Тезаурус к теме Методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие) - 1. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. 2. Учение о научном методе познания. 3. Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Методология науки - совокупность исходных философских, основополагающих и системообразующих позиций, принципов, категорий, представлений, определяющих направление и характер осмысления учеными той или иной области объективной действительности.
Метод - способ научно-педагогического исследования.
Методологию принято рассматривать в двух основных аспектах: - теоретическом (формируется разделом философского знания - гносеологией, стремится к созданию идеальной модели); - практическом (ориентирован на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира). Одним из важных разделов современной методологии является методология научного исследования. В традиционном смысле под методологией научного исследования понимается учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории научного познания. В своем прикладном смысле методология научного исследования - это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки новых научных знаний [30]. Методология науки также дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи [20].
Главная цель методологии науки - изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но кроме этой основной задачи методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания [27]. В основе современного понятия методологии научного исследования лежит такое понятие, как метод. Проблема метода - одна из наиболее важных проблем любой науки, поскольку предваряет изучение объекта и одновременно является итогом изучения, ибо полученное в его результате знание касается не только самого объекта, но и методов его изучения. Из этой проблемы вытекает и неоднозначность в понимании содержания самого термина «метод». Он означает как сумму приемов, средств и процедур исследования наукой своего предмета, так и совокупность уже имеющегося знания об этих процедурах и средствах. В современной научной литературе принято выделять три основные категории методов научного исследования: - общефилософские; - общенаучные; - частнонаучные. Общефилософские методы имеют всеобщий характер. Они действуют во всех науках и на всех этапах познания. На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности. Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания. Общенаучные методы используются в самых различных областях науки и имеют междисциплинарный спектр применения (табл. 3).
Таблица 3 - Характеристика общенаучных методов
Метод
|
Характеристика
|
Анализ
|
Метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения)
|
Синтез
|
Метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей
|
Индукция
|
Метод логического умозаключения от частного к общему, т. е. сначала исследуются составные элементы объекта, а затем - его состояние в целом
|
Дедукция
|
Метод логического умозаключения от общего к частному, т. е. сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем - его составных элементов
|
Аналогия
|
Метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими
|
Сравнение
|
Метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности
|
Моделирование
|
Метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала
|
Абстрагирование
|
Метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития (от лат. отвлекать)
|
Системный анализ
|
Изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему
|
Наблюдение
|
Метод изучения предмета путем его количественного измерения и качественной характеристики
|
Эксперимент
|
Научно поставленный опыт в соответствии с целью исследования для проверки результатов теоретических исследований
|
К педагогическим методологическим проблемам относятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований. Возможно изменение актуальности методологических проблем, которое зависит от педагогической практики, а также от ученых- исследователей, занимающихся проблемами изучения методологической науки. Частнонаучные методы используются только в рамках какой- либо конкретной науки. Каждая частная наука обладает своими специфическими методами исследования. Однако это утверждение верно лишь отчасти: большинство социально-гуманитарных наук не имеют своего специфического, только им присущего метода. Чаще всего они применяют при изучении своего объекта общенаучные методы и методы других дисциплин.
В отношении педагогических исследований достижение результатов достигается реализацией традиционных методов: - метод наблюдения (систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека); - индивидуальная диагностическая беседа (анализ содержания высказываемых человеком оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности, в ее ходе имеется возможность не только глубже познать внутренний мир личности, ее взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении); - метод анализа результатов деятельности (изучение человека на основе анализа качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и другой деятельности, учет действий и поступков, достижений и недостатков, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.); - метод анализа документов - содержания касающихся человека документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.); - метод эксперимента - анализ проявления человека в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, изучаемое качество обязательно проявится; - метод анкетирования (интервью) - анализ содержания письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов; - метод независимых характеристик - анализ оценочных суждений других лиц о конкретном человеке; - биографический метод - анализ социально-психологических условий предшествующего периода развития человека, а также специальными (частными) методами, которые преимущественно используются профессиональными психологами в психодиагностике: - метод опроса, предусматривающий анализ сделанного человеком выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике.
Необходимо придерживаться следующих критериев при выборе и обосновании методов педагогического исследования: - объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу; - соответствию современным принципам научного исследования; - соответствию логической структуре (этапу) исследования; - гармонической взаимосвязи с другими методами в единой методической системе.
Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность [20].
Задание 1. Классификация методов педагогических исследований. Проведите классификацию основных методов педагогического исследования по следующим основаниям: - по источникам накопления информации: ■ методы изучения процесса в естественных условиях; ■ методы изучения процесса в специально измененных условиях; - по способу обработки и анализа данных; - в зависимости от аспекта рассмотрения. Источник: Белых, И.Н. Методы научных исследований в педагогике и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Белых, А.Г. Миронов; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2022. - 214 с. |