На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Девиантное развитие на измененной почве - Иначе мотивированные (инфантильные)
Девиантное развитие на измененной почве - Иначе мотивированные (инфантильные)
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение
Индекс материала
Девиантное развитие на измененной почве
Архаично мыслящие (ЗПР)
Иначе воспринимающие (невропатичные)
Иначе сочувствующие (психопатически предрасположенные)
Иначе мотивированные (инфантильные)
Иначе реагирующие (носители мозговых дисфункций)
Логика диагностического мышления
Все страницы


Иначе мотивированные (инфантильные)
Дети, чьи темпы развития отстают от сверстников, попадают в трудную ситуацию не из-за своих индивидуальных отличий (они бы с ними чувствовали себя вполне спокойно), а оттого, что общество и государство не допускают никакого индивидуализма в сроках предъявления результатов воспитания. В школу нужно идти в семь лет, в армию - в восемнадцать, нести ответственность по закону - в четырнадцать и т.д. и т.п. Все нужно делать вовремя и осваивать положенную программу в срок. Кто отстает, того напрягают. Инфантильным все время приходится делать то, что не очень интересно (под давлением взрослых), а расслабляться в компании тех, кто помладше (если это доступно) по своей инициативе. На языке техники одновременное усилие в разных направлениях называется «раздрай». Думается, что этот термин годится и для этого случая.
В раннем детстве, пока дети еще не обязаны что-то целенаправленно делать, а просто живут, отставание почти незаметно, но по мере того, как ребенку приходится приноравливаться к системе, обстоятельства усложняются. Уже в начальной школе, где игра неуместна, камнем преткновения выступает низкий интерес к учебе (педагоги называют этот феномен недостаточной мотивированностью). Умом такие дети не отстают от сверстников, но заставить себя сосредоточиться у них недостает стимула, (страх когнитивного диссонанса не довлеет). Так что соблазн оторваться от дела и пустить воображение путем непроизвольных ассоциаций (пустая мечтательность желательна в этом возрасте каждому) у них гораздо больше, чем у их сверстников. Он не встречает должного противодействия. Учителю постоянно приходится возвращать их внимание к тому, что делается в классе. Тут необходимо терпение. У педагогов его не так уж много. Воспитательная ситуация окрашивается конфликтными тонами. «Лень» начинают искоренять привычными методами.
В средних классах, когда отроческая психология заставляет детей активно искать достойные роли и позиции (возраст героических мечтаний), страх когнитивного диссонанса смещается в социальное пространство. А его запоздалое появление во взаимодействии с учителями оказывается некстати. И поскольку ребенка перестают понимать как сверстники, так и учителя, энергия развития уходит как бы в сторону. Дети ищут общества тех, кто не озабочен своим имиджем. Такихже, как они, или отстающих по другим причинам (умственным, социальным, физическим). В дворовых клубах, кружках разного рода для неодаренных детей, где руководители нацелены на удержание детей в коллективе, а не эксплуатацию выдающихся способностей, их можно встретить почти всегда. Особенно когда это в той или иной мере обеспечивает общение с животными. Инфантильные отроки - настоящие любители собак. Если родители понимают своих детей и не просто перебрасывают на них заботы о своих питомцах (которые самим надоели), а позволяют подобрать тех, что психологически подходят (добрые, большие, умные, привязчивые), фрустрации обыденной жизни можно заметно уменьшить. Во всяком случае, в чем-то противостоять уходу в виртуальный мир, что в наше время доступно любому, кто чувствует себя отчужденно. Естественно, потом заботы о животном лягут на плечи взрослых, но это уже другая тема. Пока же родителям нужно облегчать ситуацию здесь и сейчас. Тем более что и в школе, где учителя перестали командовать (как в начальных классах) и сделали ставку на состязательность, накапливаются проблемы с успеваемостью. Интерес к учебе появился, но навыков самостоятельно удовлетворять его недостает. Без индивидуальной внеклассной работы обойтись, чаще всего, не удается.
В подростковом возрасте, когда эмансипация погонит сверстников прочь от взрослых, инфантильные еще не видят и не понимают, зачем им нужна свобода, которая ничего хорошего не приносит. Самосознание еще дремлет, и следовать ожиданиям старших (а те приветствуют послушных и вежливых подростков) кажется естественным или, во всяком случае, не зазорным. В поведении появляется своеобразная солидность подражания. Но ее надежность иллюзорна. Всякое подражание полно сомнений, неуверенности в себе, тревожных ожиданий. На этой почве возникает множество самых разнообразных неврозов: аллергических кожных высыпаний, расстройств аппетита (анорексии или булимии), навязчивостей как фобиче-ского, так и волевого (ананкастного) характера. Должно пройти некоторое время, чтобы пришло стремление вступить в диалог с собой и начать работу по строительству личности. Чаще всего оно приходит к инфантильным тоже с запозданием, когда от человека ожидают известной зрелости мотивов. И бывает перегружено тягостными ожиданиями неудач и нестыковок с окружающим миром, опыт которых накопился с детства.
В условиях педагогической деприеации, когда учителя и родители совместными усилиями загоняют ребенка в шаблон традиционных экспек-таций, спонтанность личности уходит в воображение, мало связанное с повседневной реальностью. Воспитательная ситуация навязывает много условных ценностей, принимать которые заставляет ум, а не побуждает чувство. Это создает устойчивое фрустрационное напряжение, так что и актуальное переживание связано, главным образом с желанием освободиться от необходимости изображать то, что не хочется. А драйв - уйти в общество, где не мешают играть и воображать. Но поскольку взрослые контролируют образ жизни детей (на то и депривация), улизнуть к играющим во дворе не так просто. Приходится больше полагаться на собственную фантазию и отождествлять себя с кем-то или чем-то отвлеченным. При этом ценность официального признания своей значимости не теряет. Дети остаются детьми (а похвалу ценят даже самые маленькие). Так что надежда со временем превратиться из гадкого утенка в лебедя остается в полной сохранности. Лишь с годами, по мере того, как груз разочарований, которые демонстрируют взрослые, будет оседать в душе, она (надежда) постепенно трансформируется в комплекс аутсайдера.
В подростковом возрасте реальный конфликт с родителями, во-первых, не по силам, во-вторых, в нем не чувствуется необходимости. Привычка подчиняться еще не изжита, а стремление к отождествлению явно доминирует над отчуждением. В группе сверстников это делает юношу или девушку «белой вороной», от кого лучше держать секреты подальше из опасения, что тот (та) проговорится по наивности. Остается держать дистанцию со сверстниками и откладывать эксперименты, необходимые для строительства личности, на более поздний возраст. Что не очень хорошо, так как за ошибки в те годы спросят гораздо строже.
Особенно уязвим для инфантилизма отроческий возраст, когда сверстники, чье самомнение подогревается героическими мечтаниями, начнут смеяться над наивной мечтательностью. Сейчас особенно вероятен уход детей и подростков такого склада, угнетаемых воспитанием, в виртуальное пространство. Компьютер для детей такого склада в такой воспитательной ситуации - настоящий друг.
Сочетание с умственной отсталостью еще больше разочаровывает взрослых, нацеленных на успех воспитательных усилий. А возможность оторваться от надоедающих экспектаций во внутренний мир невелика из-за примитивности воображения. Приходится искать реальную среду из тех, с кем можно пообщаться свободно. Ребенка начинает «тянуть во двор» к огорчению близких. И дело может дойти до побега из дома. Во всяком случае, такой вариант не нужно упускать из вида.
Сочетание с невропатичностью усугубляет функциональные расстройства, сопровождающие фрустрационнное напряжение, и делает так называемые детские неврозы очень упорными.
Сочетание с психопатической предрасположенностью окрашивает защитные реакции инфантильно-истероидными оттенками.
Социальная (семейная) изоляция на первых порах защищает от завышенных ожиданий со стороны общества и государства. Детей опекают, с ними играют, не драматизируют неважные успехи в школе, помогают выполнять домашние задания и при этом искренне сопереживают. Развитие личности идет темпами, которые присущи ребенку. Но бесконечно в семье не отсидишься. Коллектив заявляет свои требования, а возрастная психология начинает подталкивать к отчуждению. Ситуация вызывает напряжение, образно говоря, извне. Положение «крайнего в команде», которому не то, чтобы недоступно, но неинтересно оправдывать ожидания окружающих, вызывает стойкую неприязнь к тому, что составляет ценности и интересы системы и среды. Комплекс отщепенца пускает корни вглубь характера. Семья же (родительская или супружеская), где такого склада люди стараются забаррикадироваться, становится заложницей инфантильной тирании. Причем задолго до совершеннолетия.
Дело в том, что родители, которые предпочитают возводить психологические барьеры между семьей и обществом, любят играть с детьми. Они включаются в общение как бы на равных. Но руководить игрой и участвовать в ней - вещи разные. Нормальный взрослый человек ведет и организует игру, но не стремится к победе. Во всяком случае, не должен этого делать. Или только обозначать свое стремление и огорчение от проигрыша более или менее артистично. С маленькими детьми это получается у каждого. Но по мере того, как дети растут, состязание приходится изображать все более искусно. Тут и скрывается подвох. Если игровые отношения затягиваются до возраста, где они уже неуместны, условность ситуации начинает подменять саму жизнь. Дети начинают придавать серьезным вещам игровые смыслы, и взрослые теряют свое нравственное преимущество. Тем быстрее, чем им было свойственно поддаваться соблазну под видом увлечения воспитанием «черпать эмоции» из игры с детьми, а не отдавать их.
Наиболее уязвимым возрастом при таком воспитательном подходе является отроческий, когда уход в семейную экологическую нишу становится наиболее вероятным, но внешне не ведет к заметным инцидентам и даже нравится родителям. Проблемы внешнего свойства приходят позже и выражаются в разнообразных неудачах при устройстве личной жизни, за что и приходится рассчитываться семье, куда повзрослевший ребенок возвращается все чаще и остается там все дольше.
Сочетание с умственной недостаточностью усугубляет сепаратистские настроения и способствует тому, что ребенок уходит в экологическую раковину быстрее, чем обычно. Недоверие к системе и боязнь среды делают его пригодным исключительно для семейного уклада жизни. Он это чувствует и с целью (а по большей части бессознательно) сохранить свой статус держится за роль беззащитного ребенка. У женщин это получается вполне естественно, у мужчин не лишено истероидной демонстративности. Картину завершает более или менее выраженная ипохондричность.
Сочетание с невропатичностью расцвечивает картину самыми разнообразными фобиями.
Сочетание с психопатической предрасположенностью заостряет эгоцентризм до крайности.
Социальная запущенность инфантильных детей - не редкость. Дело в том, что у родителей, которые заводят детей невзначай, игнорируя необходимость готовить организм матери и отца к этому ответственному шагу и уберегать плод от вредных воздействий, генотипические характеристики потомства нередко довольно сомнительны. К чему прибавляется скудное питание и плохой уход в младенчестве. Так что двор, на который полагаются недостойные родители, получает зачастую не лучших представителей человеческого рода. И стоит присмотреться к тем детям, что играют в нем целыми днями, чтобы убедиться - с более или менее развитыми и воспитанными играют запущенные, которые их на несколько лет старше, а разницы не видно. Когда обычные дети расходятся по домам, те остаются одни и им приходится общаться со старшими. Приноравливаясь к тому, что есть. Недаром среди тех, кто составляет «уличное племя» инфантильных немало, если не большинство. Им приходится самим налаживать взаимопомощь и поддержку, так как среда безжалостна, а на школу полагаться не приходится. Там с младшими можно общаться разве что на переменах, а в классе нужно соответствовать возрасту. И понятно, что отсутствие интереса к учебе расценивается как умственная отсталость. Перевод в школу для детей с задержками психического развития (если не во вспомогательную) обычно не заставляет себя ждать. Если такая возможность имеется. В противном случае психология изгоя, не надеющегося на официальную поддержку, формируется еще в начальных классах, а дальше только укрепляется. Так что актуальное переживание полностью связано с потребностью найти покровителя любым способом.
По мере взросления социальное отчуждение, навыки которого усвоены с ранних лет, плавно трансформируется в маргинальные ориентации на самом примитивном уровне. Детская наивность преступников из числа социально неустроенных людей давно описана криминологией.
Сочетание с умственной отсталостью ускоряет маргинализацию.
Сочетание с невропатичностью весьма вероятно обусловливает стремление защитить себя от любого вмешательства извне, максимально ограничив общение с окружающими (вплоть до жизни в собачьей будке).
Сочетание с психопатической предрасположенностью нередко способствует тому, что в стремлении зарекомендовать себя, чтобы быть принятым в «уличное племя», по детски наивные, но не чувствующие опасности дети становятся жертвами опасных экспериментов (задыхаются токсическими парами, попадают под электричество, падают с высоты и т.п.).



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.