На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социально-психологическая помощь семье (часть 2) - Приложение 10. Программа «Семья как фактор социа-лизации и педагогический субъект в едином пространстве развития ребёнка».
Социально-психологическая помощь семье (часть 2) - Приложение 10. Программа «Семья как фактор социа-лизации и педагогический субъект в едином пространстве развития ребёнка».
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социально-психологическая помощь семье (часть 2)
Приложение 1. Алгоритм изучения семьи
Приложение 2. Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй
Приложение 3. Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении
Приложение 4. Примерная модель взаимодействия спе-циалистов социально-психолого-педагогической службы
Приложение 5. Формы работы (виды помощи) по защите прав детей, оказавшихся в социально опасном положении.
Приложение 6. Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи детям, подрост-кам и их родителям из неблагополучных семей
Приложение 7. Социально-педагогическая работа с различными типами семей
Приложение 8. Примерный план работы с семьёй, оказавшейся в социально опасном положении.
Приложение 9. Актуальная тематика для организации родительского всеобуча в учреждениях образования.
Приложение 10. Программа «Семья как фактор социа-лизации и педагогический субъект в едином пространстве развития ребёнка».
Приложение 11. Программа работы и Устав клуба «По-года в доме».
Все страницы

Приложение 10

Программа "СЕМЬЯ как фактор социализации

и педагогический субъект в едином пространстве развития ребенка"
(совместная деятельность педагогических коллективов СШ№39 и ДУО №103,102,100 по сотрудничеству с родителями на 2003-2005гг.)

Авторы-составители:

Г.Д.Воднева, доцент кафедры управления и технологий образовании УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО";
М.Л.Троицкая, заместитель директора по воспитательной работе СШ №39 г. Витебска;
И.А.Шац, педагог-психолог СШ №39 г. Витебска;
Е.В.Матус, педагог социальный СШ №39 г. Витебска.

Введение
Основные тенденции развития образования в Республике Беларусь на современном этапе актуализируют проблему взаимодействия педагогов и родителей. Сущностью взаимодействия становится личностно-ориентированное образование, которое соединяет социализацию, обучение и воспитание в единый процесс помощи, поддержки и социально-педагогической защиты развития ребенка.
Известно, что в семье происходит первичная социализация личности. В ее рамках начинается процесс индивидуального присвоения общественных норм и культурных ценностей, происходит наследование социального опыта, формируются модели поведения с другими людьми. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются комплексные целевые программы по ее укреплению, поддержке, повышению значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня многих семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. В условиях духовно-нравственного кризиса в семье идет переориентация на нежелательные для общества ценности. Не редкость конфликтные и отчужденные отношения между членами семей, детьми и родителями. Наблюдается снижение авторитета родителей, значимости семейных ценностей. Оставляет желать лучшего психолого-педагогическая культура родителей. В результате этого семья не всегда оказывает благотворное влияние на ребенка, его социализацию, духовное и нравственное развитие, и, как следствие, сохраняются и даже усугубляются условия воспроизводства социального неблагополучия семьи.
Детскими дошкольными учреждениями №№ 103, 102, 100 и школой № 39 г.Витебска накоплен значительный опыт совместной работы с семьями воспитанников и учащихся. Однако в настоящее время необходима более совершенная модель взаимодействия и сотрудничества. В поисках ее разработана настоящая программа.
Основаниями для ее разработки послужило понимание того, что эффективность личностно-ориентированного образования повышается, если:
- школа и дошкольные учреждения используют весь комплекс путей позитивного воздействия на процесс семейного воспитания;
- сотрудничество с семьей начинается при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение и продолжается в течение всех лет его воспитания в ДУ и обучения в школе;
- коллективы педагогов глубоко осознают этико-педагогические и психологические требования к стилю взаимодействия с семьей и следуют им в своей деятельности.
Цель программы:
Повышение роли семьи как фактора социализации и педагогического субъекта в едином пространстве развития ребенка, профилактика и предупреждение воспроизводства семейного неблагополучия.
Задачи реализации программы:
- обеспечение социально-педагогических и педагогических условий для успешной социализации, интеллектуального, нравственного, разностороннего творческого развития личности в социуме, эмоционально-психологического благополучия всех субъектов образования;
- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между воспитанниками, учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к педагогическому процессу в детских дошкольных учреждениях и школе;
- создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении; формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей;
- мониторинг социального заказа со стороны родителей и детей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение педагогического процесса, выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, ее оказание;
- социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав детей и подростков, находящиеся в трудных жизненных ситуациях;
- организация процессов социально-психологической и педагогической реабилитации и коррекции, предполагающей преодоление социальной дезадаптации, асоциальных отклонений в развитии личности детей и подростков, детско-родительских отношений;
- обеспечение связи дошкольных образовательных учреждений и школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями.

Основные направления, содержание и формы деятельности

  1. Подготовка педагогических коллективов школы и детских дошкольных учреждений к сотрудничеству с родителями, непрерывное повышение квалификации

Это направление включает следующие действия:
- выработка основных принципов взаимодействия с семьей, формирование общей позиции всех членов педагогических коллективов, определение стратегических и тактических целей;
- диагностика и развитие материальных, профессиональных, кадровых, информационных, психологических и других ресурсов, которыми обладают ДУ и школа;
- обучение субъектов взаимодействия с семьей, обеспечение их информационно-методическими и дидактическими материалами;
- определение содержания и форма сотрудничества в каждой подсистеме образовательного сообщества: ДУ, школе, начальном, среднем и старшем звене, в каждой группе и классе;
- выработка критериев эффективности проделанной работы, способа оценивания результатов;
- публичное обсуждение предполагаемых действий с непосредственными участниками и широкое информирование общественности о полученных результатах.
Используются все виды работы с педагогами: педагогические советы, инструктивно-методические совещания, заседания методических объединений, психолого-педагогический семинар, консилиум, индивидуальное консультирование, самообразовательная деятельность педагогов и многообразные их формы: лекции, практикумы, дискуссии, деловые игры, круглые столы, тренинги, оформление и использование папок-передвижек, разработка памяток по работе с семьей, сценариев занятий с родителями и детьми.
Предполагается проведение педагогических советов, конференций с привлечением родителей и широкой общественности не реже, чем один раз в два-три года.
Примерная тематика: "Расширение и углубление связей школы, семьи и общественности как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса", "Сотрудничество детского сада, школы, семьи в едином пространстве развития ребенка", "Деловое сотрудничество с родителями. Как его обеспечить?", "Культура школы, детского дошкольного учреждения, семьи как фактор социализации учащихся", "Формирование отношения к семейным ценностям, содействие позитивным детско-родительским отношениям — важнейшие задачи работы воспитателя, классного руководителя", "Роль родительского собрания во взаимодействии семьи, школы, детского дошкольного учреждения" и др.
Содержание методической работы с кадрами планируется ежегодно и включает проблематику, очерченную следующими направлениями:
- психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы (детского сада);
- педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного семейного и общественного воспитания;
- социально-педагогическая защита детства, прав детей и подростков, предотвращение жестокости и насилия, авторитаризма в отношениях с ними;
- содержание, формы и методы взаимодействия с семьей. Инновационные модели и технологии педагогической деятельности;
- диагностико-аналитическая работа с родителями: ее цели и методы;
- "трудные дети" и "трудные семьи". Причины возникновения отклонений в развитии и пути их преодоления; и тому подобное.
Освоение педагогами школы и детских дошкольных учреждений современных форм социального взаимодействия, развитие ресурсного, прежде всего, научно-методического обеспечения; накопление опыта неавторитарных отношений образовательных учреждений и социума позволит создать в 2004-2005 учебном году кафедру семейной культуры – научно-методический центр по сотрудничеству и взаимодействию с семьей.
2. Изучение семьи как фактора социализации детей и подростков, субъекта воспитания.
Информация о семье необходима детским дошкольным учреждениям и школе для:
а) "отслеживания" и "сопровождения" семьи, позволяющих выяснить ее особенности и использовать способность позитивного влияния на ребенка, своевременно выявлять признаки семейного неблагополучия;
б) привлечения родителей к работе ДУ и школы;
в) проведения информационно-просветительской и воспитательной работы с родителями, а также создания информационных материалов для родителей, "родительских памяток" и т.д.;
г) осуществления внутреннего мониторинга в школе и ДУ, позволяющего контролировать качество образования (обучения и воспитания) при помощи семьи.
Определяются следующие виды информации о семье, необходимые для вышеобозначенных целей и соответствующие методики их получения:


п/п

Необходимая информация о семье

Методы и методики

1.

Социально-демографические характеристики семьи:
- состав семьи;
- фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст;
- род занятий родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации;
- материальная обеспеченность семьи, жилищные условия;
- культурный потенциал семьи:
наличие библиотеки, предметов культурного досуга; основные духовные потребности членов семьи;
- образ жизни семьи

Анкеты и тесты для родителей.
Беседы с родителями и детьми.
Наблюдения, в т.ч. в ходе посещения семьи.
Сочинения и рисунки детей ("Моя семья", "Мой выходной день" и
т.д.).
Сочинения родите-лей.
Методика незакон-ченных предложений.
Генеалогическое древо семьи (описание учащихся или родите-лей), "Герб семьи" и другие творческие формы изучения семьи и семейных ценностей.
Психолого-педагоги-ческие консилиумы.
Беседы с родителями.
Интервью.
Открытые занятия и уроки для родителей с последующим обсуждением.
Проведение "круглых столов" с родителями.
Анкеты для родителей.
Дискуссионные собрания

2.

3.

Организация и принципы семейного воспитания:
- внутрисемейные отношения, их доминирующий стиль;
- микроклимат семьи, обычаи и традиции;
- лидерство в семье;
- авторитет взрослых;
- преобладающие методы воспитания.
Удовлетворенность родителей качеством образования (обучения и воспитания), отношениями с педагогами и др.
Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие их свободного времени, материальные и профессиональные возможности.

4.

Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей. Проблемы обучения и воспитания с точки зрения родителей

Тестирование родителей.
Наблюдение за всеми
субъектами образова-тельного процесса.
Беседы с родителями.
Обсуждение педаго-гических ситуаций

Поставлена задача в течение 2003-2004 годов создать банк методик изучения семьи в детских дошкольных учреждениях и школе, отработать механизмы и принципы отбора и применения диагностического инструментария.
Включение мероприятий по изучению семьи в перспективные и текущие планы работы является обязательным для всех подсистем школы №39 и ДУ №№ 103, 102, 100.
3. Информирование, психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей
Данное направление предусматривает систематическое и последовательное повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений родителей в целях повышения воспитательного потенциала семьи, актуализации их образовательных потребностей, воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, то есть понимания ими назначения, целей, функций дошкольных учреждений и школы, создание необходимых условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в образовательном процессе в сотрудничестве с ДУ и школой.

Содержание и способы предъявления информации
для родителей в ДУ и школе


п/п

Содержание информации

Способы и формы предъявления информации для родителей

1.

Режим работы образовательных учреждений.
Перечень (или краткое описание) образовательных программ, реализуемых в школе и ДУ. Деятельность кружков и факультативов.
Организация воспитательной работы и культурно-просветительских программ (экскурсии, годовой круг праздников, посещение музеев и театров и т.д.).
Деятельность службы сопровождения (социально-психологической, медицинской, методической).
Расписание уроков, внеклассных мероприятий, консультаций.
Сведения об образовательных услугах и программах, предоставляемых другими учреждениями и организациями

Информационные стенды в школе и ДУ, бюллетени.
Рекламные проспекты, буклеты о ДУ и школе.
Памятки, листовки.
Проведение дней открытых дверей.
Вечера вопросов и ответов.
Устное информирование на родительских собраниях и индивидуальных консультациях.
Проведение открытых занятий и
уроков для родителей.
Тематические папки-передвижки для родителей.
Встречи в "Родительской гостиной".
Работа школьного Пресс-центра

2.

Основные достижения ДУ и школы.
Достижения педагогов.
Достижения воспитанников и
учащихся.
Социальное устройство и успехи выпускников

Информационные стенды и уголки
о достижениях воспитанников, учащихся, педагогов.
Выставки работ детей в ДУ, учащихся в школе.
Публикации в СМИ.
Творческие отчеты педагогов, родителей, детей

3.

Материально-техническое обеспечение ДУ и школы. Источники и распределение внебюджетных средств (спонсорская помощь, добровольные взносы родителей, шефов)

Отчеты руководителей ДУ и школы на общих собраниях.
Благодарственные письма родителям

4.

Перспективы развития ДУ и школы

Все формы информирования

В 2003-2004 учебном году систематизированы все виды и формы информационной работы, обновлено ее содержание, разработана целевая маркетинговая программа "Мы выбираем эту школу". Создание положительного имиджа образовательных учреждений микрорайона (школы № 39 и ДУ №№ 103, 102, 100) в глазах родителей и социума — ключевая задача этой программы.
Психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей реализуется в рамках проектов — целевых программ.
В детских дошкольных учреждениях: "Клуб молодой семьи", очно-заочная школа родителей "Защита прав ребенка, предупреждение и профилактика жестокости и насилия в отношении детей", "Подготовка к школе — сотрудничество ДУ, школы и семьи", "Адаптация: Впервые в детский сад".
В школе: "Семейные тайны", "Лекторий для родителей", клуб "Здоровая семья", "Школа воспитания чувств", "От прав ребенка — к правам человека", "Трудный возраст", "Как помочь ребенку учиться", "Трудный переход", "Одаренные дети", "Профессиональное и жизненное самоопределение старшеклассников".
В ходе реализации проектов используются как традиционные формы: лекции, семинары, беседы, практикумы, круглые столы, так и сравнительно новые для практики взаимодействия с родителями формы: деловые и организационно-деятельностные игры, тренинги.
В 2003-2004 гг. систематизированы и обновлены нормативно-правовая и содержательно-методическая база указанных проектов, они объединены в целостную программу "Родительские университеты".
Необходимо также совершенствование практики подготовки и проведения родительского собрания как основной формы работы с родителями.
В ДУ и школе ежегодно разрабатывается примерная тематика родительских собраний для всех возрастных подсистем, рекомендации по их проведению, проводятся обучающие семинары по практике использования инновационных форм и технологий (технологии смыслотворчества, рефлексивного воспитания, мыследеятельности, интерактивного взаимодействия и др.).
В целях реализации дифференцированного и индивидуального подхода к семьям, осуществления функции поддержки и помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания и его коррекции научно-методическим советом, социально-психологической службой школы, психологами и методистами ДУ организуется система консультирования, основными моментами которой являются:
- регламент (расписание работы служб, удобное для родителей);
- определение тематики групповых консультаций:
а) методических (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования и т.д.);
б) психологических (все, что связано с возрастными, индивидуально-типологическими особенностями ребенка и его социализацией):
- разработка рекомендаций для родителей;
- соблюдение принципов консультирования: создание доверительных отношений, взаимоуважение, заинтересованность консультантов, компетентность, формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы.
4. Включение родителей в жизнедеятельность созидательных сообществ детей и взрослых (групп дошкольных учреждений и продленного дня, классов, клубов, кружков, факультативов, разновозрастных общественных объединений и т.д.).
Это направление предусматривает следующие действия. Анализируются возможности образовательных учреждений для включения родителей в жизнедеятельность ДУ и школы, создание фонда идей, технологий, банка данных о положительном опыте участия родителей в организации образовательного процесса, создании современной социально-развивающей среды в группах, классе и т.д.
В детских дошкольных учреждениях и школе создаются творческие группы педагогов и родителей, которые активно делятся своим опытом.
В 2003-2004 уч. г. обобщен опыт сотрудничества с родителями.
Выделяются подпрограммы – направления, проекты, участие родителей в которых является не только возможным, но и необходимым.
Такими подпрограммами на ближайшие годы являются:
- в детских дошкольных учреждениях: "Вместе играем, учимся, растем";
- в школе: фестиваль семейного творчества "Зараночка";
- проект "Музей семьи", целью которого является не столько сбор материалов и создание экспозиций, сколько единение усилий семьи и школы в воспитании детей, включение родителей в жизнедеятельность школьного сообщества.
Выделение ключевых дел и акций — событий, в которых предусматривается активное участие родителей, является обязательным при планировании деятельности каждой подсистемы дошкольных учреждений и школы.
Такими событиями могут быть не только различные праздники: "Здравствуй, школа!", "Вот и стали мы на год взрослей", "Новый год", "Масленица"; конкурсы, спортивные соревнования, выставки, но и повседневные формы жизни: творческие уроки, трудовые операции, выполнение учебных проектов и иных созидательных инициатив.
Необходимо также взаимодействие с родительскими общественными организациями и создание условий для проявления родительской инициативы, участия родителей в планировании, контроле и анализе деятельности образовательных учреждений.
5. Профилактика и предупреждение семейного неблагополучия — работа с детьми и подростками.
В рамках образовательных и воспитательных программ детских дошкольных учреждений и школы акцент делается на проведение мероприятий, направленных на формирование ценностей семьи и дома, укрепление детско-родительских связей и отношений, авторитета родителей, формирование здорового образа жизни, профилактику зависимого поведения, половую идентификацию и гендерное воспитание, воспитание культуры поведения и чувств, создание условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
Предполагается с учетом этих направлений:
1. Содержательно расширить и углубить подпрограммы "Школы восхождения к личности": "Здоровье — забота общая", "Познай и подари красоту", "Земля — наш общий дом", "Человек среди людей".
Организовать на базе ряда групп и классов экспериментальные площадки "Школа воспитания чувств", "Здоровая семья", "Школа культуры жизнедеятельности". Продолжить работу над проектом "Музей семьи", привлечь к 'его реализации педагогические коллективы, детей и родителей дошкольных учреждений.
2. Продолжить практику проведения спецкурсов для старшеклассников "Основы психологии. Познай себя" и "Основы коммуникативной культуры", психологических тренингов в начальной школе и среднем звене школы: "Навыки саморегуляции", "Психологическая азбука для малышей", "Школа безопасности", "Учимся дружить" (сплочение классных коллективов), "Я и мой характер. Кто кого?", "Навыки целеполагания и построение жизненной перспективы", "Гений общения".
3. Организовать работу клубов социально-педагогической и психолого-педагогической направленности "Контакт" и "Ступени", специализированных тренингов для "трудных": "Умей сказать "нет"; "Должен быть лучший путь".
4. Содержательно, организационно, методически оснастить практику индивидуальной работы с детьми группы риска.

Основные принципы совместной деятельности педагогических коллективов детских дошкольных учреждений и школы по обеспечению программы:
1. Согласование целей и стратегии взаимодействия с семьей, его ценностных оснований, каковыми являются:
- оптимистическая гипотеза, вера в силы педагогических коллективов и способности семьи и отдельной личности при помощи специалистов разрешать сложные жизненные ситуации;
- гуманно-личностный подход к детям и подросткам; защита их прав и интересов как приоритет любой педагогической деятельности;
- партнерство, взаимное уважение и доверие в отношениях с семьей, родителями;
- "открытость" детского сада и школы к социальному взаимодействию и социокультурным изменениям.
2. Дифференциация и интеграция педагогических инициатив. Взаимное и своевременное информирование о новых идеях и возникающих проблемах во взаимодействии с семьей.
3. Координация и управление совместной деятельности, предполагающие:
- согласование перспективных и текущих планов (сентябрь, январь);
- выделение зоны единого пространственно-временного функционирования — подготовительные классы, переход к систематическому школьному обучению;
- проведение совместных психолого-педагогических консилиумов – (март-май, по отдельному графику).



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.