На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения - Программа подготовки педагогов массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха
Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения - Программа подготовки педагогов массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения
Правила поведения при общении с учащимися с нарушенным слухом
Программа подготовки педагогов массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха
Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения
План-конспект коррекционного занятия
Материалы для речевых зарядок в классах интегрированного обучения для детей с нарушенным слухом
Все страницы

Приложение 1

Программа подготовки педагогов массовых школ
к работе с детьми с нарушением слуха

Использованы материалы Гилевич И.М., Тиграновой Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) //Дефектология. – 1996. - №6. – С.44-46

 

Цель: подготовить учителей массовых школ к работе с глухими и слабослышащими детьми, интегрированными в среду слышащих.
Задачи: познакомить педагогов с особенностями психического развития школьников с нарушенным слухом;
сформировать представление о методах и приемах коррекционной поддержки неслышащих учащихся в процессе школьного интегрированного обучения.

Примерный тематический план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма занятий

1.

Введение в сурдопедагогику и сурдопсихологию

2

Лекция

2.

Методика развития и использования слухового и слухозрительного восприятия устной речи

4

Лекция, практикум

3.

Методика формирования и коррекции произносительной стороны речи.

4

Семинар-практикум

4.

Система обучения языку учащихся с недостатками слуха

4

Семинар-практикум

5.

Технологии поддержки ученика со сниженным слухом в условиях массовой школы

4

Семинар-практикум

6.

Вопросы воспитания детей в условиях интегрированного обучения

2

Семинар

Тема 1. Введение в сурдопедагогику
и сурдопсихологию

Значение слуха в жизни человека. Роль слуха в овладении речью. Влияние снижения слуха на речевое развитие детей.
Педагогическая классификация детей с недостатками слуха. Глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети.
Общие критерии психолого-педагогической классификации детей с недостатками слуха: степень потери слуха, время нарушения слуховой функции, возможности самостоятельного овладения речью на основе имеющегося сохранного слуха, уровень обученности речи до школы, индивидуальные особенности ребенка.
Первичный дефект (снижение слуха) и вторичные отклонения в развитии (нарушение речи и обусловленная этим специфика развития мыслительной деятельности, высших психических функций и др.).
Особенности ощущений и восприятия. Психологическая характеристика устной и письменной речи детей с недостатками слуха: словарный запас, грамматический строй, связная речь, звукопроизношение.
Чтение и понимание текстов, отдельных слов, предложений.
Особенности памяти детей с нарушением слуха. Образная и словесно-логическая память.
Специфика мыслительной деятельности детей с нарушением слуха. Зависимость наглядных форм мышления от уровня речевого развития ребенка.

Тема 2. Методика развития и использования слухового
и слухозрительного восприятия

Характеристика слуховой функции глухих и слабослышащих детей. Развитие слуховых возможностей детей с различной степенью нарушения слуха.
Работа по развитию восприятия речи на слух на специальных занятиях, уроках, в семье.
Влияние слуховой тренировки на состояние слуха глухих и слабослышащих детей.
Аудиограмма как описание результатов измерения слуховой функции.
Педагогическая проверка слуха с помощью речи.
Слуховые аппараты как техническое средство компенсации потери слуха.
Роль педагога в подборе слухового аппарата, систематическое уточнение режима его работы, выявление причин дискомфорта при пользовании аппаратом.

Тема 3. Методика формирования и коррекции произносительной стороны речи

Задачи обучения произношению детей с недостатками слуха: формирование внятной, членораздельной, выразительной устной речи.
Содержание обучения произношению: работа над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, словом, фразой, интонацией, словесным и логическим ударением.
Формирование произносительных навыков на основе отработки строго отобранного речевого материала на специальных занятиях (индивидуальных и групповых), фонетических зарядках.
Характерные нарушения фонетической стороны речи и приемы их исправления. Дефекты голоса, касающиеся его силы, высоты и тембра. Дефекты произношения звуков: аффрикатов, свистящих, шипящих и др. Нарушения слитности, темпа, интонационной стороны речи.

Тема 4. Система обучения языку учащихся
с недостатками слуха

Общие задачи обучения языку детей с недостатками слуха. Обучение языку как средству общения и познания. Организация речевой среды как важнейшее условие обучения языку и формирования речи.
Периоды обучения языку. Первый период – практическое овладение языком; второй период – изучение языка как учебной дисциплины.
Разделы, связанные со спецификой обучения языку слабослышащих детей: обучение грамоте, чтение, развитие речи, формирование грамматического строя речи, обучение произношению, развитие слухового восприятия.

Тема 5. Технологии поддержки ученика со сниженным слухом в условиях массовой школы

Состояние национальной практики интегрированного обучения на современном этапе и перспективы ее дальнейшего развития.
Специальная педагогическая помощь в процессе обучения в массовой школе.
Организационное обеспечение комфортных условий для неслышащего ребенка на уроке (занятии): выбор постоянного рабочего места в классном помещении; местонахождение ученика относительно говорящего учителя; требования к речи педагога (сила голоса, темп речи, характер артикуляции) с учетом особенностей слухозрительного восприятия ребенком устной речи; контроль правильного использования слуховым аппаратом на уроках (занятиях).
Общие рекомендации по вовлечению неслышащего ребенка в учебную деятельность на уроках (занятиях): контроль голоса, звукопроизношения, слитности и интонационной стороны речи ребенка; контроль понимания заданий и инструкций, предъявляемых в словесной форме; формирование умений и навыков фронтальной работы совместно со слышащими детьми.
Рекомендации к коррекционной поддержке неслышащих учеников на уроках по различным предметам:

  • на уроках русского языка (при работе с правилами, грамматическом разборе, написании диктантов, упражнений и др.);
  • на уроках чтения (истории, географии, «Человек и мир») (опережающая домашняя подготовка по заданию учителя к восприятию нового литературного текста, исторической или природоведческой статьи в классе: объяснение значения ключевых слов, речевых оборотов, знакомство с историческим контекстом произведения и др.);
  • на уроках математики (контроль понимания словесного текста задачи, пропедевтическая работа со словами, несущими математическую нагрузку, с помощью выполнения наглядно-действенных упражнений и др.).

Помощь родителей неслышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе. Взаимодействие родителей с педагогами. Роль родителей в коррекционных занятиях с ребенком дома.

Тема 6. Вопросы воспитания детей в условиях интегрированного обучения

Создание в классе комфортной среды и благоприятного нравственного климата в детском коллективе. Психологическая подготовка слышащих школьников к появлению среди них одноклассников с проблемами слуха и речи. Работа с родителями слышащих детей: привлечение их к созданию в классе атмосферы, способствующей нравственному развитию их собственных детей.
Предупреждение детских конфликтов, связанных с особенностями неслышащих учащихся.
Формирование межличностных отношений на основе равного партнерства.
Воспитание в детях эмпатии (умения сопереживать, сострадать, сочувствовать).
Достижение ребенком с нарушенным слухом психологического комфорта среди слышащих сверстников.
Помощь ребенку со слуховой недостаточностью в преодолении «комплекса неполноценности». Формирование в нем правильной самооценки и адекватного уровня притязаний.
Акцентирование положительных черт личности ребенка с нарушением слуха, его творческих интересов и способностей в тех или иных областях.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.