На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения - План-конспект коррекционного занятия
Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения - План-конспект коррекционного занятия
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения
Правила поведения при общении с учащимися с нарушенным слухом
Программа подготовки педагогов массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха
Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения
План-конспект коррекционного занятия
Материалы для речевых зарядок в классах интегрированного обучения для детей с нарушенным слухом
Все страницы

 

 

Приложение 3
План-конспект
коррекционного занятия с ученицей
СШ №39 г. Витебска Региной В.

Диагноз: нейросенсорная тугоухость III степени, ринолалия
3 класс

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [м] и [м']

Текст «Синицы зимой».
Развитие мелодико-интонационной стороны речи.

Цель: Тренировать в восприятии на слухозрительной и слуховой основе речевого материала разговорно-обиходного характера и материала, связанного с учебной деятельностью.
Тренировать в восприятии на слухозрительной и слуховой основе текста «Синицы зимой», в его нотировании и правильном чтении.
Уточнить слуховые дифференцировки [м] и [м'].
Развивать зрительный гнозис, мнезис, цепкость взгляда, т.е. способствовать формированию навыка чтения с губ.
Активизировать мышцы мягкого нёба, задней стенки глотки, мышцы лица в области рубца.
Вырабатывать сильный и длительный ротовой выдох, дифференцировать носовой и ротовой выдох.
Развивать силу и высоту голоса, его полётность и модулированность.
Развивать психические функции: память, внимание, восприятие, мышление; слухомоторные координации.

Оборудование: таблички с речевым материалом разговорно-обиходного характера и материалом по организации учебной деятельности, экран, перчатка, спирт, вата, логопедический зонд для звука «с», зеркало, профили артикуляции [м] и [м’], мяч, тетрадь, ручка, картина «Спорт», таблички для составления предложения из отдельных слов, текст «Синицы зимой» С.51, учебник Байко К.Д., Лаврова Л.В. «Развитие речи» 3 класса школы для глухих. – М.: Просвещение, 1983.

 

Ход занятия

  • Развитие слухового восприятия.
    • Восприятие на слухозрительной основе речевого материала

обиходного характера.

  • Здравствуй.
  • Как твои дела? Как настроение?
  • Какое сегодня число? - День недели? - Месяц?
  • Время года?
  • Назови все зимние месяцы по порядку.
  • Осенние месяцы.
    • Восприятие на слуховой основе речевого материала, связанного с учебной деятельностью.

Дефектолог называет фразы за экраном, ученица показывает таблички.

  • Закрой тетрадь.
  • Стань у доски.
  • Иди к доске.
  • Открой книгу. - Выпиши. - Перепиши.
  • Запиши.
    • Восприятие речевого материала на слуховой основе и выполнение действия.

Ученица выполняет действие, если слышит слово «пожалуйста».

  • Встань.
  • Сядь.
  • Руки в стороны.
  • Посмотри в окно.
  • Посмотри на доску.
  • Положи линейку на тетрадь.
  • Возьми ручку.
  • Работа по коррекции недостатков речи.
    • Массаж мягкого нёба.

Выполняется дефектологом в резиновой перчатке и с помощью зонда для звука.

    • Гимнастика мягкого нёба.
  • Позёвывание при открытом рте.
  • Полоскание (имитация).
  • Покашливание.
  • Горячая картофелина.
  • Произнесение гласных звуков на твёрдой атаке.
    • Массаж приротовой области, области рубца (в результате хейлопластики).

 

    • Гимнастика приротовой области.
  • Губы в трубочку и расслабить.
  • «Построить забор».
  • Чередование «Трубочка», «Забор».
  • Показать зубы верхней челюсти.;
  • Показать зубы нижней челюсти.
  • Облизать верхнюю и нижнюю губу.
  • Надуть щёки и расслабить.
  • Сосательные движения.
  • Беззвучное произношение слов: боб, бип, ком, ром, Тим.
    • Дыхательная гимнастика.
  • «Цветочный магазин» - глубокий медленный вдох через нос.
  • «Свеча» - медленный выдох.
  • «Упрямая свеча» - интенсивный, сильный выдох.
  • «Погашу свечу» - интенсивный, прерывистый выдох: фу-фу.

Упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания.

  • Вдох через нос, выдох через рот.
  • Вдох через рот, выдох через нос.
  • Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую.
  • Вдох через нос, выдох через неплотно сшитые губы.
    • Массаж гортани.
  • Поглаживающий.
  • Вибрационный.

 

    • Голосовые упражнения.
  • Вывести в маску [м].
  • Вывести сочетание [м] с гласными: ма, мо, му; ми, мэ, мы.
  • «Медведица и медвежонок».
  • Маммм. мёду намм, молока бы наммм...
  • Вот я ваммм, всё мало ваммм…
  • Переводить звучание звуков, слогов, коротких слов в различные резонаторы:

у у мяу мяу ку
у у ре
у у мяу мяу мяу ка
ку

  • «Тихо-громко» а_______А.

у-----У-----у
а а а а а а А
О О о о о о
а-а-а-А

  • Физкультминутка

Дефектолог показывает изображения спортсменов различных видов спорта, ученица имитирует из движения.

  • Боксер.
  • Пловец.
  • Волейболист.
  • Футболист.
  • Бегун.
  • Дифференциация [м] - [м'].
    • Дефектолог читает стихотворение:

Мыло и Мила
Мама Милу мылом мыла.
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
«Не сердись, дочурка Мила».
«Не сержусь», - сказала Мила,–
Я выплакиваю мыло».

  • Какие слова в стихотворении встречаются чаще остальных? (Мыло, Мила).
  • Назови первые звуки в этих словах ([м] и [м']).
    • Характеристика [м], [м'] по артикуляционным акустическим признакам.
  • Произнести звуки перед зеркалом.
  • Рассмотреть профили артикуляции звуков.
  • Охарактеризовать звуки.
  • Найти общее и различное в произнашении [м] и [м'].

Общее: губы сомкнуты:
воздух выходит через нос;
звуки согласные, звонкие, носовые.
Различное: [м'] произносится с большим напряжение губ;
[м] - твердый;
[м'] - мягкий.

    • Игра «Наоборот» (с мячом).

мае-ям ом-ом
мь-м ме-мо
аму-амю ум-умь.

    • Работа в тетради.
  • Распределить слоги и слова в две строки по признаку твердости - мягкости [м]:

ма, ме, ум, мал, имь, мял, мышка, мил, мыл, мишка.

  • Проверка.
  • Наблюдение над словами-квазиомонимами.

Мышка – мишка.

    • Составить предложение из отдельных слов: растёт, в, мох, мягкий, лесу.

Дефектолог называет слова – ученица показывает таблички с этими словами.

  • Составление предложения.
  • Работа над просодией:

Ученица с помощью логических ударений и вопросительной интонации выделяет каждое слово в предложении.
Дефектолог отвечает утвердительно.

  • Рядовая речь.

Дефектолог начинает ряд, ученица продолжает.

  • Январь, февраль, март...
  • Понедельник, вторник...
  • 10, 20, 30…
  • Зима, весна...
  • Упражнения на развитие зрительного гнозиса, мнезиса.
  • Письмо указкой (Школа, Регина).
  • Тренажер «Бегущая строка». Прочесть предложения: Митя написал письмо. Мила купила лимоны.
  • Угадывание слов:

Б ш ш
Па жа ж
М ч ? о ч ? а
щ щ

  • Восприятие на слух и воспроизведение ритмов.

ххХ ххХ ххХ
Ххх Ххх Ххх
хХхх хХхх

  • Физкультминутка.

Упражнения с оречевлением:
- Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять - рукою помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

  • Работа с текстом.
  • Чтение текста дефектологом без экрана.
  • Проверка понимания смысла рассказа.

О ком рассказ?
Что говорится о синичках?

  • Чтение текста по частям за экраном.

Ученица с помощью табличек озаглавливает каждую часть.
Как изменилась природа зимой?
Как живется синичкам зимой?
Где кормятся синички зимой?

  • Нотирование текста.
  • Чтение текста ученицей с учетом сделанных пометок.
  • Пересказ текста по плану.
  • Восприятие речи дефектолога без слухового аппарата.
  • О каких птицах говорится в рассказе?
  • Чем они питаются зимой?
  • Как ты думаешь, чем могут дети помочь птицам зимой?
  • Итоги занятия.


 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.