Страница 7 из 11
7. Особенности психолого-педагогического обследования
Сведения о психолого-педагогическом обследовании детей с ДЦП изложены И.Ю. Левченко и О.Г. Приходько [15]. Указывается, что психолого-педагогическое изучение этой группы затруднено из-за описанных выше многочисленных нарушений, ограничивающих возможности применения экспериментально-психологических методик и тестов. Труднее всего проводить дифференциальную диагностику меры дефицита познавательных способностей (ЗПР, ЛПН, умственная отсталость и ее степень). Авторы справедливо указывают, что слишком велико число влияющих факторов, которые необходимо учитывать. Наиболее объективной является диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и оценкой обучаемости. Но, поскольку она затруднительна, диагностических ошибок довольно много (гипердиагностика умственной отсталости). Иногда сохранные возможности интеллекта показывает только начало школьного обучения, но детям обязательно нужен подготовительный класс, т.к. в дошкольном возрасте они многого недополучают. Длительное педагогическое изучение позволяет точнее установить образовательные потребности детей. Как уже указывалось, в сопровождении детей с ДЦП реализуется принцип комплексности. Поэтому наряду с задачей образовательной дифференциации появляется необходимость диагностики в процессе сопровождения [8]. С современной точки зрения комплексное изучение детей с ДЦП требуется для составления программ коррекционно-развивающей и абилитационно-реабилитационной работы. Необходимыми являются и динамические исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий и корректировать программу сопровождения. Задачи диагностики меняются с возрастом. Наиболее сложно обследовать маленьких детей с ДЦП, потому что, во-первых, их трудности развития всегда выглядят очень тяжелыми, во-вторых, они боятся новых людей, поскольку их опыт коммуникации крайне ограничен. Специалисту тоже трудно установить структуру дефекта, т.к. моторная недостаточность препятствует манипуляциям с игрушками и выполнению других заданий, потенциально доступных в раннем возрасте. И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько указывают, что при проведении психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать: - Соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов. - Возможности обучения ребенка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое для этого. - Характер помощи взрослого и возможность ее использования. - Способность к самостоятельному выполнению заданий. - Отношение больного ребенка к заданию, его активность. - Возможность частично приспособиться к двигательному дефекту. - Использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов) . - Устойчивость внимания. Обследование ребенка с ДЦП необходимо проводить в удобном для него положении. Изучается предметная (подражательная и самостоятельная) деятельность. Прогностически благоприятными считаются попытки сотрудничества со взрослым, возможности удержания внимания, настойчивость, неблагоприятными – вялость, безразличие, немотивированное возбуждение. В наиболее тяжелых случаях следует обращать внимание на глазодвигательную реакцию ребенка и пробовать сформировать ее для установления контакта. В схему обследования более старших детей (дошкольного и младшего школьного возраста) авторы рекомендуют включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков. Особую важность приобретает обследование школьных умений (предпосылок для их формирования). Согласно разработкам Т.Н. Симоновой, целесообразно определять потенциал развития, способный к росту в специальных педагогических условиях. Он включает мотивационную готовность к взаимодействию; уровень интеллектуального развития; потенциальные моторные способности» как биологические предпосылки формирования статико-динамического праксиса; способность к саморегуляции как внутреннему условию формирования субъектной активности индивида [28]. В подростковом возрасте обследование обязательно должно дополняться диагностикой личностных особенностей. Важно своевременно выявить депрессивные тенденции, а также формирующуюся стойко потребительскую позицию с обидой на весь мир и склонностью к саморазрушающему поведению. Если депрессия чревата суицидом и требует, наряду с психологической помощью, консультации психиатра, то для коррекции тяжелых отклонений личности нужны комплексные усилия со стороны семьи, педагогов, социального окружения.
|