Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога. Задачи: • познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции; • создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой; • совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию. Организация тренинга: группа педагогов от 5 до 12 человек.
Форма проведения тренинга - круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации. Продолжительность - 50-70 минут. Ведущий тренинга: педагог-психолог.
Материал: 3 листа А4 на каждого, карточки размером А7 по три на каждого, ручки, фломастеры, карандаши (по желанию), запись спокойной музыки, свеча.
Ход проведения тренинга
Знакомство с помощью упражнения «Три имени»
Цель упражнения: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание. Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Время: 3-5 минут
Упражнение 2. «Диагностика с помощью опросников».
«ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ СТРЕССА» (Автор: К. Шрайнер)
Инструкция: Обведите кружком номера тех вопросов, на которые Вы отвечаете положительно. 1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынуждена наверстывать упущенное. 2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице. 3. На работе и дома - сплошные неприятности. 4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается. 5. Меня беспокоит будущее. 6. Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня. 7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось. 8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту. 9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.
Подсчитайте количество своих положительных ответов. Каждому ответу «ДА» присваивается 1 балл.
ЕСЛИ вы набрали 0 - 4 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции. Вы не раздражаетесь на других людей и не настроены винить себя.
ЕСЛИ у вас в сумме получилось 5 - 7 баллов. Вы не всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда Вы умеете сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда вы заводитесь из -за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.
ЕСЛИ вы имеете 8 - 9 баллов. Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеете владеть собой. Следствие этого - страдаете и вы сами, и окружающие вас люди. Развитие у себя умений саморегуляции в стрессе - сейчас ваша главная жизненная задача.
Экспресс оценка выгорания
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.
|
1
|
Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен
|
Да
|
Нет
|
2
|
Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления
|
Да
|
Нет
|
3
|
Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры
|
Да
|
Нет
|
4
|
То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.
|
Да
|
Нет
|
5
|
На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.
|
Да
|
Нет
|
6
|
Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую
|
Да
|
Нет
|
|
использую мысленно
|
|
|
7
|
С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной
|
Да
|
Нет
|
8
|
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое
|
Да
|
Нет
|
9
|
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям
|
Да
|
Нет
|
10
|
За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое
|
Да
|
Нет
|
Оценка результатов:
0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста. Время: 5-10 минут
Упражнение 3 «Копилка радости»
Одним из распространенных стереотипов является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Для этого каждому воспитателю предлагается составить свою «Копилку радости». Педагогам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 повседневных дел, которые доставляют им радость. По окончанию прочесть список и добавить к нему еще 10 пунктов. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил. Время: 10-15 минут.
Упражнение 4. «Следим за Дыханием»
Замедляйте выдох. Спокойствие — это размеренное и долгое дыхание. Замедляется выдох — замедляется пульс — человек успокаивается. Длина вдоха и длина выдоха находятся в соотношении 1:2. Вдох длится в два раза короче, чем выдох. Чтобы лучше сориентироваться в том, как именно нужно удлинять выдох, можно попробовать практиковать «счет про себя». Считайте до 2 на вдохе и до 4 на выдохе. Постепенно, освоившись, вы можете перейти на счет 3:6 или 4:8. Или, например, между вдохом и выдохом, включить еще и задержку дыхания. Это потребует от вас еще большей концентрации внимания, а значит, дополнительно к общему эффекту успокоения еще и поможет отвлечься. Дыхание при этом старайтесь сохранять в привычном для вас объеме — не стремитесь начать дышать глубже, чем вы это обычно делаете. Эта дыхательная техника очень эффективна при стрессе. Но, внимание! Не рекомендуется ее использовать при явно выраженном депрессивном состоянии. Замедление дыхания на выдохе может спровоцировать ухудшение и без того тяжелого состояния.
Правильное дыхание при стрессе: • приносит пользу не только телу, но и чувствам и душе • помогает сохранить здоровье • напоминает нам о том, как мы должны себя чувствовать Занимайтесь своим дыханием! Пусть каждый вдох наполняет вас здоровой энергией и спокойствием! Душевная сила в спокойствие! Время: 5-10 минут.
Упражнение 5. «Спасительный круг коллеге»
Цель: установление психологической поддержки и обратной связи. Каждому присутствующему дается лист бумаги. Каждый подписывает его своей фамилией и именем. Далее каждый отдает свой листок соседу справа. Который, в свою очередь, передает листок своего соседу справа. В полученном листе каждый пишет пожелание, комплимент или подбадривающие слова коллеге. Так повторяется до того момента, пока листки не пройдут всех участников и не вернутся своему владельцу. Время: 10-15 минут
Упражнение 6 «Свеча спокойствия»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения Зажигается одна свеча. Под спокойную музыку передаем свечку по кругу. Каждый задерживает свечу у себя на 15-20 секунд и думает о приятном, о будущих планах, о мечте и передает её дальше по кругу, пока она не вернется ведущему: «Сейчас я затушу эту свечу, но, надеюсь, этот огонек не погаснет в нас!» Время: 5-10 минут Заключительное слово: благодарность, подведение итогов. Получение обратной связи. Источник: Сборник практических форм сопровождения педагогов и родителей ДОУ, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья и создания благоприятного психологического климата. Часть 1. Оренбург, 2022
|