На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - Особенности психолого-педагогического обследования
Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - Особенности психолого-педагогического обследования
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития
Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала
Речевые нарушения детей с ДЦП
Нарушения пространственных представлений детей с ДЦП
Специфика формирования школьных навыков, особые образовательные потребности и организация обучения детей с ДЦП
Особенности психолого-педагогического обследования
Особенности личностного и социального развития при ДЦП
Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП
Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Вопросы социальной адаптации и профориентации лиц с ДЦП
Все страницы

 

7. Особенности психолого-педагогического обследования

Сведения о психолого-педагогическом обследовании детей с ДЦП изложены И.Ю. Левченко и О.Г. Приходько [15]. Указывается, что психолого-педагогическое изучение этой группы затруднено из-за описанных выше многочисленных нарушений, ограничивающих возможности применения экспериментально-психологических методик и тестов.
Труднее всего проводить дифференциальную диагностику меры дефицита познавательных способностей (ЗПР, ЛПН, умственная отсталость и ее степень). Авторы справедливо указывают, что слишком велико число влияющих факторов, которые необходимо учитывать. Наиболее объективной является диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и оценкой обучаемости. Но, поскольку она затруднительна, диагностических ошибок довольно много (гипердиагностика умственной отсталости). Иногда сохранные возможности интеллекта показывает только начало школьного обучения, но детям обязательно нужен подготовительный класс, т.к. в дошкольном возрасте они многого недополучают. Длительное педагогическое изучение позволяет точнее установить образовательные потребности детей.
Как уже указывалось, в сопровождении детей с ДЦП реализуется принцип комплексности. Поэтому наряду с задачей образовательной дифференциации появляется необходимость диагностики в процессе сопровождения [8]. С современной точки зрения комплексное изучение детей с ДЦП требуется для составления программ коррекционно-развивающей и абилитационно-реабилитационной работы. Необходимыми являются и динамические исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий и корректировать программу сопровождения.
Задачи диагностики меняются с возрастом. Наиболее сложно обследовать маленьких детей с ДЦП, потому что, во-первых, их трудности развития всегда выглядят очень тяжелыми, во-вторых, они боятся новых людей, поскольку их опыт коммуникации крайне ограничен. Специалисту тоже трудно установить структуру дефекта, т.к. моторная недостаточность препятствует манипуляциям с игрушками и выполнению других заданий, потенциально доступных в раннем возрасте.
И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько указывают, что при проведении психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:
- Соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов.
- Возможности обучения ребенка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое для этого.
- Характер помощи взрослого и возможность ее использования.
- Способность к самостоятельному выполнению заданий.
- Отношение больного ребенка к заданию, его активность.
- Возможность частично приспособиться к двигательному дефекту.
- Использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов) .
- Устойчивость внимания.
Обследование ребенка с ДЦП необходимо проводить в удобном для него положении. Изучается предметная (подражательная и самостоятельная) деятельность. Прогностически благоприятными считаются попытки сотрудничества со взрослым, возможности удержания внимания, настойчивость, неблагоприятными – вялость, безразличие, немотивированное возбуждение. В наиболее тяжелых случаях следует обращать внимание на глазодвигательную реакцию ребенка и пробовать сформировать ее для установления контакта.
В схему обследования более старших детей (дошкольного и младшего школьного возраста) авторы рекомендуют включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков. Особую важность приобретает обследование школьных умений (предпосылок для их формирования).
Согласно разработкам Т.Н. Симоновой, целесообразно определять потенциал развития, способный к росту в специальных педагогических условиях. Он включает мотивационную готовность к взаимодействию; уровень интеллектуального развития; потенциальные моторные способности» как биологические предпосылки формирования статико-динамического праксиса; способность к саморегуляции как внутреннему условию формирования субъектной активности индивида [28].
В подростковом возрасте обследование обязательно должно дополняться диагностикой личностных особенностей. Важно своевременно выявить депрессивные тенденции, а также формирующуюся стойко потребительскую позицию с обидой на весь мир и склонностью к саморазрушающему поведению. Если депрессия чревата суицидом и требует, наряду с психологической помощью, консультации психиатра, то для коррекции тяжелых отклонений личности нужны комплексные усилия со стороны семьи, педагогов, социального окружения.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.