На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Практика организации психолого- педагогических исследований - Этические требования к организации и содержанию психолого-педагогических исследований
Практика организации психолого- педагогических исследований - Этические требования к организации и содержанию психолого-педагогических исследований
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Практика организации психолого- педагогических исследований
Этические требования к организации и содержанию психолого-педагогических исследований
Классификация методов психолого-педагогического исследования
Требования, предъявляемые к надежности психодиагностических методик
Методические рекомендации к осуществлению психологопедагогической диагностики учащихся разных возрастов
Диагностика образовательной среды/воспитательного пространства школы, вуза
Производственная педагогическая практика студентов: диагностический инструментарий для освоения
Все страницы

 


2.2. Этические требования к организации и содержанию психолого-педагогических исследований


Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком- либо отдельно взятом психологическом свойстве. Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:
1. Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?
2. Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?
3. В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?
4. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?
5. Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способам их интерпретации?
6. Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?
Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической оценкой психологических особенностей индивида. Здесь сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностических процедур. Она включает в себя:
1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.
2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.
3. Описание условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально применяет методы психодиагностики.
Оба комплекса вопросов, теоретические и практические, тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, нужно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики.
Практически психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности психолога и педагога. Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени выраженности того психологического феномена, свойства, состояния, которое изучается исследователем. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в ходе педагогического эксперимента. Нельзя обойтись без точной психодиагностики в инновационной деятельности педагогических коллективов, так как в любых экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате педагогических инноваций действительно, и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности.
Еще более важным направлением в применении психодиагностических процедур является практическая психокоррекционная работа, эффективность которой доказывается на основании качественных и количественных изменений тех характеристик, по отношению к которым проводилась целенаправленная корренкция.
Психодиагностика решает ряд типичных для нее задач:
1. Установление наличия у индивида того или иного психологического свойства или особенности поведения.
2 Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа, в частности методами математической статистики. Из-за ошибок в психодиагностике, чаще всего связанных с отсутствием профессионализма в выборе методов, методик, релевантных целям исследования, описания результатов и их интерпретации, сводятся «на нет» доказательства экспериментальной педагогической деятельности.
В этой связи к лицам, осуществляющим психолого-педагогическую диагностику в образовательной практике, предъявляются следующие требования:
1. Знание тех психологических теорий, на которых основываются используемые им психодиагностические методы.
2. Способность располагать к себе испытуемых, вызывать их доверие, обеспечивающее искренность в ответах.
3. Знание самих психодиагностических методик и условий их правильного применения.
4. Выбираемые методики должны быть наиболее понятными из всех возможных и наименее трудоемкими. Инструкции к методикам должны быть простыми, короткими и достаточно понятными без дополнительных разъяснений.
Комплекс норм и принципов защиты интересов и прав обследуемых лиц включают наиболее общие правила, которые предупреждают неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики. Морально-этические принципы деятельности в своих общих положениях отображают общечеловеческие нормы, которые регламентируют поведение соответственно требованиям профессиональных обязанностей, моральных норм, профессиональной честности, принципов гуманизма и т.п.
Нередки случаи, когда психолог/педагог становится в позицию исследователя человеческой личности. В сферу его интереса могут попасть интимные стороны жизни другого человека, содержание сложных межличностных отношений, конфликтов, отклонение в поведении как предпосылки и следствия психического заболевания. В этом аспекте нормы профессиональной этики по сложности, многоаспектно- сти и важности осуществления успешной профессиональной деятельности не уступают соответствующим нормативам деятельности врача.
Наиболее важными в комплексе норм и требований профессиональной этики является соблюдение принципов гуманности, безусловное преимущество интересов обследуемого в определении целей, планировании процедуры, характере проведения диагностического обследования.
К важнейшим этическим принципам принадлежат:
1. Принцип профессиональной компетентности, который определяет отбор методик и опросных листов, способов интерпретации полученных результатов. Любой из используемых диагностических инструментов должен отвечать целям исследования и интересам обследуемого.
2. Принцип научной обоснованности подчеркивает необходимость выбора валидной и надежной психодиагностической методики, которая позволит получить результаты, которым вполне можно доверять.
3. Конфиденциальность исследования (принцип соблюдения тайны) предполагает неразглашение индивидуальных результатов психолого-педагогической диагностики без персонального согласия на это того лица, которое участвовало в диагностике. Если речь идет об учащихся младшего школьного возраста, то на само исследование и разглашение результатов обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. Исключение составляют случаи, когда исследование проводится в научных целях, но и в этом случае нельзя указывать в обобщенных результатах точные имена и фамилии испытуемых.
4. Принцип не нанесения ущерба предполагает, что результаты нельзя использовать во вред тому человеку, который участвовал в диагностических мероприятиях.
5. Принцип объективности исследования. Исследование должно быть целиком непредубежденным. На лицо, реализующее диагностические мероприятия, не должны оказывать влияние общее впечатление о личности обследуемого: симпатия или антипатия, собственное психическое состояние или расположение духа, ориентированность на получение определенного результата и т.д.
6. Принцип психопрофилактического изложения материала. При сообщении результатов самому обследуемому необходимо придерживаться определенных предупредительных мер, направленных против их неправильного использования, неправильной интерпретации или возможного появления эмоциональных реакций. То есть психодиагностические результаты не должны снижать самооценку обследуемого, а должны быть представлены таким образом, чтобы формировали мотивацию к саморазвитию и самоизменению.
7. Принцип ограниченного распространения специальных методик. Этот принцип имеет целью предупреждение неправильного использования клинических психодиагностических тестов. Доступ к таким методикам должен быть ограниченным, они должны быть доступны только для специалистов, которые будут проводить такие исследования, и отвечать за достоверность результатов. Наиболее важным условием реализации психолого-педагогических исследований в образовательной практике является соблюдение этики исследования, которое выступает в виде этических принципов и норм к осуществлению диагностических мероприятий в образовательной практике:
Независимо от того, кто занимается психолого-педагогической диагностикой - психолог или педагог, при ее проведении необходимо соблюдать следующие морально-этические нормы:
1) Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом.
2) Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.
3) Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому в доступной для правильного понимания форме.
4) При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка.
5) Основная ответственность за надлежащее применение на практике методов диагностики лежит на лице, лицах и организациях, пользующихся этими методами.
Важно напомнить, что психолого-педагогическая диагностика - это ответственная область профессиональной психолого-педагогической деятельности, в рамках которой психолог/педагог получает результаты, характеризующие конкретного человека, которые, по сути, являются персональными данными личности.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.