На главную Психология для всех Психосоматика Психосоматические феномены
Психосоматические феномены
Психология для всех - Психосоматика
Индекс материала
Психосоматические феномены
Внутренняя картина здоровья и болезни
Отношение личности к болезни
Психосоматическое развитие
Все страницы

2.1. Схема тела и образ телесного - «Я»

Образ тела дан человеку в ощущениях. Он представлен целостным переживанием, в котором сливаются тело как предмет, к которому возникают чувства, и тело как организм, воспринимающий эти чувства. После рождения перед ребенком стоит задача адаптироваться к новому миру и к своему телу.
Яркое описание зарождающейся психической жизни новорожденного дал Л.С. Выготский: «...мир наполнен для него шумами и пятнами, но его органы чувств еще не служат ему: он не воспринимает еще отдельные впечатления, не узнает предметы, не выделяет ничего из общего хаоса; мира знакомых, воспринимаемых вещей для него не существует, и он живет как отшельник. Пожалуй, первое, что ребенок начинает воспринимать и выделять из остального, - это положения своего тела, те раздражения инстинктивного порядка, которые до него доходят, и то, что успокаивает их...»

 

Постепенно ребенок научается управлять, пусть еще примитивно, своими руками, ногами, шеей через освоение таких моторных функций как хватание, поворот на живот, ползание, сидение, ходьба. При этом формируется первичная примитивная схема тела. Чем динамичнее происходит моторное развитие ребенка, тем быстрее и точнее формируется у него образ тела. С каждым новым усвоенным действием, с каждым сформированным навыком этот образ усложняется (рис. 1).

 

схема тела

Рис.1. Схема развития образа тела.

Ж. Лакан обозначает тело как универсальный зонд субъекта. Осознавание происходит лишь на уровне границ, разделяющих мир и субъекта, вернее, именно своими границами, уподобляющимися границам мира. Чем больше автоматизированных действий формируется у ребенка, тем прозрачней становится феномен тела. В обычной жизни мы не осознаем очень многие двигательные, телесные акты. Для ребенка на стадии овладения произвольными движениями и телесной регуляцией тело максимально объективируется и воспринимается как «отдельное», «чужое» образование. Осваивая собственное тело, ребенок тем самым параллельно формирует и собственное «Я», замечая, что он является автором собственных телесных движений, присоединяя к себе как субъекту «нехватки» (испытывающему голод, жажду, страх) чувство субъекта-авто- ра. Ж. Лакан, высказывая гипотезу, о роли стадии зеркала как образующей функцию «Я», замечает особое чувство, испытываемое маленьким ребенком, наблюдающим себя в зеркало (Lacan, 1988). Можно объяснить странность особого отношения к визуальному образу в холодном стекле, на фоне куда более значимых для ребенка объектов, таких, как мать или его близкие, любимые игрушки. Причиной такого выделения столь малозначительного объекта служит то, что он относится к числу тех редких зависимых от ребенка предметов, движение, появление и исчезновение которых определяется им самим».
Свое существование (как объект сознания) тело получает, лишь демонстрируя упругость и непрозрачность, неадекватность прогнозирования и управления. М. Бахтин (1979) отмечает, что совершая какое- либо действие, человек никогда в привычных условиях не озабочен тем, как управлять телом. Между волевым усилием и необходимым действием лежит вполне объективный посредник - механизм тела, который обнаруживает себя лишь, если тело не послушно или осуществление акта деятельности сталкивается с каким-либо затруднением. Исходная, всегда присущая телу «недостаточность» и несовершенство его механизма порождают стабильное существование самого феномена тела.
Так, существование артикуляционного аппарата становится очевидным при обучении иностранному языку, а существование рук и ног - при обучении танцам. Впоследствии по мере автоматизации они вновь «исчезают». Это может произойти не только при «появлении» нового феномена, но и при «исчезновении» старого: например, необычное и ясное ощущение, возникающее после удаления зуба. А.Ш.Тхостов (2000) отмечает, что чувство авторства возникает тогда, когда тело более или менее послушно и управляемо, что позволяет ребенку называть его своим. В этом есть внутреннее противоречие, которое зафиксировано языком в самом определении «мое тело», подчеркивающем его одновременную принадлежность/непринадлежность. Тело - это не вполне «Я», ибо для чего бы тогда его выделять, и в то же время мое, то есть не вполне чужое. Значительная часть ограничений, накладываемых на тело в процессе социализации ребенка, усваивается им так же, как перцептивные схемы и языковые игры, «растворяя» жесткую конструкцию организма- объекта и оставляя лишь его редуцированную, «превращенную» часть, которую называют - «мое тело».
Схема тела (термин введен Р. Schilder) - сложный синтетический образ собственного тела и его частей, образующийся в мозге человека на основе восприятия, ощущения кинестетических, тактильных, болевых, вестибулярных, зрительных, слуховых и других раздражений в сопоставлении со следами прошлого сенсорного опыта.
Схема тела имеет значение в становлении позы и движений, регулируемых как сознательными, так и бессознательными рефлекторными механизмами. Физиологическую основу схемы тела составляет функциональная система, интегрирующая поток чувствительных импульсов от собственного тела и его частей. В этой системе интегрируются динамический, трехмерно-пространственный образ тела, создаваемый текущей чувствительной информацией, и статический образ тела, приобретаемый в онтогенезе путем обучения на основе долгосрочной памяти.
Схема тела формируется с возрастом, постепенно. У детей до 5 лет еще нет полностью сформированного образа своего тела. У ребенка раньше формируется схема правой половины тела (у правшей), а затем левой.
В 50-е годы XX века канадский нейрохирург Уайлдер Пенфилд (Wilder Penfield), обобщив опыт операций и экспериментов, создал схему, получившую название «гомункулус Пенфилда». Кортикальные клетки, чьи рецептивные поля располагаются на поверхности тела рядом, группируются вместе и в коре головного мозга. В результате в первичной коре мозга образуется представительство противолежащей поверхности тела - соматосенсорный гомункулус. Поскольку у человека в связи с развитием руки как автономного манипулятора резко увеличилось количество рецепторов осязания в коже кисти, участки коры, соответствующие рецепторам верхней конечности, намного больше рецепторов нижней конечности. Если изобразить представительство частей тела в постцентральной извилине, то получатся огромное лицо и большая рука, особенно кисть с большим пальцем, резко превосходящие остальные отделы: небольшое туловище и маленькую ножку (рис. 2).

моторная кора

Рис. 2. Моторная кора по У. Пенфилду.

В клинической неврологии и психиатрии используют понятие нарушений схемы тела синдром искаженного восприятия, ощущения своего тела, его величины, формы, веса, положения в пространстве, состояния покоя или движения. Причем возможно искаженное ощущение, как образа всего тела, так и его частей.
Многие симптомы нарушения схемы тела возникают при очаговых поражениях правого полушария, которое на этом основании может рассматриваться как доминантное в отношении гнозиса (познания) собственного тела. В основе патогенеза нарушений схемы тела лежат обратимые и необратимые изменения в центральной нервной системе, преимущественно в таламопариетальной системе. Обратимые изменения обусловливают преходящие нарушения, а необратимые - стойкие.
Нарушения схемы тела при неврологических заболеваниях могут быть вызваны очаговыми поражениями полушарий головного мозга, сосудистой, инфекционной, опухолевой этиологии или деструктивными и ограничивающими внутричерепное пространство процессами иного происхождения. При этом особенно большую роль играют поражения коры надкраевой и угловой извилин теменной доли. Это объясняется физиологической ролью нижнетеменной области коры головного мозга, в основном правого полушария, интегрирующей афферентные потоки импульсов от многих анализаторов и являющейся, таким образом, полианализаторной.
Условия для возникновения нарушений схемы тела создают также расстройства согласованной деятельности полушарий и наличие общемозговых симптомов. К наиболее часто встречающимся клиническим симптомам нарушений схемы тела относятся следующие:
1. Анозогнозия - неосознание возникшего нарушения функции какого-либо органа или конечности как один из видов агнозии. При очаговых поражениях правого полушария головного мозга нередко наблюдается неосознание имеющихся у больного двигательных нарушений. Так, например, больной может утверждать, что нормально владеет конечностями, которые на самом деле парализованы; известны клинические наблюдения неосознания слепоты и нарушений других функций.
2. Аутотопагнозия - неосознание расположения в пространстве частей своего тела. Вследствие этого больной, например, может искать под подушкой свою парализованную руку, в действительности лежащую на его груди.
3. Пальцевая агнозия - нарушение узнавания, выбора и правильности показа пальцев рук, как собственных, так и других людей.
4. Нарушение ориентировки в правой и левой сторонах.
5. Псевдомелия - ложное ощущение отсутствия (псевдоамелия) или наличия лишней, иллюзорной конечности, иногда нескольких таких конечностей (псевдополимелия).
6. Ощущение фантома ампутированной конечности, когда пострадавший с удаленной конечностью продолжает ощущать ее как существующую.
7. Симптомы сенсорного невнимания: больной игнорирует поле зрения левого глаза, надевает брюки только на правую ногу, упорно игнорируя при этом левую ногу; при одновременном уколе в симметричных местах правой и левой половины тела укол на левой стороне при сохранении чувствительности не воспринимается, игнорируется больным.
8. Симптом отчуждения парализованной конечности, при котором больной воспринимает ее как чужую.
Реже встречаются другие феномены сенсорных нарушений. Например, аллестезия, когда при болевом раздражении больной конечности боль ощущается в здоровой; аллохейрия - неразличение стороны тела, на которую нанесено раздражение. Отдельные симптомы нарушения схемы тела входят в состав апрактогностического синдрома Экаэна (И. Несаеп, 1956), включающего левостостороннюю пространственную агнозию, ау- тотопагнозию, дизлексию, акалькулию и наблюдающегося при локализации очага поражения в зоне надкраевой, угловой извилин теменной доли и верхней височной извилины правого полушария головного мозга. Симптомы нарушения схемы тела входят в развернутый синдром поражения правого полушария и нередко сочетаются с конфабуляциями, псевдореминисценциями, эйфорией, сомналентностью, автоматической жестикуляцией, психомоторным возбуждением, дезориентацией во времени. Нарушения схемы тела при локализации очага в левом полушарии мозга наблюдаются довольно редко. Нарушение право-левой ориентации обычно проявляется при одновременном очаговом поражении обоих полушарий. В сочетании с симптомами поражения двигательной, чувствительной и рефлекторной сферы нарушения схемы тела играют важную роль в топической диагностике очага поражения.
Нарушения схемы тела при психических заболеваниях, например, при шизофрении, могут проявляться искажением ощущения формы, величины или веса тела. При тотальных расстройствах схемы тела величина, а нередко и вес тела воспринимаются больным как резко увеличенные или уменьшенные. В отдельных случаях у больных возникает ощущение, что его тело увеличилось настолько, что занимает все помещение, где он находится, или уменьшилось до размеров тела новорожденного. Больные также утверждают, что вес тела увеличился до нескольких сот килограммов или ощущают тело невесомым. При парциальных нарушениях схемы тела у больных появляется ощущение, что отдельные части тела удлинены или укорочены; больные говорят об увеличении или уменьшении объема головы, утолщении языка, резком увеличении или уменьшении одной или нескольких конечностей. Более редкими считаются расстройства, при которых больной ощущает отчуждение отдельных частей тела, которые существуют как бы отдельно, или в представлении больного удваиваются. В большинстве случаев у больных сохраняется критическое отношение к расстройствам схемы тела.
Нарушение схемы тела может быть единственным симптомом, нередко возникающим в момент засыпания или пробуждения, иногда при определенном положении тела. Нарушение схемы тела возможно, как в виде стационарного состояния, так и в виде эпизода, пароксизма. Они часто сочетаются с явлениями метаморфопсий и деперсонализации, а также наблюдаются в структуре сложных синдромов: аффективных, галлюцинаторно-бредовых, состояниях помрачения сознания. В отдельных случаях расстройства схемы тела могут приобретать характер «сделанности», что позволяет относить их к явлениям психического автоматизма (синдром Кандинского-Клерамбо). В этих случаях критическое отношение к расстройствам схемы тела отсутствует. Расстройства схемы тела следует отличать от явлений метаморфопсий, когда наблюдаются изменения восприятия величины и формы предметов, а также окружающего пространства, и от явлений деперсонализации, при которых отмечается изменение своего «Я».

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.