На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности организации воспитательной работы - Формирование здорового образа жизни
Особенности организации воспитательной работы - Формирование здорового образа жизни
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Особенности организации воспитательной работы
Формирование культуры личности
Учреждения образования как открытые воспитательные системы
Работа с семьей. Социальная защита детства. Профилактика социального сиротства
Предупреждение правонарушений, наркомании, токсикомании и алкоголизма среди учащихся и студентов
Взаимодействие школ и учреждений внешкольного воспитания и обучения в свободный от учебы день
Детское и молодежное общественное движение. Развитие самоуправленческих инициатив учащихся и студентов
Формирование здорового образа жизни
Все страницы


8. Формирование здорового образа жизни.
Как в учебной, так и во внеурочной деятельности приоритет необходимо отдавать формированию ценностного отношения к жизни в широком смысле этого слова, пропаганде здорового образа жизни, развитию способности противостоять негативным влияниям. Приобщение к здоровому образу жизни в данном контексте выступает как процесс формирования у детей, подростков, студенческой молодежи отношения к здоровью как важнейшей моральной ценности, основы духовного и материального благополучия, осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Содержание воспитания в этом направлении должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармоничной и счастливой жизни каждого.
Обучение навыкам сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни с раннего возраста можно обеспечить через систематизацию этой работы, логическое объединение дисциплин учебного плана, внеклассной и внешкольной деятельности. По данному направлению можно использовать такие формы работы, как встречи с медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов, членами ОО «БРСМ» и других общественных организаций; проведение профилактических мероприятий, выпуск стенных газет ко Дню борьбы с наркотиками, Всемирному дню здоровья, Дню борьбы со СПИДом, бюллетеней о вредных привычках с использованием материалов и плакатов, выполненных учащейся молодежью. Целесообразно организовать проведение культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, трудовых и благотворительных акций, субботников, с использованием лозунгов и девизов «За здоровый образ жизни».
Наряду с этим министерство предлагает в новом учебном году сосредоточить осоые усилия на противодействие курению, пьянству, алкогольным пристрастиям части учащейся и студенческой молодежи, их родителей. Предстоящий учебный год в учреждениях образования должен пройти под девизом «Среди детей, молодежи и их родителей нет места пьянству».
В стране отмечается высокий уровень потребления спиртосодержащих напитков на душу населения. Нездоровая «алкогольная традиция» во многих семьях, по месту жительства передается подрастающим поколениям, что недопустимо. Пьянство родителей приводит к социальному сиротству, негативно сказывается на качестве семейного воспитания.
Почти каждый четвертый подросток, совершивший преступление в 2003 году, находился в состоянии алкогольного опьянения (2001 г. – 1503, 2002 г. – 1619, 2003 г. - 1851). В стране число подростков, привлеченных к административной ответственности за употребление спиртных напитков в 2003 году, составило 32903 человека и за 10 лет выросло вдвое. Общее число несовершеннолетних, наблюдаемых наркологической службой, на 01.01.2004 достигло 15714 (в 2002 г. - 12162). Во многих случаях алкоголизация подростков и молодежи идет на почве употребления пива. Ежегодно к административной ответственности привлекается до 10 тыс. взрослых, виновных в доведении несовершеннолетних до состоянии опьянения, и около 4,5 тыс. работников торговли за реализацию спиртных напитков детям.
Масштабы и последствия этих явлений требуют от учреждений образования, всей педагогической общественности самого пристального внимания, оперативного принятия действенных и результативных профилактических мер и категорического неприятия «пьяного» и одурманенного наркотиками образа жизни.
Эта работа не терпит формализма, не должна сводиться к разовым мероприятиям, назидательным беседам. Необходимо взять на учет каждую «пьющую» семью, вместе с местными исполнительными и распорядительными, правоохранительными, органами здравоохранения, труда и социальной защиты определиться в мерах воздействия на них. Следует выявить всех подростков  и молодежь, употребляющих пиво, спиртные напитки, разработать и реализовать систему профилактических мер, а также исключить появление на дискотеках, других развлекательных мероприятиях, в учреждениях образования выпивших учащихся и студентов и каждый такой случай рассматривать как «ЧП». В равной мере такое требование распространяется на весь коллектив учреждения образования.
К работе с данным негативом целесообразно активно привлекать самих учащихся и студентов, которые должны активно пропагандировать и отстаивать принципы здорового образа жизни среди сверстников. Все эти явления следует обсуждать в классах, учебных группах, в детских и молодежных общественных организациях, органах самоуправления.
Решением Совета Европы 2004 год был объявлен Европейским годом образования через спорт. Основными целями Года обозначены: использование физического воспитания и спорта в профилактике вредных привычек среди молодежи, противоправного поведения несовершеннолетних. Целесообразно в каждом учреждении образования продолжить работу по реализации комплексных программ  нравственного и физического становления личности через активные занятия физкультурой и спортом, участие в спортивной жизни коллектива, региона, страны.
Одной из составных частей физического воспитания учащейся молодежи является внеклассная физкультурно-оздоровительная работа, содержание которой должно быть тесно связано с действующими учебными программами по физической культуре. Дополнительные физкультурные занятия, а также участие в спортивных соревнованиях позволяют учащимся укреплять свое физическое здоровье, повышать уровень физической подготовленности, получать всестороннее физическое развитие. Внеклассные физкультурно-оздоровительные мероприятия являются одним из основных средств формирования здорового образа жизни учащихся, профилактики вредных привычек и асоциального поведения. Подробные рекомендации о совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы в новом учебном году будут опубликованы в «Настаўніцкай газеце».
Все вышеназванное в равной степени относится ко всем типам учебных заведений. Тем не менее некоторые специфические особенности профессиональной школы надо учитывать и при организации воспитательной работы. В инструктивно-методическом письме Министерства образования «Об организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях, обепечивающих получение профессионально-технического образования, в 2004/2005 учебном году», опубликованном в «Настаўніцкай газеце» от 10.07.2004 № 104-105, содержатся методические рекомендации по организации воспитательной работы.
Основное внимание в новом учебном году в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, должно быть обращено на повышение качества и результативности идейно-политического и гражданско-патриотического воспитания студентов, укрепление в их сознании идеологических представлений. В связи с подготовкой и проведением выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, мероприятия, направленные на формирование активной гражданской позиции молодежи, интереса к политической жизни общества, потребности в овладении политическими знаниями и навыками общественного деятеля приобретают особое значение.
Структурам вузов, отвечающим за организацию воспитательной работы, следует также сосредоточить внимание на следующих аспектах работы со студенческой молодежью:
-    проанализировать выполнение решений Республиканского студенческого форума;
-    активизировать деятельность профессорско-преподавательского состава и психолого-педагогической службы по решению вопросов профилактики девиантного поведения студентов, исключения случаев употребления табака, алкоголя, наркотиков; пропаганде правовых знаний;
-    внедрять в практику проведение в вузах дней факультетов с приглашением заслуженных преподавателей, ветеранов труда с целью приобщения студентов к истории своего факультета, его традициям; конкурсов на лучшего куратора вуза;
-    обеспечить с учетом специфики вуза проведение мониторинга качества воспитательного и идеологического сопровождения образовательного процесса.
Поиск путей позитивных преобразований управления процессом воспитания в современных социокультурных условиях привел к необходимости формирования системы мониторинга качества воспитания.
Качество воспитания представляет своеобразный показатель поступательного цивилизованного развития общества, с одной стороны, и эффективности системы образования, с другой. Совпадение целей и результатов воспитания опреляет его качество. Знания, умения, навыки не могут выступать результатом воспитания. Можно знать нормы поведения, но не выполнять их. И можно их соблюдать, чтобы скрыть свои истинные взгляды и намерения. Подлинная воспитанность человека определяется сформированностью моральных, душевных и духовных ценностей, которые проявляются в действиях, поступках, образе жизни и мыслей.
Современной и более полной оценкой уровня воспитанности учащейся молодежи как приоритетного критерия качества воспитания является мониторинг, позволяющий с определенной периодичностью отслеживать продуктивность воспитательного воздействия. Результаты мониторинга об уровне воспитанности учащихся позволят выявить степень эффективности воспитательных моделей учреждений образования, внести корректировку или в корне пересмотреть саму воспитательную модель учебных заведений, организацию и управление воспитательным процессом на разных уровнях.
В настоящее время в стране ведется работа по совершенствованию разноуровневой системы комплексного мониторинга качества образования, которая включает и мониторинг уровня воспитанности учащейся молодежи.
Результативность, качество воспитательной работы зависит, в первую очередь, от профессионализма всех педагогов, специалистов учреждений системы образования, осознания ими высокой ответственности за порученное дело воспитания учащейся и студенческой молодежи, от плодотворного сотрудничества с семьей и всеми социально-воспитательными институтами нашего общества, максимального использования имеющегося педагогического потенциала.

 

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.