На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Практика организации психолого- педагогических исследований - Производственная педагогическая практика студентов: диагностический инструментарий для освоения
Практика организации психолого- педагогических исследований - Производственная педагогическая практика студентов: диагностический инструментарий для освоения
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Практика организации психолого- педагогических исследований
Этические требования к организации и содержанию психолого-педагогических исследований
Классификация методов психолого-педагогического исследования
Требования, предъявляемые к надежности психодиагностических методик
Методические рекомендации к осуществлению психологопедагогической диагностики учащихся разных возрастов
Диагностика образовательной среды/воспитательного пространства школы, вуза
Производственная педагогическая практика студентов: диагностический инструментарий для освоения
Все страницы

 


2.8. Производственная педагогическая практика студентов: диагностический инструментарий для освоения


Учебный план педагогического института ВлГУ содержит три учебные практики: учебная (ознакомительная), производственная (педагогическая) и производственная (преддипломная).


I. Учебная (ознакомительная) практика студентов является одним из начальных этапов формирования молодого квалифицированного и конкурентоспособного специалиста, подготовленного к самостоятельной трудовой деятельности в сфере образования.
Главной целью учебно-ознакомительной практики является становление и развитие профессионально значимых качеств и компетенций будущего учителя, необходимых для достижения целей современного образования в условиях действующего педагогического процесса. Достижение цели учебно-ознакомительной практики обеспечивается решением следующих задач:
1. Знакомство с современным состоянием учебно-воспитательной работы и накопленным педагогическим опытом в образовательном учреждении.
2. Приобретение навыков, необходимых для успешного осуществления учебной и воспитательной работы с учетом психолого-возрастных особенностей обучаемых.
3. Формирование творческого подхода к педагогической деятельности, обогащение и расширение педагогического кругозора, выработка стратегии поведения учителя в различных педагогических ситуациях;
4. Совершенствование способностей к наблюдению за педагогическим процессом, к конструированию, реализации и оценке результатов соответствующей педагогической деятельности;
5. Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.
Программа практики включает три направления практической деятельности студентов:
1. Анализ особенностей организации процесса обучения в школе на основе наблюдения (карты наблюдения представлены в Приложениях 6, 7, 9 данного пособия):
- наблюдение за познавательной активностью учащихся, проявлениями мотивации учащихся к изучению учебного предмета;
- наблюдение за проявлениями реактивности как характеристики темперамента;
- наблюдение за использованием педагогических приемов, направленных на развитие познавательных способностей учащихся на уроке.
- наблюдение за речевыми воздействиями и оценочной деятельностью учителя в процессе урока;
- наблюдение за проявлением стилевых характеристик педагогического общения;
- наблюдение за деятельностью учителя по формированию универсальных учебных действий;
- наблюдение за ходом урока и его поаспектный анализ на основе предложенных схем.
2. Реализация педагогической деятельности в качестве помощника классного руководителя:
- составление краткой характеристики классного коллектива;
- анализ плана работы классного руководителя на первое полугодие;
- разработка методических рекомендаций по проведению одного внеурочного воспитательного дела по одному из направлений воспитательной деятельности для детей школьного возраста.
3. Самодиагностика личности студента с привлечением методик, представленных в Приложении 5:
- Опросник самоутверждающего поведения (ОСП) (Р.В. Овчарова)
- Опросник социально-коммуникативной компетентности (СКК) (Р.В. Овчарова)
- Самоанализ достигнутого уровня субъектности (И.В. Плаксина)
- Тест «Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе» (Т.Т. Соколова)
- Мотивация выбора педагогической специальности (С. А. Пакулина, С. М. Кетько)


II. Производственная (педагогическая) практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку, создает возможность для закрепления и углубления полученных теоретических знаний, перевода их в плоскость технологического применения, формирования профессиональных умений, адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности. В процессе практики студент, реализуя сложившийся профессиональный опыт, задается новыми вопросами, связанными с профессиональной деятельностью. Именно педагогическая практика призвана пробудить потребность в педагогическом самообразовании и личностном самосовершенствовании как необходимой составляющей педагогической культуры. Производственная педагогическая практика студентов предполагает приобретение опыта работы в роли помощника классного руководителя. Поэтому перед студентами ставятся следующие задачи
1. На основе изучения особенностей классного и системы воспитательной работы классного руководителя с классом, выделить педагогические проблемы и предложить научно обоснованные пути их разрешения.
2. Обозначить наиболее значимые воспитательные задачи и проанализировать опыт собственной помощи в реализации этих педагогических задач;
3. Приобрести опыт подготовки и проведения разнообразных форм организации внеклассной воспитательной работы.
4. Оценить результативность примененных форм организации внеклассного воспитательного процесса с точки зрения учета возрастных и психологических особенностей учащихся класса. подготовить и организовать психолого-педагогическое исследование классного коллектива;
5. Составить социально-психологический портрет классного коллектива (характеристику группы) по результатам исследования.
6. На основе данных, полученных при исследовании класса составить характеристику на одного из учащихся.
Напоминаем, что все исследования проводятся с учетом принципов конфиденциальности и профессиональной этики педагога, с учетом возрастных особенностей в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
Важно отметить, что школьный класс представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом, очерченными границами, в котором общение носит непосредственный характер. Сложность составляет вопрос наличия общих целей. В силу того, что деятельность каждого ученика сугубо индивидуальна, школьный класс в своем основании не несет общих целей и не может быть отнесен к малым группам. Однако искусственное создание их, привнесение извне в индивидуальную деятельность в воспитательных целях или по доброй воле участников открывает для школьного класса возможность превращения в малую группу. Варианты такой работы - создание разнообразных форм конструктивной совместной деятельности учащихся (коллективные творческие дела, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально значимая деятельность класса) - формируют единство целей и ценностей.
Планирование и реализация психолого-педагогической диагностики уровня развития классного коллектива основывается на следующих критериях:
1. Система устойчивых межличностных отношений, основанных на симпатии. Стабильность-непостоянство дружеских диад и микрогрупп плюс доброжелательность отношений между микрогруппами - очень важные показатели состояния класса, зрелости сложившихся отношений;
2. Готовность группы к выдвижению лидера в ситуации, требующей управления групповыми действиями. Умение следовать за лидером - это признак социальной зрелости и отдельного человека, и группы.
3. Уровень сплоченности группы, наличие в группе общих чувств и настроений, общность оценок и реакций на воздействия извне или со стороны отдельных участников, готовность к принятию коллективной ответственности за те или иные действия группы и т.д. У членов сплоченной группы повышается уровень психологического здоровья, самооценка, снижается тревожность, появляется состояние личной защищенности.
4. Готовность к принятию групповых решений. Умение принимать коллективные решения, которые бы продвигали развитие группы в целом, и при этом воспринимались бы каждым членом группы как его собственное, - серьезный показатель высокого уровня развития класса.
5. Уровень доверия и открытость внутригрупповым конфликтам. При высоком уровне доверия в группе противоречия между свободно выражающимися людьми достойно, достаточно доброжелательно разрешаются.
6. Принятые способы нормативного контроля. Как группа относится к фактам нарушения принятых норм и правил, к каким наказаниям и поощрениям склонна, каков стиль поведения в подобных ситуация у высокостатусных членов группы?
Для составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива рекомендуется использовать следующие методы:
1. Наблюдение на уроке, во внеурочное время (карты наблюдений);
2. Беседа (с учащимися, с классным руководителем и другими учителями);
3. Биографический метод (анализ данных классного журнала);
4. Анкетирование (интересов, увлечений, посещение внешкольных образовательных учреждений);
5. Тестирование.
В Приложении 8 данного пособия представлены методики для изучения степени сплоченности, системы устойчивых взаимоотношений, ценностно-ориентационного единства классного коллектива.


III. Производственная преддипломная практика завершает этап вузовской подготовки к профессиональной педагогической деятельности и создает возможность для апробации приобретенных педагогических компетенций, перевода их в плоскость технологического применения. Производственная педагогическая практика студентов предполагает приобретение опыта работы в роли учителя. Диагностическая составляющая практики состоит в формировании рефлексивной позиции будущего педагога по отношению к осуществляющейся педагогической деятельности в процессе диагностики и анализа развивающего потенциала урока. Это осуществляется в процессе работы с картами наблюдения за деятельностью педагога во время урока. Качественной и действенной диагностической процедурой является сравнение самооценки проведенного урока студентом и сравнение ее результатов с оценками посетивших урок однокурсников. В Приложениях 7, 9 представлены карты наблюдения за коммуникативной деятельностью педагога на уроке, а также схемы психолого-педагогического анализа урока.

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.