На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социально-психологическая помощь семье (часть 2) - Приложение 9. Актуальная тематика для организации родительского всеобуча в учреждениях образования.
Социально-психологическая помощь семье (часть 2) - Приложение 9. Актуальная тематика для организации родительского всеобуча в учреждениях образования.
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социально-психологическая помощь семье (часть 2)
Приложение 1. Алгоритм изучения семьи
Приложение 2. Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй
Приложение 3. Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении
Приложение 4. Примерная модель взаимодействия спе-циалистов социально-психолого-педагогической службы
Приложение 5. Формы работы (виды помощи) по защите прав детей, оказавшихся в социально опасном положении.
Приложение 6. Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи детям, подрост-кам и их родителям из неблагополучных семей
Приложение 7. Социально-педагогическая работа с различными типами семей
Приложение 8. Примерный план работы с семьёй, оказавшейся в социально опасном положении.
Приложение 9. Актуальная тематика для организации родительского всеобуча в учреждениях образования.
Приложение 10. Программа «Семья как фактор социа-лизации и педагогический субъект в едином пространстве развития ребёнка».
Приложение 11. Программа работы и Устав клуба «По-года в доме».
Все страницы

Приложение 9

Актуальная тематика для организации
родительского всеобуча в учреждениях образования

В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания, обучения и развития детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за "круглым столом", вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки, представителей ИДН, КДН, социального приюта, секторов охраны детства), использования технического оснащения.
Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях:

I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
1. Семья и ее роль в воспитании детей
• Воспитательный потенциал семьи.
• Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
• Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
• Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
• Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
• Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
• Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
• Диалог в семейном общении.
• Принципы творческой педагогики в семье.

2. Уклад жизни в семье
• Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
• Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
• Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
• Место традиций в современном семейном укладе.
• Этика и эстетика семейного быта.
• Возможности воспитания трудом в современной семье.
• Семейный досуг игры, домашние праздники, телевидение.
• Искусство создания детского праздника.
• Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
• О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
• Традиция семейного чтения.

II. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка
1. Школа как открытая социально-педагогическая система
• Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
• Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
• Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
• Модель работы социального педагога с семьей.
• Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
2. Здоровый ребенок — здоровое общество
• Понятия физического, психического и духовного здоровья; их взаимосвязь.
• Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
• Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
• Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
• Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
• Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

III. Особенности детской и подростковой психологии
• Что такое личность? Иерархическое строение личности.
• Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
• О развитии самосознания у детей и подростков.
• Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
• Психология потребностей, разумные потребности и псевдопотребности.
• Нравственный облик и поведение человека.
• Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
• Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
• Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

IV. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей
• Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
• Правовая и экономическая зашита личности ребенка.
• Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Данные темы целесообразно использовать в проведении общешкольного родительского всеобуча на протяжении нескольких лет.
Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели используют одну из основных форм работы классного руководителя (воспитателя) с родителями — родительское собрание. Практика показывает, что это самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча. На нем обсуждаются проблемы детей и родителей, коллектива класса, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в жизни класса, школы, каждого ребенка, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое.
Педагог использует для этого традиционные организационные формы:
родительский лекторий, "родительские университеты" — формы, способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Подобная форма может проводиться как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятия наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями учащихся. Темы должны быть конкретные, например: "Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I (V, X. XI) класс?". Они определяются и доводятся до родителей заранее. В определении тематики целесообразно участие и родителей. Темы должны заинтересовывать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Актуальные в прошлом темы "Физическое воспитание школьников", "Нравственное воспитание в семье", "Трудовое воспитание в семье" не вызывают живого интереса у родителей сегодня. Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие, как:
— Умеете ли вы любить своего ребенка?
— Знаете ли вы (понимаете ли вы) своего ребенка?
— Один день из жизни ребенка в семье.
— О пользе и вреде музыки.
— Телевизор: помощник или враг?
— Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовывать?
— В семье растет сын (дочь);
— Причины плохого поведения ребёнка;
— Как привить интерес к учёбе;
— Как выбирать профессию?
Примерная тематика общешкольного родительского лектория:
— Школа и семья: как помочь друг другу?
— Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребенка и родителей.
— Негативные явления: как их предотвратить?
— Здоровье нашего ребенка: советы, как его сохранить.
— Как помочь детям развить свои способности?
— Профессии, которые выбирают дети.
— О детской дружбе;
— Повышение воспитательной уверенности в родителях;
— Роль отца, матери в семье и в воспитании ребёнка.
Презентации семейного опыта, родительские чтения — формы, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей, работы знаменитых педагогов в просвещении родителей. Эти формы дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Родительские чтения организуются после определения вопросов педагогики и психологии, которые наиболее волнуют родителей. Педагог вместе со специалистами и школьным библиотекарем определяет литературу, с помощью которой родители могли бы найти ответ на поставленные вопросы, и рекомендует их прочитать. Через определенное время проводятся родительские чтения. Особенность родительских чтений — анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
— Семейное счастье — в чем оно?
— Наши семейные традиции.
— Наше свободное время.
— Труд в школе и семье.
— Секреты семейного воспитания.
— Трудно ли воспитывать детей?
— В здоровом теле — здоровый дух.
— Вместе весело шагать...
— Особенности гендерного воспитания и т.д.
Школа для родителей, малые академии родителей (с учетом возраста и интересов родителей) — дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей (отдельно для молодых, многодетных родителей, неполных семей, отцов, бабушек, мам, семей "трудных детей" и т.д.), позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей.
В "Школе молодого родителя" можно построить работу с родителями так:
- Игра знакомств "Давайте познакомимся".
—Результаты психолого-педагогической диагностики "Мотивационная готовность ребенка к школе", советы родителям.
— Деловая игра "Поможем детям учиться".
— Дискуссия "Поощрения и наказания в семье: польза и вред".
— Практикум "Развитие речи и общения детей".
— Размышления родителей о воспитании "Педагогические рецепты".
Вечера вопросов и ответов — проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики, юристы, социальные педагоги и др.), родители с учетом возрастных особенностей детей. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Такие вечера уместно проводить для учащихся, а также совместные встречи.
Вопросы на подобных вечерах могут подниматься различные:
— Индивидуально-возрастные особенности детей ... возраста.
— Отцы и дети: преодоление "вечного конфликта".
— Наркотики: как от них уберечься.
— Как научить детей правильно питаться?
— Отец и сын не ладят: как помочь?
— Ответственность перед законом: что нужно знать и детям, и родителям? И др.
Педагогические практикумы, семинары направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Для того чтобы данная форма принесла результат, требуется серьезная подготовка, т.к. этому должна предшествовать большая диагностическая, подготовительная работа как самого педагога, так и родителей.
Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах:
— Как помочь ребенку стать внимательным?
— Как помочь детям в подготовке домашних заданий?
— Поощрение и наказание в семье.
— Нужно ли трудиться дома (в школе)?
— Конфликт в семье: как его преодолеть?
— Как помочь исправить тройки (двойки)?
— Как помочь одаренному ребенку?
— Как правильно общаться?
Особенно эффективны в работе с родителями нестандартные формы, которые дают возможность родителям "попрактиковаться в воспитании", проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявления и развития творческих способностей родителей и педагогов.
Возможные темы встреч:
— Учитель глазами родителей, родитель глазами учителя.
— Наша школа, какой мы ее хотим видеть.
— Вместе дружная семья.
— Друзья мои, прекрасен наш союз!
— Что мы можем вместе?
"Круглый стол", педагогический треугольник, родительский ринг — подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в школе, в семье. На обсуждение могут быть представлены проблемные ситуации, складывающиеся в семье, ситуации, которые складываются в самом классном коллективе. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем изучаются и анализируются различные точки зрения. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Дискуссионные клубы, собрания-диспуты нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
Проигрывание педагогических ситуаций дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений.
Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку, которая включает в себя:
— изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения;
— консультирование классного руководителя со специалистами (психологами, социальным педагогом и т.д.) с целью подбора ситуации для обсуждения;
— создание из числа педагогов, психологов, приглашенных специалистов группы экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения.
Подобные формы начинаются с обсуждения точек зрения на проблему, что позволяет определить противоположные и общие воззрения на нее. Затем переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации.
Тематика подобных форм родительского просвещения многообразна и определяется при выявлении проблем в классе, семье, школе:
— Семейные проблемы. Как их решать?
— Пятнадцать лет. Это много или мало?
— Трудности адаптации. Как их преодолеть?
— Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение?
— Трудный ребенок. Какой он?
— Почему врут наши дети?
— Ответственность. Как сформировать ее у детей?
— Причины детской и взрослой агрессивности.
Педагогические мастерские, мастерские общения — "психолого-театральное действо", которое эмоционально и духовно переживается участниками в его процессе:
— Игры общения в семье.
— Как правильно воспитывать детей?
— Проблемы общения в детском коллективе.
— Мальчик — не девочка. Девочка — не мальчик.
— Наказание и поощрение.
— Педагогический такт родителей.
— Искусство любить детей.
Организационно-деятельностные, деловые и ролевые игры дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в семье:
— Школа — второй дом. Какой мы ее хотим видеть?
— Наша модель выпускника школы.
— Воспитание в школе глазами родителей.
— Родительский совет. Его роль в школе.
— В роли сына или дочери.
— Легко ли папе (маме) — учителю?
— Вновь за школьной партой.
— Друг (подруга) моего сына (дочери).
Социально-психологические тренинги — активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, при этом эффективность и результаты тренингов возрастают. В тренинге участвует группа не более 12-15 человек. Тренинг должен включать 5 — 8 занятий. Обычно проводится психологом, социальным педагогом.
Совместные собрания вместе с детьми — формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям "с другой стороны" увидеть своих детей, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни:
— Способности ребенка, пути их развития.
— Мы и наши таланты.
— Взгляни на меня другими глазами.
— Вот и стали мы на год взрослее.
Данные формы многообразны. Они позволяют взглянуть на возникшие проблемы с разных сторон, глазами специалистов, педагогов, детей и родителей. В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы в проведении одного родительского собрания. Главное, чтобы они затронули пап и мам, заставили их еще раз пересмотреть свои точки зрения на воспитание своих детей, сравнить и стать своему ребенку помощником и другом.
Родительские конференции, сходы, съезды — формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся на уровне класса, школы, микрорайона, района, города не более одного раза в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К началу конференции готовят фото-, изо-, книжные выставки, выставки детского и семейного творчества, перед конференцией объявляются всевозможные конкурсы. На конференции (съезде, сходе) принимаются определенные решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме, могут быть приняты обращения родителей.
Примерные вопросы для обсуждения:
— Роль родителей в мотивации к учебе, самообразованию и развитию познавательного интереса.
— Физическое и психическое здоровье ребенка — залог успешности в учебе.
— Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра.
— Хорошие родители. Кто они?
— Как научить ребенка любить и быть любимым?
— Роль отца в воспитании.
— Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений и негативных явлений.
— "Важней всего — погода в доме". (Как избежать конфликтов в семье.)
— Роль семьи в выборе профессий.
— Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни.
— Вредные привычки. Как их преодолеть?
— Трудности школьного ученичества.
— Свободное время детей. Как его занять?
— Культура общения в семье и социуме и др.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер, требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций — ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее в доброжелательной атмосфере, должна быть направленность на положительную перспективу.
Возможные варианты тематических консультаций:
— Одаренный ребенок. Как ему помочь?
— Почему ребенок не учится?
— Как развить внимание (память, воображение) у ребенка?
— Единственный ребенок. Пути преодоления трудностей в семье.
— Как развить у ребенка желание читать?
— Поощрения и наказания. Каким им быть?
— Бабушка испортила мне сына (дочь). Так ли это?
— Тревожность у ребенка. К чему это может привести?
— Проблемы общения в семье.
— Типы семейного воспитания.
— Грубость и непонимание в семье.
— Права и обязанности в семье.
Итак, цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей — помочь им правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей. Родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании. При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства.
Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:

  • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
  • в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
  • в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
  • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.