Тезаурус к теме Научный аппарат исследования - перечень последовательно совершаемых логико-познавательных действий (операций), обеспечивающих выполнение самого исследования. Исследование - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях [29].
Организация - деятельность по созданию, упорядочиванию и совершенствованию структуры и правил функционирования ее элементов. Суть педагогического исследования в том, что ученый-педагог наблюдает и описывает факты, формулирует проблему, порождаемую фактами и самим научным поиском, предлагает пути решения проблемы, обоснованные анализом теорий и опыта, и получает результаты в виде новых теорий, правил, методов, средств, учебных пособий и пр. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления [20]. Педагогические исследования по их направленности и результатам разделяют на фундаментальные, прикладные и разработки (табл. 5).
Таблица 5 - Классификация педагогических исследований по направленности и их характеристика
Вид педагогического исследования
|
Характеристика
|
Фундаментальные исследования
|
Результатом данных исследований являются обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе
|
Прикладные исследования
|
К данному виду исследований относятся работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики
|
Разработки
|
Направлены на обоснование конкретных научнопрактических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения
|
В методологии педагогики организовать деятельность - означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временной структурой. Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы [17]. Организация психолого-педагогического исследования предваряется формированием научного аппарата (плана-проспекта), что позволяет сделать работу исследователя максимально эффективной за счет упорядочивания и фиксации логико-познавательных действий и операций. Особое значение планирование исследования и описание его научного аппарата приобретают при организации учебного исследования в ходе подготовки обучающихся вуза. Научный аппарат учебно-исследовательских работ в вузах также обозначают терминами «план-проспект», «синопсис» , «проспектус».
Формирование научного аппарата предполагает определение общепринятых методологических параметров: - Объект исследования. Объект научного исследования - это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отдаленность от окружающей его среды. Объект научного исследования порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Объект исследования, являясь методологической характеристикой исследования, являет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объектом педагогических исследований всегда выступают педагогические явления и процессы (учебно-воспитательный, учебноорганизационный или управленческий процесс в любой образовательной организации). Наряду с педагогическим процессом, объектом исследования может быть педагогическая ситуация или педагогическая система. Объектом психологического исследования является совокупность различных носителей психических явлений, к которым относят индивида, группу людей, а также определенные формы поведения, деятельности людей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства). - Предмет исследования. Предмет научного исследования - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки (мысленного) обзора, аспекта, «среза», отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы. - Тема исследования. В переводе с греческого (thema - предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения) тема - это формулировка, отражающая проблему исследования. Тема должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. Чтобы четко сформулировать тему изыскания, которая отражает интересующую область исследования, исследователю необходимо правильно и научно обоснованно выделить проблему исследования. В сущности, тема должна содержать проблему. - Проблема исследования. Проблема педагогического исследования - методологическая характеристика исследования. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что раньше не было изучено? Решить практическую задачу средствами науки - значит определить соотношение этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате научного исследования получить знания, которые затем будут положены в основу практической деятельности, направленной на решение данной задачи. Эта область неизвестного в научном знании, «белое пятно на карте науки» и есть научная проблема. «Знание о незнании» - в этом суть научной проблемы. Проблема также является отражением противоречия между типичным состоянием предмета исследования в реальной практике и требованиями общества к нему, требованиями эффективного функционирования объекта исследования и пр. Поэтому проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования; выявлением причин обнаруживаемых противоречий, с разработкой системы мер, направленных на повышение эффективности и качества функционирования предмета исследования в педагогической практике; углублением теоретических представлений о предмете исследования. Проблема исследования определенного предмета дидактики (или теории воспитания, или социальной педагогики и т. п.) прежде всего должна быть актуальной (общественно значимой) и соответствующей социальному заказу.
Практически проблема исследования перерастает в цель исследования, которую поставил перед собой исследователь в процессе разрешения возникшей проблемы - поиска, т. е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему.
- Цель исследования. Это представление о результате. Ставя перед собой цель, исследователь представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Цель подразделяется на ряд более конкретных задач исследования.
- Задачи исследования ставятся исследователем на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения в образовательной практике. Они могут включать в себя следующие элементы: 1) решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (например выявление сущности исследуемого дидактического понятия, явления, дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т. п.); 2) экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, их причин, типичных черт передового опыта и пр. (такое экспериментальное исследование позволяет уточнить, проверить имеющиеся в литературе данные, поднять их с уровня мнений отдельных авторов на уровень научных фактов, доказанных в ходе специального исследования практики работы образовательной организации в данном направлении); 3) обоснование необходимой системы мер для решения поставленной дидактической задачи (это обоснование, с одной стороны, опирается на теоретические данные, полученные автором в ходе решения первой задачи своего исследования, а с другой - на материалы анализа практики работы образовательной организации, т. е. на данные решения второй задачи исследования); 4) экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности; 5) разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике (если это исследование посвящено развитию теории обучения, то рекомендации могут быть обращены к другим исследованиям более частных проблем, если работа посвящена вопросам методики обучения, то рекомендации могут быть адресованы педагогам, руководителям методических объединений, сотрудникам институтов повышения квалификации работников образования, преподавателям вузов и пр.) [20]. - Гипотеза. Исследовательская гипотеза - это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, характере и сущности связей между его составляющими, механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза создается тогда, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения проблемы. Гипотезы появляются на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в понятиях имеющейся теории. Если имеющиеся знания не позволяют объяснить данные наблюдений, то возникают новые предположения - гипотезы, с помощью которых эти данные пытаются объяснить. Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В результате проверки она либо опровергается, либо подтверждается.
Гипотеза может быть описательной или объяснительной [36]. - Метод исследования. Выбор методов происходит с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой, а не путем простого перечисления всех известных методов в педагогике, и чем конкретнее представления ученого о возможностях различных методов, тем более оптимальное сочетание их он может избрать для разрешения поставленной проблемы.
Помимо рассмотренных выше методологических характеристик исследования научный аппарат включает в себя следующие компоненты: > Актуальность исследования - соответствие работы исследователя состоянию науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям и пригодность работы как попытки решения ее насущных проблем. Обоснование актуальности исследования предполагает ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность самой темы исследования внутри данного направления. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Актуальность темы исследования - это ее научное решение, отвечающее насущной потребности практики, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в тексте работы, причем цель исследования определяет последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание работы, первоначально кристаллизуется в виде основной гипотезы исследования.
> Научная новизна определяет степень преобразования, дополнения и/или конкретизации научных данных, а не повторения известного. Поэтому исследователю важно знать «белые пятна» соответствующего объекта и предмета исследования, искать в той области, где объективно под влиянием логики научного поиска открываются научно значимые проблемы. Теоретическая значимость - это определение значения полученных автором в процессе педагогического исследования результатов. Практическая значимость, казалось бы, совпадает с актуальностью исследования. Но это не совсем так, ибо актуальным может быть и просто теоретическое исследование, не имеющее практической направленности. Педагогические исследования должны ориентироваться на решение определенных практических задач, разумеется, актуальных: с точки зрения общественного, социального заказа, а также с позиций устранения некоторых типичных недостатков и затруднений в деятельности современных учителей [20].
> Интерпретация понятий. Поскольку большинство понятий, используемых в психолого-педагогической теории, имеют неоднозначное толкование, множество значений, нередко употребляются в бытовом или интуитивном понимании, на подготовительном этапе полезно выделить круг используемых понятий, основные категории, изучаемые качества, свойства, критерии, показатели и параметры, по которым будет производиться их диагностика. Определение понятий - это выявление их основных компонентов, обоснование признаков, по которым можно судить о понятиях, установление возможных уровней их развития и формулирование критериев для определения степени достижения этих уровней. Интерпретация возможна в одном из трех вариантов: теоретическая интерпретация (раскрытие содержания понятия через понятия меньшей общности); эмпирическая интерпретация (выделение эмпирических (наблюдаемых) признаков, конкретизирующих содержание основного понятия); операциональная интерпретация (дальнейшее расчленение эмпирических индикаторов основного понятия на более простые операционные понятия, которые будут поддаваться измерению).
Программа работы над научным исследованием включает, как правило, два раздела с взаимосвязанными этапами исследования. Первый раздел включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных (табл. 6).
Таблица 6 - Этапы организации научного исследования [36]
Этап исследования
|
Действия (операции)
|
1
|
2
|
Подготовительный
|
- Определение темы;
- постановка проблемы исследования;
- определение объекта, предмета, целей и задач
|
Планирование исследовательских действий
|
- Определение экспериментальной базы;
- отбор методов сбора первичной информации;
- обоснование логической структуры использования методов;
- принятие решения о предполагаемой методике обработки информации и визуализации данных;
- подбор и подготовка используемых в исследовании материалов;
- определение критериев и показателей диагностики исследуемого объекта;
- выделение стадии или уровней становления (развития, функционирования) изучаемого свойства (здесь определяется оптимальный тип шкал, которые будут использоваться для фиксирования диагностируемых показателей);
- проведение теоретического анализа психологопедагогической литературы;
- разработка плана предстоящей деятельности и подготовка всех необходимых для ее осуществления средств (результирующее действие)
|
Сбор эмпирических данных
|
- Использование диагностических методик;
- протоколирование данных;
- коррекция применяемых методов с целью получения наиболее полной и точной информации о предмете исследования;
- проведение первичной обработки данных, их классификации и предварительной интерпретации
|
Анализ эмпирических данных
|
- Проведение классификации, систематизации, количественной и качественной обработки результатов;
- синтез компонентов диагностируемого объекта
- выработка и обоснование педагогического диагноза и заключения о состоянии диагностируемого объекта, прогноза его дальнейшего развития
- содержательная интерпретация полученным результатам и выявленным закономерностям для последующей выработки обоснованных заключений и рекомендаций
|
Формулирование выводов и заключения
|
- выработка и формулировка обоснованного заключения о состоянии исследуемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние;
- прогноз тенденций развития объекта исследования;
- разработка рекомендаций;
- оценка оптимальных условий протекания процесса, степень достоверности полученных выводов, перспективы дальнейших исследований;
- определение адресата выводов и рекомендаций
|
Задание 1.6.1. Проектирование исследования. 1) На основе темы психолого-педагогического исследования, предложенного преподавателем, разработайте научный аппарат данного исследования. Задание представьте в виде таблицы:
Компонент научного аппарата
|
Описание
|
1
|
2
|
1. Актуальность темы
|
|
2. Противоречие
|
|
3. Проблема исследования
|
|
4. Цель исследования
|
|
|
|
5. Объект исследования
|
|
6. Предмет исследования
|
|
7. Гипотеза исследования
|
|
8. Задачи исследования
|
1... 2... 3.
|
9. Методологическая база исследования
|
|
10. Методы исследования
|
|
11. Научная новизна исследования
|
|
12. Практическая значимость исследования
|
|
2) Опишите проектируемые этапы исследования. При выполнении задания воспользуйтесь методическими рекомендациями (приложение Б) и литературными источниками. 3) Подготовьте презентацию проекта научного исследования (научный аппарат) и представьте ее на учебном занятии.
Источник: Белых, И.Н. Методы научных исследований в педагогике и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Белых, А.Г. Миронов; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2022. - 214 с. |