Методики диагностики исполнительности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методики диагностики исполнительности
Диагностика стиля исполнительности (ИСП–2К)
Экспресс–диагностика стиля исполнительности (ИСП–2Э)
Диагностика мотивации исполнительности (ИСП–3К)
Экспресс–диагностика мотивации исполнительности (ИСП–3Э)
Все страницы

Понятие «исполнительность» в психологических и педагогических словарях практически отсутствует, не смотря на то, что об исполнительности ребенка и взрослого, о необходимости выполнения заданий говорится в различных разделах возрастной и педагогической психологии. Более того, в педагогике, по сути дела, на исполнительности, а не ответственности до сих пор (к сожалению) строится весь процесс обучения и воспитания. Качество исполнительность необходимо отличать от рассматриваемого в психологии труда исполнительного действия, которое связывается с умением решать трудовую задачу. Как компонент структуры деятельности исполнительное действие может быть и целью и средством достижения цели. Для его осуществления необходимо выработка двигательных навыков. Исполнительность не надо также путать с подчиненностью – зависимостью от другого лица, которая, тем не менее, влияет на процесс исполнения задач, распоряжений.


Исполнитель лишен права выбора и решения о начале исполнительского действия. В этом смысле оно изначально экстернально по своей природе. Вместе с тем, исполнитель может нести ответственность в виде наказания за качество его выполнения и за конечный результат перед лицом, давшим это задание, то есть нести наказание за узкий промежуток работы, а не за целостный акт деятельности. В этом смысле, с юридической точки зрения, ответственность несет лицо, отдавшее распоряжение на реализацию действия.
Под исполнительностью мы понимаем подчинение требованиям и командам других лиц, процесс реализации поставленных ими задач и целей. Исполнительность может проявляться при удовлетворении потребностей других лиц (сфера обслуживания), при обучении и усвоении навыков в различных видах деятельности, при выполнении приказов и требований со стороны отдельных лиц и общества в целом. Отношение к исполнительской деятельности может быть разнообразным в зависимости от инстанции ставящей цели, личности руководителя (пола, возраста, опыта, авторитета и т.д.), направленности поставленных целей и мотивации исполнителя.

Многомерно-функциональная диагностика исполнительности (ИСП–1К)

Инструкция для исследователя. Для исследования исполнительности мы считаем необходимым, как минимум, применять многомерно-функциональный подход разработанный профессором А.И. Крупновым (Москва, РУДН) для диагностики отдельных свойств и качеств личности. В соответствии с этим подходом необходимо рассматривать исполнительность с позиции в большей мере обусловленных врожденных компонентов психики (динамики – активности и пассивности исполнительности; эмоциональности – стенических и астенических эмоций сопровождающих исполнительность; регуляции – интернальной и экстернальной составляющей исполнительности) и в большей мере прижизненно сформированных образований (мотивации – социоцентрической и эгоцентрической составляющих; когниции – осмысленности и осведомленности о самом качестве и о процессе исполнительности; результате – предметном, направленном на общественные цели, и субъектном – в большей мере отражающем личные, эгоцентрические интересы). Опросник можно проводить как индивидуально, так и с группой.
В бланке для ответов рядом с № выставляете свой номер протокола (по алфавитному списку, с учетом пола и т.п.). В «возрасте» испытуемый указывает не только количество полных лет, но точную дату рождения (в скобках).

Инструкция для испытуемого. В протоколе после каждого из 210 высказываний надо отразить свою точку зрения выраженную в баллах. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Ориентируйтесь на первую мысль, которая придет вам в голову.
Шкала оценок:
7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 баллов – да, согласен;
5 баллов – возможно да, более согласен, чем не согласен;
4 балла – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать); 3 балла – возможно нет, более не согласен, чем согласен; 2 балла – нет, не согласен; 1 балл – безусловно нет, полностью не согласен.


ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Мне нравится выполнять трудные поручения.
2. При удачном выполнении задания мною овладевает чувство глубокого удовлетворения.
3. Берясь за выполнение поручения, я рассчитываю только на собственные силы.
4. Исполнительность – это беспрекословное выполнение приказов начальника.
5. Я охотно берусь за исполнение задания из-за желания оказать помощь коллективу (бригаде).
6. Меня воодушевляет то, что своими действиями я вношу существенную лепту в конечный совместный результат.
7. Я вполне ответственный человек и не хочу, чтобы меня контролировали.
8. Окружающие знают, что задание будет выполнено, если за него берусь я.
9. Я счастлив, когда при исполнении заданий удается сделать все, даже отдельные мелочи.
10. Если в процессе выполнения распоряжения происходит сбой, то обвиняю в этом я только сам себя.
11. Исполнительность – это умение держать свое слово.
12. Желание быть полезным коллективу повышает мою требовательность к себе при выполнении поручений.
13. Вначале я выполняю общественно важные поручения, а потом необходимые для себя.
14. Я предпочитаю принимать продуманные, взвешенные, ответственные решения, а не полагаться на мнение других людей.
15. У меня хватит энергии преодолеть препятствия, которые могут возникнуть на пути исполнения задания.
16. Мною овладевает чувство гордости, когда я исполняю приказ точно и в срок.
17. Только я несу ответственность за конечный результат выполнения задания.
18. Исполнительность – это достижение обещанного.
19. Мои желания не влияют на выполнение общественных поручений, т.к. я твердо убежден, что общественное – выше личного.
20. Я честолюбив и хочу многого достичь, однако необходимость достижения общественно полезного результата у меня стоит на первом месте.
21. Простой исполнительности я предпочитаю ответственность.
22. У меня возникает недоумение, как могут люди, исполняющие поручения, проявлять пассивность.
23. Выполнение заданий с лицами противоположного пола только поднимает мое настроение.
24. Выполняя поручения я предъявляю требования прежде всего к себе, а не к партнерам.
25. Исполнительность – это выполнение своих функциональных обязанностей на работе.
26. Стремлюсь к тому, чтобы мое убеждение о необходимости выполнения распоряжений поддержали и окружающие, потому что без этого не будет общественного прогресса, а будет анархия.
27. Меня не надо подстегивать, я прилагаю максимум усилий при выполнении поручений, связанных с достижением результата необходимого коллективу.
28. Лучше самостоятельная постановка целей и гарантирование их достижение, чем реализация целей поставленных другими людьми (начальством).
29. Если мне предлагают выполнить задание, которое я мало знаю, я все равно берусь за него, поскольку знаю, что проявив настойчивость и активность добьюсь поставленной цели.
30. Мне доставляет радость находить более эффективные пути выполнения поручений.
31. Я готов понести наказание за невыполненное поручение, если сам был недостаточно настойчив в его реализации.
32. Исполнительность – это пунктуальное выполнение своих обязательств.
33. Моя мотивация при выполнении общественных поручений исходит из желания – приносить пользу людям.
34. Я не могу остаться в стороне, если речь идет о исполнительской деятельности, результат которой будет полезен для всех.
35. Я предпочитаю сам отвечать за процесс обучения, а не подвергаться мелочному контролю со стороны педагогов, родителей.
36. Если при выполнении задания меня захватывает какая-нибудь идея, я ускоряю темп выполнения, чтобы реализовать возникшую идею.
37. Я бываю доволен собой (горжусь), когда выполняю задание одним из первых.
38. Я люблю «играть первую скрипку» при выполнении поручений и не буду искать оправданий при промахах.
39. Исполнительность – это достижение цели, поставленной другим человеком.
40. Мои интересы, желания, стремления при выполнении приказов, совпадают с теми, кто их отдал, т.к. они тоже действуют во благо общества.
41. Я думаю даже дома о наиболее эффективных путях достижения результата, если речь идет о социально-значимом результате.
42. Меня раздражают безответственные лица, которые держат слово от случая к случаю.
43. «Не хочешь – заставим» – это не про меня, я всегда проявляю активность при выполнении заданий.
44. Я не стыжусь выразить свою радость, если меня поощряют за инициативность при выполнении поручения.
45. Принимая решение о выполнении просьбы, я буду рассчитывать только на себя.
46. Исполнительность – это регулярное выполнение нормы, производственных заданий.
47. Я никогда не хотел отказаться от трудных поручений, т.к. всегда желал быть полезным обществу.
48. В исполнительской деятельности я не ощущаю насилия или принуждения, когда мой результат способствует достижению общего дела.
49. Совесть и чувство долга заставляют меня действовать более оперативно, чем при исполнении чужих приказаний.
50. Я могу забыть о выполнении порученного дела.
51. Я испытываю чувство страха, когда получаю распоряжение начальства.
52. Исполнение поручений зависит не от моих ошибок, а от неудачного стечения обстоятельств.
53. Исполнительность – это проблемы, которые навязывают человеку.
54. Я не хочу лишних осложнений – этим во многом объясняется моя исполнительность.
55. Достижение результата при выполнении заданий улучшило мое благосостояние.
56. Я предпочитаю быть простым исполнителем («работягой»), мне ни к чему лишняя ответственность.
57. В мыслях я все делаю вовремя и в срок, а на деле всегда запаздываю с исполнением заданий.
58. После неудачи в выполнении поручения я начал бояться, что не справлюсь со следующим.
59. Я не воспринимаю критику о моих исполнительских действиях, т.к. в моих промахах чаще всего виноваты эти самые «критиканы».
60. Исполнительность – это приспособление в конфликте.
61. Я не хочу браться за исполнение тех поручений, в которых не идет речь о личной выгоде.
62. Достигая результата в том или ином задании, я не забываю и о собственной выгоде, думаю, что я имею на это моральное право.
63. Из двух дел, одно из которых требует простой исполнительности, а за другое надо нести ответственность, я бы выбрал более простое.
64. Порой я очень долго копаюсь над отдельными частями поручения и, естественно, запаздываю с его выполнением в целом.
65. Препятствия, возникающие при выполнении поручений, выбивают меня из колеи, портят настроение.
66. Если задание не удается, я начинаю искать причины, приведшие к его срыву, и, как правило, они совпадают с негативными предсказаниями гороскопа.
67. Исполнительность – это достижение результата для другого человека.
68. Я стремлюсь к реализации своих проектов в исполнительской деятельности и не беспокоюсь о чужой работе, т.к. она меня отвлекает.
69. Просыпаясь утром, я думаю о том, как лучше завершить задание с максимальной пользой для себя.
70. Я с удовольствием переложу ответственность за выполнение сложных дел на кого-нибудь другого.
71. Если не будет дополнительных распоряжений свыше, я не ускорю выполнение задания.
72. Я выхожу из себя, если при исполнении порученного не могу найти на своем месте инструменты и принадлежности.
73. Если я не был на общем собрании по обсуждению планов на будущее, то имею полное моральное право при их не выполнении обвинять других.
74. Исполнительность – это когда за выполнение задания ответственность несет другой человек.
75. Я использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной, иначе мои намерения по улучшению собственного положения, останутся не реализованными.
76. Если сам о себе не побеспокоишься – никто о тебе не побеспокоится, поэтому я вначале делаю все для себя, а потом завершаю то, что поручено.
77. Я более охотно выполню просьбу или поручение, чем буду отвечать за организацию соответствующего мероприятия.
78. Для того, чтобы изобразить активность выполнения заданий, я зачастую «переливаю из пустого в порожнее».
79. При выполнении срочного задания я нервничаю и не нахожу себе места, если приходится простаивать по чьей-то вине.
80. Если я длительное время не справляюсь с возложенными на меня обязательствами, то я точно знаю – это злой рок.
81. Исполнительность – это обращение к человеку с просьбой в любое время.
82. Выполняя чье-либо распоряжение, я открыто говорю о своих намерениях по извлечению из ситуации определенной пользы для себя.
83. Почти в каждом рабочем дне (смене) я пытаюсь найти время, чтобы подумать о собственном благе или поработать на собственный результат.
84. Думаю, что не стоит вести дневник или планировать, что предстоит сделать в ближайшие месяц – два, подойдет время и все будет выполнено.
85. Более быстрое выполнение задания это гарантия того, что тебе тут же дадут новое. Другими словами, активность при исполнительности – всегда наказуема.
86. Я начинаю ругать и отчитывать себя, если порученное дело не ладится.
87. Моя невыдержанность объясняется предвзятой оценкой моей исполнительности.
88. Исполнительность – это потенциальное вознаграждение за угодничество.
89. Я намерен поддерживать только те проекты, исполнители которых в дальнейшем поддержат и меня.
90. Если при выполнении поручений образуются «окна», я начинаю действовать только для себя.
91. Я не анализирую полученный результат и возможные недочеты при его достижении. Мой принцип простой: «сделал дело – гуляй смело».
92. Если есть такая возможность, то я стараюсь сам не выполнять поручения, а пытаюсь передать его кому-нибудь другому (т.е. стараюсь «сачкануть»).
93. Я испытываю страх, у меня появляется холодный пот, если я не успеваю исполнить приказание к намеченному сроку.
94. Мое нежелание добросовестно выполнять поручения объясняется несправедливой оценкой достигаемых мной результатов.
95. Исполнительность – это отсутствие возможности отказаться.
96. Я интересуюсь психологическими особенностями моих потенциальных конкурентов, чтобы при выполнении поручения быть первым и получить материальное вознаграждение.
97. Я никогда не увиливаю от работы при выполнении поручений, если речь идет о собственном благополучии, достижения личностно значимого результата.
98. В своей работе я больше ориентирован на советы более опытных коллег, чем на собственное мнение.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИ
Пол_________ Возраст (дата рождения)______________ Гр._____________ Дата__________ №_______

М-ка ИСП.
7 – безусловно да; 6 – да; 5 – возможно да; 4 – нечто среднее;
3 – возможно нет; 2 – нет; 1 – безусловно нет

Ак

Ст

Ин

Ос

Со

Пр

И в О

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

41

 

42

 

43

 

44

 

45

 

46

 

47

 

48

 

49

 

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Па

Ас

Эк

Осв

Эг

Су

ПрИ

50

 

51

 

52

 

53

 

54

 

55

 

56

 

57

 

58

 

59

 

60

 

61

 

62

 

63

 

64

 

65

 

66

 

67

 

68

 

69

 

70

 

71

 

72

 

73

 

74

 

75

 

76

 

77

 

78

 

79

 

80

 

81

 

82

 

83

 

84

 

85

 

86

 

87

 

88

 

89

 

90

 

91

 

92

 

93

 

94

 

95

 

96

 

97

 

98

 

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ИСП-1К - Многомерно-функциональная диагностика исполнительности (короткий вариант). Вопросник можно проводить в групповом варианте. Все значения подсчитываются по вертикальным столбцам.
7-20 баллов - слабое проявление качества.
21-34 балла - ситуативное проявление качества.
35-49 баллов - яркое, сильное проявление качества.
► Регуляторно-динамический компонент исполнительности (РД)
Гармонические параметры:
Ак – активность – (1–43);
Ст – эмоции стенические (2–44);
Ин – интернальность (регуляция) – (3–45).
Агармонические параметры: Па – пассивность – (50–92); Ас – эмоции астенические – (51–93); Эк – экстернальность – (52–94).
► Мотивационно-содержательный компонент исполнительности (МС)
• Гармонические параметры:
Ос - осмысленность (когнитивная) - (4-46);
Со - мотивация социоцентрическая - (5-47);
Пр - результат предметный (общественно значимый) - (6-104).
•Агармонические параметры:
Осв - осведомленность (когнитивная) - (53-95);
Эг - мотивация эгоцентрическая - (54-96);
Су - результат субъектный (личностно значимый) - (55-97).
• Суммарные показатели:
Сумма гармонических - (показатели 1+2+3);
Сумма агармонических - (4, 5, 6);
Сумма - (13, 14);
Сумма гармонических - (7, 8, 9);
Сумма агармонических - (10, 11, 12);
Сумма - (16, 17);
Сумма гармонических - (13, 16);
Сумма агармонических - (14, 17);
Общая сумма исполнительности - (19, 20).
• Показатели преобладания:
ИвО - переход исполнительности в ответственность - (7-49);
ПрИ - преобладание исполнительности над ответственностью - (56-98).
• Гармонические параметры:
А - активность. Никогда не оттягивает выполнение заданий на последний срок. О том, что он исполнительный человек, знают многие («они уверены, что задание будет выполнено, если за него берусь я»). Скорость выполнения им заданий не влияет на качество, т.к. контроль за действиями не снижает его активности. У него возникает недоумение, «как могут люди, исполняющие поручения, проявлять пассивность». «Не хочешь - заставим» - это не про него, он всегда активен при выполнении заданий, поручений.
Эс - эмоции стенические. Если ему предстоит выполнить задание руководства, то у него возникает состояние «боевой готовности», появляется энтузиазм. Ему доставляет радость находить более эффективные пути выполнения поручений и он бывает счастлив, когда при исполнении заданий удается сделать все, даже отдельные мелочи. Он не стыдится выразить свою радость, если его поощряют за инициативность при выполнении поручения («мне еще раз хочется пережить то чувство восторга, когда я был отмечен за свою исполнительность»).
И - интернальность (регуляция). Берясь за выполнение поручения, он рассчитывает только на собственные силы и сам контролирует процесс его выполнения. Только он несет ответственность за конечный результат выполнения задания («я готов понести наказание за невыполненное поручение, т.к. сам был недостаточно настойчив в его реализации»). В целом, он не держит долго обиду за критику своих действий, т.к. в своей необязательности, по большому счету, обвиняет себя.
Агармонические параметры:
П - пассивность. Если у него «не стоять над душой», то он не будет выполнять поручения («я могу забыть о выполнении порученного дела»). «Тише едешь - дальше будешь» - это его принцип, и он не форсирует выполнения поручений. Причина его пассивности при выполнении заданий -это то, что начальство порой заставляло его что-то делать не подумав и приходилось все переделывать («случалось, что необходимость выполнения поручения со временем отпадала, поэтому я никогда не спешу с его выполнением»). Для того, чтобы изобразить активность выполнения заданий, он зачастую «переливал из пустого в порожнее» («я демонстрировал занятость порученным делом, а на самом деле «валял дурака»).
В общем он считает, что более быстрое выполнение задания это гарантия того, что ему тут же дадут новое. Другими словами, активность при исполнительности - всегда наказуема. Если есть такая возможность, то он старается сам не выполнять поручения, а пытается передать его кому-нибудь другому (т.е. старается «сачкануть»).
Эа – эмоции астенические. При выполнении поручения он поддерживает правила хорошего тона только для того, чтобы скрыть свое отвращение, что приходится подчиняться. Его ужасно раздражает, что ежедневно приходится делать одно и тоже.
После неудачах в выполнении поручений он начал бояться, что не справится со следующими («я испытываю страх, у меня появляется холодный пот, если я не успеваю исполнить приказание к намеченному сроку»).
Он раздражается, выходит из себя, если кто-то (что-то) отвлекает при выполнения задания (я бываю взбешен, если при исполнении порученного не могу найти на своем месте инструменты и принадлежности, когда поручение аналогичное моему кто-то выполняет быстрее).
Э – экстернальность. Считает, что мог быть и более исполнительным, если бы ему не мешали обстоятельства. Если задание не удается, он начинаю искать причины, приведшие к его срыву, и, как правило, они совпадают с негативными предсказаниями гороскопа. Он точно знает – это злой рок.
Свое нежелание добросовестно выполнять поручения он связывает с несправедливой оценкой достигаемых им результатов («я не воспринимаю критику о моих исполнительских действиях, т.к. в моих промахах чаще всего виноваты эти самые «критиканы», более того, вмешательство проверяющих лиц мешает моей исполнительности»).
► Мотивационно-содержательный компонент исполнительности (МС)
• Гармонические параметры:
Ко - осмысленность (когнитивная). Под исполнительностью понимает выполнение своих функциональных обязанностей на работе, т.е. бесприкословное выполнение порученного задания, приказов начальника, даже вопреки собственному желанию.
Мс - мотивация социоцентрическая. Охотно берется за исполнение задания из-за желания оказать помощь коллективу (бригаде, группе), т.к. твердо убежден, что общественное - выше личного. Желание быть полезным коллективу повышает его требовательность к себе при выполнении поручений. Он не скрываю идеи, возникшие при исполнении задания, т.к. они могут помочь коллегам.
В целом, его мотивация при выполнении общественных поручений исходит из желания - приносить пользу людям. Стремится к тому, чтобы его убеждение о необходимости выполнения распоряжений поддержали и окружающие, т.к. считает, что без этого не будет общественного прогресса, а будет анархия.
Рп - результат предметный (общественно значимый). Если судьба исполняемого коллективного дела зависит от него, он берется за его завершение. Он умеет сказать себе (собственным интересам) «нет», если предстоит выполнить поручение, результат которого важен для коллектива («для завершения порученных мне дел я жертвовал личным во благо общественному»).
Когда его результат способствует достижению общего дела, он может думать даже дома о наиболее эффективных путях его достижения. Исполняя задание, полезное для коллектива (бригады, группы), он буду использовать любые дозволенные методы и приемы для достижения цели, конечного результата («я могу примириться с неприятными обстоятельствами, например, с мелочным контролем и придирками со стороны заказчика»).
•Агармонические параметры:
Косв - осведомленность (когнитивная). Считает, что с одной стороны, исполнительность -это проверка своих сил и возможностей, это характеристика трудолюбия, прилежания, а с другой -исполнительность - это проблемы, которые навязывают человеку, отсутствие возможности отказаться. В целом, исполнительность - это когда за выполнение задания ответственность несет другой человек.
Мэ - мотивация эгоцентрическая. Он не берется за исполнение тех поручений, в которых не идет речь о личной выгоде («я хочу зарабатывать больше, чтобы ощутить свою независимость, я выполняю задание с надеждой на дальнейшее поощрение»). Вообще, выполняя чье-либо распоряжение, он открыто говорит о своих намерениях по извлечению из ситуации определенной пользы для себя. Его исполнительность, в том числе, определяется угрозой наказания («я не хочу лишних осложнений - этим во многом объясняется моя исполнительность»).
Рс - результат субъектный (личностно значимый). Порученное дело доводит до конца, чтобы самоутвердиться, быть признанным («каждое завершенное поручение повышает мою самооценку»).
Считает, что если сам о себе не побеспокоишься - никто о тебе не побеспокоится, поэтому он вначале делаю все для себя, а потом завершает то, что поручено, однако, важные для себя дела он старается выполнить за один раз и без переделок. Главное для него - решить личные, жизненно важные проблемы, а социум (общественные дела) могут и подождать. В общем, он никогда не увиливает от работы при выполнении поручений, если речь идет о собственном благополучии, достижения личностно значимого результата.
• Показатели преобладания:
Пи - преобладание исполнительности над ответственностью. Ему по душе просто выполнять свои функциональные обязанности, а не отвечать за действия других людей. Он с удовольствием перекладывает ответственность за выполнение сложных дел на кого-нибудь другого («это лишняя головная боль, когда вместо простого выполнения поручения нужно отвечать не только за ход его реализации, но и гарантировать его выполнение точно в срок»).
Из двух дел, одно из которых требует простой исполнительности, а за другое надо нести ответственность, он бы выбрал первое («я предпочитаю быть простым исполнителем, мне ни к чему лишняя ответственность», «считаю, что здоровье и нервы лучше у простых работяг-исполнителей).
ИвО - переход исполнительности в ответственность. В школе он предпочитал сам отвечать за процесс обучения, а не подвергаться мелочному контролю со стороны педагогов, родителей. Он тщательно готовился к проверке знаний, экзаменам, поскольку ощущал, что знаний, которые он получил посещая занятия и выполняя домашние задания, ему не достаточно.
Простой исполнительности он предпочитает ответственность. Чувство долга и ответственности за конечный результат приносит ему больше удовлетворения, чем простая исполнительская деятельность. Ему надоело выполнять чужие поручения, он хочет самостоятельности («я сам хочу выбирать задания, гарантировать их выполнение, а не слепо выполнять чужую волю»). Совесть и чувство долга заставляют его действовать более оперативно, чем при исполнении чужих приказаний. Он считает, что лучше самостоятельная постановка целей и гарантирование их достижение, чем реализация целей поставленных другими людьми (начальством). Он прекратит выполнять срочное поручение, если почувствует, что своим усердием может причинить кому-то вред.


Диагностика стиля исполнительности (ИСП–2К)

Инструкция. Ответьте в протоколе на все предложенные вопросы в баллах. Даже если вы считаете, что вопрос не качается вас или вашей личной жизни, отвечайте так, как если бы он имел к вам отношение. При ответах ориентируйтесь на первую мысль, которая придет вам в голову.
В протоколе после каждого из 84 высказываний надо отразить свою точку зрения по 7-бальной шкале.
Шкала оценок:
7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 баллов – да, согласен;
5 баллов – возможно да, более согласен, чем не согласен;
4 балла – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать); 3 балла – возможно нет, более не согласен, чем согласен; 2 балла – нет, не согласен; 1 балл – безусловно нет, полностью не согласен. Спасибо за добросовестно проделанную работу.


ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Мне нравится работа, за которую отвечаю только я.
2. Если мне назначена деловая встреча, я конечно на нее приду.
3. Я быстро принимаю решения, особенно тогда, когда от этого зависит исход дела.
4. Вам в категоричной форме приказывают что-то. Отказаться нет возможности. «Он начальник -я дурак», ему виднее, попробуем что-нибудь сделать.
5. Обо мне отзываются как об очень работоспособном человеке - просто я ответственно довожу начатое дело до конца.
6. Если бы позволяли условия, я делал бы не только то, что нужно начальству, но и интересно мне.
7. Если дело сулит существенную выгоду и прибыль, я приложу максимум усилий, чтобы деньги не ушли из рук.
8. Вам предлагается возглавить группу лиц для выполнения задания - нужна мне эта головная боль.
9. Если начальство отсутствует, будете ли вы работать также интенсивно - для меня процесс работы не зависит от присутствия или отсутствия начальника, я сам отвечаю за то, что делаю.
10. Если начальство отсутствует, будете ли вы работать также интенсивно - наверное, да, за меня никто не сделает.
11. Моя независимость проявляется в том, что я предпочитаю действовать не по приказу, а сам проявлять свою волю.
12. О вас отзываются как об очень работоспособном человеке - наверное, с кем-то спутали.
13. Обычно вам хочется заняться трудным делом - трудное - не трудное, но сделаю ответственно.
14. В процессе выполнения работы возникли не зависящие от вас обстоятельства, требующие изменения плана (придется делать совсем другое дело) - не впервой, сделаем и это.
15. Если это в моих силах, то я могу оказать помощь и малознакомому человеку (нет вопросов).
16. Вам предлагают выступить с докладом (сообщением) перед большим количеством коллег (однокашников) - нашли оратора, я и так с ними общаюсь.
17. Если мне дается задание, отчет, о выполнении которого, через месяц, два, то все равно напишу план, буду работать в соответствии с ним, сделаю все в срок.
18. Как вы относитесь к пословице «Один в поле не воин» - могу выполнять поручения как один, так и вместе с кем-то.
19. Меня скорее всего выведет из равновесия, если сказать, что я безвольный, рохля.
20. Вам предлагается на выбор сделать любое из заданий разной степени сложности - «что бы ни делать, лишь бы ничего не делать», а если будет возможность, то откажусь совсем.
21. Я могу справиться с делами, где не надо получать распоряжения, указания, инструкции - я предпочитаю самостоятельно ставить цели и брать ответственность за достижение результата на себя.
22. Вам нужно выполнить задание с ожидаемыми трудностями - никуда не денешься, делать все равно надо.
23. Если для выполнения срочной работы мне нужно будет выбрать себе помощника, то я выберу настойчивого, решительного, могущего преодолевать трудности.
24. Вам предложили план, в соответствии с которым вы должны действовать, однако на ваш взгляд в нем есть недочеты и ошибки - «моя хата с краю - ничего не знаю».
25. То, что многим кажется везением, на самом деле является результатом моего тщательного планирования, ответственного отношения к делу.
26. Если для выполнения срочной работы вам нужно будет выбрать себе помощника, кого вы выберите - послушного, исполнительного человека.
27. Для меня более характерно всего проявление воли.
28. В процессе выполнения работы возникли не зависящие от вас обстоятельства, требующие изменения плана (придется делать совсем другое дело) - «не было у бабы заботы - купила порося».
29. Если мне предлагают выполнить поручение, которое окажет помощь лицам, нуждающимся в ней я скорее всего возьмусь за него. Кто, если не я, окажет помощь. Считаю, что люди нуждаются в моей поддержке и соучастии.
30. Вам предлагают взяться за дело, конечный успех которого не гарантирован - задание в любом случае мне придется выполнять, и я начну его делать.
31. О вас отзываются как об очень работоспособном человеке – да, длительное время могу работать без утомления и усталости.
32. Если ранним утром предстоят важные дела, ложитесь ли вы спать раньше – лягу спать как получится.
33. Если мне предложат возглавить группу лиц для выполнения задания, то я первым делом за каждым закреплю определенный участок работы, за который бы он нес персональную ответственность.
34. В последний день перед отпуском начальник дает вам сложное и срочное задание – куда деваться, придется делать.
35. Если начальство отсутствует, будете ли вы работать также интенсивно – «взялся за гуж, не говори, что не дюж» – это обо мне и начальство здесь ни при чем.
36. Иногда меня одолевает соблазн поступить иначе, чем того требуют нормы и правила – «один раз живем и все от жизни берем».
37. Если я окажусь в ситуации когда мне предложат выполнить задание, которое не соответствует вашим моральным принципам, я откажусь от него, на сделку с совестью не пойду.
38. Вам в категоричной форме приказывают что-то. Отказаться нет возможности – «приказ начальника – закон для подчиненного». Буду делать и исполнять, что требуют.
39. Обычно вам хочется заняться трудным делом - в трудных делах закаляю свою силу воли.
40. Я могу справиться с делами, где не надо получать распоряжения, указания, инструкции, однако я считаю, что если нет дел, то и проблемы не возникнут, т.е. заниматься поисками заданий я не намерен.
41. Если в процессе выполнения работы возникли не зависящие от меня обстоятельства, требующие изменения плана (придется делать совсем другое дело) я постараюсь, чтобы это не повлияло на конечный результат.
42. Необходимо выполнять длительную и монотонную работу – «курочка по зернышку клюет, а сыта бывает», делали и такое.
43. Считаете ли вы характер наследственной чертой (то есть изменить что-либо в нем практически не возможно) – возможно, но я свою волю стараюсь развивать, закалять.
44. Выполнение задания требует исключительной педантичности – не люблю копошиться, ковыряться…
45. Мое отношение к независимости определяется тем, что я сам определяю, когда взять ответственность на себя.
46. Вы оказались в ситуации, когда вам предлагают выполнить задание, которое не соответствует вашим моральным принципам – кому-то надо делать и грязную работу.
47. Вам предлагается на выбор сделать любое из заданий разной степени сложности – выберу сложное задание, мне интересно, смогу ли я достигнуть поставленной цели.
48. Если у вас какая-либо работа не ладится – «работа не волк – в лес не убежит» – доделаю потом.
49. Если мне дают поручение, в процессе которого могут возникнуть неожиданные осложнения, препятствия, то я не смогу гарантировать достижение конечного результата.
50. Вы совершили поступок, повлекший нежелательные последствия – пускай меру наказания решает начальство.
51. Вам предложили план, в соответствии с которым вы должны действовать, однако на ваш взгляд в нем есть недочеты и ошибки – «нет таких крепостей, которых бы не брали большевики» – преодолею и ошибки.
52. Какое из определений, по вашему мнению, более всего характеризует вас – «рубаха-парень».
53. Если я окажусь в ситуации, когда необходимо оказать помощь малознакомому человеку, то не пройду мимо, постараюсь сделать все, что в моих возможностях.
54. Я могу справиться с делами, где не надо получать распоряжения, указания, инструкции, но для исключения недоразумений, предпочитаю получать распоряжения.
55. Иногда меня одолевает соблазн поступить иначе, чем того требуют нормы и правила, однако за счет волевого усилия я подавляю подобные желания.
56. Что скорее всего выведет вас из равновесия – все, что угодно, смотря с какой ноги утром встал с постели.
57. В последний день перед отпуском начальник дает вам сложное и срочное задание – наспех сделать не смогу, придется откладывать отпуск.
58. Работа требует большого напряжения, внимания, сосредоточенности, считаю, что чем больше контроля, тем больше ошибок. Особенно напрягаться не собираюсь.
59. Вам предлагают задание, осуществление которого связан с риском – люблю когда выделяется адреналин, меня это будоражит. Возьмусь за реализацию этого дела.
60. Считаете ли вы, что можно улучшить окружающую вас действительность – уже было – догоняли и перегоняли Америку.
61. После успешно завершенного дела анализирую ход его выполнения, соответствие цели и конечного результата.
62. Вам предлагают выступить с докладом (сообщением) перед большим количеством коллег (однокашников) – не откажусь, но выйдет ли из этого что-нибудь путное.
63. Если бы позволяли условия, работал бы в экстремальных ситуациях, например спасателем, высотником и т.п.
64. В своей жизни я не пойду никогда на сделки с совестью – загадывать не буду, в жизни все может произойти.
65. В процессе выполнения работы я испытываю страх – я боюсь не сдержать слово, которое дал, не достигнуть гарантированного мной результата.
66. Вам дается задание, отчет, о выполнении которого, через месяц, два – «тише едешь – дальше будешь», сделаем… с.
67. Вам предлагают выполнить срочную работу - срочно, так срочно, «смелость города берет».
68. Ориентированы ли вы в своей деятельности на действия полезные для общества, людей – вообще-то, вначале я думаю о себе.
69. Быстро ли я принимаю решения – необдуманных и не взвешенных решений, как правило, не принимаю.
70. Вам предлагается на выбор сделать любое из заданий разной степени сложности – мне без разницы, что надо, то и буду делать.
71. Вы совершили поступок, повлекший нежелательные последствия - открыто, при всех пострадавших, признаю свою вину, попрошу прощения.
72. Возникает ли у вас желание заняться незнакомым делом – если оно в кайф (приятно), то почему бы и нет.
73. Я бы выбрал все те профессии, где за конечный результат только я несу персональную ответственность.
74. Вам предложили план, в соответствии с которым вы должны действовать, однако на ваш взгляд в нем есть недочеты и ошибки – может мое мнение ошибочно, буду делать то, что в плане.
75. Если ранним утром предстоят важные дела, ложитесь ли вы спать раньше – во сколько бы я ни лег спать, встану тогда, когда необходимо и сделаю все, что требуют.
76. Какую профессию вы бы выбрали – ту, где больше платят.
77. Выполнение задания требует исключительной педантичности – хоть я и не педант, но подобного рода задания мне по душе.
78. Смогли бы вы поступиться собственными интересами во благо организации, в которой вы работаете – я делаю то, что мне прикажут.
79. На работе я ощущаю равнодушное отношение к себе – наверное, не буду вкалывать «по-черному» – изо всех сил.
80. Мое отношение к независимости определяется тем, чтобы никто не стоял над моей душой.
81. Я в не любом деле могу легко принимать решения, необходимо, как минимум, предвидеть возможные последствия этого решения.
82. Вы оказались в ситуации, когда необходимо оказать помощь малознакомому человеку – я привык выполнять, исполнять, оказывать помощь.
83. Ориентированы ли вы в своей деятельности на действия полезные для общества, людей – порой эта ориентация заставляет меня преодолевать значительные трудности.
84. «Или грудь в крестах, или голова в кустах», согласны – лучше бы кресты (награды) были при целой голове на плечах, а не в кустах.


КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Подсчитываются как отдельные суммы по вертикальным столбцам (подшкалам), АI (1 + 5 + 91 + 13 + 17 + 21 + 25), АII, АIII и т.д., так и общая сумма по вертикальным столбцам (шкалам) -∑1, 2, 3 = АI + АII + АIII и т.д., где:
А - Ответственный стиль реагирования;
Б - Исполнительский стиль реагирования;
В - Волевой стиль реагирования;
Г - Ситуативный стиль реагирования;

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИ__________________________________________________________________________
Пол_______ Возраст (дата рождения)_______________ Гр._________________ №_______

ИСП–2К.
7 – безусловно да; 6 – да; 5 – возможно да; 4 – нечто среднее;
3 – возможно нет; 2 – нет; 1 – безусловно нет.

А

Б

В

Г

I

1

 

I

2

 

I

3

 

I

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

II

29

 

II

30

 

II

31

 

II

32

 

33

 

34

 

35

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

41

 

42

 

43

 

44

 

45

 

46

 

47

 

48

 

49

 

50

 

51

 

52

 

53

 

54

 

55

 

56

 

III

57

 

III

58

 

III

59

 

III

60

 

61

 

62

 

63

 

64

 

65

 

66

 

67

 

68

 

69

 

70

 

71

 

72

 

73

 

74

 

75

 

76

 

77

 

78

 

79

 

80

 

81

 

82

 

83

 

84

 

∑1, 2, 3

∑1, 2, 3

∑1, 2, 3

∑1, 2, 3

Значения подшкал

Значения шкал

35–49 баллов

Выраженность стиля

106–147 баллов

Выраженность стиля

21-34

Ситуативное

63-105

Ситуативное

7-20

Слабое проявление

21-62

Слабое проявление

Характеристики верхних значений подшкал 35–49 и шкал 106–147 баллов.

Ответственность

AI

Ответственность в деятельности: субъект самостоятелен, не требует дополнительного контроля,
гарантирует завершения начатого.
(Ответственность, надежность, самостоятельность, гарантия достижения результата).

All

Субъект руководствуется чувством долга и совести.
Выраженная эмпатия и соучастие к страждущим.
Трезвая оценка своих способностей.
(Совесть, эмпатия, чувство долга, готовность оказать помощь и поддержку).

AIII

Осторожность и взвешенность принимаемых решений, тщательность выполнения задании. (Педантичность, осторожность в принятии решений, переживание за конечный результат – выраженность эмоционального компонента ответственности).

1Л

Гарантирование достижения на основе самостоятельно принятого решения, чувства долга и совести, с осознанием возможного наказания за не выполнение обещанного.

Исполнительность

Б1

Исполнительность субъекта, вне зависимости от характера выполняемой работы.

БП

Ориентация исполнительности субъекта на распоряжения начальства, руководства.

БШ

Точное следование указаниям.
Ориентация на предписания, нормативные требования.
Безынициативность.

ЕБ

Подчинение собственного «Я» требованиям начальства, педагогов, родителей. Безропотное выполнение приказов, распоряжений.

Воля

BI

Целеустремленность, решительность, воля.

BII

Высокая работоспособность, стремление к выполнению сложных дел, умение преодолевать субъективные трудности.

Bill

Склонность к работе в экстремальных условиях, связанных с риском. Социальная ориентация. Обязательность, самокритичность.

IB

Способность преодолевать внешние и внутренние трудности на пути достижения цели.

Ситуативность

П

Выраженное нежелание что-либо делать. Низкая самооценка собственных возможностей. Негативное отношение к выполнению поручений.

ГП

Отказ от деятельности, необязательность, лень. Зависимость от настроения. Жизнь сегодняшним днем.

ГШ

Скептицизм, эгоцентризм, стремление к материальному благополучию.

Zr

Безразличное, «наплевательское» отношение к деятельности и жизнедеятельности. Халатное отношение к поручениям и обязанностям.


Экспресс–диагностика стиля исполнительности (ИСП–2Э)

Инструкция для испытуемого. В каждой из 36 пар утверждений выберите только одно. Соответствующую букву (только одну – «а» или «б») в протоколе обведите в кружок.
1. а) Если мне предлагают взяться за дело, конечный успех которого не гарантирован, я спрогнозирую свои возможности по достижению конечного результата, и если буду уверен в успехе, то возьмусь за него.
б) Выполнение поручения, которое окажет помощь лицам, нуждающимся в ней, я отношу к таким, от которых трудно отказаться. Впрочем, я не отказываюсь и от других поручений.
2. а) Если бы позволяли условия, лежал бы на печке как Емеля (шутка). Занимался бы домом, семьей…
б) Вам предстоит выполнить задание, однако на фоне общей пользы могут пострадать отдельные лица, вместе с тем, если речь идет о спасении большинства, то приложу все усилия, чтобы пострадавших было меньше.
3. а) Я за то, чтобы коллектив сам выбирал себе руководителя, однако руководитель при этом должен быть авторитетным, твердым, волевым.
б) Если мне назначена деловая встреча, я конечно на нее приду.
4. а) При выполнении длительной и монотонной работы, отслеживаю соответствие промежуточных результатов конечному результату.
б) В последний день перед отпуском начальник дает вам сложное и срочное задание. Думаю, что он, наверное, с головой не дружит. Возьму больничный лист.
5. а) Если начальство отсутствует, буду работать также интенсивно, т.к. за меня мою работу никто
не сделает.
б) Необходимо выполнять длительную и монотонную работу: вот незадача, этого мне только не хватало.
6. а) Вам предлагается возглавить группу лиц для выполнения задания: «если не хочет – заставим», буду действовать по такому принципу;
б) Работа требует большого напряжения, внимания, сосредоточенности: любую работу стараюсь выполнить ответственно;
7. а) Обычно вам хочется заняться трудным делом? Специально не ищу трудных дел, но сделаю
и его.
б) О вас отзываются как об очень работоспособном человеке. Просто я ответственно довожу начатое дело до конца.
8. а) Я быстро принимаю решения, особенно тогда, когда от этого зависит исход дела;
б) Если работа требует большого напряжения, внимания, сосредоточенности, я думаю – каких
только заданий не придумают…
9. а) Считаете ли вы характер наследственной чертой (то есть изменить что-либо в нем практически не возможно) – да, в нашей семье все были (и есть) исполнительными трудягами.
б) Иногда у меня возникает желание заняться незнакомым делом, а почему бы и не проверить собственные возможности.
10. а) О вас отзываются как об очень работоспособном человеке – наверное с кем-то спутали.
б) Если начальство отсутствует, будете ли вы работать также интенсивно? – Для меня процесс работы не зависит от присутствия или отсутствия начальника, я сам отвечаю за то, что делаю.
11 а) Если начальство отсутствует, будете ли вы работать также интенсивно. – «От работы кони дохнут» – можно немного и «сачкануть» (увильнуть от работы).
б) В процессе выполнения работы возникли не зависящие от вас обстоятельства, требующие изменения плана (придется делать совсем другое дело). – Не впервой, сделаем и это.
12 а) Обычно вам хочется заняться трудным делом: трудное – не трудное, но сделаю ответственно.
б) Если при выполнении дела я терплю неудачу, то не успокаиваюсь, пока не добьюсь своего.
13 а) Вам предстоит выполнить задание, за не выполнение которого вы можете понести ответственность (наказание материальное и моральное). Возьмусь за него, где наша не пропадала – выполню.
б) Если мне предлагают выступить с докладом (сообщением) перед большим количеством коллег (однокашников), то я заблаговременно подготовлюсь к нему, отрепетирую.
14 а) Обычно вам хочется заняться трудным делом – это вряд ли. Бывает, порой мне и ложку
до рта донести не охота.
б) Если дело сулит существенную выгоду и прибыль, то я приложу максимум усилий, чтобы деньги не ушли из рук.
15 а) Мое отношение к независимости определяется тем, что я предпочитаю действовать не по приказу, а сам проявлять свою волю.
б) Если дело сулит существенную выгоду и прибыль, то посоветовавшись буду последовательно двигаться к цели.
16 а) Меня раздражает чья-либо не пунктуальность, я с трудом переношу людей, которые не держат
слова, с трудом верю в их оправдания и после 2–3 опозданий предпочитаю с ними не встречаться.
б) Вам предлагают выступить с докладом (сообщением) перед большим количеством коллег (однокашников) – нашли оратора, я и так с ними общаюсь.
17 а) Если мне предлагают выполнить срочную работу, то одна из первых мыслей, которая у меня
появляется – приспичило, разве никого нет кроме меня.
б) Мое отношение к независимости определяется тем, что я предпочитаю сам выполнять порученное дело, когда мне никто не мешает.
18 а) В процессе выполнения работы возникли не зависящие от вас обстоятельства, требующие изменения плана (придется делать совсем другое дело) – постараюсь, чтобы это не повлияло на конечный результат.
б) Как вы относитесь к пословице «Один в поле не воин» – считаю, что гораздо интереснее справиться с серьезным соперником в одиночку.
19 а) Если я совершил поступок, повлекший нежелательные последствия, то готов понести ответственность.
в) Если мне дают поручение в процессе выполнения которого могут возникнуть неожиданные
осложнения, препятствия, я все равно берусь за него - не привык отказываться, постараюсь сделать.
20 а) Согласен, «Или грудь в крестах, или голова в кустах», считаю, что «риск – благородное дело».
б) Если мне предлагают план в котором, на мой взгляд, есть недочеты и ошибки, но в соответствии с которым я должен действовать, то я «умываю руки» – «моя хата с краю – ничего не знаю».
21 а) Как я отношусь к пословице «Один в поле не воин» – могу выполнять поручения как один, так и вместе с кем-то.
б) Я не отказываюсь выполнить задание с ожидаемыми трудностями – не впервой, преодолею.
22 а) «Не было у бабы заботы – купила порося» – в процессе выполнения работы возникли не за
висящие от меня обстоятельства, требующие изменения плана (придется делать совсем другое дело).
б) Вам предстоит выполнить задание, за не выполнение которого вы можете понести ответственность (материальную и моральную) – я привык брать ответственность на себя, попытаюсь все учесть и спрогнозировать.
23 а) Вам нужно выполнить задание с ожидаемыми трудностями – никуда не денешься, делать все равно надо.
б) Вы успешно завершили дело, ну и хорошо – «баба с воза – кобыле легче».
24 а) Если у меня какая-либо работа не ладится, то я проявлю упорство и настойчивость, но цели добиваюсь.
б) Считаю, что можно улучшить окружающую нас действительность, если все будут более ответственными.
25 а) Я могу справиться с делами, где не надо получать распоряжения, указания, инструкции,
я предпочитаю самостоятельно ставить цели и брать ответственность за достижение результата
на себя.
б) Если моя работа забракована, это вызовет у меня досаду за неисполнение задания.
26 а) Вам предстоит выполнить задание, за не выполнение которого вы можете понести ответственность (материальную и моральную) – вообще-то, поменьше бы таких заданий, попробую увильнуть.
б) Если меня спросят о том, какого человека я считаете слабым, отвечу – безвольного.
27 а) Вы оказались в ситуации, когда необходимо оказать помощь малознакомому человеку – если это в моих силах, то нет вопросов.
б) Если у меня какая-либо работа не ладится, то я продолжаю ее – «терпение и труд все перетрут».
28 а) То, что многим кажется везением, на самом деле является результатом моего тщательного планирования, ответственного отношения к делу.
б) Как будет, так и будет – этим характеризуется моя предусмотрительность.
29 а) Ориентируюсь ли я в своих поступках на то, что от меня ожидают другие – да, окружающие
знают, что я всегда исполняю просьбы, задания.
б) Я за то, чтобы коллектив сам выбирал себе руководителя, однако, можно и не выбирать, «мы сами с усами».
30 а) Быстро ли я принимаете решения – необдуманных и не взвешенных решений, как правило,
не принимаю.
б) Если мне предлагают задание, превышающее мои возможности, я, тем не менее, попытаюсь справиться с ним, за счет приложения сверх усилий и воли.
31 а) Какое определение, по вашему мнению, более всего характеризует вас – считаю, что это –
усердный в труде.
б) Если дело сулит существенную выгоду и прибыль, то я постараюсь ответственно подойти к нему, взвешу все обстоятельства, чтобы не попасть впросак.
32 а) Если ранним утром предстоят важные дела, я все равно лягу спать как получится, но не раньше.
б) Меня более всего характеризует решительность, помехоустойчивость, целеустремленность.
33 а) Меня скорее всего выведет вас из равновесия, если скажут, что я неисполнительный, лодырь. б) Если для выполнения срочной работы мне нужно будет выбрать себе помощника, то я выберу настойчивого, решительного, могущего преодолевать трудности.
34 а) Если люди должны будут неукоснительно соблюдать нормы и правила, то жизнь покажется достаточно пресной и скучной.
б) Если нужно будет выполнить задание с ожидаемыми трудностями и если это мне по силам, то заранее продумаю, как их преодолеть и соглашусь.
35 а) Если для выполнения срочной работы вам нужно будет выбрать себе помощника, то я выбе
ру послушного, исполнительного человека.
б) Не люблю копошиться, ковыряться, выполнять задания требующих исключительной педантичности.
36 а) Наиболее характерным для меня качеством является.
б) Меня более всего характеризует пунктуальность, предусмотрительность, совестливость.

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Подсчитываются количество обведенных в кружек букв «а» и «б» в каждом из 4 вертикальных столбцов:
1 - ответственный стиль реагирования;
2 - исполнительский стиль реагирования;
3 - волевой стиль реагирования;
4 - ситуативный стиль реагирования.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ (ВЫБОРОВ)

ФИ________________________________________________________________________________________
Пол__________ Возраст (дата рождения)____________________ Гр._____________________ №__________

ИСП–2Э.
Инструкция: Выбрать и обвести в круг одну букву.

 

1

2

3

4

1

а

б

 

 

2

 

 

б

а

3

 

б

а

 

4

а

 

 

б

5

 

а

 

б

6

б

 

а

 

7

б

а

 

 

8

 

 

а

б

9

 

а

б

 

10

б

 

 

а

11

 

б

 

а

12

а

 

б

 

13

б

а

 

 

14

 

 

б

а

15

 

б

а

 

16

а

 

 

б

17

 

б

 

а

18

а

 

б

 

19

а

б

 

 

20

 

 

а

б

21

 

а

б

 

22

б

 

 

а

23

 

а

 

б

24

б

 

а

 

25

а

б

 

 

26

 

 

б

а

27

 

б

а

 

28

а

 

 

б

29

 

а

 

б

30

а

 

б

 

31

б

а

 

 

32

 

 

б

а

33

 

а

б

 

34

б

 

 

а

35

 

а

 

б

36

б

 

а

 

 

 

 

 

 

Вывод о преимущественном стиле реагировании делается на основании полученных сумм, колеблющихся от 0 до 18.
0–5 – не выраженность стиля реагирования;
6–11 – ситуативный стиль реагирования;
12–18 – выраженный, преимущественный стиль реагирования.


Диагностика мотивации исполнительности (ИСП–3К)

Инструкция для исследователя. Исполнительность субъекта сопровождается мотивацией. При этом может быть как один, доминирующий мотив, так и несколько – разной степени выраженности. В нашем случае образующими послужили пять групп мотивов (а – поощрение, награда; б – избегание наказания; в – карьера; г – безропотное выполнение приказов, распоряжений; д – осознанная добросовестность, долг), объединенных в 26 групп. Испытуемые поочередно должны выполнить ряд операций:
1) оценить в баллах степень выраженности каждого из мотивов (а, б, в, г, д);
2) выбрать и обвести в кружок одну букву с гипотетически доминирующей мотивацией. Это делается с одной стороны для того, чтобы быстро определить, какой из мотивов является ведущим (по количеству обведенных в кружок букв), а с другой стороны, ведущий мотив не всегда оценивается 7 баллами или может быть равенство оценок двух и более мотивов.
Другими словами, испытуемый должен оценить каждый из мотивов в балах и выбрать один – ведущий (обводя соответствующую букву в кружок). Каждый из мотивов сопровождается порядковым номером.
Работа может выполняться в последовательности 1)–2). Вначале оцениваем степень выраженности каждого из мотивов, затем обводим ведущий, доминирующий мотивы в кружок. Вывод делается по относительному преобладанию какой-то из мотиваций или, при равенстве данных, по 2–3 мотивам.
Инструкция для испытуемого. Оценить в протоколе каждое из 75 утверждений в баллах по 7-бальной шкале.
Шкала оценок:
7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 баллов – да, согласен;
5 баллов – возможно да, более согласен, чем не согласен;
4 балла – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу как можно реже, а по возможности и вообще не использовать); 3 балла – возможно нет, более не согласен, чем согласен; 2 балла – нет, не согласен; 1 балл – безусловно нет, полностью не согласен.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. «Главное не победа, а участие» - это лозунг не мой. Я предпочитаю за выполненное поручение получать вознаграждение.
2. Считаю, что для избегания наказания за бездеятельность можно где-то схитрить-обмануть.
3. Я честолюбив и за счет своей исполнительности хочу многого достичь.
4. Лучше я приспособлюсь к обстоятельствам, чем буду отстаивать свое мнение.
5. Мои коллеги считают меня человеком слова и долга, который никогда не подведет.
6. В ответ на свои добрые дела (выполнение поручений), я жду ответной благодарности.
7. Из-за возможного наказания за ошибки, я не буду спешить при выполнении работы.
8. Чтобы меня заметили вышестоящие по должности лица, я сам берусь за выполнение поручений, проявляю инициативу.
9. Лучше я приспособлюсь к обстоятельствам, чем заявлять о своем «Я».
10. «Делу время - потехе час» - это обо мне.
11. Мне не безразличны поощрения за мою исполнительность.
12. Если не заставлять и не наказывать, люди не будут добросовестно выполнять свои обязанности.
13. Я отношу себя к «тому солдату, который хочет стать генералом».
14. Я выполню даже то, что мне не по душе, или идет против моих устоев (морали).
15. В школе старался учиться хорошо, т.к. считал это своим долгом, обязанностью.
16. В своей исполнительской деятельности я ориентируюсь на, как минимум на грамоту или на признание моих заслуг.
17. Во избежание наказания я держу себя на работе «в рамках».
18. Чтобы человека заметили, он должен выполнять задания быстро и качественно.
19. Мне не надо большего, я доволен своей судьбой. Живу тихо, скромно и незаметно.
20. Я человек слова, если пообещал, то обязательно все сделаю к намеченному сроку.
21. При выполнении совместных заданий, успеха и премий можно добиться только с заинтересованным в вознаграждении напарником.
22. Для избегания проблем с окружающими я прислушиваюсь и зачастую руководствуюсь к их мнению при выполнении поручений.
23. Если меня назначат ответственным исполнителем в группе людей, то я «разобьюсь в лепешку», но все выполню.
24. Я родился под такой звездой, мой удел – реализация, выполнение, исполнение задуманного другими.
25. .Всегда чувствую ответственность за выполнение порученных мне заданий.
26. Ради высокой зарплаты я исполню все, что потребуют.
27. Я не рвусь выполнять поручение, не обдумав его, чтобы не попасть впросак.
28. Для того, чтобы «завоевать свое место под солнцем», я могу и покритиковать кого-либо за их нерадивость, неисполнительность.
29. 54 г. Даже будучи опытным специалистом, я подчинюсь распоряжениям молодого руководителя.
30. Я просто не могу придти на работу (учебу) не подготовленным для выполнения следующих заданий.
31. Мое прилежание в школе (старался получать четверки и пятерки) зависело от поощрения со стороны родителей.
32. В школе старался получать хорошие отметки, чтобы избежать наказания.
33. Ради продвижения по службе, где-то можно и схитрить.
34. Я очень работоспособен и сделаю все, что мне прикажут.
35. Мне вполне нравится моя работа и я стараюсь ее выполнять добросовестно.
36. Мое усердие и старание во всех школьных делах исходило из дальнейшего поощрения со стороны руководства школы, классного руководителя.
37. Во избежание наказания я прихожу на работу (учебу) заблаговременно, раньше на 5–10 минут.
38. Порой я думаю о том, каким я буду в роли начальника.
39. Начальство, отдающее приказы и распоряжения, имеет на это все основания.
40. Главное не вознаграждение за исполнительность, а осознание долга за выполнение задания.
41. Из-за вознаграждения я могу вытерпеть и негативное отношение со стороны окружающих за то, что делаю.
42. Чтобы избежать наказания, я могу преодолеть трудности, при выполнении поручений.
43. Выполняя поручение, я думаю о том, как оно будет оценено руководителем.
44. Мне не нужно письменных приказов, я выполню и устное распоряжение.
45. У меня такой характер, я не могу пойти против правил, выполнения своих обязанностей.
46. Только деньги являются стимулом моей исполнительности.
47. Неприятности мне ни к чему, я делаю все точно к намеченному сроку.
48. Если в перспективе появится вакантная должность руководителя, то я удвою свое усердие.
49. Даже если другие откажутся, я доведу порученное дело до конца.
50. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не будет сделано все, даже отдельные мелочи.
51. Считаю, что при исполнении поручения поощрение, как мера воздействия, более эффективно, чем наказание.
52. Я боюсь наказаний, а поэтому на работе соблюдаю дисциплину.
53. Ради карьеры я буду делать даже то, что мне не по душе.
54. Я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.
55. Я не гонюсь за журавлем в небе, а делаю то, положено и должен делать.
56. Если я уверен, что меня поощрят за выполнение задания, я буду работать более интенсивно.
57. Во избежание наказания я буду выполнять порученное, даже не будучи вполне здоровым.
58. Для того, чтобы меня заметило начальство, я выполню свою работу (поручение) более оригинально.
59. Я осознаю власть и силу, и безропотно ей подчиняюсь.
60. Осознаю, что моя исполнительность – гарантия успехов других людей.
61. Моей исполнительностью движет не эгоизм, а конкретная и справедливая оценка моего труда.
62. Если бы надо мной не висел «Дамоклов меч» (угроза), то я многого бы не исполнял.
63. Если начальник попросит меня персонально, то я выполню все наилучшим образом.
64. «Приказ начальника – закон для подчиненного» – правильность этого изречения у меня не вызывает никаких сомнений.
65. Я предпочитаю вести размеренный образ жизни, со строгим разграничением своих обязанностей и отдыха (развлечений).
66. Я оперативно выполняю порученные мне дела, т.к. надеюсь, что начальство по достоинству оценит меня.
67. Инициатива наказуема. Я делаю только то, что мне положено.
68. Ради карьеры я стремлюсь сделать больше и лучше других.
69. При выполнении приказов и распоряжений у меня не вызывает сомнений в правомерности их исполнения.
70. По мере возможности я стараюсь «играть первую скрипку» среди равных исполнителей.
71. Степень моего старания и исполнительности возрастают с размером вознаграждения.
72. Во избежание проблем при выполнении порученного, я держусь подальше от начальства.
73. «Бог терпел и нам велел» – ради карьеры я буду послушным и исполнительным.
74. Начальник всегда прав, из этого я исхожу при выполнении заданий.
75. Из-за моей добросовестности при выполнении поручений, некоторые считают меня скучным, малоинтересным человеком.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИ__________________________________________________________________________
Пол______ Возраст (дата рождения)__________ Гр.___________ Дата___________ №_____

ИСП–3К.
7 – безусловно да; 6 – да; 5 – возможно да; 4 – нечто среднее;
3 – возможно нет; 2 – нет; 1 – безусловно нет

А

Б

В

Г

Д

I

1

 

I

2

 

I

3

 

I

4

 

I

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

II

26

 

II

27

 

II

28

 

II

29

 

II

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

41

 

42

 

43

 

44

 

45

 

46

 

47

 

48

 

49

 

50

 

III

51

 

III

52

 

III

53

 

III

54

 

III

55

 

56

 

57

 

58

 

59

 

60

 

61

 

62

 

63

 

64

 

65

 

66

 

67

 

68

 

69

 

70

 

71

 

72

 

73

 

74

 

75

 

∑1, 2, 3

∑1, 2, 3

∑1, 2, 3

∑1, 2, 3

∑1, 2, 3

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

Подсчитываются как отдельные суммы по вертикальным столбцам (подшкалам), АI (1 + 6 + 11 + 16 + 21), АII, АIII и т.д., так и общая сумма по вертикальным столбцам (шкалам) – ∑1, 2, 3 = АI + АII + АIII и т.д., где:
А – мотивация исполнительности ради поощрения, награды, денег;
Б – мотивация исполнительности – избегание наказания;
В – мотивация исполнительности – карьера, карьерный рост;
Г – исполнительность, как безропотное выполнение распоряжений, приказов и т.п.;
Д – исполнительность, как чувство долга, обязанности.

Значения подшкал

Значения шкал

25–35 баллов

Выраженность мотивации

75–105 баллов

Выраженность мотивации

15-24

Ситуативное проявление

45-74

Ситуативное проявление

5-14

Мотивация слабая

15–44

Мотивация слабая

В таблице приводятся качественные характеристики верхних значений подшкал и шкал (25–35 и 75–105 баллов).

А – мотивация исполнительности ради поощрения, награды, денег

АI                  Деятельность и выполнение поручений за реальное вознаграждение, награду.

АII

Прилежание при учебе в школе в зависимости от поощрения со стороны учителей и вознаграждения от родителей.
Готовность ради денег терпеть неприятности и делать все, что потребуют на работе. Деньги – стимул исполнительности.

АIII

Исполнительность в надежде на возможное поощрение.

∑А I, II, III

Основной движущей силой исполнительности являются деньги, зарплата.

Б – мотивация исполнительности – избегание наказания

БI

Считает, что для избежания наказания за плохое выполнение своих обязанностей, бездеятельность возможны различные методы: хитрость, не взятие ответственности на себя и др.
Уверенность, что наказание – один из основных методов воздействия на человека, на качество выполняемой им работы.

БII

Мотив учебы в школе и выполнения работы – избежание наказания в той или иной форме. Отсюда соблюдение сроков выполняемой работы и осторожность в деятельности.

БIII

Соблюдение рабочей дисциплины, чтобы не получить взыскание. Стремление быть незаметным, ничем не выделяться из окружающих. Исполнительность и наказание неразрывные понятия.

∑Б I, II, III

Делает работу, выполняет поручения из-за страха наказания.
Принятие наказания как должного явления и стремление его избежать при личной
бездеятельности.

В – мотивация исполнительности – карьера, карьерный рост

ВI

Честолюбие, карьеризм, стремление быть замеченным, быть на виду. Оперативное выполнение поручений.

ВII

Для занятия «места под солнцем» хороши все методы: хитрость, критика окружающих и т.п.

ВIII

Ради карьеры готов терпеть все.
Стремление выделиться из окружающих за счет более качественного выполнения
работы.
Ориентация на мнение руководства.

∑В I, II, III      Стремление к карьере любыми способами.

Г – исполнительность, как безропотное выполнение распоряжений, приказов

ГI

Выраженная исполнительность, как черта характера. Отсутствие стремления «хватать звезды с неба».

ГII

Безропотное и безукоснительное выполнение распоряжений начальства. Доведение дел до конца.

ГIII

Покорность обстоятельствам. Подчинение власти и силе. Отсутствие сомнений при выполнении приказов.

∑Г I, II, III

Исполнительность, доходящая до безропотной покорности.

 

Д – исполнительность, как чувство долга, обязанности

ДI

Человек слова.
Сформированное с школьных времен чувство долга.
Пунктуальность и обязательность.

ДII

Постоянная готовность к предстоящей работе. Добросовестность и тщательность выполняемой работы.

ДIII

Правильный образ жизни. Качественное выполнение обязанностей. Стремление быть лучшим.

∑Д I, II, III     Субъект гарантирует выполнение обязанностей, обещанного.


Экспресс–диагностика мотивации исполнительности (ИСП–3Э)

Инструкция. В каждой из 30 пар утверждений выберите только одно. Соответствующую букву (только одну – «а» или «б») в протоколе обведите в кружок.
1. а) «Главное не победа, а участие» – это лозунг не мой. Я предпочитаю за выполненное поручение получать вознаграждение.
б) При выполнении задания я стараюсь не транжирить время.
2. а) Во избежание конфликта я делаю так, как меня об этом просят.
б) Я честолюбив и за счет своей исполнительности хочу многого достичь.
3. а) Лучше я приспособлюсь к обстоятельствам, чем буду отстаивать свое мнение.
б) «Делу время – потехе час» – это обо мне.
4. а) Если я уверен, что меня поощрят за выполнение задания, я буду работать более интенсивно.
б) Я расстроюсь, если должность, на которую я претендовал, займет менее исполнительный че
ловек.
5. а) По мере возможности я стараюсь «играть первую скрипку» среди равных исполнителей.
б) Лучше я приспособлюсь к обстоятельствам, чем заявлять о своем «Я».
6. а) При опоздании на работу (учебу) я стараюсь прокрасться на место потише и незаметнее,
чтобы избежать наказания.
б) Мой жизненный удел – покорно нести свой крест.
7. а) Предпочитаю промолчать и выполнить, даже если сомневаюсь в правоте руководителя. б) В ответ на свои добрые дела (выполнение поручений), я жду ответной благодарности
8. а) В школе старался учиться хорошо, т.к. считал это своим долгом, обязанностью. б) Считаю, что для избежания наказания за бездеятельность можно где-то схитрить-обмануть.
9. а) Чтобы меня заметили вышестоящие по должности лица, я сам берусь за выполнение поручений, проявляю инициативу.
б) Свои обязанности я выполняю не за страх, а за совесть.
10. а) За двойную оплату я готов выполнять свою работу и сверхурочно.
б) Из-за возможного наказания за ошибки, я не буду спешить при выполнении работы.
11. а) Моей исполнительностью движет не эгоизм, а конкретная и справедливая оценка моего
труда.
б) Порученное дело считаю своим долгом всегда доводить до конца.
12. а) Если не заставлять и не наказывать, люди не будут добросовестно выполнять свои обязанности.
б) Я отношу себя к «тому солдату, который хочет стать генералом».
13. а) Считаю одной из первейших своих обязанностей своевременное выполнение заданий.
б) Я осознаю власть и силу, и безропотно ей подчиняюсь.
14. а) Крайне важно на нижних «ступенях карьерной лестницы» выполнять все свои обязанности
и поручения.
б) Без регулярной исполнительности не стоит рассчитывать на благодарность окружающих.
15. а) Чтобы человека заметили, он должен выполнять задания быстро и качественно.
б) Даже не смотря на некоторую «экстравагантность» (вычурность) распоряжений моего начальника, я сделаю все, что он скажет.
16. а) Должности руководителя я, без сомнения, предпочту роль простого исполнителя.
б) У меня возникает чувство страха от возможного наказания за не выполненную работу.
17. а) Я не робщу (не высказываю неудовольствия), даже если приходится выполнять несколько
поручений одновременно.
б) Постоянная поддержка, доброе слово, поднимают мою производительность труда.
18. а) Во избежание наказания я держу себя на работе «в рамках».
б) Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не будет сделано все, даже отдельные мелочи.
19. а) Я человек слова, если пообещал, то обязательно все сделаю к намеченному сроку.
б) Достигая цель, поставленную начальником, я пунктуален, аккуратен и усерден.
20. а) Пунктуальное выполнение поручение – залог благодарности.
б) Чувствую, за что могу быть наказанным и поэтому при выполнении поручений не перехожу
грань дозволенного.
21. а) Большие неприятности мне не грозят, все что мне предписано, я выполняю.
б) Степень моего старания и исполнительности возрастают с размером вознаграждения.
22 а) Я охотно выполняю все просьбы, т.к. это может помочь моему продвижению. б) Я боюсь наказаний, а поэтому на работе соблюдаю дисциплину.
23 а) Я выполню даже то, что мне не по душе, или идет против моих устоев (морали). б) У меня такое ощущение, что всю свою жизнь я был добросовестным и исполнительным.
24 а) Пунктуальное выполнение поручение – залог благодарности.
б) Если меня назначат ответственным исполнителем в группе людей, то я «разобьюсь в лепешку», но все выполню.
25 а) Начальник всегда прав, из этого я исхожу при выполнении заданий.
б) Ради карьеры я стремлюсь сделать больше и лучше других.
26 а) Во избежание наказания я буду выполнять порученное, даже не будучи вполне здоровым.
б) Мне не надо большего, я доволен своей судьбой. Живу тихо, скромно и незаметно.
27 а) В своей исполнительской деятельности я ориентируюсь на, как минимум на грамоту или
на признание моих заслуг.
б) Я родился под такой звездой, мой удел – реализация, выполнение, исполнение задуманного другими.
28 а) Мне не составляет труда выполнять поручения, быть исполнительным, наверное это у меня
в крови.
б) Я делаю все добросовестно, чтобы избежать критики и порицания.
29 а) На производстве (учебе) у меня не возникает неприятностей, я делаю все вовремя.
б) Если в перспективе появится вакантная должность руководителя, то я удвою свое усердие.
30 а) Инициатива наказуема. Я делаю только то, что мне положено.
б) При выполнении совместных заданий, успеха и премий можно добиться только с заинтересованным в вознаграждении напарником.

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Подсчитывается сумма обведенных в кружок букв по вертикали.
Сумма 1-го столбца говорит об мотивации исполнительности субъекта ради вознаграждения (поощрения, награда);
сумма 2-го столбца - избегания наказания;
сумма 3-го столбца - мотивация карьеры;
сумма 4-го столбца - безропотного выполнения распоряжения, приказа;
сумма 5-го столбца - мотивация долга.
9-12 баллов говорит о выраженности данного вида мотивации у субъекта.
5-8 баллов - ситуативное преобладание мотивации.
0-4 балла - слабая выраженность или отсутствие данного вида мотивации.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИ____________________________________________________________________________
Пол________ Возраст (дата рождения)________________ Дата_______________ №_________

ИСП–3Э.
Инструкция: Выбрать и обвести в круг одну букву.

 

1

2

3

4

5

1

а

 

 

 

б

2

 

а

б

 

 

3

 

 

 

а

б

4

а

 

б

 

 

5

 

 

а

б

 

6

 

а

 

б

 

7

б

 

 

а

 

8

 

б

 

 

а

9

 

 

а

 

б

10

а

б

 

 

 

11

а

 

 

 

б

12

 

а

б

 

 

13

 

 

 

б

а

14

б

 

а

 

 

15

 

 

а

б

 

16

 

б

 

а

 

17

б

 

 

а

 

18

 

а

 

 

б

19

 

 

б

 

а

20

а

б

 

 

 

21

б

 

 

 

а

22

 

б

а

 

 

23

 

 

 

а

б

24

а

 

б

 

 

25

 

 

б

а

 

26

 

а

 

б

 

27

а

 

 

б

 

28

 

б

 

 

а

29

 

 

б

 

а

30

б

а

 

 

 

X

 

 

 

 

 

Источник: Прядеин В. П. Психодиагностика личности : избранные психологические методики и тесты : [монография] / В.П. Прядеин ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 245, [1] с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.