На главную Подросток Психологические особенности возраста Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте
Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте
Подросток - Психологические особенности возраста

Томаева Анастасия Андреевна студентка Научный руководитель Филиппова Светлана Анатольевна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Ключевые слова: межличностный конфликт, общение, подростковый возраст, самоутверждение.


Знание особенностей и причин возникновения межличностных конфликтов у подростков является важной составляющей в профессиональной подготовке педагогов-психологов, социальных педагогов и специалистов по профилактике девиантного поведения.
К. Томас в своих исследованиях указывает, что дети, так же, как и взрослые в конфликтных ситуациях используют основные стратегий поведения: сотрудничество, компромисс, приспособление, соперничество и избегание.
Согласно В. Линкольну, можно выделить следующие группы возникновения межличностных конфликтов: информация, структура, ценности, отношение и поведение.
Первая группа связана с получением той информации, которая будет в равной мере приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. К подобной информации относятся слухи, обнародование секретных или личных сведений одной из сторон, неполная информация или же неверно понятая.
К группе структурных факторов относятся жизненные обстоятельства, независящие от сторон: ресурсы, законодательство, традиции, власть, религия и т. д.
Ценностные факторы зависят от тех ценностей, установок и принципов, которые мы используем в нашей жизни.
Группа причин, основанная на факторе отношений, связана со степенью удовлетворенности сторон их взаимодействием. Этот фактор содержит в себе немало аспектов. Один из основных - добровольность общения, так как при этом условии возникает меньше поводов для конфликта, потому что общение может прекратиться по воле сторон. Если же общение принудительное, то причин для конфликта становится больше.
К поведенческим факторам относится провокационное поведение одной из сторон: оскорбления, угрозы, эгоизм, издёвки, грубые высказывания и так далее [2].
Эта классификация интересна своей универсальностью, то есть представленные факторы могут вызывать конфликты на разных уровнях взаимодействий людей. Важность универсальности классификации определяется тем, что в подростковом возрасте происходит комплексное формирование сознания, начиная с представлений о сложных явлениях, феноменах окружающего мира, заканчивая отношением к себе и обществу. Стабилизируются ведущие черты характера и формы межличностного поведения, определяются главные мотивационные линии этого возраста, расширяется самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Опираясь на психоаналитическую концепцию, можно сделать вывод, что большинство интерперсональных конфликтов происходит вследствие внутриличностных конфликтов, которые в подростковый период протекают особенно остро. Не случайно С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». По его мнению, подростковый возраст характеризуется двойственностью и парадоксальностью.
Важными новообразованиями в этом возрасте относятся образование иного уровня самосознания, изменение Я-концепции. Подростки стремятся понять себя и свои возможности, личную ответственность, отличия от других людей, что их делает уникальными. Подобные сопоставления себя с другими вызывают неустойчивость самооценки, так как у подростков ещё не обретена внутренняя уверенность в своей личности.
Ещё одним ключевым новообразованием личности в подростковом возрасте психологи рассматривают «чувство взрослости». Это обосновывается тем, что копирование манеру поведения взрослого человека является одним из путей формирования самоуважения и самостоятельности, так как они у ребёнка ассоциируется именно с взрослостью. Он непроизвольно убеждает себя, что имеет право на самостоятельные поступки, так как он уже «взрослый» [2].
Это внутреннее убеждение отражается в нигилизме, протесте и неподчинении требованиям взрослого. С помощью этих средств подросток стремится утвердить себя наравне с взрослыми.
Ведущими потребностями детей этого возраста выступают самоутверждение и общение со сверстниками. Д.Б. Эльконин находит общение со сверстниками ведущей деятельностью. Д.И. Фельдштейн рассматривает потребность ребенка занять определенное место в обществе как способ самоутверждения [3].
Для подростков важно не только общаться со сверстниками, но и занять удовлетворяющее положение среди них. Это положение, удовлетворяющее стремление подростка к самоуважению, выражается по-разному у каждого ученика. А.И. Шипилов выявил, что среди подростков наиболее распространены конфликты лидерства. Одни стремятся занять в группе положение лидера, другие - получить признание и уважение от товарищей, третьи - стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле и т. д. Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
Иная система взаимоотношений подростка касается общения со взрослыми. Она тоже выполняет общую социализирующую роль, но содержание и нормы этих взаимоотношений нередко входят в противоречие с содержанием общения со сверстниками, что негативно сказывается на межличностных отношениях в обеих системах.
По мнению Ж. Пиаже, отношения ребенка и взрослого носят авторитарный характер со стороны последнего, потому что они ограничивают свободу личности.
Недостаточная уверенность в себе рождает повышенную чувствительность к авторитарному воздействию. Попытки защититься выражаются в грубости по отношению к старшим, повышенном критицизме, игнорировании требований со стороны родителей, учителей и т. д. Это один из путей, с помощью которого ребенок достигает ощущения значительности и способности противостоять окружению. Искусственное «сталкивание» своей личности с личностью взрослого помогает ребёнку более контрастно представлять границы своего «я».
Помимо межличностных конфликтов со сверстниками и взрослыми на развитие личности подростка оказывает влияние внутриличностные конфликты, которые взаимосвязаны с первыми: одни могут быть причиной возникновения других.
Развитие интереса к себе даёт осознание противоречивости своих устремлений, желаний и потребностей. Пренебрежение со стороны взрослых к новому уровню самосознания у подростков усугубляет конфликтную ситуацию.
Вероятными отрицательными результатами межличностных конфликтов, как с взрослыми, так и со сверстниками, можно выделить следующие: психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с педагогами, обострение взаимоотношений со всеми взрослыми, снижение познавательной активности и формирование негативного отношения к учебе и к школе в целом.
Межличностный конфликт способен играть и положительную роль в подростковом возрасте, поскольку конфликты необходимы для развития личности. Усвоение конструктивных или же деструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает различное влияние на развитие личности ребенка. Первые оказывают содействие в развитии уверенности в своих силах и становлении важных волевых качеств. Вторые же могут вызвать отклонения и деформации в развитии личности.
Можно сделать вывод, что подростковый возраст характеризуется конфликтностью во всех сферах. Причиной конфликта могут послужить как внутренние противоречия, так и внешние. Тем не менее, конфликт всё ещё остаётся неотъемлемой частью в становлении личности подростка. Учась на практике разрешать конфликтные ситуации, подросток укрепляет новообретённые им качества личности.


Список литературы
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.
2. Иванова Е.Н. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество / Е.Н. Иванова. - СПб., 1995.
3. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии / Д.И. Фельдштейн. - M., 1989. - 156 с.
4. Щербаков А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие для студентов пед. институтов / А.А. Алексеев, И.А. Архипова, В.Н. Бабий [и др.]; под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.