Томаева Анастасия Андреевна студентка Научный руководитель Филиппова Светлана Анатольевна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область Ключевые слова: межличностный конфликт, общение, подростковый возраст, самоутверждение.
Знание особенностей и причин возникновения межличностных конфликтов у подростков является важной составляющей в профессиональной подготовке педагогов-психологов, социальных педагогов и специалистов по профилактике девиантного поведения. К. Томас в своих исследованиях указывает, что дети, так же, как и взрослые в конфликтных ситуациях используют основные стратегий поведения: сотрудничество, компромисс, приспособление, соперничество и избегание. Согласно В. Линкольну, можно выделить следующие группы возникновения межличностных конфликтов: информация, структура, ценности, отношение и поведение. Первая группа связана с получением той информации, которая будет в равной мере приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. К подобной информации относятся слухи, обнародование секретных или личных сведений одной из сторон, неполная информация или же неверно понятая. К группе структурных факторов относятся жизненные обстоятельства, независящие от сторон: ресурсы, законодательство, традиции, власть, религия и т. д. Ценностные факторы зависят от тех ценностей, установок и принципов, которые мы используем в нашей жизни. Группа причин, основанная на факторе отношений, связана со степенью удовлетворенности сторон их взаимодействием. Этот фактор содержит в себе немало аспектов. Один из основных - добровольность общения, так как при этом условии возникает меньше поводов для конфликта, потому что общение может прекратиться по воле сторон. Если же общение принудительное, то причин для конфликта становится больше. К поведенческим факторам относится провокационное поведение одной из сторон: оскорбления, угрозы, эгоизм, издёвки, грубые высказывания и так далее [2]. Эта классификация интересна своей универсальностью, то есть представленные факторы могут вызывать конфликты на разных уровнях взаимодействий людей. Важность универсальности классификации определяется тем, что в подростковом возрасте происходит комплексное формирование сознания, начиная с представлений о сложных явлениях, феноменах окружающего мира, заканчивая отношением к себе и обществу. Стабилизируются ведущие черты характера и формы межличностного поведения, определяются главные мотивационные линии этого возраста, расширяется самопознание, самовыражение и самоутверждение. Опираясь на психоаналитическую концепцию, можно сделать вывод, что большинство интерперсональных конфликтов происходит вследствие внутриличностных конфликтов, которые в подростковый период протекают особенно остро. Не случайно С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». По его мнению, подростковый возраст характеризуется двойственностью и парадоксальностью. Важными новообразованиями в этом возрасте относятся образование иного уровня самосознания, изменение Я-концепции. Подростки стремятся понять себя и свои возможности, личную ответственность, отличия от других людей, что их делает уникальными. Подобные сопоставления себя с другими вызывают неустойчивость самооценки, так как у подростков ещё не обретена внутренняя уверенность в своей личности. Ещё одним ключевым новообразованием личности в подростковом возрасте психологи рассматривают «чувство взрослости». Это обосновывается тем, что копирование манеру поведения взрослого человека является одним из путей формирования самоуважения и самостоятельности, так как они у ребёнка ассоциируется именно с взрослостью. Он непроизвольно убеждает себя, что имеет право на самостоятельные поступки, так как он уже «взрослый» [2]. Это внутреннее убеждение отражается в нигилизме, протесте и неподчинении требованиям взрослого. С помощью этих средств подросток стремится утвердить себя наравне с взрослыми. Ведущими потребностями детей этого возраста выступают самоутверждение и общение со сверстниками. Д.Б. Эльконин находит общение со сверстниками ведущей деятельностью. Д.И. Фельдштейн рассматривает потребность ребенка занять определенное место в обществе как способ самоутверждения [3]. Для подростков важно не только общаться со сверстниками, но и занять удовлетворяющее положение среди них. Это положение, удовлетворяющее стремление подростка к самоуважению, выражается по-разному у каждого ученика. А.И. Шипилов выявил, что среди подростков наиболее распространены конфликты лидерства. Одни стремятся занять в группе положение лидера, другие - получить признание и уважение от товарищей, третьи - стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле и т. д. Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению. Иная система взаимоотношений подростка касается общения со взрослыми. Она тоже выполняет общую социализирующую роль, но содержание и нормы этих взаимоотношений нередко входят в противоречие с содержанием общения со сверстниками, что негативно сказывается на межличностных отношениях в обеих системах. По мнению Ж. Пиаже, отношения ребенка и взрослого носят авторитарный характер со стороны последнего, потому что они ограничивают свободу личности. Недостаточная уверенность в себе рождает повышенную чувствительность к авторитарному воздействию. Попытки защититься выражаются в грубости по отношению к старшим, повышенном критицизме, игнорировании требований со стороны родителей, учителей и т. д. Это один из путей, с помощью которого ребенок достигает ощущения значительности и способности противостоять окружению. Искусственное «сталкивание» своей личности с личностью взрослого помогает ребёнку более контрастно представлять границы своего «я». Помимо межличностных конфликтов со сверстниками и взрослыми на развитие личности подростка оказывает влияние внутриличностные конфликты, которые взаимосвязаны с первыми: одни могут быть причиной возникновения других. Развитие интереса к себе даёт осознание противоречивости своих устремлений, желаний и потребностей. Пренебрежение со стороны взрослых к новому уровню самосознания у подростков усугубляет конфликтную ситуацию. Вероятными отрицательными результатами межличностных конфликтов, как с взрослыми, так и со сверстниками, можно выделить следующие: психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с педагогами, обострение взаимоотношений со всеми взрослыми, снижение познавательной активности и формирование негативного отношения к учебе и к школе в целом. Межличностный конфликт способен играть и положительную роль в подростковом возрасте, поскольку конфликты необходимы для развития личности. Усвоение конструктивных или же деструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает различное влияние на развитие личности ребенка. Первые оказывают содействие в развитии уверенности в своих силах и становлении важных волевых качеств. Вторые же могут вызвать отклонения и деформации в развитии личности. Можно сделать вывод, что подростковый возраст характеризуется конфликтностью во всех сферах. Причиной конфликта могут послужить как внутренние противоречия, так и внешние. Тем не менее, конфликт всё ещё остаётся неотъемлемой частью в становлении личности подростка. Учась на практике разрешать конфликтные ситуации, подросток укрепляет новообретённые им качества личности.
Список литературы 1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с. 2. Иванова Е.Н. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество / Е.Н. Иванова. - СПб., 1995. 3. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии / Д.И. Фельдштейн. - M., 1989. - 156 с. 4. Щербаков А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие для студентов пед. институтов / А.А. Алексеев, И.А. Архипова, В.Н. Бабий [и др.]; под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|