Страница 4 из 5
Диагностика мотивации исполнительности (ИСП–3К)
Инструкция для исследователя. Исполнительность субъекта сопровождается мотивацией. При этом может быть как один, доминирующий мотив, так и несколько – разной степени выраженности. В нашем случае образующими послужили пять групп мотивов (а – поощрение, награда; б – избегание наказания; в – карьера; г – безропотное выполнение приказов, распоряжений; д – осознанная добросовестность, долг), объединенных в 26 групп. Испытуемые поочередно должны выполнить ряд операций: 1) оценить в баллах степень выраженности каждого из мотивов (а, б, в, г, д); 2) выбрать и обвести в кружок одну букву с гипотетически доминирующей мотивацией. Это делается с одной стороны для того, чтобы быстро определить, какой из мотивов является ведущим (по количеству обведенных в кружок букв), а с другой стороны, ведущий мотив не всегда оценивается 7 баллами или может быть равенство оценок двух и более мотивов. Другими словами, испытуемый должен оценить каждый из мотивов в балах и выбрать один – ведущий (обводя соответствующую букву в кружок). Каждый из мотивов сопровождается порядковым номером. Работа может выполняться в последовательности 1)–2). Вначале оцениваем степень выраженности каждого из мотивов, затем обводим ведущий, доминирующий мотивы в кружок. Вывод делается по относительному преобладанию какой-то из мотиваций или, при равенстве данных, по 2–3 мотивам. Инструкция для испытуемого. Оценить в протоколе каждое из 75 утверждений в баллах по 7-бальной шкале. Шкала оценок: 7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 баллов – да, согласен; 5 баллов – возможно да, более согласен, чем не согласен; 4 балла – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу как можно реже, а по возможности и вообще не использовать); 3 балла – возможно нет, более не согласен, чем согласен; 2 балла – нет, не согласен; 1 балл – безусловно нет, полностью не согласен. ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. «Главное не победа, а участие» - это лозунг не мой. Я предпочитаю за выполненное поручение получать вознаграждение. 2. Считаю, что для избегания наказания за бездеятельность можно где-то схитрить-обмануть. 3. Я честолюбив и за счет своей исполнительности хочу многого достичь. 4. Лучше я приспособлюсь к обстоятельствам, чем буду отстаивать свое мнение. 5. Мои коллеги считают меня человеком слова и долга, который никогда не подведет. 6. В ответ на свои добрые дела (выполнение поручений), я жду ответной благодарности. 7. Из-за возможного наказания за ошибки, я не буду спешить при выполнении работы. 8. Чтобы меня заметили вышестоящие по должности лица, я сам берусь за выполнение поручений, проявляю инициативу. 9. Лучше я приспособлюсь к обстоятельствам, чем заявлять о своем «Я». 10. «Делу время - потехе час» - это обо мне. 11. Мне не безразличны поощрения за мою исполнительность. 12. Если не заставлять и не наказывать, люди не будут добросовестно выполнять свои обязанности. 13. Я отношу себя к «тому солдату, который хочет стать генералом». 14. Я выполню даже то, что мне не по душе, или идет против моих устоев (морали). 15. В школе старался учиться хорошо, т.к. считал это своим долгом, обязанностью. 16. В своей исполнительской деятельности я ориентируюсь на, как минимум на грамоту или на признание моих заслуг. 17. Во избежание наказания я держу себя на работе «в рамках». 18. Чтобы человека заметили, он должен выполнять задания быстро и качественно. 19. Мне не надо большего, я доволен своей судьбой. Живу тихо, скромно и незаметно. 20. Я человек слова, если пообещал, то обязательно все сделаю к намеченному сроку. 21. При выполнении совместных заданий, успеха и премий можно добиться только с заинтересованным в вознаграждении напарником. 22. Для избегания проблем с окружающими я прислушиваюсь и зачастую руководствуюсь к их мнению при выполнении поручений. 23. Если меня назначат ответственным исполнителем в группе людей, то я «разобьюсь в лепешку», но все выполню. 24. Я родился под такой звездой, мой удел – реализация, выполнение, исполнение задуманного другими. 25. .Всегда чувствую ответственность за выполнение порученных мне заданий. 26. Ради высокой зарплаты я исполню все, что потребуют. 27. Я не рвусь выполнять поручение, не обдумав его, чтобы не попасть впросак. 28. Для того, чтобы «завоевать свое место под солнцем», я могу и покритиковать кого-либо за их нерадивость, неисполнительность. 29. 54 г. Даже будучи опытным специалистом, я подчинюсь распоряжениям молодого руководителя. 30. Я просто не могу придти на работу (учебу) не подготовленным для выполнения следующих заданий. 31. Мое прилежание в школе (старался получать четверки и пятерки) зависело от поощрения со стороны родителей. 32. В школе старался получать хорошие отметки, чтобы избежать наказания. 33. Ради продвижения по службе, где-то можно и схитрить. 34. Я очень работоспособен и сделаю все, что мне прикажут. 35. Мне вполне нравится моя работа и я стараюсь ее выполнять добросовестно. 36. Мое усердие и старание во всех школьных делах исходило из дальнейшего поощрения со стороны руководства школы, классного руководителя. 37. Во избежание наказания я прихожу на работу (учебу) заблаговременно, раньше на 5–10 минут. 38. Порой я думаю о том, каким я буду в роли начальника. 39. Начальство, отдающее приказы и распоряжения, имеет на это все основания. 40. Главное не вознаграждение за исполнительность, а осознание долга за выполнение задания. 41. Из-за вознаграждения я могу вытерпеть и негативное отношение со стороны окружающих за то, что делаю. 42. Чтобы избежать наказания, я могу преодолеть трудности, при выполнении поручений. 43. Выполняя поручение, я думаю о том, как оно будет оценено руководителем. 44. Мне не нужно письменных приказов, я выполню и устное распоряжение. 45. У меня такой характер, я не могу пойти против правил, выполнения своих обязанностей. 46. Только деньги являются стимулом моей исполнительности. 47. Неприятности мне ни к чему, я делаю все точно к намеченному сроку. 48. Если в перспективе появится вакантная должность руководителя, то я удвою свое усердие. 49. Даже если другие откажутся, я доведу порученное дело до конца. 50. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не будет сделано все, даже отдельные мелочи. 51. Считаю, что при исполнении поручения поощрение, как мера воздействия, более эффективно, чем наказание. 52. Я боюсь наказаний, а поэтому на работе соблюдаю дисциплину. 53. Ради карьеры я буду делать даже то, что мне не по душе. 54. Я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии. 55. Я не гонюсь за журавлем в небе, а делаю то, положено и должен делать. 56. Если я уверен, что меня поощрят за выполнение задания, я буду работать более интенсивно. 57. Во избежание наказания я буду выполнять порученное, даже не будучи вполне здоровым. 58. Для того, чтобы меня заметило начальство, я выполню свою работу (поручение) более оригинально. 59. Я осознаю власть и силу, и безропотно ей подчиняюсь. 60. Осознаю, что моя исполнительность – гарантия успехов других людей. 61. Моей исполнительностью движет не эгоизм, а конкретная и справедливая оценка моего труда. 62. Если бы надо мной не висел «Дамоклов меч» (угроза), то я многого бы не исполнял. 63. Если начальник попросит меня персонально, то я выполню все наилучшим образом. 64. «Приказ начальника – закон для подчиненного» – правильность этого изречения у меня не вызывает никаких сомнений. 65. Я предпочитаю вести размеренный образ жизни, со строгим разграничением своих обязанностей и отдыха (развлечений). 66. Я оперативно выполняю порученные мне дела, т.к. надеюсь, что начальство по достоинству оценит меня. 67. Инициатива наказуема. Я делаю только то, что мне положено. 68. Ради карьеры я стремлюсь сделать больше и лучше других. 69. При выполнении приказов и распоряжений у меня не вызывает сомнений в правомерности их исполнения. 70. По мере возможности я стараюсь «играть первую скрипку» среди равных исполнителей. 71. Степень моего старания и исполнительности возрастают с размером вознаграждения. 72. Во избежание проблем при выполнении порученного, я держусь подальше от начальства. 73. «Бог терпел и нам велел» – ради карьеры я буду послушным и исполнительным. 74. Начальник всегда прав, из этого я исхожу при выполнении заданий. 75. Из-за моей добросовестности при выполнении поручений, некоторые считают меня скучным, малоинтересным человеком.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
ФИ__________________________________________________________________________ Пол______ Возраст (дата рождения)__________ Гр.___________ Дата___________ №_____
|
ИСП–3К. 7 – безусловно да; 6 – да; 5 – возможно да; 4 – нечто среднее; 3 – возможно нет; 2 – нет; 1 – безусловно нет
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
I
|
1
|
|
I
|
2
|
|
I
|
3
|
|
I
|
4
|
|
I
|
5
|
|
6
|
|
7
|
|
8
|
|
9
|
|
10
|
|
11
|
|
12
|
|
13
|
|
14
|
|
15
|
|
16
|
|
17
|
|
18
|
|
19
|
|
20
|
|
21
|
|
22
|
|
23
|
|
24
|
|
25
|
|
∑
|
∑
|
∑
|
∑
|
∑
|
II
|
26
|
|
II
|
27
|
|
II
|
28
|
|
II
|
29
|
|
II
|
30
|
|
31
|
|
32
|
|
33
|
|
34
|
|
35
|
|
36
|
|
37
|
|
38
|
|
39
|
|
40
|
|
41
|
|
42
|
|
43
|
|
44
|
|
45
|
|
46
|
|
47
|
|
48
|
|
49
|
|
50
|
|
∑
|
∑
|
∑
|
∑
|
∑
|
III
|
51
|
|
III
|
52
|
|
III
|
53
|
|
III
|
54
|
|
III
|
55
|
|
56
|
|
57
|
|
58
|
|
59
|
|
60
|
|
61
|
|
62
|
|
63
|
|
64
|
|
65
|
|
66
|
|
67
|
|
68
|
|
69
|
|
70
|
|
71
|
|
72
|
|
73
|
|
74
|
|
75
|
|
∑
|
∑
|
∑
|
∑
|
∑
|
∑1, 2, 3
|
∑1, 2, 3
|
∑1, 2, 3
|
∑1, 2, 3
|
∑1, 2, 3
|
КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Подсчитываются как отдельные суммы по вертикальным столбцам (подшкалам), АI (1 + 6 + 11 + 16 + 21), АII, АIII и т.д., так и общая сумма по вертикальным столбцам (шкалам) – ∑1, 2, 3 = АI + АII + АIII и т.д., где: А – мотивация исполнительности ради поощрения, награды, денег; Б – мотивация исполнительности – избегание наказания; В – мотивация исполнительности – карьера, карьерный рост; Г – исполнительность, как безропотное выполнение распоряжений, приказов и т.п.; Д – исполнительность, как чувство долга, обязанности.
Значения подшкал
|
Значения шкал
|
25–35 баллов
|
Выраженность мотивации
|
75–105 баллов
|
Выраженность мотивации
|
15-24
|
Ситуативное проявление
|
45-74
|
Ситуативное проявление
|
5-14
|
Мотивация слабая
|
15–44
|
Мотивация слабая
|
В таблице приводятся качественные характеристики верхних значений подшкал и шкал (25–35 и 75–105 баллов).
А – мотивация исполнительности ради поощрения, награды, денег
|
АI Деятельность и выполнение поручений за реальное вознаграждение, награду.
|
АII
|
Прилежание при учебе в школе в зависимости от поощрения со стороны учителей и вознаграждения от родителей. Готовность ради денег терпеть неприятности и делать все, что потребуют на работе. Деньги – стимул исполнительности.
|
АIII
|
Исполнительность в надежде на возможное поощрение.
|
∑А I, II, III
|
Основной движущей силой исполнительности являются деньги, зарплата.
|
Б – мотивация исполнительности – избегание наказания
|
БI
|
Считает, что для избежания наказания за плохое выполнение своих обязанностей, бездеятельность возможны различные методы: хитрость, не взятие ответственности на себя и др. Уверенность, что наказание – один из основных методов воздействия на человека, на качество выполняемой им работы.
|
БII
|
Мотив учебы в школе и выполнения работы – избежание наказания в той или иной форме. Отсюда соблюдение сроков выполняемой работы и осторожность в деятельности.
|
БIII
|
Соблюдение рабочей дисциплины, чтобы не получить взыскание. Стремление быть незаметным, ничем не выделяться из окружающих. Исполнительность и наказание неразрывные понятия.
|
∑Б I, II, III
|
Делает работу, выполняет поручения из-за страха наказания. Принятие наказания как должного явления и стремление его избежать при личной бездеятельности.
|
В – мотивация исполнительности – карьера, карьерный рост
|
ВI
|
Честолюбие, карьеризм, стремление быть замеченным, быть на виду. Оперативное выполнение поручений.
|
ВII
|
Для занятия «места под солнцем» хороши все методы: хитрость, критика окружающих и т.п.
|
ВIII
|
Ради карьеры готов терпеть все. Стремление выделиться из окружающих за счет более качественного выполнения работы. Ориентация на мнение руководства.
|
∑В I, II, III Стремление к карьере любыми способами.
|
Г – исполнительность, как безропотное выполнение распоряжений, приказов
|
ГI
|
Выраженная исполнительность, как черта характера. Отсутствие стремления «хватать звезды с неба».
|
ГII
|
Безропотное и безукоснительное выполнение распоряжений начальства. Доведение дел до конца.
|
ГIII
|
Покорность обстоятельствам. Подчинение власти и силе. Отсутствие сомнений при выполнении приказов.
|
∑Г I, II, III
|
Исполнительность, доходящая до безропотной покорности.
|
|
Д – исполнительность, как чувство долга, обязанности
|
ДI
|
Человек слова. Сформированное с школьных времен чувство долга. Пунктуальность и обязательность.
|
ДII
|
Постоянная готовность к предстоящей работе. Добросовестность и тщательность выполняемой работы.
|
ДIII
|
Правильный образ жизни. Качественное выполнение обязанностей. Стремление быть лучшим.
|
∑Д I, II, III Субъект гарантирует выполнение обязанностей, обещанного.
|