Страница 12 из 12
Приложение 11
Программа работы и устав клуба "Погода в доме"
(из опыта работы учреждения образования "Государственная общеобразовательная средняя школа №11 г. Витебска" отдела образования Администрации Октябрьского района г. Витебска)
Авторы-составители: |
Р.А.Гайковая, заместитель директора по воспитательной работе; Е.В.Сето, социальный педагог; Л.А.Булавина, педагог-психолог.
|
1.Описание программы. 1.1 Введение. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителей в выполнении ими функции воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей, склонных к асоциальной деятельности или проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту. Необходимость работы по воспитанию родителей основана на результатах социально-психологического исследования. Выявлено, что существует потребность родителей в поддержке специалистов; потребность детей в понимании родителей (их педагогической и психологической образованности); существует взаимосвязь между качеством семейного воспитания и социальными проблемами. 1.2 Цели и задачи программы. . Цель — оказание профессиональной социально-психологической, психологической, правовой помощи проблемным семьям. Задачи: -создание условий для реализации права ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие. -оказание комплексной помощи родителям (лицам их заменяющим) в освоении необходимых знаний и навыков для осуществления семейного воспитания. -создание условий для формирования у родителей (лиц их заменяющих) уверенности и решительности, видения своих возможностей и чувства ответственности за своих детей. -оказание социально-психолого-педагогической, медицинской, правовой помощи в решении проблем конкретной семьи. 1.3 Обоснование программы. В основу данной программы положены идеи четырех моделей воспитания родителей (используются в зависимости от выбранной формы работы). 1-я. Адлеровская модель (А. Адлер), основанная на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимодействия членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т.е. формирует характер. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения являются главным фактором формирования личности. Дети учатся социальным нормам и воспринимают культуру через своих родителей. В семье ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. Основные понятия данной теории "равенство", "сотрудничество" и "естественные результаты". По данной модели помощь родителям заключается в научении их уважать уникальность и индивидуальность личности ребенка, а так же ее неприкосновенность. Необходимо помочь родителям понять детей, особенности мышления, научить разбираться в мотивах их поступков, сформировать свою тактику воспитания. Это приведет к естественному результату осознания своих действий ребенком и исправлению недостатков поведения. 2-я. Учебно-теоретическая модель (Б.Ф. Скинер). Это направление основано на общей теории бихевиоризма. Суть заключается в том, что поведение родителей и детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение меняется путем осмысления своих и детских поступков, а также их мотивов. Родители приобретают навыки регулирования собственного поведения. Средствами формирования поведения являются положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (игнорирование). Родители учатся использовать эти средства для регулирования поведения детей. 3-я. Модель групповой терапии (Х. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Воспитание родителей осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Цель групповых консультаций — помочь справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Родители делятся своими переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях, предлагают пути решения проблемы. Это дает возможность каждому родителю выстроить свою систему воспитания. 4-я. Модель родительского всеобуча (И.В. Гребенникова). Основана на просвещении родителей (лиц их заменяющих) в вопросах особенностей детской возрастной психологии, детско-родительских отношений, причин их нарушений, проблем семейного воспитания. А также просвещение родителей с целью повышения уровня правовой культуры, культуры ЗОЖ, формирования безопасного поведения родителей и их детей. В данной программе, как видно, для осуществления социально-психологического и педагогического сопровождения родительства используются разные методические подходы, каждый из которых направлен на решение определенных практических задач, соотнесен с потребностями и проблемами конкретной категории семей с учетом их особенностей. Для диагностического обследования используются стандартные методики. Главная идея программы — привлечение родителей и учащихся, а также педагогов к совместной социально-психологической деятельности. 1.4 План работы. Этапы:
- Выявление семей, имеющих проблемы в воспитании детей.
- Диагностическое обследование.
- Разработка цикла мероприятий, способствующих решению проблем семейного воспитания и устранению семейного неблагополучия.
- Реализация данных мероприятий.
- Оценка эффективности выбранных форм работы.
I этап. Выявление. Цель — определение уровня потребности родителей в приобретении знаний и навыков, способствующих повышению эффективности семейного воспитания. Задачи: -изучить потребности конкретных семей или групп семей в получении определенной информации; -изучить мнение педагогов по данной проблеме; -изучить мнение учащихся. Методы: -наблюдение; -опрос педагогов, учащихся, родителей (лиц их заменяющих); -анкетирование.
II этап. Диагностическое обследование. Цель — формирование групп для участия в работе клуба. Задачи: -выявление проблем, ситуаций, вызывающих затруднение осуществления семейного воспитания; -изучение причин возникновения затруднений; -формирование мотивации к изменению ситуации у родителей; -информирование родителей о возможности получения комплексной социально-психологической помощи от социально-психологической службы школы и других специалистов. Методы: -наблюдение; -индивидуальные и групповые беседы с родителями (и лицами их заменяющими); -анкетирование.
III этап. Разработка цикла мероприятий. Цель — разработка цикла мероприятий, отвечающих запросам родителей (лиц их заменяющих). Задачи: -исходя из выявленных проблем семейного воспитания, разработать цикл просветительских занятий, способствующих приобретению необходимых знаний; -исходя из выявленных проблем, организовать практические занятия для родителей с целью приобретения необходимых навыков воспитания; -организовать мероприятия с целью демонстрации позитивного, конструктивного и эффективного взаимодействия родителей, их детей и педагогов; -организовать мероприятия, способствующие повышению уровня правовой культуры родителей (лиц их заменяющих).
IV этап. Реализация мероприятий. Цели: -формирование у родителей необходимых представлений, умений и навыков для осуществления позитивного семейного воспитания; -создание условий для реализации эффективной совместной деятельности родителей и их детей. Задачи: -спланировать работу клуба "Погода в доме"; -привлечь к работе клуба необходимых специалистов; -поощрять положительные тенденции; -всячески способствовать взаимодействию родителей со специалистами школы и других социальных институтов; -создать условия для мотивации изменения поведения родителей (лиц их заменяющих) и учащихся.
№
|
Название
|
Форма работы
|
Цели и задачи
|
Подготовительный этап
|
План проведения
|
1
|
"Мы предлагаем..."
|
Инфор-мационная встреча
|
Приобщить родителей (лиц их заменяющих) к взаимодействию в системе "Педагог – Ребенок – Родитель" по решению проблем семейного воспитания Реклама деятельности СПС школы по оказанию помощи в осуществлении семейного воспитания. Формирование групп. Выявление общих проблем Коррекция программы деятельности.
|
1. Анкетирование родителей (лиц их заменяющих). 2. Социологический опрос среди учащихся "С какими проблемами обращаются родители учащихся?" среди родителей "Нужна ли помощь в осуществлении семейного воспитания?"
|
1. "Школьное сообщество" (о системе работы школы по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса). Зам. директора по ВР 2. Реклама СПС школы: - результаты социологического опроса; - результаты анкетирования; - предложения СПС. Социальный педагог и психолог 3. Мнение родителей (лиц их заменяющих), положения. 4. Ответы на вопросы родителей. Администрация школы, СПС школы
|
2
|
"Мама, милая мама"
|
Школьная гостиная
|
Оказание комплексной социально-психолого-педагогической, правовой помощи неполным семьям. - проведение групповой консультации; - привлечение специалистов других социальных институтов; - формирование навыков, совместной досуговой деятельности.
|
1. Приглашение участников: - семей, в которых одна мать воспитывает детей; - консультантов начальника отдела социальной защиты при Администрации Октябрьского района; - специалисты отдела охраны детства при Администрации Октябрьского района; - психолога социально-педагогического центра Октябрьского района; - врача-нарколога. 2. Подготовка ведущих. 3. Организация концерта. 4. Организация сладкого стола. 5. Анкетирование (опрос) с целью выявления проблем данной категории семей.
|
1. Вступительное слово зам. директора по ВР. 2. Для мам проводится информационная часть. Выступления специалистов-консультантов: - о предоставлении льгот; - об ответственности за жизнедеятельность детей; - об особенностях психологических проблем детей, воспитывающихся в неполной семье; - о своевременности обращения за помощью к врачу-наркологу. Проблемы зависимостей. - о проблеме социального сиротства. 3. Ответы на вопросы. 4. Во время информационной части для детей проводится игровое занятие "Мамино сердце". 5. Для всех: презентация коллажей "Идеальная мама", "Идеальный ребенок". 6. Зачитывается или вывешивается общее письмо к маме. 7. Концерт и сладкий стол. 8. Индивидуальные консультации (по запросу).
|
3
|
"Не рядом, а вместе"
|
Диспут-встреча
|
Формирование навыков конструктивного обсуждения проблемы преступности среди несовершеннолетних. - формирование понятия об осознанном, ответственном выборе социально-приемлемого поведения; - формирование навыков открытого высказывания своего мнения; - формирование навыков совместного поиска решений заданной проблемы
|
1. Приглашение участников: - учащиеся; - педагоги; - родители (лица их заменяющие); - выпускники (желательно те, кто побывал за гранью). 2. Оформление зала. 3. Подбор проблемной ситуации. 4. Подготовка ведущих (желательно социальный педагог психолог)
|
1. Есть ли проблема? 2. Блиц-опрос. 3. Упражнение "Чаша мнений". 4. Обсуждение. 5. Интерактивная игра "Компас". 6. Решение ситуационной задачи "Был ли выбор?" 7. Обсуждение. 8. Упражнение "Дерево личного вклада".
|
4
|
"Особен-ности нежного возраста"
|
Социа-льно-психологический тренинг
|
Формирование у родителей представлений о психологических особенностях подросткового возраста. Приобретение навыков конструктивного общения с ребенком. - предоставление информации; - проигрывание проблемных ситуаций; - выработка моделей поведения
|
1. Подбор необходимой информации, проблемных ситуаций. 2. Формирование группы.
|
1. Психологические особенности подросткового возраста. Педагог-психолог. 2. Особенности общения или социальная ситуация подростка. Социальный педагог. 3. Проигрывание проблемных ситуаций. 4. Выработка моделей поведения. 5. Рефлексия
|
5
|
"Большая семья"
|
Школьная гостиная
|
Оказание комплексной социально-психологической, правовой помощи многодетным семьям; - проведение групповой консультации; - привлечение специалистов других социальных институтов; - формирование навыков совместной досуговой деятельности.
|
Приглашение участников: - многодетные семьи; - специалистов-консультантов; - социального педагога отдела социального обеспечения; - инспектора ИДН; - врача-нарколога; - психолога социально-педагогического центра. 2. Подготовка ведущих. 3. Организация концерта. 4. Организация сладкого стола. 5. Анкетирование (опрос) учащихся, опекунов с целью выявления общих проблем данной категории семей
|
1. "Право ребенка на достойную семью". Вступительное слово зам. директора по ВР. 2. Выступление консультантов: - о льготах для многодетных семей; - о порядке получения удостоверения многодетной семьи; - об ответственности родителей за воспитание детей; - о возможностях семейного консультирования. 2. Ролевая игра "Моя семья" для детей. СПС. 3. Концерт, сладкий стол. 4. Индивидуальные консультации (по желанию)
|
6
|
"Торговля людьми: история, совре-менность, законода-тельство" Участие в празднике "Масленица"
|
Инфор-мацион-ная встреча
|
Формирование представлений о безопасном поведении, просвещение родителей; - информирование о законодательной базе; -формирование понятия о несовершеннолетних жертвах торговли людьми; - предоставление информации о работе правоохрани-тельных органов; - предоставление практических рекомендаций. Формирование навыков партнерской деятельности у родителей и детей.
|
1. Приглашение участников: - родителей (лиц их заменяющих) старшеклассников; - представителя правоохранительных органов; 2. Оформление зала. 3. Поиск необходимой литературы.
1. Подготовка концертных номеров. 2. Формирование семейных команд. 3. Организация конкурсов.
|
1. "Актуальность проблемы торговли людьми". Вступительное слово зам. директора по ВР. 2. "История. Статистика. Современность. Законодательство". Социальный педагог. 3. "О мерах принимаемых правоохранительными органами по предотвращению торговли людьми, в частности женщинами и детьми". Представитель правоохранительных органов района. 4."Несовершеннолетние жертвы торговли – кто они?" Педагог психолог. 5. Практические рекомендации родителям. По районному плану.
|
7
|
"Здоровая семья – здоровое общество"
|
Диспут-встреча
|
Формирование представлений о необходимости ЗОЖ; - предоставление необходимой информации; - формирование понятия об ответственном, осознанном выборе ЗОЖ; - проведение открытого обсуждения факторов влияющих на формирование навыков ЗОЖ; - активизировать позицию родителей.
|
1. Приглашение участников: - учащихся; - родителей (лиц их заменяющих); - врача-нарколога; - педагогов. 2. Оформление зала. 3. Подготовка ведущих
|
1. Есть ли проблема? 2. "Нравственное и безнравственное отношение к здоровью". Выступление врача-нарколога. 3. Упражнение "Чаша мнений". Рекомендации родителям: "Как решить проблему?" - мнение учащихся; - мнение педагогов; - мнение родителей. 4. Обсуждение. 5. Выступление СПС. 6. Упражнение "Дерево личного вклада"
|
8
|
"Сердце отдаю детям"
|
Школьная гостиная
|
Оказание комплексной социально-психологической, правовой помощи опекунским семьям. - проведение групповой консультации; - привлечение специалистов других социальных институтов; - формирование навыков совместной досуговой деятельности.
|
1. Приглашение участников: - опекунские семьи; - консультантов: специалист отдела охраны детства, начальник отдела социального обеспечения, начальник ИДН, психолог Центра гигиены и здоровья, врач-нарколог. 2. Подготовка ведущих. 3. Организация концерта. 4. Организация сладкого стола. 5. Анкетирование (или опрос) с целью выявления проблем этой категории семей
|
1. "Право ребенка на достойное воспитание". Вступительное слово зам. директора по ВР. 2. Для опекунов: информационная часть. Выступление специалистов-консультантов: - о предоставлении льгот опекунским семьям; - об ответственности за жизнедеятельность детей; - о психологических проблемах детей из опекунских семей; - о типах семейного воспитания (СПС). Ответы на вопросы опекунов. 2. Творческая лаборатория. "Я в мире людей". Коллаж для детей. 3. Для всех презентация коллажей. 4. Интервью "Что такое добро?" 5. Концерт. Сладкий стол
|
9
|
"Возьмемся за руки, друзья" (посвящен Дню Семьи).
|
Информационно-развлекательная программа.
|
Формирование представлений у родителей (лиц их заменяющих), а так же учащихся о необходимости изменения своего поведения в соответствии с идейно-нравственными нормами общества. - предоставление информации; - оказание комплексной помощи семьям в трудной жизненной ситуации; - демонстрация положительного детско-родительских отношений; - создание добродушной, доверительной атмосферы.
|
1. Приглашение семей категории социального риска. 2. Приглашение специалистов консультантов. 3. Аренда кинотеатра "Спартак". 4. Организация концерта. 5. Организация выставки детского творчества.
|
1. "Когда мы вместе". Вступительное слово зам директора по ВР. 2. Концертная программа. 3. "Психическое здоровье подростков". Психотерапевт. 4. Продолжение концерта. 5. "Истоки девиантного поведения несовершеннолетних". Социальный педагог социально-педагогичес-кого Центра. 6. Виды административной и уголовной ответственности не-совершеннолетних". Представитель прокуратуры. 7. Завершение концертной программы. 8. Просмотр к/ф "Мужики". Индивидуальное консультирование по вопросам права, воспитания, оказания медицинской помощи. Представитель прокуратуры, психотерапевт, социальный педагог СПЦ, психолог СПЦ, врач-нарколог
|
V этап. Оценка эффективности. Цель — оценить и проанализировать в какой степени проведенная работа помогла в решении проблем конкретной семьи или группы семей по осуществлению семейного воспитания. Задачи: -провести мониторинг эффективности воспитательной работы с семьями; -выявить наиболее эффективные формы работы; -выявить недочеты; -откорректировать программу.
1.5 Факторы риска: -отсутствие материального обеспечения (помещения); -отсутствие надлежащих профессиональных способностей, навыков, опыта у реализаторов программы; -отсутствие поддержки со стороны хотя бы одного из субъектов учебно-воспитательного процесса;
- отсутствие желания родителей (лиц их заменяющих) участвовать в реализации программы.
1.6 Бюджет:
- помещение для встреч;
- необходимая мебель;
- канцелярские принадлежности;
- наличие специальной литературы.
1.7 Реализаторы программы: Заместитель директора по воспитательной работе Гайковая Р.А. Социально-педагогическая служба школы: социальный педагог первой категории Сето Е.В., психолог высшей категории Булавина Л.А.
1.8 Целевая группа:
- Родители (или лица их заменяющие), нуждающиеся в помощи по осуществлению семейного воспитания и решившие изменить ситуацию.
- Учащиеся из данных семей.
Лица, получающие пользу от программы:
- родители (лица их заменяющие) приобретают необходимые представления, умения и навыки по осуществлению семейного воспитания;
- учащиеся, родители которых приняли участие в работе клуба "Погода в доме" приобретают необходимые навыки общения с родителями (лицами их заменяющими);
- педагоги приобретают педагогически подготовленных союзников в осуществлении социального воспитания;
- общество приобретает здоровую семью.
1.9 Срок реализации: Программа реализуется в течение учебного года по плану. Встречи в клубе "Погода в доме" проводятся 1 раз в месяц.
Литература
- Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка /А.И.Баркан. – М.: "Аст-пресс", 1999.
- Богославская, В.С. В кругу семьи рождается душа /В.С.Богославская. – Мн.: "Ураджай", 2001
- Колесов Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни /Д.В.Колесов. – М.: "Дрофа", 2001.
- Элизабет Крэри. Не разбрасывай носки... или Что еще должен уметь ребенок: Советы родителям /Э.Крэри. – М.: "Айрис-пресс", - 1999.
- Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Учебное пособие /Р.В.Овчарова. – М.: Издательство института Психотерапии, 2003
- Организация работы по предупреждению торговли людьми. Пособие для педагогов, воспитателей, социальных педагогов, психологов, родителей /Под редакцией В.В. Чечета. — Мн.: Национальный институт образования, 2004.
- Фурманов, И.А. и др. Психология общения в учебно-педагогическом процессе. Пособие для учителей /И.А.Фурманов. – Мн.: "Тэхналогiя", - 2000.
УСТАВ КЛУБА "ПОГОДА В ДОМЕ"
- Общие положения
- Клуб "Погода в доме" является добровольным объединением и существует при УО "Государственная средняя общеобразовательная школа № 11" г.Витебска ОО Октябрьского района.
- В своей практической деятельности клуб руководствуется законодательными актами Республики Беларусь, директивными и руководящими материалами Министерства образования, УО Витебского облисполкома, городского ОО и ОО Администрации Октябрьского района, а также администрации школы.
- Вся деятельность клуба осуществляется в свободное от работы и учебы время.
- Клуб способствует утверждению здорового образа жизни в семье, развитию общественно-политической грамотности и активности; организации досуга.
- Основные цели и задачи клуба "Погода в доме"
- Клуб "Погода в доме" является центром воспитания здорового образа жизни в семье.
- Составной частью работы клуба является воспитание детей как всесторонне развитых личностей, так и граждан своей страны.
- Воспитание молодежи неразрывно связано с самой жизнью, с изменениями, происходящими в экономической и политической обстановке.
- Основная цель – воспитание здорового образа жизни в семье.
Основные задачи:
- привлечение детей и подростков к активному, организованному отдыху на основе взаимного общения ученик-ученик, ученик-родитель;
- оказание содействия в воспитании высоких художественных вкусов членов семей, умения ориентироваться в событиях сегодняшнего дня и умения противостоять вредным привычкам;
- организация интересных и полезных встреч со специалистами в образовании, медицине, работниками силовых структур, исполкомов и т.д.
Членом клуба "Погода в доме" может стать любая семья, чьи дети обучаются в школе, независимо от статуса и положения.
- Член клуба обязан
- Принимать активное участие во всех мероприятиях;
- Приходить на мероприятия опрятно одетыми и в трезвом виде;
- Вести себя на мероприятиях в соответствии с общепринятыми нормами поведения в обществе.
- Соблюдать законодательство Республики Беларусь и Устав школы.
- Член клуба имеет право
- Вносить свои предложения по форме проведения мероприятий;
- Принимать активное участие в подготовке и проведении встреч;
- Обмениваться мнениями;
- Получить помощь в поиске специалистов для индивидуальных и групповых консультаций.
- Построение клуба
- Руководство клубом осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
- Непосредственную деятельность клуба осуществляют специалисты социально-психологической службы школы.
- Посильную помощь в деятельности клуба оказывают члены общешкольного родительского комитета.
- Клуб работает в тесном сотрудничестве с психоневрологическим диспансером, кинотеатром "Спартак", социально-педагогическим центром, прокуратурой Октябрьского района, инспекцией по делам несовершеннолетних Октябрьского района, комиссией по делам несовершеннолетних Администрации Октябрьского района, горкомом и райкомом БРСМ, советом ветеранов, горженсоветом.
Начало
Методические материалы Социально-психологическая помощь семье Часть 2 Авторы-составители: П.В.Зязюлькин, Г.Д.Воднева, Е.С.Боброва, М.И.Ставицкая
|