Страница 10 из 12
Приложение 9
Актуальная тематика для организации родительского всеобуча в учреждениях образования
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания, обучения и развития детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за "круглым столом", вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения. Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки, представителей ИДН, КДН, социального приюта, секторов охраны детства), использования технического оснащения. Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях:
I. Приоритет семьи в воспитании ребенка 1. Семья и ее роль в воспитании детей • Воспитательный потенциал семьи. • Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье. • Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. • Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания. • Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства. • Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. • Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье. • Диалог в семейном общении. • Принципы творческой педагогики в семье.
2. Уклад жизни в семье • Современная семья: возможности и проблемы ее уклада. • Необходимость семейных традиций в жизни ребенка. • Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях. • Место традиций в современном семейном укладе. • Этика и эстетика семейного быта. • Возможности воспитания трудом в современной семье. • Семейный досуг игры, домашние праздники, телевидение. • Искусство создания детского праздника. • Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка. • О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье. • Традиция семейного чтения.
II. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка 1. Школа как открытая социально-педагогическая система • Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации). • Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). • Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка. • Модель работы социального педагога с семьей. • Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей. 2. Здоровый ребенок — здоровое общество • Понятия физического, психического и духовного здоровья; их взаимосвязь. • Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка. • Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации. • Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни. • Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей. • Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
III. Особенности детской и подростковой психологии • Что такое личность? Иерархическое строение личности. • Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию. • О развитии самосознания у детей и подростков. • Нравственные чувства человека и особенности их формирования. • Психология потребностей, разумные потребности и псевдопотребности. • Нравственный облик и поведение человека. • Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки. • Педагогическая запущенность подростка, ее причины. • Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
IV. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей • Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования. • Правовая и экономическая зашита личности ребенка. • Проблема воспитания правовой культуры у детей. Данные темы целесообразно использовать в проведении общешкольного родительского всеобуча на протяжении нескольких лет. Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели используют одну из основных форм работы классного руководителя (воспитателя) с родителями — родительское собрание. Практика показывает, что это самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча. На нем обсуждаются проблемы детей и родителей, коллектива класса, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в жизни класса, школы, каждого ребенка, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое. Педагог использует для этого традиционные организационные формы: родительский лекторий, "родительские университеты" — формы, способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Подобная форма может проводиться как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятия наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями учащихся. Темы должны быть конкретные, например: "Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I (V, X. XI) класс?". Они определяются и доводятся до родителей заранее. В определении тематики целесообразно участие и родителей. Темы должны заинтересовывать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Актуальные в прошлом темы "Физическое воспитание школьников", "Нравственное воспитание в семье", "Трудовое воспитание в семье" не вызывают живого интереса у родителей сегодня. Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие, как: — Умеете ли вы любить своего ребенка? — Знаете ли вы (понимаете ли вы) своего ребенка? — Один день из жизни ребенка в семье. — О пользе и вреде музыки. — Телевизор: помощник или враг? — Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовывать? — В семье растет сын (дочь); — Причины плохого поведения ребёнка; — Как привить интерес к учёбе; — Как выбирать профессию? Примерная тематика общешкольного родительского лектория: — Школа и семья: как помочь друг другу? — Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребенка и родителей. — Негативные явления: как их предотвратить? — Здоровье нашего ребенка: советы, как его сохранить. — Как помочь детям развить свои способности? — Профессии, которые выбирают дети. — О детской дружбе; — Повышение воспитательной уверенности в родителях; — Роль отца, матери в семье и в воспитании ребёнка. Презентации семейного опыта, родительские чтения — формы, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей, работы знаменитых педагогов в просвещении родителей. Эти формы дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Родительские чтения организуются после определения вопросов педагогики и психологии, которые наиболее волнуют родителей. Педагог вместе со специалистами и школьным библиотекарем определяет литературу, с помощью которой родители могли бы найти ответ на поставленные вопросы, и рекомендует их прочитать. Через определенное время проводятся родительские чтения. Особенность родительских чтений — анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. — Семейное счастье — в чем оно? — Наши семейные традиции. — Наше свободное время. — Труд в школе и семье. — Секреты семейного воспитания. — Трудно ли воспитывать детей? — В здоровом теле — здоровый дух. — Вместе весело шагать... — Особенности гендерного воспитания и т.д. Школа для родителей, малые академии родителей (с учетом возраста и интересов родителей) — дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей (отдельно для молодых, многодетных родителей, неполных семей, отцов, бабушек, мам, семей "трудных детей" и т.д.), позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей. В "Школе молодого родителя" можно построить работу с родителями так: - Игра знакомств "Давайте познакомимся". —Результаты психолого-педагогической диагностики "Мотивационная готовность ребенка к школе", советы родителям. — Деловая игра "Поможем детям учиться". — Дискуссия "Поощрения и наказания в семье: польза и вред". — Практикум "Развитие речи и общения детей". — Размышления родителей о воспитании "Педагогические рецепты". Вечера вопросов и ответов — проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики, юристы, социальные педагоги и др.), родители с учетом возрастных особенностей детей. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Такие вечера уместно проводить для учащихся, а также совместные встречи. Вопросы на подобных вечерах могут подниматься различные: — Индивидуально-возрастные особенности детей ... возраста. — Отцы и дети: преодоление "вечного конфликта". — Наркотики: как от них уберечься. — Как научить детей правильно питаться? — Отец и сын не ладят: как помочь? — Ответственность перед законом: что нужно знать и детям, и родителям? И др. Педагогические практикумы, семинары направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Для того чтобы данная форма принесла результат, требуется серьезная подготовка, т.к. этому должна предшествовать большая диагностическая, подготовительная работа как самого педагога, так и родителей. Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах: — Как помочь ребенку стать внимательным? — Как помочь детям в подготовке домашних заданий? — Поощрение и наказание в семье. — Нужно ли трудиться дома (в школе)? — Конфликт в семье: как его преодолеть? — Как помочь исправить тройки (двойки)? — Как помочь одаренному ребенку? — Как правильно общаться? Особенно эффективны в работе с родителями нестандартные формы, которые дают возможность родителям "попрактиковаться в воспитании", проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения. Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявления и развития творческих способностей родителей и педагогов. Возможные темы встреч: — Учитель глазами родителей, родитель глазами учителя. — Наша школа, какой мы ее хотим видеть. — Вместе дружная семья. — Друзья мои, прекрасен наш союз! — Что мы можем вместе? "Круглый стол", педагогический треугольник, родительский ринг — подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в школе, в семье. На обсуждение могут быть представлены проблемные ситуации, складывающиеся в семье, ситуации, которые складываются в самом классном коллективе. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем изучаются и анализируются различные точки зрения. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения. Дискуссионные клубы, собрания-диспуты нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов. Проигрывание педагогических ситуаций дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений. Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку, которая включает в себя: — изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения; — консультирование классного руководителя со специалистами (психологами, социальным педагогом и т.д.) с целью подбора ситуации для обсуждения; — создание из числа педагогов, психологов, приглашенных специалистов группы экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения. Подобные формы начинаются с обсуждения точек зрения на проблему, что позволяет определить противоположные и общие воззрения на нее. Затем переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации. Тематика подобных форм родительского просвещения многообразна и определяется при выявлении проблем в классе, семье, школе: — Семейные проблемы. Как их решать? — Пятнадцать лет. Это много или мало? — Трудности адаптации. Как их преодолеть? — Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение? — Трудный ребенок. Какой он? — Почему врут наши дети? — Ответственность. Как сформировать ее у детей? — Причины детской и взрослой агрессивности. Педагогические мастерские, мастерские общения — "психолого-театральное действо", которое эмоционально и духовно переживается участниками в его процессе: — Игры общения в семье. — Как правильно воспитывать детей? — Проблемы общения в детском коллективе. — Мальчик — не девочка. Девочка — не мальчик. — Наказание и поощрение. — Педагогический такт родителей. — Искусство любить детей. Организационно-деятельностные, деловые и ролевые игры дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в семье: — Школа — второй дом. Какой мы ее хотим видеть? — Наша модель выпускника школы. — Воспитание в школе глазами родителей. — Родительский совет. Его роль в школе. — В роли сына или дочери. — Легко ли папе (маме) — учителю? — Вновь за школьной партой. — Друг (подруга) моего сына (дочери). Социально-психологические тренинги — активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, при этом эффективность и результаты тренингов возрастают. В тренинге участвует группа не более 12-15 человек. Тренинг должен включать 5 — 8 занятий. Обычно проводится психологом, социальным педагогом. Совместные собрания вместе с детьми — формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям "с другой стороны" увидеть своих детей, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни: — Способности ребенка, пути их развития. — Мы и наши таланты. — Взгляни на меня другими глазами. — Вот и стали мы на год взрослее. Данные формы многообразны. Они позволяют взглянуть на возникшие проблемы с разных сторон, глазами специалистов, педагогов, детей и родителей. В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы в проведении одного родительского собрания. Главное, чтобы они затронули пап и мам, заставили их еще раз пересмотреть свои точки зрения на воспитание своих детей, сравнить и стать своему ребенку помощником и другом. Родительские конференции, сходы, съезды — формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся на уровне класса, школы, микрорайона, района, города не более одного раза в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К началу конференции готовят фото-, изо-, книжные выставки, выставки детского и семейного творчества, перед конференцией объявляются всевозможные конкурсы. На конференции (съезде, сходе) принимаются определенные решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме, могут быть приняты обращения родителей. Примерные вопросы для обсуждения: — Роль родителей в мотивации к учебе, самообразованию и развитию познавательного интереса. — Физическое и психическое здоровье ребенка — залог успешности в учебе. — Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра. — Хорошие родители. Кто они? — Как научить ребенка любить и быть любимым? — Роль отца в воспитании. — Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений и негативных явлений. — "Важней всего — погода в доме". (Как избежать конфликтов в семье.) — Роль семьи в выборе профессий. — Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни. — Вредные привычки. Как их преодолеть? — Трудности школьного ученичества. — Свободное время детей. Как его занять? — Культура общения в семье и социуме и др. Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер, требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций — ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее в доброжелательной атмосфере, должна быть направленность на положительную перспективу. Возможные варианты тематических консультаций: — Одаренный ребенок. Как ему помочь? — Почему ребенок не учится? — Как развить внимание (память, воображение) у ребенка? — Единственный ребенок. Пути преодоления трудностей в семье. — Как развить у ребенка желание читать? — Поощрения и наказания. Каким им быть? — Бабушка испортила мне сына (дочь). Так ли это? — Тревожность у ребенка. К чему это может привести? — Проблемы общения в семье. — Типы семейного воспитания. — Грубость и непонимание в семье. — Права и обязанности в семье. Итак, цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей — помочь им правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей. Родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании. При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства. Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:
- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
- в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
- в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
|