На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения - Материалы для речевых зарядок в классах интегрированного обучения для детей с нарушенным слухом
Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения - Материалы для речевых зарядок в классах интегрированного обучения для детей с нарушенным слухом
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения
Правила поведения при общении с учащимися с нарушенным слухом
Программа подготовки педагогов массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха
Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения
План-конспект коррекционного занятия
Материалы для речевых зарядок в классах интегрированного обучения для детей с нарушенным слухом
Все страницы

Приложение 4

Материалы для речевых зарядок
в классах интегрированного обучения
для детей с нарушенным слухом

Использованы материалы Болбат Л.В., Калашниковой Т.В., Святоха Н.В., Яншиной Т.М. Материалы для речевых зарядок в начальных классах школы для слабослышащих и позднооглохших детей //Дефектология – 2000. - №3. – С.82.

 

Речевая зарядка – это одна из форм организации работы над произношением у детей с нарушением слуха.
Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи, интонацией.
Конкретное содержание определяется программными требованиями. Кроме того, оно зависит от состояния класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.
Речевую зарядку желательно проводить на первом уроке в течение 3-5 минут. При необходимости отработки сложных терминов, связанных с программным материалом урока или темой речевой зарядки на неделю, ее можно проводить на любом уроке в течение 2 минут.
Целесообразно речевой материал речевых зарядок использовать и в ходе индивидуальных коррекционных занятий при работе по развитию слухового восприятия и обучению произношению. На речевых зарядках могут быть использованы следующие виды работ:

  • Восприятие на слух слогов, слов и их воспроизведение:

ра-ра-ра – рама (рак, …)
ро-ро-ро – Рома (рост, …)
ру-ру-ру – рука (ручка, …)
ре-ре-ре – река (ремень, …)
ри-ри-ри – Рига (Римма, …)

  • Восприятие на слух или на слухозрительной основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки или запись на доске и их воспроизведение:

Рыба,
крупная рыба,
в озере водится крупная рыба.

  • Чтение предложений с наращиванием, например:

Решаю пример.
Решаю пример трудный.
Решаю пример трудный самостоятельно.

  • Чтение словосочетаний с дальнейшим с последующим составлением предложений, например:

На огороде, на дереве, на заборе (созрели овощи, выросли листья, сидит ворона).

  • Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками, например:

На небе се…ые о…лака.
Г…емит г…ом.

  • Подбор слов и словосочетаний по образцу, например:

Один трактор волк - волчонок
Два …. кролик - …
Три …. ворона - …

  • Составление предложений по образцу, чтение их, например:

У медведя – берлога.
У лисы – … (нора).
У грача – … (гнездо).

  • Подбор слов противоположного значения:

Слева - … (справа).
Сзади - … (спереди).
Вниз - … (вверх).

  • Ответы на вопросы с использованием слов для справок, например:

Что ты ел на завтрак?
(Макароны, рисовую кашу, винегрет).

  • Составление словосочетаний, например:

Цветы …
Ножницы …
Каникулы …

  • Ответы на вопросы, например:

Ты правильно решил пример?
Сколько будет дважды два?

  • Выполнение поручений, например:

Назовите осенние месяцы.
Решите пример: 33+3 (3+4).

 

Материал для речевых зарядок на уроках математики

Звук Р
Позиция прямого слога:

  • Разность, расстояние, решение задачи.

Позиция обратного слога:

  • Номер, центнер, размер.

Позиция между гласными:

  • 4, 14, 400, 4000, нумерация, фигура, вариант, уравнение, скорость;
  • порядок действий, переход через десяток, единицы измерения, арифметические действия;
  • решить уравнение.

Стечение согласных:

  • первый, метр, чертеж, сантиметр, периметр, 3, 13, 30, 3000, цифра, круг, квадрат, дроби, пример, вопрос, отрезок, окружность, сторона, разряд, повторение, подчеркнуть;
  • первый ряд, обратный (прямой) счет, геометрическая фигура, квадратный метр, простая задача, краткая запись, решение примеров, сравнить.
  • В метре 100 сантиметров.
  • В километре 1000 метров.
  • Отрезок – часть прямой.
  • Начертите …, измерьте.
  • Поставьте вопрос к задаче.

Дифференциация звуков Р-Л:

  • килограмм, километр, прямоугольник, треугольник, результат;
  • меры длины, тетрадь в клетку, перестановка слагаемых, круглое число, прямой угол, прямая линия, длина карандаша, расположение чисел в порядке возрастания, угол меньше прямого угла.
  • Число служит для счета предметов.
  • Цифра служит для записи числа.
  • Сложение проверяется вычитанием.
  • Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
  • Измерьте длину отрезка.
  • Решите пример.

Материал для речевых зарядок
на уроках русского языка (грамматика и чтение)

Позиция прямого слога:

  • Рассказ, русские писатели (сказки), речь.
  • Назовите русские сказки.
  • Какой рассказ мы читали?

Позиция обратного слога:

  • Автор.
  • Кто автор рассказа (книги)?

Позиция между гласными:

  • Ударение, перенос (слова), корень, стихотворение, второстепенные.
  • Народные сказки, русские народные сказки, герой рассказа.
  • Назовите героев сказки.
  • Подберите рисунки к тексту.
  • Объясните, как вы понимаете это выражение.
  • Кто автор русских народных сказок?

Стечение согласных:

  • Грамматика, упражнение, произведение, правописание, приставка, проверить.
  • Средний род, знаки препинания, признак предмета, непроизносимый звук.
  • Прочитайте вторую часть рассказа.
  • Читайте «про себя».
  • Прочитай стихотворение наизусть.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.

Дифференциация звуков Р – Л:

  • Прилагательное, предлог, предложение, время глагола, корень слова, словарный диктант, родительный (творительный, предложный) падеж, ударный слог, главные (второстепенные члены предложения, спряжение глагола, парные согласные, словарная работа, план рассказа, проверочное слово.
  • Рама – это имя существительное женского рода в именительном падеже.
  • Прыгает – это глагол настоящего времени; неопределенная форма – прыгать.
  • Разделите рассказ на части.
  • Озаглавьте рассказ.
  • Перескажите по плану.
  • Читайте выразительно.
  • Приготовьтесь читать по ролям.
  • Из каких произведений эти слова?
  • Какое склонение у существительного?
  • Назовите склонение (род, падеж) существительного.
  • Ложь человека не красит.
  • Недаром говорится, что дело мастера боится.

Материал для речевых зарядок на уроках «Человек и мир»

Позиция прямого слога:

  • работа, растение, Республика Беларусь, родина, рука, режим дня, работает.
  • Наша родина – Республика Беларусь.
  • Мы живем в Беларуси.
  • Покажи руки.
  • Где работает твоя мама?

Позиция обратного слога:

  • пожар, сахар, январь, двор, забор, мухомор, шофер, офицер, север, мир, командир, букварь, фонарь;
  • месяц февраль, мой двор, высокий забор, пассажир трамвая.
  • Нам всем нужен мир.
  • Январь – зимний месяц.
  • Купи сахар и сухари.
  • У кого папа шофер?

Позиция между гласными:

  • карандаш, нора, уроки, дорога, мороз, море, скворец, переход, дерево, деревня, перемена, подберезовик, здоровье, урожай, горизонт, звери, сыроежка, температура;
  • дорожные знаки, урок математики, Дед Мороз и Снегурочка.
  • У кого есть черный карандаш?
  • Когда бывает мороз?
  • Что вы делаете на перемене?
  • На перемене мы отдыхаем.
  • Нужно беречь здоровье.

Стечение согласных:

  • парта, март, шарф, кустарник, спорт, организм, экскурсия, дежурный, зерно, шерсть, первоцвет, кирпич, пасмурно;
  • февраль, апрель, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, трава, трамвай, врач, грач, игра, граница, градусник, грузовик, грибы, астра, завтрак, тетрадь, водопровод, трактор, транспорт, простуда, праздник, профессия, сугроб, фрукты, время, предметы, бревно, универмаг, универсам, древесина, зрение, тритон, страница, термометр, здравствуйте, завтра, красный, красивый, нравится;
  • спортивный зал, живой организм, красный помидор, 8 Марта, месяц апрель, осенняя трава, красивые астры, интересная игра, вкусные грибы, городской транспорт, учебные принадлежности, хорошее зрение, неживая природа, комнатная температура, медицинский градусник, мне не нравится.
  • Кто сегодня дежурный?
  • Какая сегодня погода?
  • Сегодня пасмурная погода.
  • Март – весенний месяц.
  • Назовите осенние месяцы.
  • Грач – весенняя птица.
  • Назовите первоцветы. Ветреница. Первоцветы (первые, ранние цветы).
  • Где продают огурцы, помидоры, груши?
  • Продавец продает….
  • Откройте учебник на странице….
  • Что делают пограничники? Пограничники охраняют границу.
  • Посмотрите, какие у вас грязные руки.

Дифференциация звуков Р – Л:

  • берлога, кастрюля, строительство, приглашение, милиционер, троллейбус;
  • нормальная температура, журнальный столик, линия горизонта, железная дорога, перелетные птицы, нарядная елка, елочные украшения, черствый хлеб, зеленая трава.
  • Ель – хвойное дерево.
  • Назовите хвойные (лиственные) деревья.
  • Скворец – перелетная птица.
  • У нас в городе есть железная дорога?
  • Куда ты ездил по железной дороге?
  • Что нужно, чтобы приготовить салат?
  • Для салата нужны огурцы, помидоры, лук, картофель.
  • Ты любишь наряжать елку?
  • Спроси у Ромы, как он наряжал елку?
  • Улицу переходить нужно на зеленый свет.
  • При переходе улицы автобус и троллейбус нужно обходить спереди, а трамвай – сзади.
  • Вы любите смотреть мультфильмы?
  • Каким видом спорта ты занимаешься?
  • Это чье мокрое полотенце?
  • Это полотенце Марины.

Использованная и рекомендуемая литература

  • Багрова, И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И.Г. Багрова.– М.: Просвещение, 1990.
  • Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис.–М.: Просвещение, 1983.
  • Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис.–М.: Просвещение, 1983.
  • Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова.– Мн.: Асар, 2003.
  • Вьюнкова, Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения / Ю.Н. Вьюнкова // Педагогика.–1999.-№1.
  • Гилевич, И.М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология.–1995.-№3.
  • Закон РБ «Об образовании детей с особенностями психофизического развития (специальном образовании)».- Мн.: МИО, 2004.
  • Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учеников / А.Г.Зикеев.–М.: Просвещение, 1976.
  • Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г.Зикеев.–М.: Академия, 2000.
  • Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. – Мн.: НИО, 2003.
  • Коноплева, А.Н. Проблемы интегрированного обучения / А.Н. Коноплева // Дэфекталогія. – 1998. - №1.
  • Коноплева, А.Н. Теория и практика интегрированного обучения / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская // Дэфекталогія. – 2001. - №2.
  • Коноплева, А.Н. Коррекционно-образовательные технологии. / А.Н. Коноплева, Е.М. Калинина, В.П. Пархоменко.– Мн.: НИО, 2004.
  • Коровин, К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку / К.Г. Коровин. – М.: Просвещение, 1986.
  • Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е.П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1991.
  • Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф.Ф. Рау-. М.: Просвещение, 1976.
  • Назарова, Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих / Л.П. Назарова. – М.: Просвещение, 1981.
  • Психология глухих / Под ред. И.М. Соловьева. – М.: Просвещение,2000.
  • Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989.
  • Часовае палажэнне аб інтэграваным навучанні дзяцей з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця // Дэфекталогія. – 1995.- № 1.

Ярмаченко, Н.Д. Проблема компенсации глухоты / Н.Д. Ярмаченко. – Киев.: Рад. школа, 1976.

Источник: Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения: из опыта работы учителя-дефектолога СШ №39 Росляк Т.А. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004. – 66с.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.