум усилий при выполнении поручений, связанных с достижением результата необходимого коллективу. 28. Лучше самостоятельная постановка целей и гарантирование их достижение, чем реализация целей поставленных другими людьми (начальством). 29. Если мне предлагают выполнить задание, которое я мало знаю, я все равно берусь за него, поскольку знаю, что проявив настойчивость и активность добьюсь поставленной цели. 30. Мне доставляет радость находить более эффективные пути выполнения поручений. 31. Я готов понести наказание за невыполненное поручение, если сам был недостаточно настойчив в его реализации. 32. Исполнительность – это пунктуальное выполнение своих обязательств. 33. Моя мотивация при выполнении общественных поручений исходит из желания – приносить пользу людям. 34. Я не могу остаться в стороне, если речь идет о исполнительской деятельности, результат которой будет полезен для всех. 35. Я предпочитаю сам отвечать за процесс обучения, а не подвергаться мелочному контролю со стороны педагогов, родителей. 36. Если при выполнении задания меня захватывает какая-нибудь идея, я ускоряю темп выполнения, чтобы реализовать возникшую идею. 37. Я бываю доволен собой (горжусь), когда выполняю задание одним из первых. 38. Я люблю «играть первую скрипку» при выполнении поручений и не буду искать оправданий при промахах. 39. Исполнительность – это достижение цели, поставленной другим человеком. 40. Мои интересы, желания, стремления при выполнении приказов, совпадают с теми, кто их отдал, т.к. они тоже действуют во благо общества. 41. Я думаю даже дома о наиболее эффективных путях достижения результата, если речь идет о социально-значимом результате. 42. Меня раздражают безответственные лица, которые держат слово от случая к случаю. 43. «Не хочешь – заставим» – это не про меня, я всегда проявляю активность при выполнении заданий. 44. Я не стыжусь выразить свою радость, если меня поощряют за инициативность при выполнении поручения. 45. Принимая решение о выполнении просьбы, я буду рассчитывать только на себя. 46. Исполнительность – это регулярное выполнение нормы, производственных заданий. 47. Я никогда не хотел отказаться от трудных поручений, т.к. всегда желал быть полезным обществу. 48. В исполнительской деятельности я не ощущаю насилия или принуждения, когда мой результат способствует достижению общего дела. 49. Совесть и чувство долга заставляют меня действовать более оперативно, чем при исполнении чужих приказаний. 50. Я могу забыть о выполнении порученного дела. 51. Я испытываю чувство страха, когда получаю распоряжение начальства. 52. Исполнение поручений зависит не от моих ошибок, а от неудачного стечения обстоятельств. 53. Исполнительность – это проблемы, которые навязывают человеку. 54. Я не хочу лишних осложнений – этим во многом объясняется моя исполнительность. 55. Достижение результата при выполнении заданий улучшило мое благосостояние. 56. Я предпочитаю быть простым исполнителем («работягой»), мне ни к чему лишняя ответственность. 57. В мыслях я все делаю вовремя и в срок, а на деле всегда запаздываю с исполнением заданий. 58. После неудачи в выполнении поручения я начал бояться, что не справлюсь со следующим. 59. Я не воспринимаю критику о моих исполнительских действиях, т.к. в моих промахах чаще всего виноваты эти самые «критиканы». 60. Исполнительность – это приспособление в конфликте. 61. Я не хочу браться за исполнение тех поручений, в которых не идет речь о личной выгоде. 62. Достигая результата в том или ином задании, я не забываю и о собственной выгоде, думаю, что я имею на это моральное право. 63. Из двух дел, одно из которых требует простой исполнительности, а за другое надо нести ответственность, я бы выбрал более простое. 64. Порой я очень долго копаюсь над отдельными частями поручения и, естественно, запаздываю с его выполнением в целом. 65. Препятствия, возникающие при выполнении поручений, выбивают меня из колеи, портят настроение. 66. Если задание не удается, я начинаю искать причины, приведшие к его срыву, и, как правило, они совпадают с негативными предсказаниями гороскопа. 67. Исполнительность – это достижение результата для другого человека. 68. Я стремлюсь к реализации своих проектов в исполнительской деятельности и не беспокоюсь о чужой работе, т.к. она меня отвлекает. 69. Просыпаясь утром, я думаю о том, как лучше завершить задание с максимальной пользой для себя. 70. Я с удовольствием переложу ответственность за выполнение сложных дел на кого-нибудь другого. 71. Если не будет дополнительных распоряжений свыше, я не ускорю выполнение задания. 72. Я выхожу из себя, если при исполнении порученного не могу найти на своем месте инструменты и принадлежности. 73. Если я не был на общем собрании по обсуждению планов на будущее, то имею полное моральное право при их не выполнении обвинять других. 74. Исполнительность – это когда за выполнение задания ответственность несет другой человек. 75. Я использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной, иначе мои намерения по улучшению собственного положения, останутся не реализованными. 76. Если сам о себе не побеспокоишься – никто о тебе не побеспокоится, поэтому я вначале делаю все для себя, а потом завершаю то, что поручено. 77. Я более охотно выполню просьбу или поручение, чем буду отвечать за организацию соответствующего мероприятия. 78. Для того, чтобы изобразить активность выполнения заданий, я зачастую «переливаю из пустого в порожнее». 79. При выполнении срочного задания я нервничаю и не нахожу себе места, если приходится простаивать по чьей-то вине. 80. Если я длительное время не справляюсь с возложенными на меня обязательствами, то я точно знаю – это злой рок. 81. Исполнительность – это обращение к человеку с просьбой в любое время. 82. Выполняя чье-либо распоряжение, я открыто говорю о своих намерениях по извлечению из ситуации определенной пользы для себя. 83. Почти в каждом рабочем дне (смене) я пытаюсь найти время, чтобы подумать о собственном благе или поработать на собственный результат. 84. Думаю, что не стоит вести дневник или планировать, что предстоит сделать в ближайшие месяц – два, подойдет время и все будет выполнено. 85. Более быстрое выполнение задания это гарантия того, что тебе тут же дадут новое. Другими словами, активность при исполнительности – всегда наказуема. 86. Я начинаю ругать и отчитывать себя, если порученное дело не ладится. 87. Моя невыдержанность объясняется предвзятой оценкой моей исполнительности. 88. Исполнительность – это потенциальное вознаграждение за угодничество. 89. Я намерен поддерживать только те проекты, исполнители которых в дальнейшем поддержат и меня. 90. Если при выполнении поручений образуются «окна», я начинаю действовать только для себя. 91. Я не анализирую полученный результат и возможные недочеты при его достижении. Мой принцип простой: «сделал дело – гуляй смело». 92. Если есть такая возможность, то я стараюсь сам не выполнять поручения, а пытаюсь передать его кому-нибудь другому (т.е. стараюсь «сачкануть»). 93. Я испытываю страх, у меня появляется холодный пот, если я не успеваю исполнить приказание к намеченному сроку. 94. Мое нежелание добросовестно выполнять поручения объясняется несправедливой оценкой достигаемых мной результатов. 95. Исполнительность – это отсутствие возможности отказаться. 96. Я интересуюсь психологическими особенностями моих потенциальных конкурентов, чтобы при выполнении поручения быть первым и получить материальное вознаграждение. 97. Я никогда не увиливаю от работы при выполнении поручений, если речь идет о собственном благополучии, достижения личностно значимого результата. 98. В своей работе я больше ориентирован на советы более опытных коллег, чем на собственное мнение.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
ФИ Пол_________ Возраст (дата рождения)______________ Гр._____________ Дата__________ №_______
|
М-ка ИСП. 7 – безусловно да; 6 – да; 5 – возможно да; 4 – нечто среднее; 3 – возможно нет; 2 – нет; 1 – безусловно нет
|
Ак
|
Ст
|
Ин
|
Ос
|
Со
|
Пр
|
И в О
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
6
|
|
7
|
|
8
|
|
9
|
|
10
|
|
11
|
|
12
|
|
13
|
|
14
|
|
15
|
|
16
|
|
17
|
|
18
|
|
19
|
|
20
|
|
21
|
|
22
|
|
23
|
|
24
|
|
25
|
|
26
|
|
27
|
|
28
|
|
29
|
|
30
|
|
31
|
|
32
|
|
33
|
|
34
|
|
35
|
|
36
|
|
37
|
|
38
|
|
39
|
|
40
|
|
41
|
|
42
|
|
43
|
|
44
|
|
45
|
|
46
|
|
47
|
|
48
|
|
49
|
|
Σ
|
Σ
|
Σ
|
Σ
|
Σ
|
Σ
|
Σ
|
Па
|
Ас
|
Эк
|
Осв
|
Эг
|
Су
|
ПрИ
|
50
|
|
51
|
|
52
|
|
53
|
|
54
|
|
55
|
|
56
|
|
57
|
|
58
|
|
59
|
|
60
|
|
61
|
|
62
|
|
63
|
|
64
|
|
65
|
|
66
|
|
67
|
|
68
|
|
69
|
|
70
|
|
71
|
|
72
|
|
73
|
|
74
|
|
75
|
|
76
|
|
77
|
|
78
|
|
79
|
|
80
|
|
81
|
|
82
|
|
83
|
|
84
|
|
85
|
|
86
|
|
87
|
|
88
|
|
89
|
|
90
|
|
91
|
|
92
|
|
93
|
|
94
|
|
95
|
|
96
|
|
97
|
|
98
|
|
Σ
|
Σ
|
Σ
|
Σ
|
Σ
|
Σ
|
Σ
|
КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ИСП-1К - Многомерно-функциональная диагностика исполнительности (короткий вариант). Вопросник можно проводить в групповом варианте. Все значения подсчитываются по вертикальным столбцам. 7-20 баллов - слабое проявление качества. 21-34 балла - ситуативное проявление качества. 35-49 баллов - яркое, сильное проявление качества. ► Регуляторно-динамический компонент исполнительности (РД) Гармонические параметры: Ак – активность – (1–43); Ст – эмоции стенические (2–44); Ин – интернальность (регуляция) – (3–45). Агармонические параметры: Па – пассивность – (50–92); Ас – эмоции астенические – (51–93); Эк – экстернальность – (52–94). ► Мотивационно-содержательный компонент исполнительности (МС) • Гармонические параметры: Ос - осмысленность (когнитивная) - (4-46); Со - мотивация социоцентрическая - (5-47); Пр - результат предметный (общественно значимый) - (6-104). •Агармонические параметры: Осв - осведомленность (когнитивная) - (53-95); Эг - мотивация эгоцентрическая - (54-96); Су - результат субъектный (личностно значимый) - (55-97). • Суммарные показатели: Сумма гармонических - (показатели 1+2+3); Сумма агармонических - (4, 5, 6); Сумма - (13, 14); Сумма гармонических - (7, 8, 9); Сумма агармонических - (10, 11, 12); Сумма - (16, 17); Сумма гармонических - (13, 16); Сумма агармонических - (14, 17); Общая сумма исполнительности - (19, 20). • Показатели преобладания: ИвО - переход исполнительности в ответственность - (7-49); ПрИ - преобладание исполнительности над ответственностью - (56-98). • Гармонические параметры: А - активность. Никогда не оттягивает выполнение заданий на последний срок. О том, что он исполнительный человек, знают многие («они уверены, что задание будет выполнено, если за него берусь я»). Скорость выполнения им заданий не влияет на качество, т.к. контроль за действиями не снижает его активности. У него возникает недоумение, «как могут люди, исполняющие поручения, проявлять пассивность». «Не хочешь - заставим» - это не про него, он всегда активен при выполнении заданий, поручений. Эс - эмоции стенические. Если ему предстоит выполнить задание руководства, то у него возникает состояние «боевой готовности», появляется энтузиазм. Ему доставляет радость находить более эффективные пути выполнения поручений и он бывает счастлив, когда при исполнении заданий удается сделать все, даже отдельные мелочи. Он не стыдится выразить свою радость, если его поощряют за инициативность при выполнении поручения («мне еще раз хочется пережить то чувство восторга, когда я был отмечен за свою исполнительность»). И - интернальность (регуляция). Берясь за выполнение поручения, он рассчитывает только на собственные силы и сам контролирует процесс его выполнения. Только он несет ответственность за конечный результат выполнения задания («я готов понести наказание за невыполненное поручение, т.к. сам был недостаточно настойчив в его реализации»). В целом, он не держит долго обиду за критику своих действий, т.к. в своей необязательности, по большому счету, обвиняет себя. Агармонические параметры: П - пассивность. Если у него «не стоять над душой», то он не будет выполнять поручения («я могу забыть о выполнении порученного дела»). «Тише едешь - дальше будешь» - это его принцип, и он не форсирует выполнения поручений. Причина его пассивности при выполнении заданий -это то, что начальство порой заставляло его что-то делать не подумав и приходилось все переделывать («случалось, что необходимость выполнения поручения со временем отпадала, поэтому я никогда не спешу с его выполнением»). Для того, чтобы изобразить активность выполнения заданий, он зачастую «переливал из пустого в порожнее» («я демонстрировал занятость порученным делом, а на самом деле «валял дурака»). В общем он считает, что более быстрое выполнение задания это гарантия того, что ему тут же дадут новое. Другими словами, активность при исполнительности - всегда наказуема. Если есть такая возможность, то он старается сам не выполнять поручения, а пытается передать его кому-нибудь другому (т.е. старается «сачкануть»). Эа – эмоции астенические. При выполнении поручения он поддерживает правила хорошего тона только для того, чтобы скрыть свое отвращение, что приходится подчиняться. Его ужасно раздражает, что ежедневно приходится делать одно и тоже. После неудачах в выполнении поручений он начал бояться, что не справится со следующими («я испытываю страх, у меня появляется холодный пот, если я не успеваю исполнить приказание к намеченному сроку»). Он раздражается, выходит из себя, если кто-то (что-то) отвлекает при выполнения задания (я бываю взбешен, если при исполнении порученного не могу найти на своем месте инструменты и принадлежности, когда поручение аналогичное моему кто-то выполняет быстрее). Э – экстернальность. Считает, что мог быть и более исполнительным, если бы ему не мешали обстоятельства. Если задание не удается, он начинаю искать причины, приведшие к его срыву, и, как правило, они совпадают с негативными предсказаниями гороскопа. Он точно знает – это злой рок. Свое нежелание добросовестно выполнять поручения он связывает с несправедливой оценкой достигаемых им результатов («я не воспринимаю критику о моих исполнительских действиях, т.к. в моих промахах чаще всего виноваты эти самые «критиканы», более того, вмешательство проверяющих лиц мешает моей исполнительности»). ► Мотивационно-содержательный компонент исполнительности (МС) • Гармонические параметры: Ко - осмысленность (когнитивная). Под исполнительностью понимает выполнение своих функциональных обязанностей на работе, т.е. бесприкословное выполнение порученного задания, приказов начальника, даже вопреки собственному желанию. Мс - мотивация социоцентрическая. Охотно берется за исполнение задания из-за желания оказать помощь коллективу (бригаде, группе), т.к. твердо убежден, что общественное - выше личного. Желание быть полезным коллективу повышает его требовательность к себе при выполнении поручений. Он не скрываю идеи, возникшие при исполнении задания, т.к. они могут помочь коллегам. В целом, его мотивация при выполнении общественных поручений исходит из желания - приносить пользу людям. Стремится к тому, чтобы его убеждение о необходимости выполнения распоряжений поддержали и окружающие, т.к. считает, что без этого не будет общественного прогресса, а будет анархия. Рп - результат предметный (общественно значимый). Если судьба исполняемого коллективного дела зависит от него, он берется за его завершение. Он умеет сказать себе (собственным интересам) «нет», если предстоит выполнить поручение, результат которого важен для коллектива («для завершения порученных мне дел я жертвовал личным во благо общественному»). Когда его результат способствует достижению общего дела, он может думать даже дома о наиболее эффективных путях его достижения. Исполняя задание, полезное для коллектива (бригады, группы), он буду использовать любые дозволенные методы и приемы для достижения цели, конечного результата («я могу примириться с неприятными обстоятельствами, например, с мелочным контролем и придирками со стороны заказчика»). •Агармонические параметры: Косв - осведомленность (когнитивная). Считает, что с одной стороны, исполнительность -это проверка своих сил и возможностей, это характеристика трудолюбия, прилежания, а с другой -исполнительность - это проблемы, которые навязывают человеку, отсутствие возможности отказаться. В целом, исполнительность - это когда за выполнение задания ответственность несет другой человек. Мэ - мотивация эгоцентрическая. Он не берется за исполнение тех поручений, в которых не идет речь о личной выгоде («я хочу зарабатывать больше, чтобы ощутить свою независимость, я выполняю задание с надеждой на дальнейшее поощрение»). Вообще, выполняя чье-либо распоряжение, он открыто говорит о своих намерениях по извлечению из ситуации определенной пользы для себя. Его исполнительность, в том числе, определяется угрозой наказания («я не хочу лишних осложнений - этим во многом объясняется моя исполнительность»). Рс - результат субъектный (личностно значимый). Порученное дело доводит до конца, чтобы самоутвердиться, быть признанным («каждое завершенное поручение повышает мою самооценку»). Считает, что если сам о себе не побеспокоишься - никто о тебе не побеспокоится, поэтому он вначале делаю все для себя, а потом завершает то, что поручено, однако, важные для себя дела он старается выполнить за один раз и без переделок. Главное для него - решить личные, жизненно важные проблемы, а социум (общественные дела) могут и подождать. В общем, он никогда не увиливает от работы при выполнении поручений, если речь идет о собственном благополучии, достижения личностно значимого результата. • Показатели преобладания: Пи - преобладание исполнительности над ответственностью. Ему по душе просто выполнять свои функциональные обязанности, а не отвечать за действия других людей. Он с удовольствием перекладывает ответственность за выполнение сложных дел на кого-нибудь другого («это лишняя головная боль, когда вместо простого выполнения поручения нужно отвечать не только за ход его реализации, но и гарантировать его выполнение точно в срок»). Из двух дел, одно из которых требует простой исполнительности, а за другое надо нести ответственность, он бы выбрал первое («я предпочитаю быть простым исполнителем, мне ни к чему лишняя ответственность», «считаю, что здоровье и нервы лучше у простых работяг-исполнителей). ИвО - переход исполнительности в ответственность. В школе он предпочитал сам отвечать за процесс обучения, а не подвергаться мелочному контролю со стороны педагогов, родителей. Он тщательно готовился к проверке знаний, экзаменам, поскольку ощущал, что знаний, которые он получил посещая занятия и выполняя домашние задания, ему не достаточно. Простой исполнительности он предпочитает ответственность. Чувство долга и ответственности за конечный результат приносит ему больше удовлетворения, чем простая исполнительская деятельность. Ему надоело выполнять чужие поручения, он хочет самостоятельности («я сам хочу выбирать задания, гарантировать их выполнение, а не слепо выполнять чужую волю»). Совесть и чувство долга заставляют его действовать более оперативно, чем при исполнении чужих приказаний. Он считает, что лучше самостоятельная постановка целей и гарантирование их достижение, чем реализация целей поставленных другими людьми (начальством). Он прекратит выполнять срочное поручение, если почувствует, что своим усердием может причинить кому-то вред.
|