Страница 6 из 8
6. Взаимодействие школ и учреждений внешкольного воспитания и обучения в свободный от учебы день. Дети и подростки совершают преступления, употребляют алкоголь и наркотики преимущественно в вечернее время, выходные и праздничные дни, в том числе и в шестой, свободный от учебы день. Министерство образования подготовило и направило инструктивно-методические письма, опубликовало ряд материалов в «Настаўніцкай газеце» по организации шестого дня учебной недели и достижению его эффективности. Однако, не везде обстоят дела так, как следует, в частности: - к посещению школы в этот день, активному участию в различных досуговых, спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятиях не привлекаются должным образом трудные подростки, дети из неблагополучных семей; - в организации шестого дня и, в целом, совершенствовании воспитательной работы, профилактической деятельности органы образования, учебные заведения все еще недостаточно взаимодействуют с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и туризма и других ведомств. В организации занятости, развитии способностей и склонностей ребят, отвлечении их от пагубных привычек, противоправного поведения особая роль отводится учреждениям внешкольного воспитания и обучения, которые сегодня посещает 360 тысяч детей и подростков. Министерство образования уже приступило к работе над республиканской программой развития внешкольных учреждений, которую предполагает завершить к концу текущего года. В целях организации взаимодействия учреждений внешкольного воспитания и обучения и школ, создания единого воспитательного пространства микрорайона целесообразно создание Совета взаимодействия и сотрудничества школы и учреждений внешкольного воспитания и обучения, организующего совместное проектирование, планирование, координацию деятельности, сотрудничество с представителями заинтересованных организаций и лиц. При этом важным условием организации эффективной деятельности Совета является изучение социального заказа родителей, потребностей и интересов детей, анализ взаимоотношений учреждений внешкольного воспитания и обучения с социальным окружением. Особенно значима в шестой школьный день недели деятельность внешкольного учреждения в самореализации творческого потенциала ребенка через: - эффективное использование профессионально-творческих способностей педагогов внешкольных учреждений и возможностей материальной базы; - использование условий и возможностей подростковых клубов по месту жительства; организацию работы клубов выходного дня, общения, любителей фольклора; хобби-центров с гибкой системой планирования кружков по интересам с переменным составом детей; школы хороших манер, этикета, вежливости (для младших школьников); - проведение тематических суббот, спортивных совместных товарищеских встреч, выездных концертных шоу-программ, акций к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и др.; - организация выставочной деятельности, праздников кружковцев, творческих конкурсов; - взаимодействие с семьей и оказание ей педагогической помощи в воспитании детей, в качестве основных звеньев которой выступают: информационно-просветительская работа; социально-психологическая поддержка; совместное творчество. В организации взаимодействия значительная роль отводится методическому сопровождению шестого школьного дня, основными аспектами которого являются: - предоставление учреждениями внешкольного воспитания и обучения школам своих информационно-методических ресурсов «Внешкольное учреждение в помощь организации шестого школьного дня: услуги, информация, реклама, опыт работы, методическая поддержка»; - обучение и обмен опытом работы педагогов школ и учреждений внешкольного воспитания и обучения (консультирование, семинары, практикумы, выставки, совместное наблюдение, создание и реализация совместных социально значимых, творческих проектов, анализ, циклограмма шестого дня); - подготовка и распространение учреждениями внешкольного воспитания и обучения методических рекомендаций, пособий, сборников в помощь организаторам шестого дня.
|