Страница 3 из 8
3. Учреждения образования как открытые воспитательные системы. Всякое образовательное учреждение является частью социума и вступает в сложные взаимосвязи с другими социальными институтами (семья, ОО “БРСМ”, ОО “БРПО”, органы здравоохранения, социокультурные центры, правоохранительные органы). Открытая воспитательная система предполагает: - широкое использование на основе принципа социального партнерства культурного и производственного потенциала региона; - обеспечение воспитывающего характера всех видов деятельности учащейся молодежи (в т.ч. и вне учебного заведения); - активное участие детских и молодежных общественных объединений в культурнотворческой, социально значимой деятельности не только в учреждении образования, но и в социуме; - организацию и развитие в учреждениях образования самоуправленческих инициатив учащихся и студентов, родителей и общественности. На основе реально существующих воспитательных систем конкретных образовательных учреждений необходимо стремиться к созданию открытого воспитательного пространства микрорайона, малого города, сельской местности, региона. Это позволит включить в процесс воспитания детей и молодежи все социальные институты общества, повысит эффективность социальной адаптации подрастающего поколения, профилактики девиантного поведения, детской беспризорности и других негативных явлений. Развитие системы внешкольного воспитания и обучения, организация работы по месту жительства, увеличение количества физкультурно-оздоровительных, творческих объединений по интересам не только в общеобразовательных учреждениях, но и за его пределами обеспечит максимальную занятость учащейся молодежи в свободное время. В соответствии с приказом Министерства образования начинается экперимент «Создание центра социального воспитания» и апробация его деятельности на базе СШ № 33 г.Гродно, выводы после проведения которого можно будет использовать для активизации деятельности в данном направлении во всех регионах страны. Необходимо отметить, что при организации воспитательной работы с сельскими учащимися и их семьями обязательно должна учитываться специфика сельской социальной среды, обусловленная такими факторами, как ее локальность, замкнутость, слабо развитая социальная инфраструктура, невысокий социально-экономический уровень жизни населения, большое количество малообеспеченных, неблагополучных семей и др. Сегодня приходиться констатировать тот факт, что образование и воспитание на селе отстают от потребностей современной жизни прежде всего потому, что они не ориентированы на формирование у подрастающего поколения личностных качеств, ценностных ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих потребностям развития современного сельского социума. А ведь именно сельская школа, являясь уникальным социальным институтом, сохраняет способность воспитания юного поколения в духе присущей жителям села общности, коллективизма, социальной ответственности, любви к труду на земле. Практика показала, что развитие сельской школы не может быть продуктивным без четко сформулированной ее основной задачи в условиях многоукладной экономики села: всесторонняя подготовка учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, ориентация содержания образования и воспитания на потребности сельского сектора страны.
|