На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности организации воспитательной работы - Работа с семьей. Социальная защита детства. Профилактика социального сиротства
Особенности организации воспитательной работы - Работа с семьей. Социальная защита детства. Профилактика социального сиротства
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Особенности организации воспитательной работы
Формирование культуры личности
Учреждения образования как открытые воспитательные системы
Работа с семьей. Социальная защита детства. Профилактика социального сиротства
Предупреждение правонарушений, наркомании, токсикомании и алкоголизма среди учащихся и студентов
Взаимодействие школ и учреждений внешкольного воспитания и обучения в свободный от учебы день
Детское и молодежное общественное движение. Развитие самоуправленческих инициатив учащихся и студентов
Формирование здорового образа жизни
Все страницы


4. Работа с семьей. Социальная защита детства. Профилактика социального сиротства.
Важнейшим направлением воспитательной работы по-прежнему остается работа с семьей. В современной семье наблюдается ослабление родительских и супружеских привязанностей, ответственности за воспитание детей, падение авторитета родителей, престижа семейных ценностей. В некоторых семьях бытует пьянство, жестокость и насилие. Следовательно, требуется целенаправленная и систематическая работа по стабилизации семейных отношений, которая должна идти в двух основных направлениях.
С одной стороны, необходимо специально готовить молодое поколение к будущей семейной жизни. Эта подготовка должна проходить через весь период обучения и включать систему обучающих программ, просветительских и воспитательных мероприятий. С другой стороны, необходимо параллельное обучение взрослых родительской педагогике, активное и наиболее раннее вмешательство государственных органов и учреждений, пресекающих агрессивное поведение и насилие в семье. Учитывая закрытость семьи и сохраняющееся терпимое отношение к насилию и жестокости ее членов, следует активизировать просвещение и информирование по этой проблеме, оказание правовой поддержки и консультативной помощи детям и родителям.
Основное направление работы с родителями - формирование у них психолого-педагогической культуры, новой этики отношений с детьми - этики партнерства, осознания ими необходимости создания условий для развития и самореализации детей, обеспечения их прав, воспитания у них внутренней дисциплины, умения контролировать свои эмоции и поступки.
Система работы по повышению педагогических и психологических знаний родителей, необходимых в общении и развитии ребенка в семье, профилактике правонарушений может выглядеть следующим образом: наблюдение, анкетирование, проведение родительских лекториев, семинаров-тренингов для молодых родителей, консультирование семей по вопросам воспитания детей, психогимнастика, психотренинги по конфликтологии, создание клубов родителей по семейным проблемам, общению и самопомощи, организация работы кружков, объединений для детей, требующих особого внимания и психолого-педагогического сопровождения.
В контексте данной проблемы необходимо отметить, что Министерство образования обеспечивает постоянный анализ причин и проблем семейного неблагополучия, а также социального сиротства. В текущем году на заседаниях коллегий министерства в ходе рассмотрения вопросов «О реализации Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» в учреждениях образования г.Минска» и «О состоянии работы органов управления и учреждений образования по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании и алкоголизма среди учащихся и студентов» намечены конкретные мероприятия по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, защите прав детей.
В целях реализации межведомственного взаимодействия, направленного на улучшение положения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разработана Инструкция по выявлению и учету несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в которой предусмотрен комплекс профессиональных действий заинтересованных по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних, и устранению их причин и условий.
На международной научно-практической конференции «Социально-педагогические и организационные основы работы с детьми, нуждающимися в государственной защите», которая состоялась 3 июня 2004 года, обобщен положительный опыт работы органов охраны детства, учреждений образования, в том числе социально-педагогических центров, детских социальных приютов, с детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите. Видится необходимость организации работы по распространению данного опыта в регионах.
Снижение темпов роста социального сиротства напрямую связано с созданием разветвленной сети социально-педагогических учреждений. В стране функционирует 33 социально-педагогических центра и 102 детских социальных приюта. Социально-педагогические учреждения должны руководствоваться в своей деятельности постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. №1604 «Об утверждении Примерного устава специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации» и постановлением Министерства образования от 18 марта 2004 г. № 14 «Об утверждении Положения о социально-педагогическом учреждении».
К сожалению, в настоящее время к услугам специализированных учреждений обращается не очень много семей. Часто помощь запаздывает, и приходится прибегать к изоляции детей от семьи, ибо возникает реальная угроза их жизни и здоровью. Перспективным и значимым в такой ситуации является пропаганда возможностей детских социальных приютов и социально-педагогических центров, активизация их работы по профилактике детской безнадзорности и социального сиротства, социальная и психологическая реабилитация детей и родителей, попавших в экстремальные ситуации. Работа по созданию в каждом районе (городе) секторов по охране детства, социально-педагогических центров и детских социальных приютов должна быть завершена практически в этом учебном году.
Особая забота о детях-сиротах диктуется не только стремлением следовать гуманным принципам идеи защиты прав ребенка, но и опасностью распространения социального сиротства - явления, не имеющего права на существование. Статистические данные за 2003 год свидетельствуют о том, что количество детского населения в Республике Беларусь сократилось на 77,8 тыс. человек. Дети-сироты составляют 0,23 % от общего количества детей страны. С 2002 года наметилась некоторая стабилизация процесса роста социального сиротства. В 2003 году впервые уменьшилось как общее количество детей-сирот, так и их удельный вес среди  детского населения. Тем не менее, за прошедший год попечения родителей вновь лишилось 4798 детей, из них 99 % - по социальным причинам.
Важным направлением государственной политики в отношении социального сиротства, является создание условий для успешной социализации детей-сирот и, как следствие, прекращение воспроизводства социального сиротства. Практика показывает, что легче и успешнее проходит процесс социализации детей-сирот, воспитывающихся в семьях. В Республике Беларусь проживает 6582 усыновленных ребенка, в семьях опекунов – 12423 ребенка, в приемных семьях – 1906 сирот.
Принимая во внимание важность проблемы социального сиротства, семейного неблагополучия и в соответствии с Национальным планом действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы, органами управления образованием, учреждениями образования должен осуществляться комплекс мероприятий, направленных на улучшение положения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, который включает:
-    укрепление авторитета благополучной семьи в обществе;
-    обеспечение координации действий органов, учреждений и организаций по предупреждению семейного неблагополучия, безнадзорности несовершеннолетних, своевременному выявлению детей, нуждающихся в государственной помощи и защите;
-    систематическое проведение общественно значимых мероприятий по проблемам защиты прав детей;
-    осуществление на всех уровнях системы образования анализа реального положения детей и активизация действий по выполнению Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и Конвенции о правах ребенка (в ноябре  2004 года отмечается 15-летие Конвенции), обеспечение полного и безусловного соблюдения прав и интересов детей, а также мониторинга их соблюдения;
-    своевременное использование в интересах несовершеннолетних права обращения в суд с исками об отобрании у родителей ребенка без лишения родительских прав, о выселении из жилого помещения родителей из-за невозможности совместного с ними проживания, об ограничении дееспособности; инициирование использования права проведения выездных заседаний суда при рассмотрении дел о лишении родительских прав граждан;
-    организацию учебы работников органов опеки и попечительства, ИДН, КДН, направленной на повышение знаний действующего законодательства, касающегося защиты прав несовершеннолетних, возможностей и порядка их применения;
Решению данных задач способствует, в частности, разработанный и реализуемый Министерством образования совместно с Первым Национальным каналом Белорусского радио проект «Наши дети», целью которого является привлечение внимания общественности к проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия, информирование об ответственности за уклонение от выполнения родительских обязанностей, о новых формах жизнеустройства детей-сирот и имеющемся в стране положительном опыте усыновления, создания приемных семей и детских домов семейного типа, а также формирование общественного мнения в пользу усыновления и чуткого отношения к детям, оставшимся без попечения родителей.
Дети не только наше будущее, они  -наше настоящее, маленькие и взрослеющие люди, которые, все без исключения, имеют право на достойную жизнь – жизнь без насилия. Насилие по отношению к детям признано одной из основных проблем в области соблюдения прав человека. Уже известно и доказано, что жестокое обращение с детьми имеет физические и психологические последствия для здоровья оказывает крайне негативное влияние на развитие, социальную адаптацию детей и просто лишает их детства.
Демократизация системы образования, ориентация стратегии обучения и воспитания на человека как высшую ценность позволит осуществить переход от авторитарного воздействия на ребенка к эффективному взаимодействию с ним, что, несомненно, скажется положительно на успехах в обучении, здоровье, культуре поведения.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.