Методология научного исследования
Лекции и практикум по психологии - Введение в профессию психолога

Тезаурус к теме
Методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие) - 1. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. 2. Учение о научном методе познания. 3. Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология науки - совокупность исходных философских, основополагающих и системообразующих позиций, принципов, категорий, представлений, определяющих направление и характер осмысления учеными той или иной области объективной действительности.

Метод - способ научно-педагогического исследования.


Методологию принято рассматривать в двух основных аспектах:
- теоретическом (формируется разделом философского знания - гносеологией, стремится к созданию идеальной модели);
- практическом (ориентирован на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира).
Одним из важных разделов современной методологии является методология научного исследования. В традиционном смысле под методологией научного исследования понимается учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории научного познания. В своем прикладном смысле методология научного исследования - это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки новых научных знаний [30].
Методология науки также дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи [20].

 

Главная цель методологии науки - изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но кроме этой основной задачи методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания [27].
В основе современного понятия методологии научного исследования лежит такое понятие, как метод. Проблема метода - одна из наиболее важных проблем любой науки, поскольку предваряет изучение объекта и одновременно является итогом изучения, ибо полученное в его результате знание касается не только самого объекта, но и методов его изучения. Из этой проблемы вытекает и неоднозначность в понимании содержания самого термина «метод». Он означает как сумму приемов, средств и процедур исследования наукой своего предмета, так и совокупность уже имеющегося знания об этих процедурах и средствах.
В современной научной литературе принято выделять три основные категории методов научного исследования:
- общефилософские;
- общенаучные;
- частнонаучные.
Общефилософские методы имеют всеобщий характер. Они действуют во всех науках и на всех этапах познания. На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности.
Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания. Общенаучные методы используются в самых различных областях науки и имеют междисциплинарный спектр применения (табл. 3).


Таблица 3 - Характеристика общенаучных методов

Метод

Характеристика

Анализ

Метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения)

Синтез

Метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей

Индукция

Метод логического умозаключения от частного к общему, т. е. сначала исследуются составные элементы объекта, а затем - его состояние в целом

Дедукция

Метод логического умозаключения от общего к частному, т. е. сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем - его составных элементов

Аналогия

Метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими

Сравнение

Метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности

Моделирование

Метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала

Абстрагирование

Метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития (от лат. отвлекать)

Системный
анализ

Изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему

Наблюдение

Метод изучения предмета путем его количественного измерения и качественной характеристики

Эксперимент

Научно поставленный опыт в соответствии с целью исследования для проверки результатов теоретических исследований


К педагогическим методологическим проблемам относятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований. Возможно изменение актуальности методологических проблем, которое зависит от педагогической практики, а также от ученых- исследователей, занимающихся проблемами изучения методологической науки.
Частнонаучные методы используются только в рамках какой- либо конкретной науки. Каждая частная наука обладает своими специфическими методами исследования. Однако это утверждение верно лишь отчасти: большинство социально-гуманитарных наук не имеют своего специфического, только им присущего метода. Чаще всего они применяют при изучении своего объекта общенаучные методы и методы других дисциплин.


В отношении педагогических исследований достижение результатов достигается реализацией традиционных методов:
- метод наблюдения (систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека);
- индивидуальная диагностическая беседа (анализ содержания высказываемых человеком оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности, в ее ходе имеется возможность не только глубже познать внутренний мир личности, ее взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении);
- метод анализа результатов деятельности (изучение человека на основе анализа качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и другой деятельности, учет действий и поступков, достижений и недостатков, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.);
- метод анализа документов - содержания касающихся человека документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);
- метод эксперимента - анализ проявления человека в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, изучаемое качество обязательно проявится;
- метод анкетирования (интервью) - анализ содержания письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;
- метод независимых характеристик - анализ оценочных суждений других лиц о конкретном человеке;
- биографический метод - анализ социально-психологических условий предшествующего периода развития человека, а также специальными (частными) методами, которые преимущественно используются профессиональными психологами в психодиагностике:
- метод опроса, предусматривающий анализ сделанного человеком выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике.


Необходимо придерживаться следующих критериев при выборе и обосновании методов педагогического исследования:
- объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
- соответствию современным принципам научного исследования;
- соответствию логической структуре (этапу) исследования;
- гармонической взаимосвязи с другими методами в единой методической системе.


Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность [20].

Задание
1. Классификация методов педагогических исследований. Проведите классификацию основных методов педагогического исследования по следующим основаниям:
- по источникам накопления информации:
■ методы изучения процесса в естественных условиях;
■ методы изучения процесса в специально измененных условиях;
- по способу обработки и анализа данных;
- в зависимости от аспекта рассмотрения.
Источник: Белых, И.Н. Методы научных исследований в педагогике и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Белых, А.Г. Миронов; Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2022. - 214 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.