На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социально-психологическая помощь семье (часть 2) - Приложение 11. Программа работы и Устав клуба «По-года в доме».
Социально-психологическая помощь семье (часть 2) - Приложение 11. Программа работы и Устав клуба «По-года в доме».
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социально-психологическая помощь семье (часть 2)
Приложение 1. Алгоритм изучения семьи
Приложение 2. Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй
Приложение 3. Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении
Приложение 4. Примерная модель взаимодействия спе-циалистов социально-психолого-педагогической службы
Приложение 5. Формы работы (виды помощи) по защите прав детей, оказавшихся в социально опасном положении.
Приложение 6. Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи детям, подрост-кам и их родителям из неблагополучных семей
Приложение 7. Социально-педагогическая работа с различными типами семей
Приложение 8. Примерный план работы с семьёй, оказавшейся в социально опасном положении.
Приложение 9. Актуальная тематика для организации родительского всеобуча в учреждениях образования.
Приложение 10. Программа «Семья как фактор социа-лизации и педагогический субъект в едином пространстве развития ребёнка».
Приложение 11. Программа работы и Устав клуба «По-года в доме».
Все страницы

Приложение 11

Программа работы и устав клуба "Погода в доме"

(из опыта работы учреждения образования "Государственная общеобразовательная средняя школа №11 г. Витебска" отдела образования Администрации Октябрьского района г. Витебска)


Авторы-составители:

Р.А.Гайковая, заместитель директора по воспитательной работе;
Е.В.Сето, социальный педагог;
Л.А.Булавина, педагог-психолог.

1.Описание программы.
1.1 Введение.
Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителей в выполнении ими функции воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей, склонных к асоциальной деятельности или проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту.
Необходимость работы по воспитанию родителей основана на результатах социально-психологического исследования. Выявлено, что существует потребность родителей в поддержке специалистов; потребность детей в понимании родителей (их педагогической и психологической образованности); существует взаимосвязь между качеством семейного воспитания и социальными проблемами.
1.2 Цели и задачи программы.
. Цель — оказание профессиональной социально-психологической, психологической, правовой помощи проблемным семьям.
Задачи:
-создание условий для реализации права ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие.
-оказание комплексной помощи родителям (лицам их заменяющим) в освоении необходимых знаний и навыков для осуществления семейного воспитания.
-создание условий для формирования у родителей (лиц их заменяющих) уверенности и решительности, видения своих возможностей и чувства ответственности за своих детей.
-оказание социально-психолого-педагогической, медицинской, правовой помощи в решении проблем конкретной семьи.
1.3 Обоснование программы.
В основу данной программы положены идеи четырех моделей воспитания родителей (используются в зависимости от выбранной формы работы).
1-я. Адлеровская модель (А. Адлер), основанная на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимодействия членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т.е. формирует характер. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения являются главным фактором формирования личности. Дети учатся социальным нормам и воспринимают культуру через своих родителей. В семье ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. Основные понятия данной теории "равенство", "сотрудничество" и "естественные результаты".
По данной модели помощь родителям заключается в научении их уважать уникальность и индивидуальность личности ребенка, а так же ее неприкосновенность. Необходимо помочь родителям понять детей, особенности мышления, научить разбираться в мотивах их поступков, сформировать свою тактику воспитания.
Это приведет к естественному результату осознания своих действий ребенком и исправлению недостатков поведения.
2-я. Учебно-теоретическая модель (Б.Ф. Скинер).
Это направление основано на общей теории бихевиоризма. Суть заключается в том, что поведение родителей и детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение меняется путем осмысления своих и детских поступков, а также их мотивов. Родители приобретают навыки регулирования собственного поведения. Средствами формирования поведения являются положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (игнорирование). Родители учатся использовать эти средства для регулирования поведения детей.
3-я. Модель групповой терапии (Х. Джинот).
В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка.
Воспитание родителей осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Цель групповых консультаций — помочь справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Родители делятся своими переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях, предлагают пути решения проблемы. Это дает возможность каждому родителю выстроить свою систему воспитания.
4-я. Модель родительского всеобуча (И.В. Гребенникова).
Основана на просвещении родителей (лиц их заменяющих) в вопросах особенностей детской возрастной психологии, детско-родительских отношений, причин их нарушений, проблем семейного воспитания.
А также просвещение родителей с целью повышения уровня правовой культуры, культуры ЗОЖ, формирования безопасного поведения родителей и их детей.
В данной программе, как видно, для осуществления социально-психологического и педагогического сопровождения родительства используются разные методические подходы, каждый из которых направлен на решение определенных практических задач, соотнесен с потребностями и проблемами конкретной категории семей с учетом их особенностей.
Для диагностического обследования используются стандартные методики.
Главная идея программы — привлечение родителей и учащихся, а также педагогов к совместной социально-психологической деятельности.
1.4 План работы.
Этапы:

  1. Выявление семей, имеющих проблемы в воспитании детей.
  2. Диагностическое обследование.
  3. Разработка цикла мероприятий, способствующих решению проблем семейного воспитания и устранению семейного неблагополучия.
  4. Реализация данных мероприятий.
  5. Оценка эффективности выбранных форм работы.

I этап. Выявление.
Цель — определение уровня потребности родителей в приобретении знаний и навыков, способствующих повышению эффективности семейного воспитания.
Задачи:
-изучить потребности конкретных семей или групп семей в получении определенной информации;
-изучить мнение педагогов по данной проблеме;
-изучить мнение учащихся.
Методы:
-наблюдение;
-опрос педагогов, учащихся, родителей (лиц их заменяющих);
-анкетирование.

II этап. Диагностическое обследование.
Цель — формирование групп для участия в работе клуба.
Задачи:
-выявление проблем, ситуаций, вызывающих затруднение осуществления семейного воспитания;
-изучение причин возникновения затруднений;
-формирование мотивации к изменению ситуации у родителей;
-информирование родителей о возможности получения комплексной социально-психологической помощи от социально-психологической службы школы и других специалистов.
Методы:
-наблюдение;
-индивидуальные и групповые беседы с родителями (и лицами их заменяющими);
-анкетирование.

III этап. Разработка цикла мероприятий.
Цель — разработка цикла мероприятий, отвечающих запросам родителей (лиц их заменяющих).
Задачи:
-исходя из выявленных проблем семейного воспитания, разработать цикл просветительских занятий, способствующих приобретению необходимых знаний;
-исходя из выявленных проблем, организовать практические занятия для родителей с целью приобретения необходимых навыков воспитания;
-организовать мероприятия с целью демонстрации позитивного, конструктивного и эффективного взаимодействия родителей, их детей и педагогов;
-организовать мероприятия, способствующие повышению уровня правовой культуры родителей (лиц их заменяющих).

IV этап. Реализация мероприятий.
Цели:
-формирование у родителей необходимых представлений, умений и навыков для осуществления позитивного семейного воспитания;
-создание условий для реализации эффективной совместной деятельности родителей и их детей.
Задачи:
-спланировать работу клуба "Погода в доме";
-привлечь к работе клуба необходимых специалистов;
-поощрять положительные тенденции;
-всячески способствовать взаимодействию родителей со специалистами школы и других социальных институтов;
-создать условия для мотивации изменения поведения родителей (лиц их заменяющих) и учащихся.

Название

Форма работы

Цели и задачи

Подготовительный этап

План проведения

1

"Мы предлагаем..."

Инфор-мационная встреча

Приобщить родителей (лиц их заменяющих) к взаимодействию в системе "Педагог – Ребенок – Родитель" по решению проблем семейного воспитания
Реклама деятельности СПС школы по оказанию помощи в осуществлении семейного воспитания.
Формирование групп.
Выявление общих проблем
Коррекция программы деятельности.

1. Анкетирование родителей (лиц их заменяющих).
2. Социологический опрос среди учащихся "С какими проблемами обращаются родители учащихся?" среди родителей "Нужна ли помощь в осуществлении семейного воспитания?"

1. "Школьное сообщество" (о системе работы школы по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса).
Зам. директора по ВР
2. Реклама СПС школы:
- результаты социологического опроса;
- результаты анкетирования;
- предложения СПС.
Социальный педагог и психолог
3. Мнение родителей (лиц их заменяющих), положения.
4. Ответы на вопросы родителей.
Администрация школы, СПС школы

2

"Мама, милая мама"

Школьная гостиная

Оказание комплексной социально-психолого-педагогической, правовой помощи неполным семьям.
- проведение групповой консультации;
- привлечение специалистов других социальных институтов;
- формирование навыков, совместной досуговой деятельности.

1. Приглашение участников:
- семей, в которых одна мать воспитывает детей;
- консультантов начальника отдела социальной защиты при Администрации Октябрьского района;
- специалисты отдела охраны детства при Администрации Октябрьского района;
- психолога социально-педагогического центра Октябрьского района;
- врача-нарколога.
2. Подготовка ведущих.
3. Организация концерта.
4. Организация сладкого стола.
5. Анкетирование (опрос) с целью выявления проблем данной категории семей.

1. Вступительное слово зам. директора по ВР.
2. Для мам проводится информационная часть. Выступления специалистов-консультантов:
- о предоставлении льгот;
- об ответственности за жизнедеятельность детей;
- об особенностях психологических проблем детей, воспитывающихся в неполной семье;
- о своевременности обращения за помощью к врачу-наркологу. Проблемы зависимостей.
- о проблеме социального сиротства.
3. Ответы на вопросы.
4. Во время информационной части для детей проводится игровое занятие "Мамино сердце".
5. Для всех: презентация коллажей "Идеальная мама", "Идеальный ребенок".
6. Зачитывается или вывешивается общее письмо к маме.
7. Концерт и сладкий стол.
8. Индивидуальные консультации (по запросу).

3

"Не рядом, а вместе"

Диспут-встреча

Формирование навыков конструктивного обсуждения проблемы преступности среди несовершеннолетних.
- формирование понятия об осознанном, ответственном выборе социально-приемлемого поведения;
- формирование навыков открытого высказывания своего мнения;
- формирование навыков совместного поиска решений заданной проблемы

1. Приглашение участников:
- учащиеся;
- педагоги;
- родители (лица их заменяющие);
- выпускники (желательно те, кто побывал за гранью).
2. Оформление зала.
3. Подбор проблемной ситуации.
4. Подготовка ведущих (желательно социальный педагог психолог)

1. Есть ли проблема?
2. Блиц-опрос.
3. Упражнение "Чаша мнений".
4. Обсуждение.
5. Интерактивная игра "Компас".
6. Решение ситуационной задачи "Был ли выбор?"
7. Обсуждение.
8. Упражнение "Дерево личного вклада".

4

"Особен-ности нежного возраста"

Социа-льно-психологический тренинг

Формирование у родителей представлений о психологических особенностях подросткового возраста. Приобретение навыков конструктивного общения с ребенком.
- предоставление информации;
- проигрывание проблемных ситуаций;
- выработка моделей поведения

1. Подбор необходимой информации, проблемных ситуаций.
2. Формирование группы.

1. Психологические особенности подросткового возраста.
Педагог-психолог.
2. Особенности общения или социальная ситуация подростка.
Социальный педагог.
3. Проигрывание проблемных ситуаций.
4. Выработка моделей поведения.
5. Рефлексия

5

"Большая семья"

Школьная гостиная

Оказание комплексной социально-психологической, правовой помощи многодетным семьям;
- проведение групповой консультации;
- привлечение специалистов других социальных институтов;
- формирование навыков совместной досуговой деятельности.

Приглашение участников:
- многодетные семьи;
- специалистов-консультантов;
- социального педагога отдела социального обеспечения;
- инспектора ИДН;
- врача-нарколога;
- психолога социально-педагогического центра.
2. Подготовка ведущих.
3. Организация концерта.
4. Организация сладкого стола.
5. Анкетирование (опрос) учащихся, опекунов с целью выявления общих проблем данной категории семей

1. "Право ребенка на достойную семью".
Вступительное слово зам. директора по ВР.
2. Выступление консультантов:
- о льготах для многодетных семей;
- о порядке получения удостоверения многодетной семьи;
- об ответственности родителей за воспитание детей;
- о возможностях семейного консультирования.
2. Ролевая игра "Моя семья" для детей.
СПС.
3. Концерт, сладкий стол.
4. Индивидуальные консультации (по желанию)

6

"Торговля людьми: история, совре-менность, законода-тельство"
Участие в празднике "Масленица"

Инфор-мацион-ная встреча

Формирование представлений о безопасном поведении, просвещение родителей;
- информирование о законодательной базе;
-формирование понятия о несовершеннолетних жертвах торговли людьми;
- предоставление информации о работе правоохрани-тельных органов;
- предоставление практических рекомендаций.
Формирование навыков партнерской деятельности у родителей и детей.

1. Приглашение участников:
- родителей (лиц их заменяющих) старшеклассников;
- представителя правоохранительных органов;
2. Оформление зала.
3. Поиск необходимой литературы.

1. Подготовка концертных номеров.
2. Формирование семейных команд.
3. Организация конкурсов.

1. "Актуальность проблемы торговли людьми".
Вступительное слово зам. директора по ВР.
2. "История. Статистика. Современность. Законодательство".
Социальный педагог.
3. "О мерах принимаемых правоохранительными органами по предотвращению торговли людьми, в частности женщинами и детьми".
Представитель правоохранительных органов района.
4."Несовершеннолетние жертвы торговли – кто они?"
Педагог психолог.
5. Практические рекомендации родителям.
По районному плану.

7

"Здоровая семья – здоровое общество"

Диспут-встреча

Формирование представлений о необходимости ЗОЖ;
- предоставление необходимой информации;
- формирование понятия об ответственном, осознанном выборе ЗОЖ;
- проведение открытого обсуждения факторов влияющих на формирование навыков ЗОЖ;
- активизировать позицию родителей.

1. Приглашение участников:
- учащихся;
- родителей (лиц их заменяющих);
- врача-нарколога;
- педагогов.
2. Оформление зала.
3. Подготовка ведущих

1. Есть ли проблема?
2. "Нравственное и безнравственное отношение к здоровью".
Выступление врача-нарколога.
3. Упражнение "Чаша мнений".
Рекомендации родителям:
"Как решить проблему?"
- мнение учащихся;
- мнение педагогов;
- мнение родителей.
4. Обсуждение.
5. Выступление СПС.
6. Упражнение "Дерево личного вклада"

8

"Сердце отдаю детям"

Школьная гостиная

Оказание комплексной социально-психологической, правовой помощи опекунским семьям.
- проведение групповой консультации;
- привлечение специалистов других социальных институтов;
- формирование навыков совместной досуговой деятельности.

1. Приглашение участников:
- опекунские семьи;
- консультантов: специалист отдела охраны детства, начальник отдела социального обеспечения, начальник ИДН, психолог Центра гигиены и здоровья, врач-нарколог.
2. Подготовка ведущих.
3. Организация концерта.
4. Организация сладкого стола.
5. Анкетирование (или опрос) с целью выявления проблем этой категории семей

1. "Право ребенка на достойное воспитание".
Вступительное слово зам. директора по ВР.
2. Для опекунов: информационная часть.
Выступление специалистов-консультантов:
- о предоставлении льгот опекунским семьям;
- об ответственности за жизнедеятельность детей;
- о психологических проблемах детей из опекунских семей;
- о типах семейного воспитания (СПС).
Ответы на вопросы опекунов.
2. Творческая лаборатория. "Я в мире людей". Коллаж для детей.
3. Для всех презентация коллажей.
4. Интервью "Что такое добро?"
5. Концерт. Сладкий стол

9

"Возьмемся за руки, друзья" (посвящен Дню Семьи).

Информационно-развлекательная программа.

Формирование представлений у родителей (лиц их заменяющих), а так же учащихся о необходимости изменения своего поведения в соответствии с идейно-нравственными нормами общества.
- предоставление информации;
- оказание комплексной помощи семьям в трудной жизненной ситуации;
- демонстрация положительного детско-родительских отношений;
- создание добродушной, доверительной атмосферы.

1. Приглашение семей категории социального риска.
2. Приглашение специалистов консультантов.
3. Аренда кинотеатра "Спартак".
4. Организация концерта.
5. Организация выставки детского творчества.

1. "Когда мы вместе".
Вступительное слово зам директора по ВР.
2. Концертная программа.
3. "Психическое здоровье подростков".
Психотерапевт.
4. Продолжение концерта.
5. "Истоки девиантного поведения несовершеннолетних".
Социальный педагог социально-педагогичес-кого Центра.
6. Виды административной и уголовной ответственности не-совершеннолетних".
Представитель прокуратуры.
7. Завершение концертной программы.
8. Просмотр к/ф "Мужики".
Индивидуальное консультирование по вопросам права, воспитания, оказания медицинской помощи.
Представитель прокуратуры, психотерапевт, социальный педагог СПЦ, психолог СПЦ, врач-нарколог

V этап. Оценка эффективности.
Цель — оценить и проанализировать в какой степени проведенная работа помогла в решении проблем конкретной семьи или группы семей по осуществлению семейного воспитания.
Задачи:
-провести мониторинг эффективности воспитательной работы с семьями;
-выявить наиболее эффективные формы работы;
-выявить недочеты;
-откорректировать программу.

1.5 Факторы риска:
-отсутствие материального обеспечения (помещения);
-отсутствие надлежащих профессиональных способностей, навыков, опыта у реализаторов программы;
-отсутствие поддержки со стороны хотя бы одного из субъектов учебно-воспитательного процесса;

  • отсутствие желания родителей (лиц их заменяющих) участвовать в реализации программы.

1.6 Бюджет:

  • помещение для встреч;
  • необходимая мебель;
  • канцелярские принадлежности;
  • наличие специальной литературы.

1.7 Реализаторы программы:
Заместитель директора по воспитательной работе Гайковая Р.А.
Социально-педагогическая служба школы: социальный педагог первой
категории Сето Е.В., психолог высшей категории Булавина Л.А.

1.8 Целевая группа:

  • Родители (или лица их заменяющие), нуждающиеся в помощи по осуществлению семейного воспитания и решившие изменить ситуацию.
  • Учащиеся из данных семей.

Лица, получающие пользу от программы:

  • родители (лица их заменяющие) приобретают необходимые представления, умения и навыки по осуществлению семейного воспитания;
  • учащиеся, родители которых приняли участие в работе клуба "Погода в доме" приобретают необходимые навыки общения с родителями (лицами их заменяющими);
  • педагоги приобретают педагогически подготовленных союзников в осуществлении социального воспитания;
  • общество приобретает здоровую семью.

1.9 Срок реализации:
Программа реализуется в течение учебного года по плану. Встречи в клубе "Погода в доме" проводятся 1 раз в месяц.

Литература

  • Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка /А.И.Баркан. – М.: "Аст-пресс", 1999.
  • Богославская, В.С. В кругу семьи рождается душа /В.С.Богославская. – Мн.: "Ураджай", 2001
  • Колесов Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни /Д.В.Колесов. – М.: "Дрофа", 2001.
  • Элизабет Крэри. Не разбрасывай носки... или Что еще должен уметь ребенок: Советы родителям /Э.Крэри. – М.: "Айрис-пресс", - 1999.
  • Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Учебное пособие /Р.В.Овчарова. – М.: Издательство института Психотерапии, 2003
  • Организация работы по предупреждению торговли людьми. Пособие для педагогов, воспитателей, социальных педагогов, психологов, родителей /Под редакцией В.В. Чечета. — Мн.: Национальный институт образования, 2004.
  • Фурманов, И.А. и др. Психология общения в учебно-педагогическом процессе. Пособие для учителей /И.А.Фурманов. – Мн.: "Тэхналогiя", - 2000.

УСТАВ КЛУБА "ПОГОДА В ДОМЕ"

  • Общие положения
  • Клуб "Погода в доме" является добровольным объединением и существует при УО "Государственная средняя общеобразовательная школа № 11" г.Витебска ОО Октябрьского района.
  • В своей практической деятельности клуб руководствуется законодательными актами Республики Беларусь, директивными и руководящими материалами Министерства образования, УО Витебского облисполкома, городского ОО и ОО Администрации Октябрьского района, а также администрации школы.
  • Вся деятельность клуба осуществляется в свободное от работы и учебы время.
  • Клуб способствует утверждению здорового образа жизни в семье, развитию общественно-политической грамотности и активности; организации досуга.
  • Основные цели и задачи клуба "Погода в доме"
    • Клуб "Погода в доме" является центром воспитания здорового образа жизни в семье.
    • Составной частью работы клуба является воспитание детей как всесторонне развитых личностей, так и граждан своей страны.
    • Воспитание молодежи неразрывно связано с самой жизнью, с изменениями, происходящими в экономической и политической обстановке.
    • Основная цель – воспитание здорового образа жизни в семье.

Основные задачи:

  • привлечение детей и подростков к активному, организованному отдыху на основе взаимного общения ученик-ученик, ученик-родитель;
  • оказание содействия в воспитании высоких художественных вкусов членов семей, умения ориентироваться в событиях сегодняшнего дня и умения противостоять вредным привычкам;
  • организация интересных и полезных встреч со специалистами в образовании, медицине, работниками силовых структур, исполкомов и т.д.
  • Членство в клубе

Членом клуба "Погода в доме" может стать любая семья, чьи дети обучаются в школе, независимо от статуса и положения.

  • Член клуба обязан
  • Принимать активное участие во всех мероприятиях;
  • Приходить на мероприятия опрятно одетыми и в трезвом виде;
  • Вести себя на мероприятиях в соответствии с общепринятыми нормами поведения в обществе.
  • Соблюдать законодательство Республики Беларусь и Устав школы.
  • Член клуба имеет право
  • Вносить свои предложения по форме проведения мероприятий;
  • Принимать активное участие в подготовке и проведении встреч;
  • Обмениваться мнениями;
  • Получить помощь в поиске специалистов для индивидуальных и групповых консультаций.
  • Построение клуба
  • Руководство клубом осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
  • Непосредственную деятельность клуба осуществляют специалисты социально-психологической службы школы.
  • Посильную помощь в деятельности клуба оказывают члены общешкольного родительского комитета.
  • Клуб работает в тесном сотрудничестве с психоневрологическим диспансером, кинотеатром "Спартак", социально-педагогическим центром, прокуратурой Октябрьского района, инспекцией по делам несовершеннолетних Октябрьского района, комиссией по делам несовершеннолетних Администрации Октябрьского района, горкомом и райкомом БРСМ, советом ветеранов, горженсоветом.

Начало

Методические материалы
Социально-психологическая помощь семье Часть 2
Авторы-составители:
П.В.Зязюлькин,
Г.Д.Воднева,
Е.С.Боброва,
М.И.Ставицкая



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.