Страница 7 из 7
2.8. Производственная педагогическая практика студентов: диагностический инструментарий для освоения
Учебный план педагогического института ВлГУ содержит три учебные практики: учебная (ознакомительная), производственная (педагогическая) и производственная (преддипломная).
I. Учебная (ознакомительная) практика студентов является одним из начальных этапов формирования молодого квалифицированного и конкурентоспособного специалиста, подготовленного к самостоятельной трудовой деятельности в сфере образования. Главной целью учебно-ознакомительной практики является становление и развитие профессионально значимых качеств и компетенций будущего учителя, необходимых для достижения целей современного образования в условиях действующего педагогического процесса. Достижение цели учебно-ознакомительной практики обеспечивается решением следующих задач: 1. Знакомство с современным состоянием учебно-воспитательной работы и накопленным педагогическим опытом в образовательном учреждении. 2. Приобретение навыков, необходимых для успешного осуществления учебной и воспитательной работы с учетом психолого-возрастных особенностей обучаемых. 3. Формирование творческого подхода к педагогической деятельности, обогащение и расширение педагогического кругозора, выработка стратегии поведения учителя в различных педагогических ситуациях; 4. Совершенствование способностей к наблюдению за педагогическим процессом, к конструированию, реализации и оценке результатов соответствующей педагогической деятельности; 5. Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда. Программа практики включает три направления практической деятельности студентов: 1. Анализ особенностей организации процесса обучения в школе на основе наблюдения (карты наблюдения представлены в Приложениях 6, 7, 9 данного пособия): - наблюдение за познавательной активностью учащихся, проявлениями мотивации учащихся к изучению учебного предмета; - наблюдение за проявлениями реактивности как характеристики темперамента; - наблюдение за использованием педагогических приемов, направленных на развитие познавательных способностей учащихся на уроке. - наблюдение за речевыми воздействиями и оценочной деятельностью учителя в процессе урока; - наблюдение за проявлением стилевых характеристик педагогического общения; - наблюдение за деятельностью учителя по формированию универсальных учебных действий; - наблюдение за ходом урока и его поаспектный анализ на основе предложенных схем. 2. Реализация педагогической деятельности в качестве помощника классного руководителя: - составление краткой характеристики классного коллектива; - анализ плана работы классного руководителя на первое полугодие; - разработка методических рекомендаций по проведению одного внеурочного воспитательного дела по одному из направлений воспитательной деятельности для детей школьного возраста. 3. Самодиагностика личности студента с привлечением методик, представленных в Приложении 5: - Опросник самоутверждающего поведения (ОСП) (Р.В. Овчарова) - Опросник социально-коммуникативной компетентности (СКК) (Р.В. Овчарова) - Самоанализ достигнутого уровня субъектности (И.В. Плаксина) - Тест «Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе» (Т.Т. Соколова) - Мотивация выбора педагогической специальности (С. А. Пакулина, С. М. Кетько)
II. Производственная (педагогическая) практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку, создает возможность для закрепления и углубления полученных теоретических знаний, перевода их в плоскость технологического применения, формирования профессиональных умений, адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности. В процессе практики студент, реализуя сложившийся профессиональный опыт, задается новыми вопросами, связанными с профессиональной деятельностью. Именно педагогическая практика призвана пробудить потребность в педагогическом самообразовании и личностном самосовершенствовании как необходимой составляющей педагогической культуры. Производственная педагогическая практика студентов предполагает приобретение опыта работы в роли помощника классного руководителя. Поэтому перед студентами ставятся следующие задачи 1. На основе изучения особенностей классного и системы воспитательной работы классного руководителя с классом, выделить педагогические проблемы и предложить научно обоснованные пути их разрешения. 2. Обозначить наиболее значимые воспитательные задачи и проанализировать опыт собственной помощи в реализации этих педагогических задач; 3. Приобрести опыт подготовки и проведения разнообразных форм организации внеклассной воспитательной работы. 4. Оценить результативность примененных форм организации внеклассного воспитательного процесса с точки зрения учета возрастных и психологических особенностей учащихся класса. подготовить и организовать психолого-педагогическое исследование классного коллектива; 5. Составить социально-психологический портрет классного коллектива (характеристику группы) по результатам исследования. 6. На основе данных, полученных при исследовании класса составить характеристику на одного из учащихся. Напоминаем, что все исследования проводятся с учетом принципов конфиденциальности и профессиональной этики педагога, с учетом возрастных особенностей в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Важно отметить, что школьный класс представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом, очерченными границами, в котором общение носит непосредственный характер. Сложность составляет вопрос наличия общих целей. В силу того, что деятельность каждого ученика сугубо индивидуальна, школьный класс в своем основании не несет общих целей и не может быть отнесен к малым группам. Однако искусственное создание их, привнесение извне в индивидуальную деятельность в воспитательных целях или по доброй воле участников открывает для школьного класса возможность превращения в малую группу. Варианты такой работы - создание разнообразных форм конструктивной совместной деятельности учащихся (коллективные творческие дела, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально значимая деятельность класса) - формируют единство целей и ценностей. Планирование и реализация психолого-педагогической диагностики уровня развития классного коллектива основывается на следующих критериях: 1. Система устойчивых межличностных отношений, основанных на симпатии. Стабильность-непостоянство дружеских диад и микрогрупп плюс доброжелательность отношений между микрогруппами - очень важные показатели состояния класса, зрелости сложившихся отношений; 2. Готовность группы к выдвижению лидера в ситуации, требующей управления групповыми действиями. Умение следовать за лидером - это признак социальной зрелости и отдельного человека, и группы. 3. Уровень сплоченности группы, наличие в группе общих чувств и настроений, общность оценок и реакций на воздействия извне или со стороны отдельных участников, готовность к принятию коллективной ответственности за те или иные действия группы и т.д. У членов сплоченной группы повышается уровень психологического здоровья, самооценка, снижается тревожность, появляется состояние личной защищенности. 4. Готовность к принятию групповых решений. Умение принимать коллективные решения, которые бы продвигали развитие группы в целом, и при этом воспринимались бы каждым членом группы как его собственное, - серьезный показатель высокого уровня развития класса. 5. Уровень доверия и открытость внутригрупповым конфликтам. При высоком уровне доверия в группе противоречия между свободно выражающимися людьми достойно, достаточно доброжелательно разрешаются. 6. Принятые способы нормативного контроля. Как группа относится к фактам нарушения принятых норм и правил, к каким наказаниям и поощрениям склонна, каков стиль поведения в подобных ситуация у высокостатусных членов группы? Для составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива рекомендуется использовать следующие методы: 1. Наблюдение на уроке, во внеурочное время (карты наблюдений); 2. Беседа (с учащимися, с классным руководителем и другими учителями); 3. Биографический метод (анализ данных классного журнала); 4. Анкетирование (интересов, увлечений, посещение внешкольных образовательных учреждений); 5. Тестирование. В Приложении 8 данного пособия представлены методики для изучения степени сплоченности, системы устойчивых взаимоотношений, ценностно-ориентационного единства классного коллектива.
III. Производственная преддипломная практика завершает этап вузовской подготовки к профессиональной педагогической деятельности и создает возможность для апробации приобретенных педагогических компетенций, перевода их в плоскость технологического применения. Производственная педагогическая практика студентов предполагает приобретение опыта работы в роли учителя. Диагностическая составляющая практики состоит в формировании рефлексивной позиции будущего педагога по отношению к осуществляющейся педагогической деятельности в процессе диагностики и анализа развивающего потенциала урока. Это осуществляется в процессе работы с картами наблюдения за деятельностью педагога во время урока. Качественной и действенной диагностической процедурой является сравнение самооценки проведенного урока студентом и сравнение ее результатов с оценками посетивших урок однокурсников. В Приложениях 7, 9 представлены карты наблюдения за коммуникативной деятельностью педагога на уроке, а также схемы психолого-педагогического анализа урока.
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.
|