На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Практика организации психолого- педагогических исследований - Требования, предъявляемые к надежности психодиагностических методик
Практика организации психолого- педагогических исследований - Требования, предъявляемые к надежности психодиагностических методик
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Практика организации психолого- педагогических исследований
Этические требования к организации и содержанию психолого-педагогических исследований
Классификация методов психолого-педагогического исследования
Требования, предъявляемые к надежности психодиагностических методик
Методические рекомендации к осуществлению психологопедагогической диагностики учащихся разных возрастов
Диагностика образовательной среды/воспитательного пространства школы, вуза
Производственная педагогическая практика студентов: диагностический инструментарий для освоения
Все страницы

 


2.4. Требования, предъявляемые к надежности психодиагностических методик


Для того, чтобы психолого-педагогическая диагностика была достаточно надежным средством исследования и позволяла получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять, и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, отвечающие требованиям валидности, надежности, однозначности и точности. В пособии Р. С. Немова полно и подробно представлены указанные характеристики диагностических методик [52].
Термин «валидность» означает: «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначается. Характеристика валидности включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет (конструкт методики), но также информацию об условиях, о сфере ее применения. Валидность может быть теоретической и практической (эмпирической), внутренней и внешней. Теоретическая валидность определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посредством других методик - таких, с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная связь, зависимость. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи разных методик, опирающихся на одну и ту же теорию.
Эмпирическая валидность проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если, например, с помощью некоторой методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика.
Внутренняя валидность означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, сужденийи т.п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют нето, что требуется отданной методики.
Внешняя валидность - определена взаимосвязями между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого. Обычно валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства.
Результаты психолого-педагогической диагностики зависят от многих трудно контролируемых факторов: качества измерительного инструмента, постоянства характеристик ситуации психологического тестирования, правильности понимания инструкции испытуемым, поведения экспериментатора, актуального психологического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов обычно ведет к снижению степени надежности измерений. Из всех этих факторов наиболее важным является надежность самой методики, так как все остальные вносят гораздо меньший вклад в постоянство получаемых результатов. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.
Точность методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Метр, например, разделенный только на сантиметры, будет грубее измерять длину, чем линейка, градуированная по миллиметрам. В свою очередь микрометр будет намного более точным измерительным инструментом, чем школьная линейка. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации выявлять оттенки измеряемого качества.
Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Самыми важными из названных четырех критериев являются первые два: валидность и надежность, и если измерительный инструмент им не соответствует, то его вообще нельзя использовать как средство психодиагностики. Если же методика не вполне точна и не полностью однозначна, то ее тем не менее можно применять с определенными оговорками. Но при этом необходимо помнить, во-первых, о том, что неточная методика может не позволить установить сравнительно небольшие изменения, которые происходят в результате проведенного эксперимента, и, следовательно, может указать на отсутствие изменений там, где они на самом деле есть. Недостаточно однозначная методика не всегда позволяет соотносить величину получаемых показателей со степенью изменения именно оцениваемого качества, а не какого-либо другого.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.