На главную Психология для всех Психосоматика Психосоматические феномены - Внутренняя картина здоровья и болезни
Психосоматические феномены - Внутренняя картина здоровья и болезни
Психология для всех - Психосоматика
Индекс материала
Психосоматические феномены
Внутренняя картина здоровья и болезни
Отношение личности к болезни
Психосоматическое развитие
Все страницы

 


2.2. Внутренняя картина здоровья и болезни


У любого человека на уровне житейской психологии присутствуют свои представления о нормальности человека в любой конкретный период его жизни. Бытовое представление человека о возрасте, о его возможностях чувствования, действия, самоотношения - является тем конкретным материалом, который определяет содержание внутренней картины здоровья (ВКЗ). Важной частью таких представлений будет разрешающая способность данных переживаний: «в этом возрасте не свойственно», «я уже в том возрасте, когда должен...». Возникает целая система установок, разрешающих или запрещающих некоторые виды психической жизни. Ментальность каждого народа во многом определяет представление о здоровье.
Исследования И.А. Джидарьян показали, что для русского менталитета характерно амбивалентное отношение к счастью: с одной стороны, оно всегда привлекательно, о нем мечтают, с другой стороны, наблюдается «дистанцирование» или даже «боязнь» счастья.
У людей, чувствующих себя счастливыми, очень быстро возникает дискомфорт из-за того, что многие люди страдают и несчастны в этот самый момент. В результате «человек несчастлив своим счастьем». Доброжелательно-сочувственная тональность русского сознания, к несчастью, определила и свойственную русским людям откровенность в отношении к своим бедам и страданиям, которые обычно не скрываются от других. Мотив сочувствия глубоко укоренен в русском менталитете.
Термин «внутренняя картина болезни» (ВКБ) появился в 50-х годах XX в., когда А.Р. Лурия и А. Гольдшейдер работая с участниками войны во время боевых событий и после окончания войны, ввели понятие внутренней картины болезни (табл. 4).
В современной отечественной психосоматике понятие ВКБ становится одним из способов мышления о психосоматической проблеме. В.В. Николаева предлагает следующие уровни отражения болезни в психике человека:
1) чувственный уровень ощущений;
2) эмоциональный, связан с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия;
3) интеллектуальный или когнитивный, который связан с представлением, знанием больного о своем заболевании, размышлениями о его причинах и возможных последствиях, то есть собственная концепция болезни, которую человек начинает развивать по отношению к заболеванию;
4) мотивационный, связанный с отношением больного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению ВКЗ.


Таблица 4
Динамика концепций об отражении болезни в психике человека

Термин, автор, год

Содержание термина

Характеристика содержания переживания больного

Аутоклассическая картина болезни А. Гольдшейдер (1926)

Создается самим больным на основе его ощущений и переживаний, связанных с его физическим состоянием.

Два уровня картины болезни:
сенситивный - основана ощущениях, интеллектуальный - результат размышлений о своем физическом состоянии.

Реакция адаптации Е.А. Шевалев (1936),

Комплекс приемов, вырабатываемых личностью в целях преодоления сознания неполноценности, переживаний ограничения своих физических и психических возможностей для преодоления изменившегося самочувствия и различных проявлений болезни.

Реакции компенсаторного типа; псевдоаутичного характера; псевдокомпенсаторного характера. Они определяются концепцией болезни, которую создает пациент.

Внутренняя картина болезни А.Р. Лурия (1944-1977)

Все то, что испытывает и переживает больной, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни - это сочетание восприятий, ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических травм и переживаний.

Выделяет те же уровни переживания. Особое значение отводит ее интеллектуальной части.

Позиция к болезни. Л.П. Фрумкин,
И.А. Мизрухин (1970)

Это реакция личности по отношению к болезни.

Наиболее важна реакция больных на существенные симптомы, обращающие патогенетическую сущность болезни.

 

Термин, автор, год

Содержание термина

Характеристика содержания переживания больного

Отношение к болезни.
Л.Л. Рахлин (1971)

Сознание болезни, то есть гнозис болезни; сдвиг в психике; отношение к заболеванию

Важные составляющие: восприятие своей болезни, ее оценка и переживания по ее поводу.

Переживание болезни В.В. Ковалев, (1972)

Общий чувственный и эмоциональный фон, на котором проявляются ощущения, представления, связанные с болезнью.

Выделены 6 типов переживания болезни: депрессивный, дистимический, ипохондрический, фобический, истероидный, эйфорический, анозогнозический.


Между этими компонентами возможны различные соотношения. Таким образом, современные представления о ВКБ уделяют внимание активности, направленной на преодоление диссонанса, вызванного болезнью, как в организме, так и в психике человека, этот диссонанс называют соматопсихическим.
Дифференциация ВКБ основана на выделении двух противоположных позиций - типов («гипернозогнозия» - «гипонозогнозия»). При этом:
- гипернозогнозия (высокая субъективная значимость соматического страдания) ассоциируется с преувеличением серьезности симптомов заболевания, тревогой, страхом, обеспокоенностью своим состоянием:
- гипонозогнозия (низкая субъективная значимость соматического страдания) - с преуменьшением серьезности симптомов заболевания, стремлением интерпретировать их как проявление временного недомогания, следствие неблагоприятного стечения обстоятельств, вплоть до отрицания самого факта наличия заболевания.
Описанные типы ВКБ ассоциируются с целым рядом психологических конструктов. В числе последних - оценка больным причин возникновения заболевания, а также собственных возможностей в плане воздействия на его проявления, течение и прогноз, интерпретируемая в рамках представлений об интернальном (внутреннем) и экстерналь- ном (внешнем) локусах контроля. Так, установлено, что гипернозогнозия ассоциируется с экстернальным, а гипонозогнозия - с интерналь- ным локусом контроля. Другим ассоциирующимся с ВКБ конструктом является выбор пациентом способов совлаЬания с психологическими и социальными последствиями заболевания - копинг-стратегии (coping). Так, гипернозогнозия ассоциируется с предпочтительным использованием малопродуктивной эмоциональной coping-стратегии, а гипонозогнозия - с активным и сфокусированным на решении проблемы coping’oM.
Дифференциация нозогенных реакций синдромального уровня основана на выделении невротических, аффективных и патохарактерологических симптомокомплексов, клинические проявления которых соотносятся также со структурой ВКБ (преобладание гипер- или гипо- нозогнозии).
Так, выделяются:
1) гипернозогнозические невротические реакции, ассоциирующиеся с явлениями навязчивой, истеро- или ригидной ипохондрии;
2) гипонозогнозические невротические реакции, представленные синдромом «прекрасного равнодушия» («1а belle indifference»);
3) гипернозогнозические аффективные реакции, характеризующиеся синдромом ипохондрической (нозогенной) депрессии;
4) гипонозогнозические аффективные реакции, манифестирующие синдромом «эйфорической псевдодеменции»;
5) гипернозогнозические патохарактерологические реакции, протекающие с выявлением сверхценных идей и представленные «ипохондрией здоровья»;
6) гипонозогнозические патохарактерологические реакции, проявляющиеся синдромом «патологического отрицания болезни». Кроме того, рассматриваемые нозогении подразделяются на кратковременные (длительностью не более 6 месяцев) и затяжные (свыше 6 месяцев).
ВКБ формируется у всех пациентов с соматическим страданием (вне зависимости от его тяжести). Нозогении, достигающие клинического уровня, характерны лишь для ограниченного круга лиц (с выраженными проявлениями соматического страдания и патохарактерологическими личностными особенностями).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.