Майорова А.А., г. Барнаул, АлтГПУ, Научный руководитель: Мельникова Ю.А., канд. психол. наук, доцент
Понятие «профессия» долгое время в отечественной науке было предметом изучения исключительной экономической сферы. «Профессия» интересовала экономистов с точки зрения разделение трудовых обязанностей, повышения производительности труда, эффективного обучения специалистов, изучения набора необходимых компетенций, которым должен соответствовать будущий работник - профессионал. Поэтому и сейчас, работая над темой профессионального самоопределения, исследователю необходимо определиться с самим понятием «профессия».
Вот, например, как его трактует Словарь по профориентации и психологической поддержке: «Профессия - это род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы» [5]. Именно такой, технократический подход долгое время существовал в науке, и, отчасти, распространен до сих пор. Однако, под термином «профессия» может так же подразумеваться (по Е.А. Климову) еще и такие значения, как:
• область приложения сил человека (как субъекта труда); • общность людей-профессионалов; • подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; • деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.
Такой поход нам кажется наиболее обоснованным, и в своей работе мы опираемся на определение профессии, данное отечественным психологом Е.А. Климовым «профессия - это общность людей, занимающихся схожими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека) [1]. В свете такого подхода становится более объёмно и понятие «профессиональное самоопределение». Выбирая профессию, человек не только определяется со способом заработка и местом приложения своих сил, но и с образом жизни, возможностями самореализации. Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение как важнейшее проявление психического развития человека, как процесс его включения в социальное сообщество. Н.С. Пряжников отмечает, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [3]. Таким образом, профессиональное самоопределение - это постоянно протекающий процесс поисков смысла и способов самосовершенствования социальной и трудовой деятельности личности. Этот процесс имеет свои этапы, которые, как правило, соотносится с возрастом человека. В период окончания подросткового возраста и начала ранней юности - 16-17 лет, по окончанию общеобразовательной школы, начинается один из самых существенных и важных этапов - этап профессиональной подготовки. Старшеклассники выбирают учебное заведение, в котором продолжат свое обучение, но уже в рамках выбранного направления. Профессиональное самоопределение - одно из важных новообразований этого возраста. Заканчивается период «беспечности», «детскости», и от старшеклассника требуется взвешенное решение, имеющее значение для всей его дальнейшей жизни. И принимает он это решение под влиянием как внешних, так и внутренних факторов [4]. Под внешними понимают компоненты когнитивные - это дисциплинарные знания, особенность и типы мышления, предыдущий жизненный и трудовой опыт, способности личности. Но важную роль в процессе самоопределения имеют факторы внутренние - эмоции человека. Профессиональное самоопределение некоторые исследователи даже определяют как эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. Именно эмоциональный компонент профессионального самоопределения мы решили изучить подробнее. Мы провели исследование старших школьников (возраст 15-16 лет) по двум методикам - «Дифференциальные шкалы эмоций К. Изарда» и тест «Эмоциональный интеллект» Н. Холла. В исследовании приняли участие 27 человек - 10 мальчиков и 17 девочек. По тесту К. Изарда доминирующая эмоция у наблюдаемой группы - «Радость». Её отметили высокими баллами 16 человек (60 %). 45 % участников (12 человек) отметили «Интерес». На третьем месте - «Горе» (29 % - 8 человек). Есть небольшая разница в гендерных группах. Так, у мальчиков ниже показатели по шкале «Интерес» (4 из 10). А менее всего выражены эмоции: «Стыд», «Презрение» и «Вина». А у девочек мало выражены «Удивление», «Стыд», «Гнев» и «Страх». Такие результаты можно объяснить тем, что для периода окончания подросткового возраста и начала ранней юности характерны ярко эмоционально окрашенные реакции - отсюда так много отмеченных высокими баллами характеристик чувства «Радости» и «Интерес». «Молодому человеку кажется, что он всем нужен и все его ждут. Радуется, что перед ним открыто много путей и дорог» [6, с. 43]. И в то же время среди доминирующих эмоций - «Горе». Это может свидетельствовать о том, что старшеклассники ощущают скорые перемены в жизни, и они их заставляют переживать противоречивые чувства. Нежелание становиться взрослым, и жажда вступить в новый жизненный этап. Беспокойство и неопределенность по поводу будущего, и грусть из-за того, что детство проходит. При этом девочки переживают больше негативные чувства, обращенные к себе - вина, стыд. У мальчиков внутренний конфликт больше выражен вовне - через гнев. Тест «Эмоциональный интеллект» Н. Холла показал следующие результаты: в исследуемой группе высокого уровня эмоционального интеллекта не отмечено ни у кого. Треть испытуемых (9 человек) показали средний уровень эмоционального интеллекта, две трети группы (18 человек) низкий. Причем, из них у одной трети (6 человек) показатели отрицательные, самый низкий из которых - 38 баллов. Наиболее высокие показатели у наблюдаемой группы по шкале «Эмоциональная осведомленность» - высокий и средний баллы у половины участников. (14 человек). Наиболее низкие показатели группы по шкалам «Управление своими эмоциями» (высокий и средний балл только у 4 человек) и «Самомотивация» (высокий уровень у 2 человек, среднего нет ни у кого). Этот тест немного раскрывает картину, которая складывается после интерпретации результатов первого опроса. Старшеклассники не так уж хорошо разбираются в том - что же они чувствуют. У них есть теоретические знания, и в целом они осведомлены о том, какие эмоции существуют и как они выражаются. Но применительно к себе эти знания, в силу их скудности, они применить не могут. А потому не могут и управлять этим неизвестным для них собственным внутренним миром - распознавать эмоции, регулировать свой эмоциональный фон, мотивировать себя. Интересно, что по результатам теста, даже эмоции других людей старшеклассникам более понятны, чем собственные. Отметим тот факт, что 22 % участников и вовсе получили отрицательный результат. Но, показали беседы после анкетирования, такие участники часто выбирали отрицательные значения («Полностью не согласен»), поскольку предъявляют к себе очень высокие требования и категоричны в оценках. А также путают желания и возможности (намерения и результат), считая, если результат не был достигнут, значит, и не стремился к этому вовсе. Это тоже приметы возраста ранней юности: недовольство собой, неуверенность в себе, и вместе с тем - желание быть лучшим. Напомним, что исследования проходили школьники, находящиеся на пороге профессионального выбора - важного решения, которое личность принимает, основываясь не только на знаниях о мире, но и на понимании себя, своего места в социуме. Имея очень приблизительное представление о собственных чувствах, такой выбор сделать нелегко. Что, кстати, ещё больше усугубляет эмоционального состояние молодого человека. Часто ситуация заходит в тупик - если родители и педагоги пытаются помочь старшеклассникам исключительно дополнительной информацией о профессиях и вузах, убеждая, например, что у «тебя же склонность к математике, иди в физмат». Результаты нашего исследования - это повод задуматься о развитии эмоционального интеллекта и больше внимания уделять чувствам. Умению прислушиваться к себе, к своему мироощущению. Только тогда старшекласснику станут более понятны собственные индивидуальные ориентиры в большом и сложном мире.
Библиографический список 1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов вузов / Е. А. Климов. - Москва : Академия, 2007. - 302 с. 2. Павлова, А. М. Психология труда. - Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 156 с. 3. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда. - Москва : Издательство ИПП, Воронеж : НПО «МОДЭК» , 1997. - 210 с. 4. Пряжникова, Е. Ю., Егоренко, Т. А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. - 2012. - № 2. - С. 111-122. 5. Словарь по профориентации и психологической поддержке. 6. Хухлаева, О. В. Психология развития : молодость, зрелость, старость : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва : Академия, 2002. - 208 с. Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020.
|