На главную Лекции и практикум по психологии Введение в профессию психолога Психолого-педагогический эксперимент в его многообразии
Психолого-педагогический эксперимент в его многообразии
Лекции и практикум по психологии - Введение в профессию психолога

Классификация типов психолого-педагогического эксперимента может зависеть от разных оснований: этап, время, структура, степень гласности, функция, предметная область, содержание гипотезы, изменение одной или нескольких переменных, известность изучаемой области, способ организации и другие. Каждое основание значимо в рамках организации и проведения конкретного эксперимента, что требует детального рассмотрения его различных классификаций в рамках контрольных вопросов.
Представленные задания направлены на формирование умений организации и проведения психолого-педагогического эксперимента, а также обработки и интерпретации его результатов, которые необходимо будет использовать при написании бакалаврской работы.


Контрольные вопросы
I. Классификации экспериментальных планов
1. Охарактеризуйте критерии классификаций экспериментальных планов. Что относится к доэкспериментальным планам?
2. Что понимается под анализом единичного случая? Почему его принято считать самым неудачным?
3. Раскройте сущность доэкспериментального плана «предварительное и итоговое тестирование на одной группе».
4. Что относится к истинным экспериментальным планам? Охарактеризуйте экспериментальный план «межгрупповые схемы».
5. Как осуществляется контроль состава экспериментальных групп?
6. Назовите основные факторы угроз внутренней валидности при интраиндивидуальных схемах и виды смешений, связанных с данными факторами.
7. Что понимается под случайной и квазислучайной последовательностью, схемой регулярного чередования и позиционного уравнивания? Репрезентативностью методики и испытуемого?
8. Раскройте сущность плана контроля сопутствующих смешений. Что такое «фактор плацебо»?


II. Типы эксперимента
1. Охарактеризуйте сущность констатирующего и формирующего эксперимента.
2. Охарактеризуйте типы экспериментов, выделяемые в зависимости от времени, структуры, степени гласности, функции. В каких случаях используется каждый из них?
3. Что понимается под пилотажным экспериментом? Традиционным и многофакторным? Линейным и параллельном? Контрольной и экспериментальной группой?
4. Как различаются эксперименты в зависимости от предметной области или содержания гипотез? В зависимости от форм осуществления эксперимента?
5. В чем отличие лабораторного эксперимента от естественного? В чем заключаются их особенности, преимущества и недостатки?
6. В чем заключается проблема контргипотезы и конкурирующих гипотез?


III. Факторный эксперимент
1. Что такое факторный эксперимент? Сопутствующая переменная? Лоскутный план?
2. Какие признаки, как правило, включаются в понятие многоуровневого эксперимента? Какими характеристиками многоуровневый эксперимент отличается от бивалентного?
3. В чем заключаются особенности гипотез, проверяемых в факторном эксперименте? Что понимается под схемой «нестинг»?
4. Охарактеризуйте факторные схемы представления данных.


IV. Корреляционный подход и экспериментальное исследование
1. Что понимается под корреляционным подходом? Корреляционными гипотезами?
2. Приведите примеры корреляционных исследований. Чем вызван рост интереса к ним?
3. Какие схемы проясняют связи между переменными?
4. Какие статистические меры связи используются в корреляционном подходе? Как рассчитывается коэффициент ковариации и корреляции?
5. С чем связано удобство использования коэффициента корреляции?
6. Что понимается под стандартизацией переменных и z- преобразованием?
7. Охарактеризуйте планы корреляционных исследований с одной группой испытуемых, с двумя и более.
8. Каким образом устанавливаются корреляционные зависимости?


V. Квазиэкспериментальный подход в психолого-педагогическом исследовании
1. Что понимается под квазиэкспериментами? Для каких целей они проводятся?
2. Назовите формы снижения контроля при реализации квазиэкспериментов.
3. Чем отличаются стратегии подбора пар в квазиэкспериментальном и экспериментальном исследованиях?
4. Как соотносятся статистический контроль в корреляционном и квазиэкспериментальном исследованиях?
5. Что представляет собой контроль post factum в квазиэкспериментальном исследовании?


Задания


1. Организуйте и проведите эксперимент, направленный на изучение особенностей оперативной памяти. Разделитесь на две подгруппы, каждая из которых будет проверять собственную гипотезу.


Цель эксперимента: изучить эффективность запоминания различных названий брендов, а также эффективность различных методов их запоминания.


Задачи:
- сравнить эффективность механического запоминания названий брендов, заканчивающихся на согласные буквы, и названий, заканчивающихся гласными;
- сравнить эффективность механического запоминания брендов с помощью многократного повторения и ассоциативного запоминания (с опорой на образные и чувственные ассоциации).


Гипотеза 1. Если названия брендов заканчиваются гласной буквой, то они лучше запоминаются.

Гипотеза 2. Если использовать ассоциативное запоминание, то его эффективность возрастает по сравнению с механическим.


Материалы и оборудование: диктофон / сотовый телефон / планшет или иное техническое средство с аудиозаписью трех наборов слов, произносимых с интервалом 5 секунд.


Ход эксперимента


Первый этап. В качестве испытуемых выступают обучающиеся группы.
Экспериментатор инструктирует их следующим образом: «Проверяем первую гипотезу. С интервалом 5 секунд будут зачитываться названия брендов, заканчивающихся на согласную букву. Каждое название необходимо повторить про себя несколько раз, пытаясь его запомнить. Слова будут зачитываться дважды».
Экспериментатор зачитывает названия брендов либо включает аудиозапись: «Абсолют», «Авангард», «Август», «Актуаль», «Алтай», «Альянс», «Байкал», «Булкин», «Быстров», «Беларусь».
После зачитывания обучающимся дается 2 минуты на воспроизведение. Испытуемые записывают слова в первом протоколе.
Далее зачитываются названия брендов, заканчивающихся на гласные буквы, с соблюдением тех же временных интервалов: «Авокадо», «Агуша», «Активиа», «Александра», «Ангара», «Балтика», «Белочка», «Березка», «Бирка», «Боржоми». После прослушивания названия записываются испытуемыми в протоколе № 2. По окончании первого этапа эксперимента данные обрабатываются.
Второй этап. Экспериментатор озвучивает инструкцию: «Теперь будут представлены названия брендов, которые следует запомнить, опираясь на ассоциации, вызываемые данными названиями (образ или ощущение).
Услышав название бренда, попытайтесь вызвать ассоциацию (например: «Шоколад» - ощущение сладкого вкуса, «Венера» - образ красивой женщины и т. д.), после чего промежуток времени между зачитыванием двух названий фиксируйте ассоциации, при этом не повторяя слова. По возможности связывайте ассоциативные впечатления в блоки-сюжеты, воображаемые «видеофрагменты», после чего запоминайте их (например, «Шоколад» и «Венера» - «привлекательная женщина берет в руку плитку шоколада»). Названия брендов повторяются дважды, после чего их необходимо записать на бумаге».
Экспериментатор зачитывает следующие названия брендов: «Вектор», «Викинг», «Витамин», «Вкус», «Волжанка», «Волков», «Волшебница», «Галактика», «Гармония», «Геркулес».
После двукратного повторения обучающиеся записывают слова в третьем протоколе.
Третий этап. Процедура обработки [11].


Вводятся обозначения:
МС - количество правильно воспроизведенных механически запомненных названий брендов, заканчивающихся на согласную букву;
МГ - количество правильно воспроизведенных механически запомненных названий брендов, заканчивающихся на гласную букву;
АЗ - количество правильно воспроизведенных названий брендов в результате ассоциативного запоминания.
Далее выбирается статистический критерий в целях сравнения эффективности запоминания в разных случаях.
Представляется удобным перевести числовые данные в процентные доли и использовать универсальный критерий, который применяется как для нормальных, так и для других распределений, - Ф* - критерий Фишера.


Представим числовые данные в %:
MC = —100%,
n
МГ = —100%,
n
АЗ = —100%,
n
где N = 10 (общее количество названий брендов в каждом варианте).
После этого определяются статистические гипотезы для каждой научной гипотезы исследования.
Гипотеза 1.
Альтернативная статистическая гипотеза H1: МГ > МС, P = 95 %.
Гипотеза 2.
Альтернативная статистическая гипотеза H1: АЗ > МС, P = 95 %.
Экспериментатор зачитывает еще раз все названия брендов для проверки, испытуемые выполняют нужные расчеты, затем результаты представляются в таблице:


Образец представления результатов

МС

МГ

АЗ

МС %

МГ %

АЗ %

 

 

 

 

 

 

 

Сравниваем МС, %, и МГ, %. Согласно статистическим таблицам определяем ф1 (МС, %) и ф2 (МГ, %), вычисляем:

 

формулы

Результаты оформляются в таблицу.


Образец представления результатов проверки гипотезы 1

МС %

МГ %

Уровень
значимости
(Р)

ф *

ф*кр

Принимаемая
гипотеза

 

 

(0,05)

 

(164)

 

 

Образец представления результатов проверки гипотезы 2

МС %

МГ %

Уровень
значимости
(Р)

ф *

ф*кр

Принимаемая
гипотеза

 

 

(0,05)

 

(1641

 

 

2. Выдвиньте гипотезу психолого-педагогического эксперимента будущей бакалаврской работы, определите цель, объект, предмет, длительность, контрольную и экспериментальную группу, зависимую и независимую переменную, констатирующий и формирующий этап, способы контроля протекания эксперимента, формы фиксации результатов.


Источник: Белых, И.Н. Методы научных исследований в педагогике и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Белых, А.Г. Миронов; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2022. - 214 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.