На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - Речевые нарушения детей с ДЦП
Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - Речевые нарушения детей с ДЦП
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития
Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала
Речевые нарушения детей с ДЦП
Нарушения пространственных представлений детей с ДЦП
Специфика формирования школьных навыков, особые образовательные потребности и организация обучения детей с ДЦП
Особенности психолого-педагогического обследования
Особенности личностного и социального развития при ДЦП
Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП
Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Вопросы социальной адаптации и профориентации лиц с ДЦП
Все страницы

 

4. Речевые нарушения детей с ДЦП

Речевые нарушения выявляются у подавляющего большинства больных ДЦП, некоторые авторы полагают, что это наблюдается в 90-98 % случаев, другие указывают на 70-80 %. По данным М.В. Ипполитовой, у детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки его, как правило, задержаны. Отставание в развитии речи вызвано как поражением двигательных речевых механизмов, так и влиянием самого заболевания.
У большинства детей первые слова появляются лишь к двум – трем годам, фразовая речь – к трем – пяти годам. В более тяжелых случаях фразовая речь формируется лишь к периоду школьного обучения, при сопутствующей умственной отсталости может вообще не возникнуть. Второй причиной отсутствия речи является анартрия (отсутствие речи вследствие тяжелого поражения иннервации артикуляционного аппарата).
Типичными для ДЦП являются различные формы дизартрии. Выраженность дизартрических нарушений может быть разной - от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха.
Речедвигательные (дизартрические) расстройства имеют различную степень выраженности: легкую, умеренно выраженную и тяжелую. В структуру дефекта при дизартрии входят как речевые, так и неречевые симптомы (проявление неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата). Проблемы коррекции речевых расстройств у детей с ДЦП наиболее полно раскрываются в докторской диссертации О.Г. Приходько [23].
Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев сочетаются с общим (системным) недоразвитием речи. Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к трудностям речевого контакта. Многие авторы подчеркивают, что речевые расстройства у детей с ДЦП редко встречаются изолированно, чаще отмечается сочетание дизартрии с задержкой речевого развития или с алалией (Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко и др.). По данным Л.Б. Халиловой, мелодико-интонационная сторона речи при ДЦП также нарушена: голос обычно слабый, иссякающий, немодулированный, интонации невыразительны [22].
Особенно очевидна системность речевых нарушений в дошкольном возрасте (О.Г. Приходько, Т.Н. Симонова и др.). Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из двух – трех слов, которые не всегда правильно согласуются, не используются или используются не в полной мере предлоги. Типичны недостатки лексики. Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, свидетельствующая об узости представлений. Крайне бедно в словаре представлены группы слов, отражающих определенную тематику (транспорт, животный и растительный мир, мебель и пр.). Ограничен запас прилагательных, глаголов. Бедность словарного запаса приводит к использованию одних и тех же слов для обозначения разных предметов и действий. В речи отсутствует ряд слов-названий, а также видовые, родовые, другие обобщающие понятия. У большинства детей выявляются недостатки актуализации в активной речи временных и, особенно, пространственных связей и отношений.
Речевые нарушения затрудняют коммуникацию. При этом имеет значение не только недоразвитие речи, но и несформированность экспрессивно-мимических (контактного взгляда, мимики, вокализаций) и предметно-действенных (жестов) средств общения. Используемые ребенком знаки недостаточно понятны для окружающих.
На основании таких критериев, как сформированность экспрессивной, импрессивной речи и активность в общении А.В. Мамаева выделила четыре типа коммуникативных нарушений:
I тип (с ведущей несформированностью коммуникативных умений при относительной сохранности речи). Несмотря на возможность говорить, дети данной группы не умеют пользоваться имеющимися у них средствами в ситуации естественного общения.
II тип (с ведущей несформированностью экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной речи и коммуникативных умений). В данную группу входят безречевые дети, проявляющие активность в общении, пытающиеся компенсировать недостаток вербальных средств экспрессивно-мимическими и предметно-действенными средствами коммуникации.
III тип (с грубой несформированностью как экспрессивной речи, так и коммуникативных умений при относительно сохранном понимании речи (не ниже номинативного уровня)). Это - безречевые дети с низкой активностью в общении, которые почти не компенсируют отсутствие языковых средств невербальными.
IV тип (с грубой несформированностью коммуникативных умений, экспрессивной и импрессивной речи). У данной группы детей двигательная и речедвигательная патология не является ведущей в структуре дефекта. У них наблюдаются нарушения слуха, тяжелые нарушения зрения, сенсомоторная алалия, грубые нарушения поведения. Уровень понимания речи ниже номинативного [17].
Речевые нарушения встраиваются в общую структуру дефекта детей с ДЦП. Вместе с тем, они непосредственно зависят от уровня интеллекта. Естественно, что сохранные интеллектуальные возможности при условии логопедической помощи могут помочь фактически полностью сгладить недостатки в лексике и грамматическом оформлении высказывания. Успешность коррекции дизартрических проявлений также во многом зависит от интенсивности работы над формированием правильного звукопроизношения.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.