Страница 9 из 11
9. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП
Поскольку нарушения при ДЦП многоаспектны, коррекционно-развивающая, психокоррекционная, абилитационно-реабилитационная работа должна осуществляться комплексно, как единая система мер, направленных на коррекцию имеющихся недостатков и на активизацию индивидуальных компенсаторных возможностей. Медицинская реабилитация детей должна начинаться с момента установления диагноза. Характер ее меняется вместе с взрослением ребенка. Постепенно на смену медикаментозному лечению и массажу приходит лечебная физкультура. В медицинской литературе отмечается, что многообразие клинических проявлений ДЦП создает у одной части родителей иллюзию безнадежности, а у другой – веру в «чудодейственные» лекарства и методы лечения. Порой на протяжении многих лет больные систематически получают курсы медикаментозной, мануальной терапии, массажа, иглорефлексотерапии, физиолечения и т.д. Однако все эти методы могут создать лишь фон для более или менее успешного проведения специальной ЛФК, без которой неправильные установки конечностей только усугубляются. Вместе с тем медики неустанно ищут новые способы лечения: электростимуляцию мышц, нейротрансплантацию и т.п. Используется широкий спектр медикаментозных миорелаксантов . В последнее десятилетие стали использовать ботулотоксины, инъекции которых вызывают местный расслабляющий эффект [11]. Родители и специалисты не теряют надежды на то, что методы лечения станут более совершенными. Однако ликвидация собственно двигательного расстройства не сможет автоматически решить проблемы обучения и социализации такого ребенка. С таким феноменом уже столкнулись сурдологи. Нейросенсорная тугоухость в определенной мере побеждена медицински внедрением метода кохлеарной имплантации, благодаря которому ребенок начинает слышать, но имплантированные дети все равно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. В его отсутствие они не могут беспрепятственно влиться в коллектив нормально слышащих сверстников. Поэтому очень важна психологическая коррекция. Уже К.А. Семенова придавала большое значение правильно организованным играм. Процессуальные, сюжетно-ролевые, дидактические игры способствуют психическому и речевому развитию, овладению различными навыками, расширению кругозора, освоению норм социального поведения, формированию личности. Методисты считают, что все задания для детей должны объединяться игровым сюжетом, который бы обеспечивал целостность воспринимаемого материала. Коррекционно-развивающая работа психолога направляется на преодоление недостатков познавательных процессов, повышение общего уровня сформированности познавательной деятельности, коррекцию дисфункций. Особое значение придается здесь работе над формированием пространственных представлений, развитием возможностей самоконтроля. При умственной отсталости в первую очередь стремятся усилить возможности подражания взрослому, а также работают над основными мыслительными операциями: сравнением, анализом, обобщением наглядно представленных объектов. Если отставание в психическом развитии можно квалифицировать как задержку, начинать все равно следует с наиболее легких заданий, однако по возможности быстрее усложнять их, побуждая ребенка думать и действовать самостоятельно. Психолог при проведении коррекционно-развивающих занятий обязан согласовывать их содержание с изучаемым программным материалом, а также тесно взаимодействовать с педагогом-дефектологом. Специалисты при этом решают целый комплекс задач: - развитие разных сторон познавательной деятельности; - коррекция отклонений в психическом развитии; - формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности; - формирование предпосылок к усвоению ребёнком материала занятий, проводимых воспитателями, и закрепление этого материала; - формирование предпосылок учебной деятельности [33]. Мощным средством коррекции называют адаптивное физическое воспитание. Игры типа Жмурки, Совушка оказываются полезными детям для улучшения эмоционального состояния, но их нельзя сильно перевозбуждать. Следует соблюдать психогигиенические требования [20]. Наряду с коррекционно-развивающей работой, которая осуществляется всеми участниками сопровождения, у психолога есть свой функционал – психокорреционная деятельность [12]. Высокий уровень тревожности у детей с ДЦП отмечается многими авторами. Предлагаются и средства коррекции. Исследователи рассматривают роль анималотерапии (иппо - и канис -) Иппотерапия не сразу вызывает у детей положительный отклик. Они испытывают страх высоты, боятся упасть с лошади, расстаться с костылями. Лучше всего к верховой езде адаптируются дети в возрасте 7-11 лет. Преодолев страх высоты, они занимаются с удовольствием В 12-16-летнем возрасте подростки быстрее устают, чаще недовольны собой [35]. В собаках (канис-терапия) дети с ДЦП не всегда находят опору, хотя привлекались собаки разных пород: лабрадор, кавказская овчарка, борзая. Дети преимущественно не могут управлять собакой, они только расчесывают шерсть, надевают ошейник, завязывают бантики, гладят. Если дети не боятся собаки, то эффективность занятий выше. Некоторые авторы считают, что канистерапия целесообразна только при работе с детьми в возрасте до 10 лет. Канис-терапия приводит к снижению тревожности к четвертому-пятому занятию, причем преимущественно у мальчиков. Другие авторы рекомендуют использовать канистерапию как средство совершенствования моторики у детей старше 10 лет. Пользу анималотерапии видят также в том, что дети лучше общаются, повышается речевая активность и растет чувство собственной значимости [35]. По мнению современных авторов, огромную роль играет игротерапия, рассматриваемая как особый метод психологического воздействия. Она используется в индивидуальной и в групповой формах, направляется на коррекцию эмоционального неблагополучия детей. Для младших школьников и, особенно, подростков огромное значение приобретает трудотерапия. Поэтому во всех реабилитационных центрах обязательно функционируют кружки-студии, где обучают различным видам рукоделия. Считается, что нет лучшего средства тренировки парализованных мышц или тугоподвижных суставов, чем ручной труд (изготовление мягких игрушек, тестопластика или лепка и т.п.). Здесь иногда невозможно установить жесткие границы между трудотерапией и арттерапией. Детям с ДЦП очень полезна беспредметная лепка или изодеятельность, позволяющая выражать символически свое эмоциональное состояние, отношение. В арттерапии совершенно особое место занимает музыкотерапия. Общепризнано, что, пение – это средство логопедической коррекции. Музыка развивает эмоциональную сферу, является средством активизации, движения под музыку способствуют моторному развитию. Работает психолог и над улучшением возможностей коммуникации. В литературе сформулированы требования к работе с детьми, имеющими ДЦП: 1. Психолог должен рефлексировать происходящее 2. Не демонстрировать жалости. 3. Не переутомлять детей (время занятия не более 20 минут). 4. Требования должны быть индивидуализированными. 5. Самостоятельность детей во время занятий следует поощрять. Самостоятельное (и важнейшее) направление работы представляет логопедическая коррекция. Она состоит из двух блоков: - работа над формированием вербальных и невербальных средств коммуникации; (здесь реализуется взаимодействие логопеда и психолога); - специальные логопедические занятия по коррекции речевых недостатков. О.Г. Приходько отмечает, что логопедическая работа характеризуется общими направлениями и этапами, но их прохождение имеет индивидуальный и дифференцированный характер, по-разному расставляются акценты, дифференцированно определяются содержание и приемы воздействия с учетом типа коммуникативного нарушения, особенностей речевого, когнитивного, эмоционально-личностного и моторного развития детей. Основные направления логопедического воздействия: - развитие моторных механизмов речи; - формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности; - развитие умения декодировать информацию; - формирование вербальных и невербальных средств коммуникации; - обучение применению средств коммуникации в процессе общения [22, 23, 30]. Основополагающим принципом организации логопедической работы является принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Он предполагает формирование коммуникативных умений в ходе осуществления различных видов детской деятельности (предметно-практической, игровой, продуктивной, познавательной). В этом случае высказывание (или даже неречевое обращение) на логопедическом занятии является для ребенка не самоцелью, а средством успешного выполнения задания. Естественно, что в коррекционно-развивающей работе принимает непосредственное участие обучающий ребенка учитель. От него требуется: 1. Знать основные особенности детей с ДЦП и отличать затруднения и нарушения, преимущественно обусловленные дефектом, от проявлений лени, эгоизма, вседозволенности. 2. Соблюдать требования охранительного педагогического режима. 3. Внимательно наблюдать за ребенком, замечая не только его трудности, но и положительные черты, использовать их как опору для выполнения заданий, хвалить за труд развития. 4. Находить пути индивидуального подхода, обсуждать их с другими участниками сопровождения. 5. Оценивать успехи ребенка, сравнивая его только с самим собой, а не с одноклассниками. 6. Выслушивать и соблюдать рекомендации специалистов по организации обучения ребенка и коррекции недостатков его развития. Принимать участие в разработке и корректировке адаптированной образовательной программы. 7. Распределять ответственность за результаты обучения между собой и родителями ребенка, не допуская «перекосов» в ту или иную сторону. 8. Если ребенок находится в ситуации инклюзии формировать оптимальное отношение к нему одноклассников (соучеников). Коррекционно-развивающая и психокоррекционная работа не достигнут желаемого эффекта, если в процесс не будет вовлечена семья ребенка с ДЦП [7, 9].
|