Страница 3 из 6
Приложение 1
Программа подготовки педагогов массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха
Использованы материалы Гилевич И.М., Тиграновой Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) //Дефектология. – 1996. - №6. – С.44-46
Цель: подготовить учителей массовых школ к работе с глухими и слабослышащими детьми, интегрированными в среду слышащих. Задачи: познакомить педагогов с особенностями психического развития школьников с нарушенным слухом; сформировать представление о методах и приемах коррекционной поддержки неслышащих учащихся в процессе школьного интегрированного обучения.
Примерный тематический план
№ п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
Форма занятий
|
1.
|
Введение в сурдопедагогику и сурдопсихологию
|
2
|
Лекция
|
2.
|
Методика развития и использования слухового и слухозрительного восприятия устной речи
|
4
|
Лекция, практикум
|
3.
|
Методика формирования и коррекции произносительной стороны речи.
|
4
|
Семинар-практикум
|
4.
|
Система обучения языку учащихся с недостатками слуха
|
4
|
Семинар-практикум
|
5.
|
Технологии поддержки ученика со сниженным слухом в условиях массовой школы
|
4
|
Семинар-практикум
|
6.
|
Вопросы воспитания детей в условиях интегрированного обучения
|
2
|
Семинар
|
Тема 1. Введение в сурдопедагогику и сурдопсихологию
Значение слуха в жизни человека. Роль слуха в овладении речью. Влияние снижения слуха на речевое развитие детей. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха. Глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети. Общие критерии психолого-педагогической классификации детей с недостатками слуха: степень потери слуха, время нарушения слуховой функции, возможности самостоятельного овладения речью на основе имеющегося сохранного слуха, уровень обученности речи до школы, индивидуальные особенности ребенка. Первичный дефект (снижение слуха) и вторичные отклонения в развитии (нарушение речи и обусловленная этим специфика развития мыслительной деятельности, высших психических функций и др.). Особенности ощущений и восприятия. Психологическая характеристика устной и письменной речи детей с недостатками слуха: словарный запас, грамматический строй, связная речь, звукопроизношение. Чтение и понимание текстов, отдельных слов, предложений. Особенности памяти детей с нарушением слуха. Образная и словесно-логическая память. Специфика мыслительной деятельности детей с нарушением слуха. Зависимость наглядных форм мышления от уровня речевого развития ребенка.
Тема 2. Методика развития и использования слухового и слухозрительного восприятия
Характеристика слуховой функции глухих и слабослышащих детей. Развитие слуховых возможностей детей с различной степенью нарушения слуха. Работа по развитию восприятия речи на слух на специальных занятиях, уроках, в семье. Влияние слуховой тренировки на состояние слуха глухих и слабослышащих детей. Аудиограмма как описание результатов измерения слуховой функции. Педагогическая проверка слуха с помощью речи. Слуховые аппараты как техническое средство компенсации потери слуха. Роль педагога в подборе слухового аппарата, систематическое уточнение режима его работы, выявление причин дискомфорта при пользовании аппаратом.
Тема 3. Методика формирования и коррекции произносительной стороны речи
Задачи обучения произношению детей с недостатками слуха: формирование внятной, членораздельной, выразительной устной речи. Содержание обучения произношению: работа над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, словом, фразой, интонацией, словесным и логическим ударением. Формирование произносительных навыков на основе отработки строго отобранного речевого материала на специальных занятиях (индивидуальных и групповых), фонетических зарядках. Характерные нарушения фонетической стороны речи и приемы их исправления. Дефекты голоса, касающиеся его силы, высоты и тембра. Дефекты произношения звуков: аффрикатов, свистящих, шипящих и др. Нарушения слитности, темпа, интонационной стороны речи.
Тема 4. Система обучения языку учащихся с недостатками слуха
Общие задачи обучения языку детей с недостатками слуха. Обучение языку как средству общения и познания. Организация речевой среды как важнейшее условие обучения языку и формирования речи. Периоды обучения языку. Первый период – практическое овладение языком; второй период – изучение языка как учебной дисциплины. Разделы, связанные со спецификой обучения языку слабослышащих детей: обучение грамоте, чтение, развитие речи, формирование грамматического строя речи, обучение произношению, развитие слухового восприятия.
Тема 5. Технологии поддержки ученика со сниженным слухом в условиях массовой школы
Состояние национальной практики интегрированного обучения на современном этапе и перспективы ее дальнейшего развития. Специальная педагогическая помощь в процессе обучения в массовой школе. Организационное обеспечение комфортных условий для неслышащего ребенка на уроке (занятии): выбор постоянного рабочего места в классном помещении; местонахождение ученика относительно говорящего учителя; требования к речи педагога (сила голоса, темп речи, характер артикуляции) с учетом особенностей слухозрительного восприятия ребенком устной речи; контроль правильного использования слуховым аппаратом на уроках (занятиях). Общие рекомендации по вовлечению неслышащего ребенка в учебную деятельность на уроках (занятиях): контроль голоса, звукопроизношения, слитности и интонационной стороны речи ребенка; контроль понимания заданий и инструкций, предъявляемых в словесной форме; формирование умений и навыков фронтальной работы совместно со слышащими детьми. Рекомендации к коррекционной поддержке неслышащих учеников на уроках по различным предметам:
- на уроках русского языка (при работе с правилами, грамматическом разборе, написании диктантов, упражнений и др.);
- на уроках чтения (истории, географии, «Человек и мир») (опережающая домашняя подготовка по заданию учителя к восприятию нового литературного текста, исторической или природоведческой статьи в классе: объяснение значения ключевых слов, речевых оборотов, знакомство с историческим контекстом произведения и др.);
- на уроках математики (контроль понимания словесного текста задачи, пропедевтическая работа со словами, несущими математическую нагрузку, с помощью выполнения наглядно-действенных упражнений и др.).
Помощь родителей неслышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе. Взаимодействие родителей с педагогами. Роль родителей в коррекционных занятиях с ребенком дома.
Тема 6. Вопросы воспитания детей в условиях интегрированного обучения
Создание в классе комфортной среды и благоприятного нравственного климата в детском коллективе. Психологическая подготовка слышащих школьников к появлению среди них одноклассников с проблемами слуха и речи. Работа с родителями слышащих детей: привлечение их к созданию в классе атмосферы, способствующей нравственному развитию их собственных детей. Предупреждение детских конфликтов, связанных с особенностями неслышащих учащихся. Формирование межличностных отношений на основе равного партнерства. Воспитание в детях эмпатии (умения сопереживать, сострадать, сочувствовать). Достижение ребенком с нарушенным слухом психологического комфорта среди слышащих сверстников. Помощь ребенку со слуховой недостаточностью в преодолении «комплекса неполноценности». Формирование в нем правильной самооценки и адекватного уровня притязаний. Акцентирование положительных черт личности ребенка с нарушением слуха, его творческих интересов и способностей в тех или иных областях.
|