На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Тренинги с педагогами Программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ
Программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ
Работа психолога с педагогическим коллективом - Тренинги с педагогами

Кириченко Т.Т., педагог-психолог высшей квалификационной категории, МДОУ ДСЕВ М 68 «Жарок», г. Братск Иркутской обл.

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Инфантильный, не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность; не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникативными навыками, неспособный найти свое место в социуме воспитатель не научит этому детей. Профессионализм педагога, работающего с детьми, в первую очередь связан с коммуникативной компетентностью, умением строить позитивное, личностно-ориентиро-ванное взаимодействие.


А если не умеешь?.. Необходимо учиться, воспитывать в себе культуру общения. Для этого требуется осознать в себе следующее:

—    как я выгляжу со стороны;
—    каковы мои способности в понимании партнера;
—    каковы мои сильные и слабые стороны в общении;
—    что нужно корректировать в своем поведении, чтобы успешно взаимодействовать с людьми.

Сделать это в одиночку не каждому под силу, а в группе — легче и эффективнее.
Именно эти причины побудили меня на создание синтон-про-граммы «Искусство общения». Синтон-программа — психологическая среда, в которой одно упражнение готовит и дает материал для темы, а тема разрабатывается и закрепляется в играх.
«Син» по-гречески «вместе», «тон» — тон, звук. «Синтонный человек» — человек, легко настраивающийся на волну собеседника и свободно входящий в контакт. Это и есть тот результат, к которому ведет синтон-программа.


Цели программы:
—    развить коммуникативные способности педагогов;
—    сформировать культуру общения;
—    сплотить педагогический коллектив;
—    повысить качество работы;
—    активизировать творчество.


Основные задачи, решаемые в ходе тренинговых занятий:
—    приобрести приемы эффективного общения, психологические знания, взгляды на личность, процесс взаимодействия людей;
—    сформировать внешне выражаемые умения и навыки общения: в парном взаимодействии и составе группы;
—    научить адекватно воспринимать себя и других в ситуациях общения;
—    развивать уверенную в себе личность, устойчивость к стрессам.
Программа работает на личностный рост и развитие, на адаптивную (успешную) социализацию (поиск своего места в обществе и мире) и раскрытие творческого потенциала личности.
Иными словами, синтон-программа «Искусство общения» — это социально-психологический тренинг общения и личностного роста.


Программа включает в себя семь циклов.


Знакомство с собой.
Перцептивное общение.
Невербальное общение.
Вербальное общение.
Общение в конфликте.
Актеры.
Знакомство с собой в новом качестве.


Основная форма проведения занятий — работа с группой. Групповое взаимодействие помогает принятию участниками ценностей и потребностей других, облегчает процесс самоисследования. Желательно, чтобы на занятиях присутствовали педагоги всего коллектива детского сада или школы. Если большинство участников активны, то в действие включаются и остальные.
Организация пространства. Занятия проводятся в комнате (зале), где достаточно места для передвижения, оно должно быть относительно изолированным. Круг — мифологический символ гармонии. Работа в нем активизирует эмоциональное, интуитивное (правополу-шарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, создает благоприятные межличностные отношения. Поэтому в комнате, где работает группа, используются следующие варианты пространства:
—    сидячий круг;
—    стоячий круг;
—    «каруселька»: два концентрических круга, где партнеры обычно располагаются лицом друг к другу, идет работа в парах, но с периодической сменой партнера;
—    сидячие кружки-микрогруппы;
—    свободное хождение и встречи участников;
—    «сцена»: участники сидят полукругом, а на «сцене» разыгрываются сценки, проблемные ситуации;
—«теплое место» или «золотой стул»;
—    сидячая «каруселька»: парт
неры сидят лицом друг к
другу, идет работа в парах.


Структура группового занятия стандартизирована.


1    часть. «Ледоколы»
Специально  подобранные упражнения или подвижные игры, помогающие разрядить обстановку, ощутить общность группы. Длительность этой части 10 мин. Именно эти упражнения способствуют облегчению восприятия дальнейшей информации.
2    часть. «Контакты»
Специально подобранные упражнения, в которых участники проявляют себя в деятельности, поведении, обсуждают, анализируют, вербализуют свои чувства и ощущения, получают информацию-обобщения или вырабатывают «правила» сообща.
3    часть. «Тренинг саморегуляции»
С помощью специально подобранных упражнений снимается усталость, появляется умение управлять своим телом и эмоциями, создается положительный эмоциональный настрой. Другими словами, идет обучение самопомощи в условиях эмоционального дискомфорта.
Длительность этой части — 10—15 мин.


Методы работы
1.    Подвижные игры — оказание влияния на мышцы всего тела, снятие напряжения.
2.    Адаптационные психотехнические игры.
3.    Круговая дискуссия — коллективное обсуждение какой-либо проблемы. Конечная цель — достижение общего
мнения по ней. Начинает ведущий, затем участники высказывают свое мнение. Потом ведущий подводит итоги.
4.    Проективное рисование — развитие способности к эмпа-тии, оценка личности.
5.    Открытая обратная связь — свое мнение участники высказывают по ходу или после выполнения упражнения или задания.
6.    Домашнее задание — осмысление, самоанализ, перенос полученных поведенческих навыков в повседневную жизнь.
7.    Командные задания — приобретение, наработка опыта межличностных групповых отношений.
8.    Индивидуальные задания — самопознание.
9.    Упражнения в парах — обогащение индивидуального познавательного опыта, выработка стратегий понимания и общения.
10.    Проблемные ситуации, мини-сцепки — обогащение индивидуального познавательного опыта, определение своих ресурсов, умение находить конструктивные стратегии решения. Учатся действовать — думая, а думать — действуя. Развивается критическое мышление.
11.    Игры-шутки — выравнивание эмоционального фона группы, активизация и концентрация внимания.
12.    Монолог — умение выражать свои мысли, вербализация своих чувств и ощущений.
13.    Диалог — приобретение опыта постановки вопросов,поиск ответов при анализе своего и чужого поведения в различных упражнениях, развитие широты мышления.
14.    Настроечные тексты Г.Н. Сытина (самонастрой, простые утверждения).
15.    Медитационные упражнения.
16.    Игры-релаксации.
17.    Игры на командную согласованность.
18.    Дыхательные упражнения.


Перечисленные выше методы работы говорят о том, что мы используем и эмоциональное и рациональное познавание.
Роль ведущего в процессе организации занятий.
Руководитель занятий (ведущий) как равный участник находится в общем кругу, вместе со всеми выполняет упражнения: это помогает изменению у членов группы стереотипных установок и представлений о том, какую роль должен играть в них руководитель.
Однако он выступает как лидер. Иногда, конечно, лидерство передается тому, кто может и хочет его осуществить в какой-либо конкретной ситуации. Сам передает и сам принимает обратно, когда время, отведенное на работу, закончилось.
Ведущий также выступает и в роли эксперта, когда идет разбор сделанного, комментирует, обобщает.
В целом ведущий устанавливает нормы и цели, активно руководит группой на основе программы-сценария. Группа центрирована на ведущем. Такое положение вещей делает работу группы управляемой и работоспособной.
Информированность членов группы. Участники тренинга должны четко представлять, с какой целью организованы занятия в коллективе.
Формулировка цели программы: «Мы с вами собрались здесь, чтобы заняться психологической практикой — научиться лучше понимать себя и окружающих: что нами движет, что и зачем мы делаем, разобраться в человеческих отношениях, познакомиться с психологическими техниками и границами их применения...».


Как показывает опыт, работа педагога-психолога с использованием предложенной методологии способствует сплочению коллектива.

♦    В процессе занятий развиваются коммуникативные способности педагогов. Это выражается в изменении качества общения группы по мере обучения. Явно проявляются навыки эффективного слушания, участники открыто и свободно выражают свои мысли и чувства, а также с интересом выслушивают других.
♦    Повышается самосознание педагогов. Многие педагоги меняют фатальную принадлежность, подчиненность судьбе и страх перед ее капризами на активную позицию
по отношению к себе и собственной жизни: «Я поняла, что многое зависит от меня самой. Я знаю, что многое могу» (отзывы участников).
♦    Процесс обсуждения, вербализации чувств и ощущений, анализ основных компонентов общения ведет к развитию соответствующих интеллектуальных функций. Кроме того, расширяется область применения способности анализировать и делать выводы.
♦    Педагогам, прошедшим курс обучения, легче перейти на новую модель общения с детьми — личностно-ориенти-рованную, где общение как деятельность должна приносить эмоциональное удовлетворение обеим сторонам.
♦    Педагоги учатся актуализации внутренних ресурсов средствами самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта, упражняются в способах «выхода» из деструктивных состояний.


В общении важно не что сказать, а как сказать. Поэтому придерживайтесь основных заповедей общения. Их четыре.
1.    Старайтесь быть себе хозяином, управляйте собой. Всегда помните, что мы зависимы и свободны одновременно. Воспринимайте любую ситуацию как проблему для решения, а не повод для обид. (В ходе общения не упускайте основную цель вашей беседы.)
2.    Анализируйте собственные препятствия и препятствия других. Ответьте себе, что можете сделать вы и что не могут они. (Отвечайте добром на добро и справедливостью на агрессию.)
3.    Чтобы двигаться вперед, надо преодолевать препятствия. Это трудно, но возможно. Вы ответственны за себя и за других. (Вступая в общение с другим человеком, будьте доброжелательны.)
4.    Ваша сила в спокойствии и уравновешенности. Вступая во взаимодействие с другими людьми, мы должны помнить, что каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой человек уникален. (Запаситесь максимумом терпения, вы тоже не идеальны.)
Общение занимает большую часть нашей жизни, являясь важным компонентом любой деятельности человека. Если оно протекает на фоне положительных эмоций, то идет человеку во благо, а значит, способствует общему оздоровлению как его самого, так и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Алиев X. Защита от стресса. М., 1996.
Аргая М. Психология счастья. М, 1990.
Ахыеджанов Э.Г. Психологические тесты. М., 1995.
Бородкин В.Ф., Буряк Н.М. Внимание, конфликт! Новосибирск, 1989.

Источник: Управление ДОУ, №2, 2001г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.