На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - Вопросы социальной адаптации и профориентации лиц с ДЦП
Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - Вопросы социальной адаптации и профориентации лиц с ДЦП
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития
Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала
Речевые нарушения детей с ДЦП
Нарушения пространственных представлений детей с ДЦП
Специфика формирования школьных навыков, особые образовательные потребности и организация обучения детей с ДЦП
Особенности психолого-педагогического обследования
Особенности личностного и социального развития при ДЦП
Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП
Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Вопросы социальной адаптации и профориентации лиц с ДЦП
Все страницы

 

11. Вопросы социальной адаптации и профориентации лиц с ДЦП

Неотъемлемой частью психологической коррекционной работы является проблема социальной адаптации - максимального приспособления к самостоятельной жизни, возможности обучения и профессиональной ориентации детей с церебральными параличами. Потенциальные возможности социально-трудовой адаптации и интеграции больного ДЦП в общество определяются степенью его социально-культурного развития.
Наблюдая возрастную динамику подростков с церебральным параличом, исследователи фиксировали сложности их социальной адаптации (завышенные ожидания от взаимоотношений с окружающими, слабое представление о реальности, неадекватные притязания на профессиональную деятельность и личную жизнь и т.д.) [5].
Работы Е.В. Крыжко, А.В. Тюрина и других авторов показывали, что для подростков и взрослых с последствиями ДЦП типична сверхценность трудовой деятельности. Они считают, что сам факт наличия трудового места означает хорошую интеграцию в обществе, но при этом не строят планов своего профессионального будущего. Для них наиболее важным является получение рабочего места, чем престижность специальности. В выборе будущей работы они ориентируются не на перспективные возможности профессии, а на популярность специальности в данное время. Для них не характерно обдумывание запасных профессиональных планов. Поэтому при неудаче они надолго (иногда, возможно, навсегда) остаются неработающими. Из этого следует, что в области профориентации имеются существенные проблемы. Само по себе ни дистанционное, ни иное обучение не сможет решить вопросы трудоустройства и адаптации к профессиональным требованиям, т.е. профессиональной занятости.
Обязательным условием социальной адаптации считается наличие семьи. Молодые люди с диагнозом ДЦП обычно находят себе будущих супругов среди инвалидов с этим же заболеванием. При выборе партнеров они делают упор на совместимость и взаимодополняемость в выполнении семейных обязанностей. Сведений о том, что представляют собой подобные семьи, нам не встретилось.
Авторы фактически единодушны во мнении о том, что адаптационные мероприятия должны акцентироваться на формировании позитивного отношения к конечному результату реабилитации. Для этого предлагают следующие направления работы.
1. Коррекция отношения к себе.
2. Коррекция отношения к другим.
3. Коррекция,отношения к реальности (к жизни).
4. Формирование приемлемой модели интеграции и социальной адаптации [36].
Психология лиц с церебральными параличами – сравнительно новая область специальной психологии, разработка которой в нашей стране продолжается менее полувека. Вместе с тем уже получено немало данных, которые позволяют практикам правильно организовать коррекционно-педагогический и абилитационно-реабилитационный процессы, помочь многим детям и взрослым с последствиями ДЦП социализироваться и перестать быть инвалидами в негативном значении этого понятия.
Использованная литература
1. Алексеева Е.А. Психологическая диагностика и коррекция эмоционального развития детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом средствами художественной деятельности Автореф.дис.канд…психол.наук.М., 2010.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1990. - 144 с.
3. Вагина М.В. Психологическая диагностика нарушений формирования самооценки у учащихся с детским церебральным параличом Автореф.дис.канд…психол.наук. СПб, 2009.
4. Газалиева А.М. Инвалидность и комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом Автореф.дис.канд…мед.наук. М., 2008.-
5. Дмитриева Е.Н. Особенности временной перспективы детей и подростков с детским церебральным параличом Автореф.дис.канд…психол.наук. Томск, 2006.
6. Заиграева Н.В., Скребнева А.В. Отцовское отношение к дошкольнику с детским церебральным параличом в зависимости от полоролевого типа родителя // Дефектология. – 2013. – № 5. – С.22-34.
7. Иванова В.С. Учет особенностей отношения родителей к заболеванию ребенка детским церебральным параличом в психологическом сопровождении семьи: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: - Томск, 2012.
8. Инденбаум Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование в специальной психологии. Иркутск: ИГПУ, 2007.
9. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: пособие для родителей и воспитателей / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1993.
10. Коновалова С.В. Диагностическое изучение особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и его коррекция средствами деятельности конструирования Автореф.дис.канд…психол.наук. Нижний Новгород, 2006.
11. Кислякова Е.А. Эффективность комплексной реабилитации с применением ботулинического токсина типа А у детей и подростков с детским церебральным параличом : Автореф. дис. ... канд. мед. наук :.- Смоленск, 2006.
12. Крыжко Е.В. Личностно-ориентированная психологическая коррекция подростков с церебральным параличом Автореф.дис.канд…психол.наук. СПб, 2009.
13. Кухтина Э.И. Качество жизни детей-инвалидов с детским церебральным параличом. Автореф.дис.канд…мед.наук. Уфа, 2006.
14. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] : учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / В. В. Лебединский. - М. : Академия, 2003. - 144 с.
15. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. — М. : Академия, 2001.
16. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Автореферат дис. докт. псх. н. – Москва, 2001
17. Мамаева А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7–9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия.: Дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2008.
18. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии СПб.: Речь, 2008. - 224 с.
19. Мамайчук И. И.. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции : (На материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями) : Дис. ... д-ра психол. наук : СПб, 2004.
20. Машаду И.П. Адаптивная физическая культура детей с церебральным параличом в условиях образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук : СПб., 2006 169 с.
21. Осокин В.В. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Нарушения психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики /Под ред. Е.Л. Инденбаум. Уч.пос. Иркутск, 2005.-С.89-96.
22. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 г. - 160 с.
23. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом. Автореферат дис. докт. пед. н. – Москва, 2009.
24. Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи // Мир психологии. – 2003. – № 3. – С. 242–246.
25. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. - №1. - 2000.
26. Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., «Медицина», 1976.
27. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.: Медицина, 1972.
28. Симонова Т.Н. Синергетическая модель психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями. Автореферат дис. докт. псх. н. – Москва, 2011.
29. Симонова Т.Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями /Монография.– Изд-во РПГУ им. Герцена, 2008–128 с.
30. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. — СПб. : Детство-пресс, 2004.
31. Спицына Н.К. Перинатальные аспекты материнско-детских отношений в семьях детей с детским церебральным параличом Автореф.дис.канд…психол.наук.. СПб 2008.
32. Стельмах С.А. Особенности эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом дошкольного и младшего школьного возраста Автореф.дис.канд…психол.наук. М.1999
33. Твардовская А.А. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом Автореф.дис.канд…психол.наук.. Нижний Новгород, 2011
34. Тюрин А.В. Психологическая адаптация инвалидов с последствиями детского церебрального паралича Автореф.дис.канд…психол.наук. М., 2000.
35. Чеснокова Л. С. Динамика психического развития детей 6-7 лет с церебральнымпараличом в ходе иппотерапии : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 : Н. Новгород, 2005 133 c.
36. Шулаева М.А. Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича Автореф.дис.канд…психол.наук. М.2007.

Задания для самостоятельной работы студента
1. Подготовьте презентацию или сообщение, посвященное одной из программ психокоррекции или коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ДЦП.
2. Составьте теоретически возможный психологический портрет ребенка с ДЦП определенного возраста (характеристика познавательной сферы, эмоциональных проблем, дисфункций, степени адаптированности в деятельности, межличностных отношениях, речевой компетентности и речевых нарушений, индивидуальных компенсаторных возможностей) и составьте приблизительную программу сопровождения.

Рекомендуемая литература

1. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
2. Немкова С.А. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб.-метод, пособие / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; — М.: Союз педиатров России, 2012.
3. Нэнси Р. Финни Ребенок с церебральным параличом : помощь, уход, развитие.
4. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с.

Задания на оценку успешности формирования базовых компетенций логопедов

Предмет «Психология детей с дисгармоничным и дефицитарным развитием и основы консультирования семьи» нацелен на формирование трех профессиональных компетенций. Для того, чтобы проверить, насколько успешно формируются компетенции, предлагаем Вам выполнить следующие задания:
ПК6. Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений развития, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики
Вы логопед и Вам следует работать с ребенком дошкольного возраста, имеющим гемипаретическую форму ДЦП и псевдобульбарную дизартрию. Составьте план психолого-педагогического обследования, который позволит Вам сориентироваться в возможностях и потребностях ребенка.
ПК8. Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения
Родитель спрашивает Вас о том, каковы перспективы коррекции его 6-летнего безречевого ребенка с двойной гемиплегией. Что Вы будете ему говорить и какой план работы предусмотрите для себя.
ПК9. Готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности
Вам предложили подготовить методическую разработку по теме «Работа логопеда над обогащением словаря детей с ДЦП», поскольку Вам не раз приходилось с ними работать. От каких данных Вы будете отталкиваться при составлении подобной разработки, если в ней следует предусмотреть календарно-тематический план, количество занятий, этапы работы, а также индивидуальный подход.

Е.Л. ИНДЕНБАУМ

Специальная психология для начинающих:
психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Иркутск-2014



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.