Специфика теоретического знания
Лекции и практикум по психологии - Введение в профессию психолога

Тезаурус к теме
Теория (от греч. teoria - наблюдение, исследование) - 1. Совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
1. Система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий.
Объяснение - функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить - значит пролить свет на какой-либо более или менее запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую может быть включен и частный случай. При этом остальное почти всегда остается необъяснимым. Естественнонаучному «объяснению» В. Дильтей в науках о духе противопоставляет «понимание».


Знание - результат процесса познания действительности; знако- во оформленная система идеальных образов.
Гипотеза (греч. hypothesis - предположение) - основание, научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства.
Понятие - 1. Логически оформленная общая мысль о предмете, какой-либо идеи. 2. Представление, сведение о чем-либо; форма знания, которая отображает единичное и особенное, являясь одновременно и всеобщим.
Определение - именование множества свойств, приписываемых рассматриваемому понятию, обозначенному термином.
Термин (лат. terminus - граница, предел) - слово, словосочетание, употребляется в специальном, главным образом научнотехническом, значении для определения понятий науки, техники, искусства.
Эвристика (греч. heurisko - нахожу) - система логических приемов и методических правил теоретического исследования.
В классической науке теория всегда рассматривалась как вершина научного познания. Даже тогда, когда теория развивается из умозрительной гипотезы, она должна верифицироваться серией экспериментов или проверкой подтверждения положений теории на практике.
Теория - система взаимосвязанных утверждений. Она должна содержать средства описания и предсказания, формулировки законов, объяснения феноменов и эмпирических зависимостей. В логике науки теория неразрывно связана с языком, отражающим ту концепцию, которая избрана автором теории. В современных логически непротиворечивых теориях в роли слов такого языка выступают термины этой теории, а в качестве терминов иногда используются слова обычного языка.
При теоретических рассуждениях (в том числе при разъяснении или усвоении теории) недопустимо истолковывать термины, пользуясь бытовыми значениями слова или значениями иноязычных корней, от которых оно образовано. Значение термина в науке не всегда идентично значению того же слова в повседневной жизни, оно обозначает только то конкретное понятие, которое оговаривается в определении [33].
Поскольку каждое понятие - результат обобщения, оно неминуемо абстрагируется от множества частностей. Именно это важно для теории, которая является обобщением высокого уровня. Каждая теория верна только относительно: какие-то явления она просто игнорирует, абстрагируясь от несущественного для нее, уже в определениях своих терминов.
Подмена понятий, их неоправданное расширение или сужение являются одним из нечестных приемов ведения полемики . Они приводят к правдоподобным рассуждениям в пользу субъекта, искажающего понятия.
Аксиома (от греч. axioma - значимость, требование) - исходное положение, истинность которого не может быть обоснована логически и принимается без доказательств, поскольку оно является совершенно очевидным и поэтому может служить исходным положением для других положений.

Теорема - научное положение, истинность которого может быть подтверждена доказательством.
Постулат (лат. postulatum - требуемое, требование) - положение, суждение, утверждение или допущение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, исходное, не требующее доказательства, хотя и недоказуемое ее средствами и потому играющее в ней роль аксиомы (в логике, математике и пр.). Это требование, предположение, которое является реально необходимым или должно быть мыслимым. Это предположение не нуждается в доказательстве, но должно быть сделано веско и обоснованно на основе фактов или исходя из систематических или практических объяснений.
Рабочая гипотеза - гипотеза, которая не является результатом исследования, а служит исследователю в его работе руководящей нитью, лесами, которые или окажутся правильно воздвигнутыми и прочными, или, если они воздвигнуты неправильно, должны быть снесены [32].
Гипотезы обладают большой ценностью в эвристике, помогая в процессе исследования опираться на вспомогательные средства или обозначить неизвестный путь к цели исследования.
Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами, полученными в расчетах или экспериментах.
Рассуждения - спутник научного познания. Они возникают уже при обобщении наблюдений или результатов экспериментальных исследований, все более усложняясь и абстрагируясь при разработке теорий.
Истинность теории подтверждается специальными доказательствами или экспериментами, которые оформляются в виде текстов, доступных объективной проверке, обсуждению, а при необходимости - и коррекции. Признание теории осуществляется в процессе обсуждения этих текстов. Там, где нет обсуждения, существуют только индивидуальные мнения, которые ничего и не опровергают, и не утверждают [16].
В психолого-педагогической области и специалисты-теоретики, и практикующие педагоги задаются вопросом, по каким признакам можно судить о том, что полученное знание является методологиче-

ским. И. А. Липский и М.С. Чванова называют основные признаки такого знания [17, 37]:
- его принадлежность к разрешению специфического противоречия - между процессами познания и преобразования социальнопедагогической практики,
- единство и взаимосвязь познания и практики, двух процессов - познавательного и преобразовательного, теоретической и практической деятельности.


Задания
1. Понятийно-терминологический аппарат.
Понятийно-терминологический аппарат (от лат. apparatus - совокупность) - субординированная система (иерархия), включающая в себя совокупность терминов, лексических средств, понятий и категорий по проблеме конкретного исследования, а также используемых для определения системы понятий теории и практики в конкретной области профессиональной деятельности [28, 38]. Одноименная глава (или раздел), как правило, предваряет большинство представлений результатов психолого-педагогических исследований (диссертаций, научных отчетов, докладов), в первую очередь учебных исследовательских работ (рефератов, курсовых работ, дипломных проектов и т. д.).
Проведите сравнительный анализ основных понятий в описании теоретического знания («термин», «понятие», «категория», «определение»), заполнив таблицу:

Термин

Понятие

Категория
(научная)

Определение

 

 

 

 


Представьте определения данным понятиям и выделите отличительные признаки.
Один и тот же термин может носить различную логически оформленную общую мысль (представление и сведение) о предмете, явлении или какой-либо идее, следовательно, и форму знания, которая отражает единичное и особенное.
На конкретном примере объясните, в каких случаях одно и то же слово выступает в качестве термина, понятия или категории.

2. Объясните высказывание К.Д. Ушинского: «У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального преподавания может наполнить тома, дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно», - с позиции состояния становления и формирования Теории высшего образования и Теории обучения в высшей школе.


3. Работа с глоссарием. Составьте личный тезаурус к теме «Специфика теоретического знания», используя толковые и энциклопедические словари, рекомендуемую литературу [38], а также глоссарии настоящего учебного пособия.
Укажите в тезаурусе и дайте определения таким понятиям, как «противоречие», «логика», «эмпирический», «аксиома», «теорема», «постулат», «теорема», «рассуждение», «система», «иерархия», а также всем тем понятиям, определение которых вызывает у вас затруднение.


Контрольные вопросы
1. Что рассматривается вершиной научного познания в классической науке?
2. Чем отличается термин от понятия? Что такое категория науки?
3. В каких случаях гипотеза является научной, а в каких рабочей?
4. Какое значение в признании теории играет обсуждение?
5. Каким образом в рамках данной темы следует понимать термины «утверждение» и «положение»?
6. Нуждается ли любая педагогическая теория или теория обучения в привлечении внешних «непедагогических» утверждений из других наук для строгости доказательства своих базовых утверждений?
7. Что такое научная полемика и каково ее значение в развитии теоретического знания подтверждения истинности?

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.