Страница 11 из 12
Приложение 10
Программа "СЕМЬЯ как фактор социализации
и педагогический субъект в едином пространстве развития ребенка" (совместная деятельность педагогических коллективов СШ№39 и ДУО №103,102,100 по сотрудничеству с родителями на 2003-2005гг.)
Авторы-составители:
|
Г.Д.Воднева, доцент кафедры управления и технологий образовании УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО"; М.Л.Троицкая, заместитель директора по воспитательной работе СШ №39 г. Витебска; И.А.Шац, педагог-психолог СШ №39 г. Витебска; Е.В.Матус, педагог социальный СШ №39 г. Витебска.
|
Введение Основные тенденции развития образования в Республике Беларусь на современном этапе актуализируют проблему взаимодействия педагогов и родителей. Сущностью взаимодействия становится личностно-ориентированное образование, которое соединяет социализацию, обучение и воспитание в единый процесс помощи, поддержки и социально-педагогической защиты развития ребенка. Известно, что в семье происходит первичная социализация личности. В ее рамках начинается процесс индивидуального присвоения общественных норм и культурных ценностей, происходит наследование социального опыта, формируются модели поведения с другими людьми. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются комплексные целевые программы по ее укреплению, поддержке, повышению значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня многих семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. В условиях духовно-нравственного кризиса в семье идет переориентация на нежелательные для общества ценности. Не редкость конфликтные и отчужденные отношения между членами семей, детьми и родителями. Наблюдается снижение авторитета родителей, значимости семейных ценностей. Оставляет желать лучшего психолого-педагогическая культура родителей. В результате этого семья не всегда оказывает благотворное влияние на ребенка, его социализацию, духовное и нравственное развитие, и, как следствие, сохраняются и даже усугубляются условия воспроизводства социального неблагополучия семьи. Детскими дошкольными учреждениями №№ 103, 102, 100 и школой № 39 г.Витебска накоплен значительный опыт совместной работы с семьями воспитанников и учащихся. Однако в настоящее время необходима более совершенная модель взаимодействия и сотрудничества. В поисках ее разработана настоящая программа. Основаниями для ее разработки послужило понимание того, что эффективность личностно-ориентированного образования повышается, если: - школа и дошкольные учреждения используют весь комплекс путей позитивного воздействия на процесс семейного воспитания; - сотрудничество с семьей начинается при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение и продолжается в течение всех лет его воспитания в ДУ и обучения в школе; - коллективы педагогов глубоко осознают этико-педагогические и психологические требования к стилю взаимодействия с семьей и следуют им в своей деятельности. Цель программы: Повышение роли семьи как фактора социализации и педагогического субъекта в едином пространстве развития ребенка, профилактика и предупреждение воспроизводства семейного неблагополучия. Задачи реализации программы: - обеспечение социально-педагогических и педагогических условий для успешной социализации, интеллектуального, нравственного, разностороннего творческого развития личности в социуме, эмоционально-психологического благополучия всех субъектов образования; - содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между воспитанниками, учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к педагогическому процессу в детских дошкольных учреждениях и школе; - создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении; формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей; - мониторинг социального заказа со стороны родителей и детей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение педагогического процесса, выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, ее оказание; - социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав детей и подростков, находящиеся в трудных жизненных ситуациях; - организация процессов социально-психологической и педагогической реабилитации и коррекции, предполагающей преодоление социальной дезадаптации, асоциальных отклонений в развитии личности детей и подростков, детско-родительских отношений; - обеспечение связи дошкольных образовательных учреждений и школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями.
Основные направления, содержание и формы деятельности
- Подготовка педагогических коллективов школы и детских дошкольных учреждений к сотрудничеству с родителями, непрерывное повышение квалификации
Это направление включает следующие действия: - выработка основных принципов взаимодействия с семьей, формирование общей позиции всех членов педагогических коллективов, определение стратегических и тактических целей; - диагностика и развитие материальных, профессиональных, кадровых, информационных, психологических и других ресурсов, которыми обладают ДУ и школа; - обучение субъектов взаимодействия с семьей, обеспечение их информационно-методическими и дидактическими материалами; - определение содержания и форма сотрудничества в каждой подсистеме образовательного сообщества: ДУ, школе, начальном, среднем и старшем звене, в каждой группе и классе; - выработка критериев эффективности проделанной работы, способа оценивания результатов; - публичное обсуждение предполагаемых действий с непосредственными участниками и широкое информирование общественности о полученных результатах. Используются все виды работы с педагогами: педагогические советы, инструктивно-методические совещания, заседания методических объединений, психолого-педагогический семинар, консилиум, индивидуальное консультирование, самообразовательная деятельность педагогов и многообразные их формы: лекции, практикумы, дискуссии, деловые игры, круглые столы, тренинги, оформление и использование папок-передвижек, разработка памяток по работе с семьей, сценариев занятий с родителями и детьми. Предполагается проведение педагогических советов, конференций с привлечением родителей и широкой общественности не реже, чем один раз в два-три года. Примерная тематика: "Расширение и углубление связей школы, семьи и общественности как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса", "Сотрудничество детского сада, школы, семьи в едином пространстве развития ребенка", "Деловое сотрудничество с родителями. Как его обеспечить?", "Культура школы, детского дошкольного учреждения, семьи как фактор социализации учащихся", "Формирование отношения к семейным ценностям, содействие позитивным детско-родительским отношениям — важнейшие задачи работы воспитателя, классного руководителя", "Роль родительского собрания во взаимодействии семьи, школы, детского дошкольного учреждения" и др. Содержание методической работы с кадрами планируется ежегодно и включает проблематику, очерченную следующими направлениями: - психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы (детского сада); - педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного семейного и общественного воспитания; - социально-педагогическая защита детства, прав детей и подростков, предотвращение жестокости и насилия, авторитаризма в отношениях с ними; - содержание, формы и методы взаимодействия с семьей. Инновационные модели и технологии педагогической деятельности; - диагностико-аналитическая работа с родителями: ее цели и методы; - "трудные дети" и "трудные семьи". Причины возникновения отклонений в развитии и пути их преодоления; и тому подобное. Освоение педагогами школы и детских дошкольных учреждений современных форм социального взаимодействия, развитие ресурсного, прежде всего, научно-методического обеспечения; накопление опыта неавторитарных отношений образовательных учреждений и социума позволит создать в 2004-2005 учебном году кафедру семейной культуры – научно-методический центр по сотрудничеству и взаимодействию с семьей. 2. Изучение семьи как фактора социализации детей и подростков, субъекта воспитания. Информация о семье необходима детским дошкольным учреждениям и школе для: а) "отслеживания" и "сопровождения" семьи, позволяющих выяснить ее особенности и использовать способность позитивного влияния на ребенка, своевременно выявлять признаки семейного неблагополучия; б) привлечения родителей к работе ДУ и школы; в) проведения информационно-просветительской и воспитательной работы с родителями, а также создания информационных материалов для родителей, "родительских памяток" и т.д.; г) осуществления внутреннего мониторинга в школе и ДУ, позволяющего контролировать качество образования (обучения и воспитания) при помощи семьи. Определяются следующие виды информации о семье, необходимые для вышеобозначенных целей и соответствующие методики их получения:
№ п/п
|
Необходимая информация о семье
|
Методы и методики
|
1.
|
Социально-демографические характеристики семьи: - состав семьи; - фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст; - род занятий родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации; - материальная обеспеченность семьи, жилищные условия; - культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; основные духовные потребности членов семьи; - образ жизни семьи
|
Анкеты и тесты для родителей. Беседы с родителями и детьми. Наблюдения, в т.ч. в ходе посещения семьи. Сочинения и рисунки детей ("Моя семья", "Мой выходной день" и т.д.). Сочинения родите-лей. Методика незакон-ченных предложений. Генеалогическое древо семьи (описание учащихся или родите-лей), "Герб семьи" и другие творческие формы изучения семьи и семейных ценностей. Психолого-педагоги-ческие консилиумы. Беседы с родителями. Интервью. Открытые занятия и уроки для родителей с последующим обсуждением. Проведение "круглых столов" с родителями. Анкеты для родителей. Дискуссионные собрания
|
2.
3.
|
Организация и принципы семейного воспитания: - внутрисемейные отношения, их доминирующий стиль; - микроклимат семьи, обычаи и традиции; - лидерство в семье; - авторитет взрослых; - преобладающие методы воспитания. Удовлетворенность родителей качеством образования (обучения и воспитания), отношениями с педагогами и др. Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие их свободного времени, материальные и профессиональные возможности.
|
4.
|
Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей. Проблемы обучения и воспитания с точки зрения родителей
|
Тестирование родителей. Наблюдение за всеми субъектами образова-тельного процесса. Беседы с родителями. Обсуждение педаго-гических ситуаций
|
Поставлена задача в течение 2003-2004 годов создать банк методик изучения семьи в детских дошкольных учреждениях и школе, отработать механизмы и принципы отбора и применения диагностического инструментария. Включение мероприятий по изучению семьи в перспективные и текущие планы работы является обязательным для всех подсистем школы №39 и ДУ №№ 103, 102, 100. 3. Информирование, психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей Данное направление предусматривает систематическое и последовательное повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений родителей в целях повышения воспитательного потенциала семьи, актуализации их образовательных потребностей, воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, то есть понимания ими назначения, целей, функций дошкольных учреждений и школы, создание необходимых условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в образовательном процессе в сотрудничестве с ДУ и школой.
Содержание и способы предъявления информации для родителей в ДУ и школе
№ п/п
|
Содержание информации
|
Способы и формы предъявления информации для родителей
|
1.
|
Режим работы образовательных учреждений. Перечень (или краткое описание) образовательных программ, реализуемых в школе и ДУ. Деятельность кружков и факультативов. Организация воспитательной работы и культурно-просветительских программ (экскурсии, годовой круг праздников, посещение музеев и театров и т.д.). Деятельность службы сопровождения (социально-психологической, медицинской, методической). Расписание уроков, внеклассных мероприятий, консультаций. Сведения об образовательных услугах и программах, предоставляемых другими учреждениями и организациями
|
Информационные стенды в школе и ДУ, бюллетени. Рекламные проспекты, буклеты о ДУ и школе. Памятки, листовки. Проведение дней открытых дверей. Вечера вопросов и ответов. Устное информирование на родительских собраниях и индивидуальных консультациях. Проведение открытых занятий и уроков для родителей. Тематические папки-передвижки для родителей. Встречи в "Родительской гостиной". Работа школьного Пресс-центра
|
2.
|
Основные достижения ДУ и школы. Достижения педагогов. Достижения воспитанников и учащихся. Социальное устройство и успехи выпускников
|
Информационные стенды и уголки о достижениях воспитанников, учащихся, педагогов. Выставки работ детей в ДУ, учащихся в школе. Публикации в СМИ. Творческие отчеты педагогов, родителей, детей
|
3.
|
Материально-техническое обеспечение ДУ и школы. Источники и распределение внебюджетных средств (спонсорская помощь, добровольные взносы родителей, шефов)
|
Отчеты руководителей ДУ и школы на общих собраниях. Благодарственные письма родителям
|
4.
|
Перспективы развития ДУ и школы
|
Все формы информирования
|
В 2003-2004 учебном году систематизированы все виды и формы информационной работы, обновлено ее содержание, разработана целевая маркетинговая программа "Мы выбираем эту школу". Создание положительного имиджа образовательных учреждений микрорайона (школы № 39 и ДУ №№ 103, 102, 100) в глазах родителей и социума — ключевая задача этой программы. Психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей реализуется в рамках проектов — целевых программ. В детских дошкольных учреждениях: "Клуб молодой семьи", очно-заочная школа родителей "Защита прав ребенка, предупреждение и профилактика жестокости и насилия в отношении детей", "Подготовка к школе — сотрудничество ДУ, школы и семьи", "Адаптация: Впервые в детский сад". В школе: "Семейные тайны", "Лекторий для родителей", клуб "Здоровая семья", "Школа воспитания чувств", "От прав ребенка — к правам человека", "Трудный возраст", "Как помочь ребенку учиться", "Трудный переход", "Одаренные дети", "Профессиональное и жизненное самоопределение старшеклассников". В ходе реализации проектов используются как традиционные формы: лекции, семинары, беседы, практикумы, круглые столы, так и сравнительно новые для практики взаимодействия с родителями формы: деловые и организационно-деятельностные игры, тренинги. В 2003-2004 гг. систематизированы и обновлены нормативно-правовая и содержательно-методическая база указанных проектов, они объединены в целостную программу "Родительские университеты". Необходимо также совершенствование практики подготовки и проведения родительского собрания как основной формы работы с родителями. В ДУ и школе ежегодно разрабатывается примерная тематика родительских собраний для всех возрастных подсистем, рекомендации по их проведению, проводятся обучающие семинары по практике использования инновационных форм и технологий (технологии смыслотворчества, рефлексивного воспитания, мыследеятельности, интерактивного взаимодействия и др.). В целях реализации дифференцированного и индивидуального подхода к семьям, осуществления функции поддержки и помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания и его коррекции научно-методическим советом, социально-психологической службой школы, психологами и методистами ДУ организуется система консультирования, основными моментами которой являются: - регламент (расписание работы служб, удобное для родителей); - определение тематики групповых консультаций: а) методических (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования и т.д.); б) психологических (все, что связано с возрастными, индивидуально-типологическими особенностями ребенка и его социализацией): - разработка рекомендаций для родителей; - соблюдение принципов консультирования: создание доверительных отношений, взаимоуважение, заинтересованность консультантов, компетентность, формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы. 4. Включение родителей в жизнедеятельность созидательных сообществ детей и взрослых (групп дошкольных учреждений и продленного дня, классов, клубов, кружков, факультативов, разновозрастных общественных объединений и т.д.). Это направление предусматривает следующие действия. Анализируются возможности образовательных учреждений для включения родителей в жизнедеятельность ДУ и школы, создание фонда идей, технологий, банка данных о положительном опыте участия родителей в организации образовательного процесса, создании современной социально-развивающей среды в группах, классе и т.д. В детских дошкольных учреждениях и школе создаются творческие группы педагогов и родителей, которые активно делятся своим опытом. В 2003-2004 уч. г. обобщен опыт сотрудничества с родителями. Выделяются подпрограммы – направления, проекты, участие родителей в которых является не только возможным, но и необходимым. Такими подпрограммами на ближайшие годы являются: - в детских дошкольных учреждениях: "Вместе играем, учимся, растем"; - в школе: фестиваль семейного творчества "Зараночка"; - проект "Музей семьи", целью которого является не столько сбор материалов и создание экспозиций, сколько единение усилий семьи и школы в воспитании детей, включение родителей в жизнедеятельность школьного сообщества. Выделение ключевых дел и акций — событий, в которых предусматривается активное участие родителей, является обязательным при планировании деятельности каждой подсистемы дошкольных учреждений и школы. Такими событиями могут быть не только различные праздники: "Здравствуй, школа!", "Вот и стали мы на год взрослей", "Новый год", "Масленица"; конкурсы, спортивные соревнования, выставки, но и повседневные формы жизни: творческие уроки, трудовые операции, выполнение учебных проектов и иных созидательных инициатив. Необходимо также взаимодействие с родительскими общественными организациями и создание условий для проявления родительской инициативы, участия родителей в планировании, контроле и анализе деятельности образовательных учреждений. 5. Профилактика и предупреждение семейного неблагополучия — работа с детьми и подростками. В рамках образовательных и воспитательных программ детских дошкольных учреждений и школы акцент делается на проведение мероприятий, направленных на формирование ценностей семьи и дома, укрепление детско-родительских связей и отношений, авторитета родителей, формирование здорового образа жизни, профилактику зависимого поведения, половую идентификацию и гендерное воспитание, воспитание культуры поведения и чувств, создание условий для сохранения физического и психического здоровья детей. Предполагается с учетом этих направлений: 1. Содержательно расширить и углубить подпрограммы "Школы восхождения к личности": "Здоровье — забота общая", "Познай и подари красоту", "Земля — наш общий дом", "Человек среди людей". Организовать на базе ряда групп и классов экспериментальные площадки "Школа воспитания чувств", "Здоровая семья", "Школа культуры жизнедеятельности". Продолжить работу над проектом "Музей семьи", привлечь к 'его реализации педагогические коллективы, детей и родителей дошкольных учреждений. 2. Продолжить практику проведения спецкурсов для старшеклассников "Основы психологии. Познай себя" и "Основы коммуникативной культуры", психологических тренингов в начальной школе и среднем звене школы: "Навыки саморегуляции", "Психологическая азбука для малышей", "Школа безопасности", "Учимся дружить" (сплочение классных коллективов), "Я и мой характер. Кто кого?", "Навыки целеполагания и построение жизненной перспективы", "Гений общения". 3. Организовать работу клубов социально-педагогической и психолого-педагогической направленности "Контакт" и "Ступени", специализированных тренингов для "трудных": "Умей сказать "нет"; "Должен быть лучший путь". 4. Содержательно, организационно, методически оснастить практику индивидуальной работы с детьми группы риска.
Основные принципы совместной деятельности педагогических коллективов детских дошкольных учреждений и школы по обеспечению программы: 1. Согласование целей и стратегии взаимодействия с семьей, его ценностных оснований, каковыми являются: - оптимистическая гипотеза, вера в силы педагогических коллективов и способности семьи и отдельной личности при помощи специалистов разрешать сложные жизненные ситуации; - гуманно-личностный подход к детям и подросткам; защита их прав и интересов как приоритет любой педагогической деятельности; - партнерство, взаимное уважение и доверие в отношениях с семьей, родителями; - "открытость" детского сада и школы к социальному взаимодействию и социокультурным изменениям. 2. Дифференциация и интеграция педагогических инициатив. Взаимное и своевременное информирование о новых идеях и возникающих проблемах во взаимодействии с семьей. 3. Координация и управление совместной деятельности, предполагающие: - согласование перспективных и текущих планов (сентябрь, январь); - выделение зоны единого пространственно-временного функционирования — подготовительные классы, переход к систематическому школьному обучению; - проведение совместных психолого-педагогических консилиумов – (март-май, по отдельному графику).
|