Воздействие занятий по психогигиене педагогической деятельности на развитие психического и физического здоровья педагогов
О.А.Розуменко
Здоровье и счастье есть, когда их не замечаешь. А.П.Чехов
Природа устроила человека так, что он чувствует себя счастливым тогда, когда по – настоящему здоров. Здоровье, подаренное природой, порой очень сложно сохранить в условиях современности: стрессы, нарушения экологии, ускоренный ритм жизни, компьютеризация, деформация общения. Сохранение и укрепление здоровья – это и желание каждого человека, и важная государственная задача.
В педагогической деятельности стали равноправными понятия "сохранение психологического здоровья" и "сохранение психического здоровья". Это относится как к ученикам, так и учителям. В настоящее время профессия педагога относится к наиболее стрессогенным. По данным исследований, у трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами [Митина Л.М., 1998]. Работая над решением этой проблемы, мы пришли к идее проведения специальных занятий с педагогами. В педагогическом коллективе Мишковской средней школы с 2004 года реализуется система занятий ПГПД. Психогигиена педагогической деятельности (ПГПД) – это система занятий по развитию психического и физического здоровья педагогов. "Психогигиена – это предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций" [Краткий психологический словарь, М., 1995]. Цель занятий по психогигиене педагогической деятельности:
- Содействие осознанию учителями ценности профессионального здоровья.
- Формирование знаний и умений по охране и укреплению профессионального здоровья.
Задачи ПГПД:
- Расширить представления учителей о психическом здоровье личности, профессиональном здоровье педагога.
- Выявить проблемы психогигиены педагогической деятельности в коллективе.
- Содействовать формированию установки на самоценность профессионального здоровья как фактора профессионального долголетия
- Содействовать формированию знаний и умений по охране и укреплению профессионального здоровья педагогов.
- Проанализировать возможность применения педагогических технологий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В работе по психогигиене педагогической деятельности выделяется три уровня. Первый – помощь учителю "здесь" и "сейчас". Это наиболее актуально в "тёмный" период года (ноябрь, декабрь) и период предельной педагогической усталости (февраль). Периоды характерны для условий нашей сельской школы с преобладанием женщин в коллективе. Второй уровень, формирование у учителей знаний и умений по сохранению и укреплению своего здоровья. Мы совместно изучаем существующие методы, делимся своим опытом. Третий уровень предполагает распространение результатов занятий на учащихся. Здоровый учитель создаёт благоприятную атмосферу на уроке. Учитель, который имеет навыки сохранения своего здоровья, может оказать компетентную помощь учащимся, научить их правильно беречь здоровье. Занятия по психогигиене педагогической деятельности проводятся с использованием интерактивных технологий. Формы работы:
- Тренинг личностного роста
- Эмоциональный тренинг
- Практикум
- Психологическая диагностика
- Приёмы психологического тренинга
- Лестница успеха
- Весы
- Визуализация
- Аутогенная тренировка
- Приёмы психологической защиты
- Коллективное творчество
- Ароматерапия
- Арт-терапия
Примерная тематика нескольких занятий. Занятие 1. Профессиональное здоровье учителя
- Профессиональное здоровье учителя. Семинар.
- Индивидуальный стиль деятельности учителя. Практикум.
- Самооценка личного рабочего стиля учителя. Диагностика.
Занятие 2. Психологическая усталость и её преодоление
- Психологическая усталость и её преодоление. Семинар.
- Тренинг снятия эмоционального и физического напряжения.
- Я и стресс. Диагностика.
Занятие 3. Личностный и профессиональный рост 1. Тренинг личностного и профессионального роста. 2. Оценка профессиональной направленности учителя. Диагностика. В настоящее время мы работаем над разработкой программы "Индивидуальный стиль педагогической деятельности". Это необходимо для нашего молодого коллектива. Учителю важно подобрать свой индивидуальный стиль, знать и учитывать индивидуальные особенности учеников, уметь помочь ученику выбрать индивидуальный стиль учебной деятельности. Здоровье – это важное средство в достижении личностной самореализации. Человек должен иметь смысл и цель жизни, важнейшим условием их осуществления является хорошее здоровье.
Профилактика и методы предотвращения синдрома эмоционального выгорания у педагога
Е.В.Сивицкая
Профессиональная деятельность современного педагога, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе сложного социального взаимодействия с учащимися и коллегами по работе, постоянное проникновение в суть проблем ученика, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на его здоровье. По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываются на профессиональном развитии личности. Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается на позитивных аспектах работы с людьми врачей, педагогов, социальных работников и т. д. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса. К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и конфликтов в этой сфере; ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др. Так, ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений, как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности. Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — "стресса общения", который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена "эмоционального выгорания". Термин "эмоциональное сгорание" был введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. Синдром выгорания — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Психологи утверждают, что к эмоциональному выгоранию быстрее всего приводит позиция профессионала, который верит и следует четырем мифам: 1. Мне нельзя ошибаться. 2. Я должен быть сдержанным. 3. Я не имею права быть предвзятым. 4. Я обязан быть во всем примером для подражания. Постоянное воздействие разрушающих факторов приводит к устойчивым изменениям личности. Негативные переживания закрепляются в соответствующие формы реагирования, а эпизодические проявления отрицательных эмоций трансформируются в устойчивые черты: интровертированность, замкнутость, агрессивность, высокую личностную тревожность, депрессивность, агрессивность, сужение круга значимых мотивов. У человека развивается эмоциональное выгорание – симптомокомплекс, который включает в себя набор отрицательных показателей, под влиянием которых разрушается личность специалиста, он не может использовать имеющиеся у него личностные возможности и средства в связи с состоянием психической усталости или утрачивает свои трудовые умения и навыки. В результате происходят нарушения и деформации профессиональной деятельности, снижается результативность труда в целом. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены педагога необходимо уделять особое внимание и способствовать созданию системы психологической помощи. Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности – разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала. Следует учесть, что большинство педагогов составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами. Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья педагогов используются (хотя явно не в достаточной мере) индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях "негативного общения"; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др. Главными условиями, предотвращающими "выгорание" специалистов являются: – развитие знаний, навыков и умений; – улучшение условий труда и отдыха; – улучшение материально-технической базы учреждений образования; – развитие мотивации профессиональной деятельности; – изменение оплаты труда; – социальная защита; – система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня; – система улучшения психологического климата в коллективе. Психогигиена педагога обеспечивается его толерантностью к синдрому "сгорания". Педагог должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях. В связи с этим необходимо изучать специфику деятельности педагога, личностно-профессиональные особенности специалиста и факторы, влияющие на развитие синдрома выгорания и других рисков, связанных с его профессиональной деятельностью, с тем, чтобы целенаправленно формировать значимые для деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую работу по предотвращению профессиональных стрессов.
Психология в управлении школой, или использование здоровьесберегающих технологий в работе администрации школы
Н.Ю.Сидорова
Главная миссия администрации – создать такие условия в школе, чтобы в ней было хорошо и детям, и взрослым, чтобы они чувствовали себя здесь уверенно, чтобы они шли в школу улыбаясь. Хорошо, когда учитель видит в лице администратора не монарха с указующим жезлом, а педагога-мыслителя, организующего непрерывное повышение профессионального мастерства. К ведущим компонентам личности руководителя социальные психологи традиционно относят ценностные ориентации, черты темперамента и характера, организаторские и профессиональные способности, стили руководства и, наконец, социальную интуицию как высшее проявление способности к общению. Для грамотного, квалифицированного управления людьми администратор обязан знать и уметь пользоваться всеми приемами общения, сопереживания, эмоционального и интеллектуального понимания и воздействия на людей. Администратору необходимо уметь квалифицированно пользоваться такими приемами, как убеждение, внушение, волевой нажим, принуждение. Но какой бы грамотной ни была администрация школы, те или иные осложнения, проблемы, с которыми сталкиваются люди, создают, к сожалению, благодатную почву для возникновения конфликтных ситуаций. У большинства людей конфликт вызывает самые неприятные ассоциации, т. к. он отличается тем, что здесь противоречие между людьми осложняется эмоциональными переживаниями, изменяются отношения людей, меняется их поведение по отношению друг к другу, иногда даже возникает своеобразная борьба, когда каждая сторона стремится доказать свою правоту. Именно эта эмоциональная сторона конфликтной ситуации, связанная с переживаниями, ухудшением отношений, и переносится человеком особенно тяжело. Администратору нужно помнить, что человек вступает в конфликт только в ситуации для него значимой, когда он не видит другой возможности ее изменить. В большинстве случаев он старается не осложнять отношений, стремится сохранить сдержанность. Если же ситуация переходит, так сказать, определенный "порог", у человека возникает конфликтная реакция. Периодически, в связи с особой напряженностью или переутомлением, мы все можем быть склонны к повышенной конфликтности. Бывают и личностные черты, также влияющие на частоту вступления в конфликт, - это низкое самообладание, импульсивность, вспыльчивость, отсутствие культуры в общении. Каким же образом можно предотвратить возникновение конфликтов в трудовом коллективе? Существует несколько направлений профилактики конфликтности. Во-первых, общие условия деятельности в коллективе - организация труда, его ритмичность, условия, в которых работают люди, порядок при начислении заработной платы, распределении премий, отпусков — значительно определяют характер отношений людей. Проблемы стимулирования деятельности могут анализироваться в философском, экономическом, юридическом, социологическом и других аспектах. Социально-психологические вопросы стимулирования связаны с учетом отношений людей к различным стимулам, с психологическим климатом и стилем руководства в трудовом коллективе, с личностными особенностями разных людей. Ведь стимул, высокозначимый для одного человека, может быть неэффективен для другого. Администрация школы имеет в своем арсенале различные виды стимулов (как поощрений, так и порицаний). Особую роль играет справедливость стимулирования коллектива и отдельных работников, правильного распределения поощрений за действительные заслуги. Важную роль в стимулировании играют пропагандистско-информационные мероприятия. Установлено, что эмоциональный настрой людей снижается, если процедуре поощрения не уделено должного внимания. И наоборот, хорошо, с душой организованное мероприятие повышает настроение и у самих поощряемых, и у присутствующих. При использовании порицаний администратору необходимо учитывать, что эффективность порицания зависит от индивидуально-психологических особенностей работника. К примеру, одно и то же критическое замечание, произнесенное спокойным тоном, может дать разные результаты: бурную реакцию холерика, повышение деятельности у сангвиника, потерю работоспособности у меланхолика и не оказать никакого влияния на флегматика. Управление стимулированием в трудовом коллективе – процесс сложный и творческий, требующий гармоничного сочетания моральных и материальных стимулов, постоянной коррекции и совершенствования. При этом нужно всегда учитывать специфику коллектива, особенности социально-профессиональных (учителя, техперсонал и т. п.) и социально-демографических групп (мужчина, женщина, молодежь, пенсионер, семейное положение и т.п.), а также индивидуальные особенности людей (характер, способности, интересы, темперамент и т. д.) Итак, первое направление профилактики конфликтности – создание общей оптимальной атмосферы трудовой деятельности людей. Второе направление – знание особенностей людей разного пола, возраста, образования в сочетании с индивидуальным подходом к каждому человеку, с учетом его личных особенностей. Третье направление – стиль работы самой администрации, её манера вести себя с людьми, культура ее собственного поведения. Но всегда ли конфликт плох? Да и возможна ли полная бесконфликтность? В конечном счете, страшны не сами противоречия между людьми, а негативное следствие конфликтных ситуаций – неразрешенность конфликта, несправедливость и нанесение обиды, ухудшение отношений и, как следствие, увольнение работника. Таким образом, разумная постановка вопроса сводится не к попытке полностью избежать конфликтов, а к стремлению научиться правильно разрешать конфликтные ситуации, обращая их на пользу делу или устраняя их возможные негативные последствия.
Можно назвать пять способов поведения в условиях конфликта: 1. Уход. 2. Сглаживание. 3. Компромисс. 4. Конфронтация. 5. Принуждение. Теперь о возможных правилах поведения в конфликтных ситуациях, обеспечивающих лучший выход из острой ситуации. 1. Не расширяйте предмет конфликта. 2. В конфликте "обвиняющий" должен предложить позитивное решение. 3. Не должно быть категоричной формы. 4. Сокращайте число претензий, иначе обвиняемому трудно будет разобраться в том, что вы от него хотите. 5. Самое главное – избегайте личных конфликтов, не допускайте, чтобы претензия переходила в оскорбление личного достоинства. Разумеется, перечисленные советы и правила не могут из плохого администратора сделать хорошего. Но они призваны облегчить работу администрации, сделать эффективнее её труд. Они позволят руководителям более грамотно, не только на интуитивно-практическом, но и на научно-психологическом уровне подходить к управлению людьми, совершенствовать способы руководства, что поможет создавать благоприятный психологический климат в коллективе и тем самым сохранять психическое здоровье учителей.
Памятка для администратора 1. Хороший коллектив — чаще всего продукт повседневных, длительных усилий руководителя. 2. Воспитать хорошего подчиненного – гораздо более благородная, хотя и трудная задача, чем постоянно думать за него и сделать его безукоризненным, но бездумным исполнителем. 3. Во избежание недоразумений отдавайте приказы и распоряжения в письменной форме. 4. Не критикуйте подчиненного на людях, особенно когда вы взволнованы и раздражены. 5. Умейте слушать подчиненных. 6. Говорите кратко, предварительно обдумав всё, что хотите сказать. 7. Честно признавайте свои ошибки, в этом залог эффективной совместной работы. 8. Контролируйте работу подчиненных своевременно, оперативно, постоянно; при этом основной акцент на важные этапы работы. 9. Не выполняйте за подчиненных их работу. 10. Ориентация на положительную мотивацию эффективнее ориентации на отрицательную 11. Любое задание следует передавать на тот уровень организации (компетентности), на котором его могут успешно выполнить. 12. Если можешь, будь мудрее других, но не показывай этого.
Влияние стресс-факторов на профессиональное здоровье педагога
А.А.Стреленко
На современном этапе развития психологической науки и практики одной из актуальных тем для обсуждения становится проблема сохранения и поддержания профессионального здоровья педагога. Действительно, многие исследователи (Л.М.Аболин, 1987; Г.Ф.Заремба, 1982; Л.М.Митина, 1992; С.В.Субботин, 1992) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной действительности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов [2, С. 117]. Известно, что стресс выступает комплексной и неспецифической реакцией организма на любые воздействия (стрессоры) и имеет приспособительное значение. Стрессовые воздействия умеренной силы и длительности полезны (и даже необходимы) для нормального функционирования организма. Однако хронические психогенные стрессы, возникающие в результате различного рода профессиональных конфликтов, при неопределенности прогноза в разрешении ситуаций, невозможности осуществления готовых программ деятельности или их подбора в условиях дефицита времени приводят к тяжелым последствиям, затрагивая уровень реакции, социального функционирования и глубинных личностных изменений [1, С. 107-120]. Хронические, неконтролируемые и непредсказуемые стрессы могут привести к различного рода психическим расстройствам, в том числе и эмоциональному выгоранию. Вместе с тем в процессе профессионального развития с различной степенью осознанности у работника формируется определенный набор защитных механизмов и способов преодоления эмоционального напряжения, вызванного сложными ситуациями профессиональной деятельности. От способов их преодоления во многом зависит профессиональное развитие специалиста. Система способов преодоления эмоционального напряжения в сложных профессиональных ситуациях формирует определенную стратегию профессионального поведения, которая, как отмечает Э.Э.Сыманюк, может способствовать профессиональному самосохранению либо привести к полной профессиональной деструкции [3, С. 156-162]. О типичности стресса для педагогической деятельности, из-за ее насыщенности такими стресс-агентами, как: социальная оценка, физическая опасность, неопределенность, повседневная рутина и др. говорит C.H. Layetal (1989). Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, I. Dunham (1966) в первую очередь выделяет: фрустрированность, тревожность, изможденность и эмоциональное выгорание [2, С. 242]. В современных исследованиях, рассматривающих проблему эмоционального выгорания педагогов, отмечается, что у педагогов со временем их реализации себя в профессии нарастает чувство некомпетентности в профессиональной сфере, с жесткой фиксацией на своих неудачах, а также упрощение своих профессиональных обязанностей и ограниченность репертуара рабочих действий. О том, что постоянные профессиональные стрессы являются постоянной и универсальной основой не только эмоционального выгорания, но и полной дезинтеграции различных психических сфер, прежде всего – эмоциональной, говорит и Е.Г.Ожогова [1, С. 107-120]. Так, ею были проанализированы результаты исследования, проведенного с участием школьных педагогов и педагогов начального профессионального образования. В частности были определены группы стресс-факторов, выделяемых в деятельности педагога. В первой группе стрессогенных факторов, зависящих от условий труда,с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе работы, данные распределились следующим образом: перегрузки работой в целом (37,5%); различные финансовые затруднения (25%); загруженность работой и отсутствие свободного времени (15%); быстрое переключение на новую работу (10%); отсутствие стимулов для качественной работы (7,5%); перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей (5%). Во второй группе стрессоров, зависящих от личных качеств работника: боязнь администрации (40%); чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты работы (25%); ошибки в общении с коллегами и администрацией (17,5%); возбудимость как доминирующая черта характера (7,5%); изолированная позиция в коллективе (5%); нехватка знаний по технологии профессиональной деятельности (2,5%); нехватка времени вследствие плохой самоорганизации (2,5%). В третьей группе стрессогенных факторов, обусловленных управленческими причинами, отмечались: конфликты с администрацией по причинам ее низкой управленческой культуры и компетентности (35%); неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников (25%); унижение перед коллективом (15%); недоверие руководителя к возможностям и способностям работника (10%); оскорбление со стороны администрации отдельных работников (7,5%); проблемы, связанные с аттестацией работников (5%); слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника (2,5%). В четвертой группе стрессоров, обусловленных межличностным общением с коллегами, определились: оскорбления со стороны коллег (52,5%); негативные проявления в оценках деятельности и личностных качеств со стороны партнеров по работе (25%); позиция "отвергаемого" в коллективе (10%); наличие группировок в коллективе (5%); психофизиологическая несовместимость, безотчетная неприязнь и т.п. (5%); столкновения па почве антагонизма в профессионализме (2,5%). В пятой группе были выделены дополнительныеспецифичные (характерные именно для профессиональной педагогической деятельности) стресс-факторы, а именно: конфликтные ситуации педагога с обучающимися (12,5%); подготовка к показательным мероприятии (10%); неудачи в работе (10%); плохое поведение учащихся на уроках, лекциях (7,5%); безответственное отношение к учебе обучающихся (7,5%); конфликтные ситуации с родителями обучающихся (7,5%); конфликтные ситуации между учащимися (5%); плохая подготовка домашнего задания обучающимися (5%); нецензурная брань и другие проявления низкой культуры обучающихся (5%); лень учащихся (5%); неумение учащихся анализировать, трудиться и думать (5%); некомфортные условия труда (5%); отсутствие технических средств обучения и учебников, методической литературы (5%); неряшливый внешний вид обучающихся (5%); смена вида деятельности (срочные замены, неожиданные задания) – 5% [1, С. 111-112]. Таким образом, вышеперечисленные факторы, по мнению Е.Г.Ожоговой, свидетельствуют о том, что большинство педагогов испытывают стрессовое напряжение из-за различного рода конфликтов с обучающимися, их родителями, также с администрацией образовательного учреждения. Напряженная атмосфера в педагогическом коллективе (отсутствие взаимопонимания, конфликты и оскорбления коллег) часто становится источником волнений и дезорганизующим фактором продуктивной профессиональной деятельности. Показательно, что ряд стрессоров, указанных как дополнительные, связаны с собственной некомпетентностью педагогов. Сама формулировка факторов, вызывающих напряжение, свидетельствует о высокой степени дистанцирования от своих прямых обязанностей и их редукции. Эти данные напрямую указывают не только на развитие "профессионального выгорания" и личностной деструкции (поскольку ярко выражена профессионально-нейтральная, стагнирующая стратегия профессионального развития), но и являются предвестниками профессионального кризиса. Соответственно по своей детерминированности трудности педагогической деятельности, как показатель напряженности (стресса), имеют внешнее (объективное) и внутренне (субъективное) выражение, влияющие на профессиональное здоровье педагога.
Литература
- Ожогова, Е.Г. Синдром "психического выгорания" в работе педагога и профессиональные стратегии поведения / Е.Г.Ожогова // Психология и школа. - 2006. - № 2. - С. 107-120.
- Реан, А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание / А.А.Реан, А.Р.Кудашев, А.А.Баранов. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352 с.
- Сыманюк, Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения личности / Э.Э.Сыманюк // Мир психологии. – 2005. – № 1. – С. 156-162.
[1] [2] [3] [4] [5] [6]
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко |