Направления работы с обучающимися, обладающими скрытой одарённостью
Возраст
|
Направления работы с обучающимся
|
обучающегося
|
|
Начальный
|
- расширение общего и предметного кругозора обучающегося;
|
школьный возраст
|
- ориентация на раннее изучение иностранного языка;
- знакомство и развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы;
- формирование желания учиться, включаясь в разные виды деятельности;
- развитие любопытства, воображения, креативности, познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических качеств личности;
- воспитание стремления к коллективному взаимодействию;
- формирование стремления к созданию интеллектуального и творческого продукта в сфере своей одарённости
|
Подростковый
|
- развитие интеллектуальных способностей;
|
возраст
|
- развитие активной познавательной потребности и желания реализовать себя в разных видах деятельности;
- развитие самоуверенности, волевых качеств;
- формирование чувства удовлетворённости взаимоотношениями с субъектами окружающей среды (родители, одноклассники, друзья, педагоги и др.)
|
Старший
|
- развитие теоретического мышления, навыков поиска,
|
школьный возраст,
|
анализа и структурирования информации по разным
|
юность
|
направлениям;
|
|
- развитие стремления к зарождению собственных идей
|
|
и умения их реализовать;
|
|
- формирование понимания значения собственных способностей
|
|
для дальнейшей жизни и профессиональной
|
|
самореализации;
|
|
- формирование чувства удовлетворённости взаимоотношениями с субъектами окружающей среды
|
|
|
Отметим, что индивидуальные занятия являются одной из ключевых форм взаимодействия с одаренными обучающимися. Их главная задача состоит в обеспечении расширения возможностей учащихся, развитии их индивидуальных особенностей и интересов в процессе обучения. Индивидуальные занятия способствуют более точной ориентации педагогом учебно-воспитательного процесса на развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным компонентам инвариативной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в качестве дополнительного образования или специализации, профилиза- ции, углубления базового компонента образования.
Согласно апробированного опыта краевой инновационной площадки СОШ № 10 им. Ф.Г. Петухова станицы Советской муниципального образования Новокубанский район, условиями успешной работы с одаренными учащимися является: во-первых, осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению; во-вторых, создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися; в-третьих, признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе; в-четвертых, включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих следующими характеристиками: • учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; • учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием; в-пятых, постоянная работа по совершенствованию учебновоспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
К основным направлениям совершенствования системы работы с одаренными учащимися в образовательной организации целесообразно отнести: • создание подсистемы в диагностике одаренности учащихся и организация эффективного функционирования этой системы; • расширение и совершенствование деятельности психологической службы; • включение мероприятий по взаимодействию с одаренными учащимися как приоритетного направления в систему научно-методической и опытноэкспериментальной работы учителей; • создание и организация работы научного общества учащихся; • создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору.
Источник: Яковлева Н.О. Региональная система выявления, поддержки и развития одарённых детей и молодёжи в Краснодарском крае: методическое пособие. - Краснодар: ИРО Краснодарского края, 2022. - 120 с. |